Туаты () Dé Danann ( ирландский: [t̪ˠuə (hə) ЭУ d̪ˠan̪ˠən̪ˠ], что означает «народ богини Дану „), также известный под ранее именем туаты Dé (“племя богов»), являются сверхъестественное раса в ирландской мифологии. Считается, что они представляют главных божеств дохристианской гэльской Ирландии. Туата Де Дананн составляют пантеон, атрибуты которого проявляются в различных формах по всему кельтскому миру.
Туат Де обитают в Потустороннем мире, но взаимодействуют с людьми и человеческим миром. Они связаны с древними гробницами, такими как Бру-на-Бойн, которые считались воротами в Потусторонний мир. Их традиционные соперники - фоморы (фоморы), которые, кажется, олицетворяют вредоносные или разрушительные силы природы и которых Туат Де победили в битве при Маг Туиред. У каждого члена Туат Де есть ассоциации с определенной чертой жизни или природы, но многие, похоже, связаны более чем с одной ассоциацией. Многие также имеют имена, некоторые из которых представляют различные аспекты божества, а другие являются региональными именами или эпитетами.
Большая часть ирландской мифологии была записана христианскими монахами, которые до некоторой степени изменили ее. Они часто изображали Туат Де как королей, королев и героев далекого прошлого, обладающих сверхъестественными способностями. В других случаях их объясняли как падших ангелов, которые не были ни добрыми, ни злыми. Однако некоторые средневековые писатели признавали, что они были богами. Они также появляются в сказках, разделенных столетиями друг от друга, показывая, что они бессмертны. Выдающиеся члены Туат Де включают Дагда, который, кажется, был главным богом; Морриган ; Луг ; Нуада ; Энгус ; Бриджид ; Мананнан, бог моря; Дайан Кехт, бог исцеления; и Гоибниу, бог обработки металлов и кузнечного дела, а также один из Три Де Дана («три бога мастерства»). У них есть параллели в пантеонах других кельтских народов: например, Луг связан с панкельтским богом Лугусом, Нуада - с британским богом Ноденсом, Бригид - с Бригантией ; Туиренн с Таранисом ; Огма с Огмиосом ; и Бадб с Катубодуа.
Туат Де в конечном итоге стали Аос Си или «феями» более позднего фольклора.
Часть серии по |
Кельтская мифология |
---|
Гэльская мифология |
Бритонская мифология |
Концепции |
Религиозные призвания |
Фестивали |
|
|
Староирландский слово туаты (множественное число Туата) означает «народ, племя, народ»; dé - это родительный падеж от día и, в зависимости от контекста, может означать «бог, боги, богиня» или, в более широком смысле, «сверхъестественное существо, объект поклонения». В самых ранних произведениях мифическая раса упоминается как Туат Де (множественное число Туата Де). Однако ирландские монахи также начали использовать термин Туат Де для обозначения израильтян, что означает «Народ Бога». Очевидно, чтобы избежать путаницы с израильтянами, писатели начали называть мифическую расу Туат Де Дананн (множественное число Туата Де Дананн). Старое ирландское произношение [ˈT̪uaθa d̪ʲeː ˈd̪anan̪] и современное ирландское произношение [ˈT̪ˠuə (hə) dʲeː ˈd̪ˠan̪ˠən̪ˠ]. На латыни они называются Plebes Deorum или «народ богов». Стихотворение включено в Книге захватах также относится к туатам Dé как Clann Eladan.
Дананн обычно считается родительным падежом женского имени, для которого именительный падеж не засвидетельствован. Он был реконструирован как Дану, альтернативной формой которого может быть Ану (родительный падеж Ананн). Кормак мак Куйленнайн назвал Ану « матерью ирландских богов ». Это может быть связано с валлийским мифическим персонажем Доном. В индуистской мифологии также есть богиня по имени Дану, которая может быть индоевропейским аналогом. Однако эта реконструкция не является общепринятой. Также было высказано предположение, что Дананн - это сочетание дана («умение, ремесло») и имени богини Ананн. Название также встречается в Donann и Domnann, которые могут указывать на происхождение будучи прото-кельтского * дон, что означает «земля» (ср Старую ирландское слово для земли, Доман). Может быть связь с мифическим Фир Домнанн и британскими Думнониями.
