A растительное божество - это божество природы, исчезновение и появление которого, или жизнь, смерть и возрождение, олицетворяют рост круговорот растений. В поклонении природе, божество может быть богом или богиней со способностью регенерировать себя. Божество растительности часто бывает божеством плодородия. Божество обычно подвергается расчленению (см. спарагмос ), рассеянию и реинтеграции, как это описано в мифе или разыгрывается религиозным ритуалом. Циклической схеме придается богословское значение в таких темах, как бессмертие, воскресение и реинкарнация. Мифы о растительности имеют структурное сходство с некоторыми мифами о сотворении, в которых части тела изначального существа создают аспекты космоса, такие как Норвежский миф из Имир.
В мифографии XIX и начала XX века, как, например, в Золотая ветвь из JG Фрейзер, эта цифра связана с «кукурузным спиртом », «кукуруза» в этом смысле означает зерно в целом. Эта тривиальность придает концепции тенденцию превращаться в бессмысленную общность, как заметил Вальтер Фридрих Отто, пытаясь использовать «такое же бесполезное и в то же время претенциозное имя, как« божество растительности »».
В месопотамской традиции во время путешествия Инанны или Иштар в подземный мир земля становится бесплодной и ни люди, ни животные не могут производить потомство. После противостояния Эрешкигаль, ее сестре и правительнице подземного мира, Инанна убита, но посланник богов применяет зелья, чтобы вернуть ее к жизни. Ей разрешено вернуться в верхний мир, только если ее место займет кто-то другой. Ее муж, бог растительности Думузи, соглашается провести полгода в подземном мире, за это время растительность отмирает. Его возвращение приносит новый рост.
В древнеегипетской религии культурные достижения Осириса среди народов земли вызывают зависть его брата Сета, который убивает и расчленяет его. Жена Осириса Исида отправляется в путешествие, чтобы собрать его четырнадцать разрозненных частей тела. В некоторых версиях она закапывает каждую часть, где она находит, в результате чего в пустыне появляется растительность. В других версиях она собирает его тело и воскрешает его, и затем он становится правителем загробной жизни.
В европейском фольклоре плодородие женщины влияет на сельское хозяйство. Фигурки богини растительности из Кукутень-Трипольской культуры имеют ромб и точечный узор, который представляет посеянное поле и женское плодородие. Гибель растений также связана с путешествием в подземный мир Нингишзиды.
В притчах Иисуса, таких как Притча о Сеятель, "сеятель слово сеет", где семя - это слово Божье. Притчи о горчичном зерне и растущем семени объясняют Царство Божье, где рост обусловлен Богом, а не человеком, и следует своему собственному графику.
В Евангелии от Иоанна 12:24 смерть и воскресение Иисуса сравнивается с ядром, которое падает в землю и умирает, а затем дает много семян.. Во многих христианских традициях Пасха служба восхода солнца или Служба Воскресения проводится в Акко Бога, где тела мертвых «сеются как семя ". посев семян также относится к рассеянию людей прочь от их прародины.
Другие примеры божеств растительности включают: