Подмена

редактировать

Der Wechselbalg Генри Фузели, 1781

A подменыш, также исторически упоминаемый как auf или oaf, человекоподобное существо, встречающееся в фольклоре и народной религии по всей Европе.. Подменышем считался ребенок феи, которого оставили вместо человеческого ребенка, украденного феями. Тема обмениваемого ребенка часто встречается в средневековой литературе и отражает озабоченность по поводу младенцев, которые, как считается, страдают необъяснимыми заболеваниями, расстройствами или отклонениями в развитии.

Содержание
  • 1 Описание
  • 2 Функция
  • 3 В фольклоре
    • 3.1 Корнуолл
    • 3.2 Германия
    • 3.3 Ирландия
    • 3.4 Остров Мэн
    • 3.5 Низменная Шотландия и Северная Англия
    • 3,6 Польша
    • 3,7 Скандинавия
    • 3,8 Испания
    • 3,9 Уэльс
  • 4 В исторических записях
  • 5 За пределами Европы
    • 5,1 Африка
  • 6 В современном мире
    • 6.1 Неврологические различия
    • 6.2 По характеру
  • 7 См. Также
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки
Описание

Подменыша обычно можно идентифицировать по ряду признаков; В ирландской легенде сказочный ребенок может казаться болезненным и не увеличиваться в размерах, как нормальный ребенок, и может иметь заметные физические характеристики, такие как борода или длинные зубы. Они также могут проявлять интеллект, выходящий далеко за рамки своего видимого возраста, а также обладать сверхъестественной проницательностью. Распространенный способ, которым подменыш может идентифицировать себя, - это проявление необычного поведения, когда он думает, что он один, например, прыжки, танцы или игра на музыкальном инструменте - хотя этот последний пример встречается только в ирландских и шотландских легендах.

"Человеческий ребенок может быть взят из-за многих факторов: действовать как слуга, из любви к человеческому ребенку или злого умысла. Чаще всего считалось, что феи обмениваются детьми В редких случаях очень пожилых людей из числа фей заменяли на человеческое дитя, чтобы старая фея могла жить в комфорте, когда ее лелеяли человеческие родители. Простые амулеты, такие как перевернутая шуба или раскрытый утюг. считалось, что ножницы, оставленные там, где спит ребенок, отгоняют их; другие меры включали постоянный присмотр за ребенком ".

Д. Л. Ашлиман указывает в своем эссе «Подмена», что сказки подменышей иллюстрируют аспект выживания семьи в доиндустриальной Европе. Средства существования крестьянской семьи часто зависели от производительного труда каждого члена, и было трудно обеспечить человека, который постоянно истощал скудные ресурсы семьи. "Тот факт, что яростный аппетит подменышей упоминается так часто, указывает на то, что родители этих несчастных детей видели в их продолжающемся существовании угрозу для существования всей семьи. Рассказы о подменышах подтверждают другие исторические свидетельства, предполагающие, что детоубийство часто было решением выбрано. "

Функция
Дьявол крадет ребенка, оставляя скрытого подменыша. Начало 15 века, фрагмент «Легенды о святом Стефане» Мартино ди Бартоломео

Одно из верований состоит в том, что тролли считали более респектабельным быть выращенным людьми и что они хотели дать своим детям человеческое воспитание. Некоторые считали, что тролли заберут некрещеных детей. Как только дети крестились и, следовательно, становились частью Церкви, тролли не могли их взять.

Красота человеческих детей и молодых женщин, особенно черты, которые вызывают яркость или отражательную способность, такие как светлые волосы и голубые или серебряные глаза, как говорят, привлекают фей, поскольку они, возможно, находят драгоценность в этих воспринимаемых чертах.

В шотландском фольклоре дети могут быть заменой волшебным детям в десятине в ад ; это лучше всего известно из баллады Там Лин. Согласно распространенным шотландским мифам, ребенок, родившийся с caul (частью амниотической оболочки) на лице, является подменышем и скоро умрет («фей-рождение»).

Другой фольклор говорит, что грудное молоко необходимо для выживания сказочных детей. В этих случаях либо новорожденный человеческий ребенок будет заменен феей на кормление матери-человека, либо человеческая мать будет возвращена в мир фей, чтобы кормить сказочных младенцев грудью. Также считается, что человеческие акушерки были необходимы, чтобы принести на свет сказочных младенцев.

Некоторые истории рассказывают о подменышах, которые забывают, что они не люди, и продолжают жить человеческой жизнью. Однако подменыши, которые не забывают, в некоторых историях возвращаются в свою семью фей, возможно, покидая человеческую семью без предупреждения. Человеческий ребенок, которого забрали, часто может оставаться в семье фей навсегда. Чувствуя себя связанными с судьбой подменышей, есть семьи, которые просто выпускают подменышей в пустыню.

Некоторые фольклористы считают, что феи были воспоминаниями жителей разных регионов Европы, которые были загнаны в укрытие захватчиками. Они считали, что подменыши действительно существовали; скрывающиеся люди обменивали бы своих больных детей на здоровых детей оккупантов.

В фольклоре

Корнуолл

Мен-ан-Тол Говорят, что у камней в Корнуолле есть фея или пикси страж, который может чудесным образом исцелять. В одном случае через камень пропустили ребенка-подменыша, чтобы мать вернула ей настоящего ребенка. Злые пикси изменили ее ребенка, и камни смогли отменить свое заклинание.

Германия

В Германии подменыш известен как Wechselbalg, Wechselkind, Kielkopf или Dickkopf (последний намекает на огромных шее и головах подменышей).

В Германии известно несколько методов, позволяющих идентифицировать подменыша и вернуть замененного настоящего ребенка:

  • сбить с толку подменыша, приготовив или заварив его в яичной скорлупе. Это заставит подменыша говорить, заявляя о своем настоящем возрасте, раскрывая свое положение за пределами синхронности.
  • попытка нагреть подменыша в печи - возможно, ложь из-за способности переносить настоящее.
  • удары или порка подменыша

Иногда подменыша нужно кормить женским молоком, прежде чем заменять детей.

В немецком фольклоре несколько возможных родителей известны как подменыши. Это:

Ирландия

В Ирландии смотреть на ребенка с завистью -« не смотреть на ребенка »- было опасно, так как это подвергало опасности ребенка, который тогда находился во власти фей. Точно так же было опасно восхищаться или завидовать женщине или мужчине, если только этот человек не добавил благословения; В особой опасности оказались трудоспособные и красивые. Женщины были особенно в опасности в пороговых состояниях: будучи молодой невестой или молодой матерью.

Если поджег подменыша в огне, он выпрыгнет из дымохода и вернет человеческое дитя., но, по крайней мере, в одной сказке рассказывается, как мать с подменышем обнаружила, что женщина-фея пришла в ее дом с человеческим ребенком, сказав, что другие феи сделали обмен, и она хотела своего собственного ребенка. Рассказ об удивлении подменыша путем заваривания яичной скорлупы также рассказывается в Ирландии, как и в Уэльсе. Различные легенды описывают другие способы помешать потенциальному похитителю фей. Один из них заключался в том, чтобы крикнуть «Gairum augus coisricim thú» (благословляю тебя) или «Да благословит тебя Бог», что заставило бы фею бросить ребенка, которого она пыталась украсть. Другая возможная тактика заключалась в том, чтобы вступить в спор о том, кто оставит ребенка; крик «Отдай это мне» обманом заставил бы фею отдать ребенка обратно человеку.

Подменыши, в некоторых случаях, рассматривались не как подмененные феи, а как старые феи, принесенные в человеческий мир, чтобы умереть.

Ирландские легенды о подменышах обычно следуют той же формуле: портной - это тот, кто первым замечает подменыша, фею, играющую на волынке или другом инструменте, и похищение человеческого ребенка через окно.

Имя современной ирландской девочки, Сиофра, означает эльфийский ребенок или ребенок-подменыш, происходящее от Síobhra (í), что означает фея (/ феи). Aos sí, siabhra (обычно англизированный как «sheevra»), может быть склонен ко злу и злу. Однако в Ольстере народная песня «Колыбельная матери Гартана» также использует слово «шивра» просто для обозначения «дух» или «фея».

Остров Мэн

Остров Мэн имел обширную коллекцию мифов и суеверий, касающихся фей, и есть многочисленные народные сказки, которые были собраны о предполагаемых подменышах. София Моррисон в свои «Мэнские сказки» (Дэвид Натт, Лондон, 1911) включает в себя сказку «Сказочное дитя из Близкого Нью-Лейя», рассказ о ребенке, предположительно замененном феями на громкий и непослушный сказочный ребенок. Английский поэт и топограф Джордж Уолдрон, живший на острове Мэн в начале 18 века, цитирует рассказ о предполагаемом подменыше, который ему показали, возможно, ребенку с наследственным генетическим заболеванием:

«Ничто под небом не могло иметь более красивого лица; но, хотя ему было от пяти до шести лет и он выглядел здоровым, он был так далек от того, чтобы ходить или стоять, что не мог даже двигаться. любой сустав; его конечности были очень длинными для его возраста, но меньше, чем у шестимесячного младенца; его кожа была совершенно нежной, и у него были самые прекрасные волосы в мире; он никогда не говорил, не плакал, почти ничего не ел и его очень редко видели улыбающимся, но если кто-нибудь называл его сказочным эльфом, он хмурился и пристально смотрел на тех, кто это говорил, как будто хотел их просмотреть. Его мать или, по крайней мере, его предполагаемая мать, будучи очень бедным, часто выходил на улицу и оставлял его на целый день вместе. любопытство, часто заглядывали в окно, чтобы увидеть, как он себя ведет в одиночестве, и всякий раз, когда они это делали, они наверняка находили его смеющимся и в крайнем восторге. Это заставило их судить, что без него он был более приятен для него, чем мог бы быть любой смертный; и что заставляло это предположение казаться более разумным, так это то, что, если бы он остался таким грязным, женщина, вернувшись, увидела его с чистым лицом, а его волосы были причесаны с максимальной точностью и аккуратностью ».

Низменная Шотландия и Северная Англия

В англо-шотландском пограничном регионе считалось, что эльфы (или феи ) жили на «эльфийских холмах. "(или" холмы фей "). Наряду с этой верой в сверхъестественные существа существовало мнение, что они могут унести детей и даже взрослых и вернуть их в свой мир (см. Elfhame ). Часто Предполагалось, что ребенка вырвут и заменит имитацией ребенка, обычно взрослого эльфа мужского пола, которого кормит мать. Настоящий ребенок будет хорошо относиться к эльфам и вырастет одним из их, в то время как ребенок-подменыш будет недовольным и утомительным. Многие травы, мази и семена можно было использовать для обнаружения волшебного народа и отразить их замыслы. Также считалось, что чтобы заставить подменыша проявить себя, его нужно либо удивить, чтобы он заговорил, либо заставить смеяться.

В одном из рассказов мать подозревала, что ее ребенка забрали и заменили подменышем, и это мнение было правильным. Это подтвердилось однажды, когда сосед вбежал в дом с криком: «Иди сюда, и увидишь! Вон там Холм Фей a 'alowe. "На это эльф поднялся, говоря:" Waes меня! Что будет со мной, женой и Бэрнсом ? "И выбрался из трубы.

В Байерхольме около Ньюкаслтона в Лиддесдейле где-то в начале 19-го века гном по имени Роберт Эллиот или Маленький Хобби Кастлтон, как его называли, слыл подменышем. Когда его издевались другие мальчики, он, не колеблясь, рисовал свой оврагу (большой нож) и отправьте их, однако, поскольку он был ужасно короток в ногах, они обычно опережали его и убегали. Однако он проявил смелость и, когда услышал, что его сосед, шестифутовый трехдюймовый (191 см) Уильям Скотт из Кирндина, крепкий и сильный пограничник, оклеветал его имя, он пригласил этого человека в свой дом, поднял его по лестнице и вызвал его на дуэль. Скотт поспешно отступил.

Детская баллада 40, Нурис королевы Эльфландии, изображает похищение новой матери, опираясь на фольклор подменышей. Хотя он фрагментарен, он содержит горе матери и королева Эльфландии обещает вернуть ее своему ребенку, если она будет кормить ребенка королевы, пока он не сможет ходить.

Польша

Мамуна или Богинки - это славянский дух, который обменивает младенцев (превращая их в odmieńce ) в колыбели. Говорят, что подменыши, оставленные Мамуной, имели заметно другой вид; аномально большой живот, необычно маленькая или большая голова, горб, тонкие руки и ноги, волосатое тело и длинные когти. Подменыши Мамуны также получат свой первый набор зубов раньше срока по сравнению с человеческим младенцем.

Чтобы защитить ребенка от похищения Мамуной, мать повязывала красную ленту вокруг запястья ребенка, повязывала ему повязку. красную шляпу на голове и держи подальше от лунного света. Другие профилактические методы включали в себя не мыть подгузники после захода солнца и никогда не отворачивать голову от ребенка, когда он спал. Тем не менее, даже если Мамуна забрала ребенка, у нее был способ вернуть ребенка. Мать подводила ребенка-подменыша к мусору, хлестала его березовой палкой и обливала водой из яичной скорлупы, при этом крича: «Возьми свою, верни мою». " Обычно мамуна жалела своего собственного ребенка и возвращала человеческого ребенка своей матери.