Туата Де Дананн произошли от Немеда, лидера предыдущей волны жителей Ирландии. Они прибыли из четырех городов к северу от Ирландии - Фалиаса, Гориаса, Муриаса и Финиаса - где они обучали своим навыкам в науках, включая архитектуру, искусство и магию, включая некромантию. По словам Лебора Габалы Эренна, они прибыли в Ирландию «в темных облаках» и «приземлились на горах Конмаикне Рейн в Коннахте », иначе Слиаб ан Иараинн », и они навели тьму на солнце на три дня и три. ночи ». Они немедленно сожгли корабли, «чтобы они не думали об отступлении к ним, а дым и туман, исходившие от судов, заполнили соседнюю землю и воздух. Поэтому было решено, что они прибыли в облаках тумана».
В стихотворении « Лебор Габала Эренн» говорится об их прибытии:
Это Бог пострадал их, хотя Он сдерживал их, они приземлились в ужасе, с высоким подвигом, в облаке могущественной битвы призраков, на горе Конмаикн в Коннахте. Без различия в проницательной Ирландии, Без кораблей, безжалостного курса, правда не была известна под звездным небом, будь то небесное или земное.
По словам Туана:
От них происходят Туата Де и Анде, происхождение которых ученые не знают, но им кажется вероятным, что они пришли с небес, благодаря своему разуму и превосходным знаниям.
Во главе с королем Нуадой они сражались в Первой битве при Маг-Туиреде на западном побережье, в которой они победили и вытеснили уроженца Фир Болга, который тогда населял Ирландию. В битве Нуада потерял руку своему чемпиону Сренгу. Поскольку Нуад больше не «незапятнанный», он не мог продолжать, как царь и был заменен на полупрямой фомор Бра, который оказался тиран. Врач Дайан Чехт заменил руку Нуады на рабочую серебряную, и он был восстановлен в должности короля. Однако сын Дайана Кехта Миах был недоволен заменой, поэтому он произнес заклинание « ault fri halt dí amp; féith fri féth » (сустав к суставу и сухожилие к сухожилию), в результате чего плоть разрасталась над серебряным протезом. в течение девяти дней и ночей. Однако в припадке ревнивого гнева Дайан Чехт убил собственного сына. Из-за восстановления Нуады в качестве лидера Брес пожаловался своей семье и своему отцу Элате, который послал его искать помощи у Балора, короля фоморов.
Затем Туата Де Дананн сражались во Второй битве при Маг Туиреде против фоморов. Нуада была убита ядовитым глазом фоморианского короля Балора, но Балор был убит Лугом, защитником Туата Де, который затем стал королем.
Третья битва велась против последующей волны захватчиков, милетцев, с северо-запада Пиренейского полуострова (современные Галисия и Северная Португалия ), потомков Мила Эспайна (которые, как полагают, представляют кельтов Гойдела ). Милетцы столкнулись с тремя богинями Туата Де Дананн, Эриу, Банба и Фодла, которые попросили назвать остров в их честь; Эриу является источником современного имени Эйре, а Банба и Фодла до сих пор иногда используются как поэтические имена для Ирландии.
Трое их мужей, Мак Куилл, Мак Кехт и Мак Грейн, были в то время королями Туата Де Дананн и попросили трехдневного перемирия, в течение которого милетцы будут стоять на якоре на расстоянии девяти волн от берега. Милезианцы подчинились, но Туата Де Дананн создали магический шторм, пытаясь отогнать их. Милетский поэт Амергин успокоил море своими стихами, затем его народ высадился на берег и разбил Туата Де Дананн в Тайлтиу. Когда Амергин был призван разделить землю между Туата Де Дананн и его собственным народом, он ловко выделил часть над землей милезианцам, а часть под землей - Туата Де Дананн. Туата Дэ Данаан вели подземные в сиды насыпей по мананнан и Тир па нагель на цветущем равнине / равнине меда засвидетельствовано в плавании Брана.
Туата Де Дананн привезли с собой в Ирландию четыре волшебных сокровища, по одному из их Четырех городов:
Ниже приводится хронология из « Анналов четырех мастеров» ; на основе царствования длин, приведенных в Дж.Китинг «s Форус Feasa ар Erinn. Первоначальное правление Нуады не имеет точной даты начала.
В ирландской версии Historia Britonum of Nennius главные ученые Туата Де Дананн перечислены с их частично латинскими именами и ассоциациями следующим образом:
В Annals of Inisfallen перечисляются следующие члены Туата Де, преодолевшие Фир Болг :