Скандинавия

Согласно традиционным нордическим верованиям, обычно считалось, что это тролли или существа из подполье, изменившее детей. Поскольку большинство существ из скандинавского фольклора, как говорят, боятся железа, скандинавские родители часто кладут железный предмет, такой как ножницы или нож, на колыбель некрещеного младенца. Считалось, что если человеческий ребенок был взят, несмотря на такие меры, родители могли принудить к возвращению ребенка, жестоко обращаясь с подменышем, используя такие методы, как взбивание или даже помещая его в нагретую духовку. По крайней мере, в одном случае женщину привлекли к суду за то, что она убила своего ребенка в духовке. В Швеции считается, что в комнате, в которой находится ребенок, необходимо разжечь огонь до его крещения, а также нельзя выливать воду, используемую для купания ребенка, поскольку оба эти действия не позволяют ребенку

Картина Джона Бауэра, изображающая двух троллей с человеческим ребенком, которого они вырастили

В одной шведской сказке матери-человеку советуют жестоко расправиться с подменышем (bortbyting), чтобы тролли вернут ее сына, но она отказывается, не имея возможности плохо обращаться с невинным ребенком, несмотря на то, что знает его природу. Когда ее муж требует, чтобы она бросила подменыша, она отказывается, и он оставляет ее - после чего он встречает их сына в лесу, который свободно бродит. Сын объясняет, что, поскольку его мать никогда не была жестокой по отношению к подменышу, мать-тролль никогда не была жестока с ним, и когда она пожертвовала тем, что было ей дорого, своим мужем, они поняли, что не имеют над ней власти, и освободили его.

Эта сказка особенно пересказана шведским детским автором Хеленой Ниблом как Бортбитингарна в книге 1913 года Bland tomtar och troll. (что изображено на изображении), принцессу похищают тролли и заменяют их собственным потомством вопреки воле матери троллей. Подменыши растут вместе со своими новыми родителями, но обоим трудно адаптироваться: девушке-человеку противен ее будущий жених, принц-тролль, тогда как девушке-троллю наскучила ее жизнь и ее скучный будущий жених-человек. Расстроенные условиями своей жизни, они оба заблудились в лесу, проходя мимо друг друга, не заметив этого. Принцесса приходит в замок, после чего королева сразу узнает ее, а девушка-тролль находит женщину-тролля, которая громко ругается во время работы. Девушка-тролль заявляет, что женщина-тролль намного веселее, чем любой другой человек, которого она когда-либо видела, и ее мать с радостью видит, что ее настоящая дочь вернулась. И человеческая девушка, и девушка-тролль счастливо женятся в один и тот же день.

Испания

В Астурии (Северная Испания) существует легенда о Ксане, разновидности нимфы которые жили у рек, фонтанов и озер, иногда помогая путешественникам в их путешествиях. Ксаны были задуманы как маленькие феи сверхъестественной красоты. Они могли рожать младенцев, «ксанино», которых иногда заменяли человеческими младенцами - некоторые легенды утверждают, что это было сделано для того, чтобы они крестились, в то время как другие утверждают, что это потому, что ксана не может производить молоко. Легенда гласит, что для того, чтобы отличить «ксанино» от человеческого младенца, нужно поставить рядом с камином горшки и яичные скорлупы; ксанино сказал бы: «Я родился сто лет назад, и с тех пор не видел столько яичных скорлуп у костра!».

Уэльс

В Уэльсе ребенок-подменыш (plentyn cael (поет), plant cael (мн.)) изначально напоминает человека, которого он заменяет, но постепенно становится уродливее по внешнему виду и поведению: некрасивый, уродливый, вспыльчивый, склонный кричать и кусаться. Он может обладать меньшим интеллектом, чем обычно, но опять же определяется его более чем детской мудростью и хитростью.

Обычным средством идентификации подменыша является приготовление семейной еды в яичной скорлупе. Ребенок воскликнет: «Я видел желудь раньше дуба, но я никогда не видел ничего подобного» и исчезнет, ​​только чтобы его место занял изначальный человеческий ребенок. В качестве альтернативы или после этой идентификации предположительно необходимо плохо обращаться с ребенком, помещая его в горячую духовку, держа его в лопате над горячим огнем или купая его в растворе наперстянки.

в исторические записи

Дети, которых суеверные люди причислили к подменышам, часто подвергались жестокому обращению или убийствам.

Два случая XIX века отражают веру в подменышей. В 1826 году Энн Рош трижды купала Майкла Лихи, четырехлетнего мальчика, неспособного говорить или стоять, в Flesk ; он утонул в третий раз. Она поклялась, что просто пыталась изгнать из него фею, и присяжные оправдали ее в убийстве. В 1895 г. Бриджит Клири была убита несколькими людьми, в том числе ее мужем и двоюродными братьями, после короткого приступа болезни (вероятно, пневмонии ). Местный сказочник Джек Данн обвинил Бриджит в том, что она волшебный подменыш. Это спорно, является ли на самом деле поверил ее муж Майкл быть феей; многие считают, что он придумал «сказочную защиту» после убийства своей жены в приступе ярости. Убийцы были признаны виновными в непредумышленном убийстве, а не в убийстве, поскольку даже после смерти они утверждали, что были убеждены, что убили подменыша, а не саму Бриджит Клири.

За пределами Европы

Африка

народ игбо восточной Нигерии традиционно считал, что женщину, потерявшую множество детей, мертворожденных или рано в младенчестве, мучил ogbanje, злой дух, который перевоплощался снова и снова. Один из наиболее часто предписываемых методов избавления от огбандже заключался в том, чтобы найти и уничтожить его ии-ува, закопанный объект, связывающий его с миром смертных.

Многие ученые теперь считают, что Истории ogbanje возникли как попытка объяснить потерю детей с серповидно-клеточной анемией. Даже сегодня младенческая смерть обычна среди детей, рожденных с тяжелой серповидно-клеточной анемией, особенно в районах Африки, где отсутствуют адекватные медицинские ресурсы.

Сходство между европейским подменышем и игбо-огбандже настолько поразительно, что сами игбо часто перевести это слово на английский как «подменыш». Абику был грубым аналогом огбандже у родственных народов йоруба к западу от Игболанда.

В современном мире

слово oaf, означающее неуклюжий или неуклюжий глупый человек происходит от исторического английского слова, обозначающего подменыш, auf. Это, в свою очередь, как полагают, произошло от среднеанглийского alven и elven, и в конечном итоге от древнескандинавского слова alfr, обозначающего эльф.

Неврологические различия

Реальность, лежащая в основе многих легенд о подменышах часто рождались деформированные дети или дети с нарушениями развития. К заболеваниям или инвалидности, симптомы которых соответствуют описанию подменышей в различных легендах, относятся spina bifida, кистозный фиброз, PKU, прогерия, синдром Дауна, гомоцистинурия, синдром Вильямса, синдром Гурлера, синдром Хантера, спектр аутизма расстройство, синдром Прадера-Вилли и церебральный паралич. Более высокая частота врожденных дефектов у мальчиков коррелирует с убеждением, что младенцы мужского пола с большей вероятностью будут взяты. Психолог Стюарт Вайс пишет, что у современных родителей более высокие ожидания в отношении родов, и когда «дети не оправдывают этих ожиданий, родители иногда находят виноватого в другом демоне». Состояние, известное как регрессивный аутизм, при котором дети, кажется, развиваются нормально в ранние годы, а затем начинают проявлять симптомы аутизма, также можно сравнить с признаками ребенка-подменыша.

Как Было отмечено, что была выдвинута гипотеза, что легенда о подменышах могла развиться или, по крайней мере, использоваться для объяснения особенностей детей, которые не развивались нормально, вероятно, включая всевозможные задержки в развитии и аномалии. В частности, высказывалось предположение, что аутичных детей скорее всего заклеймят как подменышей или детей-эльфов из-за их странного, иногда необъяснимого поведения. Например, эта ассоциация может объяснить, почему фей часто описывают как одержимых им побуждений считать такие вещи, как пригоршни пролитых семян. Это нашло место в аутической культуре. Некоторые аутичные взрослые стали идентифицировать себя с подменышами (или другими заменами, такими как инопланетяне ) по этой причине, а также из-за своего собственного ощущения пребывания в мире, которому они не принадлежат, и того, что они практически не являются того же вида, что и другие люди вокруг них. (Сравните псевдонаучную концепцию Нью Эйдж о детях индиго.)

В природе

Несколько видов птиц, рыб и членистоногих регулярно практикуют паразитизм потомства, или невзаимная смена потомства. Вместо того, чтобы выращивать детенышей самостоятельно, они откладывают яйца в чужом гнезде, перекладывая бремя воспитания детенышей на ничего не подозревающих родителей, которые принадлежат к другому виду. Чаще всего вторгшиеся виды вылупляются раньше, чем их «сводные братья и сестры», и растут быстрее, в конечном итоге забирая большую часть принесенной пищи и фактически «выселяя» детенышей вида-хозяина, выталкивая их из собственного гнезда.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-14 05:30:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте