Тан Дун

редактировать
Тан Дун

Тан Дун (упрощенный китайский : 谭盾; традиционный китайский : 譚盾; пиньинь : Tán Dùn, Мандаринское произношение: ; родился 18 августа 1957 года) - это китайский современный классический композитор, пианист, альт д'амур исполнитель и дирижер, наиболее широко известный своими партитурами для фильмов Крадущийся тигр, Скрытый дракон и Герой, а также сочинял музыку для церемонии награждения на Олимпийских играх в Пекине в 2008 году. Его работы часто включают аудиовизуальные элементы; используйте инструменты, изготовленные из органических материалов, таких как бумага, вода и камень; и часто вдохновлены традиционными китайскими театральными и ритуальными представлениями. В 2013 году он был назначен послом доброй воли ЮНЕСКО. Он получил множество наград за свои работы, в том числе премию Оскар, премию Грэмми и премию BAFTA.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Карьера и творчество
    • 2.1 Опера
    • 2.2 Кино и мультимедиа
    • 2.3 Серия Оркестрового театра
    • 2.4 Органическая музыка
    • 2.5 Симфонии, концерты и камерные произведения
    • 2.6 Театральные произведения
  • 3 Награды
  • 4 Дискография
    • 4.1 CD
    • 4.2 DVD
  • 5 Список произведений по жанрам
    • 5.1 Опера
    • 5.2 Симфонические произведения и концерты
    • 5.3 Камерная и сольная музыка
    • 5.4 Органическая музыка
    • 5.5 Музыкальный ритуал
    • 5.6 Оратория
    • 5.7 Оценка фильмов
    • 5.8 Мультимедиа
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Примечания
    • 7.2 Источники
  • 8 Внешние ссылки

Биография

Тан Дун родился в 1957 году в деревне в Чанша в Хунани Провинция Китая. В детстве он был очарован ритуалами и церемониями деревенского шамана, которые обычно ставились под музыку, создаваемую с использованием природных объектов, таких как камни и вода. Из-за запретов, введенных во время Культурной революции, его отговорили от занятий музыкой и отправили работать плантатором риса в коммуне Хуанцзинь. Он присоединился к ансамблю других жителей коммуны и научился играть на традиционных китайских струнных инструментах. После крушения парома, повлекшего за собой гибель нескольких членов труппы Пекинской оперы, Тан Дун был призван в качестве альтиста и аранжировщика. Этот первый успех принес ему место в оркестре, и оттуда он пошел учиться в Центральную музыкальную консерваторию в Пекин в 1977 году. Во время учебы в консерватории Тан Дун перешел на учебу. контакт с такими композиторами, как Тору Такемицу, Джордж Крамб, Александр Гёр, Ханс Вернер Хенце, Исанг Юн, и Чжоу Вэнь-Чун, все из которых повлияли на его чувство музыкального стиля.

В 1986 году он переехал в Нью-Йорк в качестве докторанта Колумбийского университета, снова обучаясь у Чжоу Вэнь-Чунга, который учился в Эдгар Варез. В Колумбии Тан Дун открыл для себя музыку таких композиторов, как Филип Гласс, Джон Кейдж и Стив Райх, и начал включать эти влияния в свои композиции. Он завершил свою диссертацию «Смерть и огонь: диалог с Полом Клее» в 1993 году. Вдохновленный посещением Музея современного искусства, «Смерть и огонь» представляет собой короткую симфонию, сочетающуюся с картинами Пауль Клее. 15 июня 2016 года он написал песню «Торжественное открытие» Шанхайского Диснейленда. 1 августа 2019 года он был назначен деканом Музыкальной консерватории Бард-колледжа.

Карьера и работа

Опера

Во время учебы в Колумбийском университете Тан Дун создал свой первая опера, постановка стихотворений о природе Цюй Юаня под названием «Девять песен» (1989). Стихи поются как на классическом китайском, так и на современном английском языке вместе с небольшим ансамблем западных и китайских инструментов. Среди них - специально созданный набор из 50 керамических ударных, струнных и духовых инструментов, разработанный в сотрудничестве с гончаром Рагнаром Нессом. Чтобы подчеркнуть шаманский характер поэзии Цюй Юаня, актеры танцуют и двигаются ритуально.

Вторая работа Тан Дуна в этом жанре, Марко Поло (1996), написана на либретто. Автор Пол Гриффитс, это опера внутри оперы. Он начинается с духовного путешествия двух персонажей, Марко и Поло, и их встреч с различными историческими деятелями литературы и музыки, включая Данте Алигьери, Уильям Шекспир, Шахерезаду, Зигмунд Фрейд, Джон Кейдж, Густав Малер, Ли По и Кубилай Хан. Эти разделы представлены в абстрактном стиле Пекинской оперы. С этими разделами переплетаются путешествия реального Марко Поло, представленные в стиле западной оперы. Хотя партитура требует традиционного западного оркестрового инструментария, для обозначения местоположения персонажей используются дополнительные инструменты, в том числе рекордер, ребек, ситар, табла, поющие чаши, тибетский рог, шенг и пипа. Опера получила Премию Гравемейера за музыкальную композицию в 1998 году.

В том же году Тан Дун представил свою следующую оперу, адаптацию Тан Сяньцзу 1598 Куньцюй опера Павильон пионов. Режиссер Питер Селларс в оригинальной постановке, «Павильон пионов» Тан Дуна исполняется полностью на английском языке, хотя один из персонажей должен обучаться в стиле Пекин или Кунцю. Небольшой ансамбль из шести музыкантов вместе с актерами исполняет на сцене электронику и китайские инструменты. Стилистически музыка представляет собой смесь западного авангарда и китайской оперы.

. На этом этапе своей карьеры Тан Дун создал множество произведений для «органических инструментов», то есть инструментов, созданных из такие материалы, как бумага, вода, керамика и камень. В его четвертой опере Чай: Зеркало души (2002), в соавторстве с либреттистом Сюй Инь, органические инструменты играют заметную роль в структуре самой оперы. Название каждого действия соответствует материалу используемых инструментов, а также сюжету оперы. Первый акт, названный «Вода, огонь», открывается чайной церемонией на сцене, в то время как перкуссионисты манипулируют стеклянными чашами с водой. Второй акт, «Бумага», включает музыку на барабанах из рисовой бумаги и изображает поиск персонажей Классика чая, первой книги, систематизирующей производство и приготовление чая в Китае. Третий и последний акт, «Керамика, камни», изображает смерть любви главного героя. Перкуссионисты играют на поставленных цветочных горшках, называемых в партитуре «Керамическими курантами».

Последняя опера Тан Дуна, Первый император (2006), была заказана Метрополитеном Опера с заглавной ролью создана для Пласидо Доминго. В соавторстве с Тань Дуном и китайским писателем Ха Цзинь, опера фокусируется на объединении Китая под началом Цинь Ши Хуана, первого императора Династия Цинь и его отношения с музыкантом Гао Цзяньли. Как и предыдущие оперы Тань Дуна, «Первый император» требует использования китайских инструментов в дополнение к полноценному оркестру, включая гучжэн и бяньчжун. Режиссером оригинальной постановки «Мет» был Чжан Имоу, с которым Тан Дун работал над фильмом Герой.

Фильмы и мультимедиа

Тан Дун получил более широкое внимание после создания оценка для Энга Ли Крадущийся тигр, скрытый дракон (2000), за которую он получил премию Оскар, премию Грэмми и Премия BAFTA. Другие работы в фильмах включают вышеупомянутого Героя (Чжан Имоу, 2002), Грегори Хоблита Падший (1998) и Фэн Сяоган Банкет (2006).

После написания музыки к фильму «Крадущийся тигр», «Скрытый дракон» Тан Дун переделал музыку, чтобы создать концерт «Крадущийся тигр» для виолончели, видео и камерного оркестра. Эта работа, содержащая отредактированные кадры из фильма, меняет роль музыки в фильме, рассматривая видео как второстепенное. Эта же техника позже была применена к его саундтрекам к фильмам «Герой» и «Банкет», в результате чего появилась большая работа, известная как «Цикл боевых искусств».

В 2002 году Тан Дун продолжил эксперименты с применением видео в музыке «Карта», также для виолончели, видео и оркестра. На карте представлены документальные кадры, изображающие жизнь китайских этнических меньшинств Туцзя, Мяо и Дун . Музыканты на сцене, включая солиста виолончели, взаимодействуют с музыкантами на экране - дуэт живого и записанного выступления. Премьера и заказ работы Бостонского симфонического оркестра с Йо-Йо Ма.

последней мультимедийной работой Тан Дуна, Nu Shu: The Secret Songs of Women (2013). -движенческая работа для видео, соло арфы и оркестра. После нескольких лет этномузыкологических исследований в провинции Хунань, работа фиксирует звуки письма нушу, фонетической системы письма, разработанной женщинами, говорящими на диалекте сяннань-тухуа, которые имели было отказано в получении формального образования. Считающийся умирающим языком, исследование Тан Дуна привело к созданию серии короткометражных фильмов о женщинах, поющих песни, написанные на нюй-шу, которые демонстрируются вместе с оркестровым исполнением. Как и в случае с The Map, песни в видео используются в противовес живой музыке.

Серия Orchestral Theater

В 1990-х Тан Дун начал работу над серией оркестровых произведений, которые анализировать отношения между исполнителем и аудиторией, синтезируя западную классическую музыку и китайский ритуал. По словам композитора,

Если мы посмотрим на идею «художественной музыки» с ее жестким разделением на исполнителя и аудиторию, мы увидим, что ее история сравнительно коротка. И все же история музыки как неотъемлемой части духовной жизни, как ритуала, как партнерства в наслаждении и духе так же стара, как само человечество.

В первой части серии, Orchestral Theater I: O (1990), члены оркестра издают различные вокализации - например, распевая бессмысленные слоги, играя на своих инструментах, используя нетипичные техники. Например, на арфе играют как фонтаны, а на скрипках - как на ударных.

Оркестровый театр II: Re (1992) расширяет концепцию ритуала, вовлекая публику. Оркестр разделен: на сцене струнные, духовые и перкуссия, в то время как деревянные духовые инструменты окружают публику. В партитуре также используются два дирижера: один смотрит на сцену, а другой - на публику. Последний дирижер предлагает публике напевать вместе с оркестром в определенных частях музыки. Тезка произведения происходит от напевания сольфеджи высоты тона «ре».

Третья пьеса в серии, Red Forecast (Orchestral Theater III) (1996), включает в себя больше элементов постановки, чем ее предшественники, добавив телевизионных мониторов, освещения и даже сценических декораций для музыкантов. В этом мультимедийном произведении оркестром руководят дирижер-человек и виртуальный дирижер, который появляется на мониторах. Пока человек-дирижер ведет, мониторы отображают множество изображений из 1960-х и холодной войны : коллаж Мао Цзэдуна, Культурная революция, Мартин Лютер Кинг-младший, Джон Ф. Кеннеди, The Beatles, Никита Хрущев и водородная бомба тестирование. В дополнение к видео воспроизводится аудиозапись прогноза погоды.

Заключительная часть серии, The Gate (Orchestral Theater IV) (1999), посвящена трем женщинам литературной славы: Ю из Король-гегемон прощается с наложницей, Джульетта из Ромео и Джульетта и Кохару из Самоубийства любви в Амидзиме. Основанный на теме жертвоприношения ради любви, The Gate структурирован как тема и вариации. Стиль каждого раздела соответствует стране происхождения соответствующего персонажа. Кроме того, Ю играет пекинский оперный певец (Ши Мин ), Джульетту - западное оперное сопрано (Нэнси Аллен Ланди), а Кохару - японский кукольник (Джусабуро Цуджимура). Как и в Orchestra Theater II: Re, оркестр распространяется на сцене и среди зрителей. The Gate также включает видео, но в отличие от предварительно записанных изображений, используемых в Red Forecast, на проекционном экране отображаются живые изображения трех актрис-солисток, которыми в реальном времени управляет видеохудожник. Видеохудожником для премьеры 1999 года был Элейн Дж. Маккарти.

Органическая музыка

Многие работы Тан Дуна требуют инструментов, сделанных из таких материалов, как бумага, камень или вода, но композиции, которые он классифицирует эти инструменты как «органическую музыку». Первой крупной работой для органических инструментов стал его «Концерт на воде для ударных и оркестра на воде» (1998), посвященный Тору Такемицу. По словам композитора, звуки, издаваемые солистом, навеяны звуками повседневной жизни в Хунани. Тазы наполняются водой, а с содержимым манипулируют мисками, бутылками, руками и другими приспособлениями. Другие используемые водные инструменты включают водяной телефон. Используются различные средства усиления, в том числе контактные микрофоны на бассейнах.

Техники, разработанные в Водном концерте, были снова использованы в Тан Дун «Страсти по воде после святого Матфея» (2000). Написанное в ознаменование 250-й годовщины смерти Иоганна Себастьяна Баха, произведение для хора, оркестра и ударных инструментов следует за Евангелием от Матфея, начиная с крещения Христа. Припев дублируется на tingsha, а сопрано и бас-солисты дублируются на xun. Партитура также требует монгольского обертонного пения от солистов. Как и в оркестровом театре I: O, члены оркестра играют на своих инструментах, используя технику, заимствованную из незападных традиций.

Следующая крупная органическая работа Тан Дуна, Paper Concerto for Paper Percussion and Orchestra (2003), исследует акустический диапазон бумаги. Инструменты, изготовленные из бумаги разной толщины, используются в качестве тарелок, барабанов или тростей. Кроме того, листы бумаги трясутся или ударяются. Эти звуки усиливаются в основном с помощью беспроводных микрофонов, которые носят музыканты. Эта работа была заказана Филармонией Лос-Анджелеса для открытия Концертного зала Уолта Диснея.

Earth Concerto для камня и керамики, ударных и оркестра (2009) по мотивам пьес Густава Малера Das Lied von der Erde («Песнь земли»), которая, в свою очередь, основана на поэзии Ли По. К керамическим инструментам относятся ударные инструменты, подобные тем, которые Тан Дун использовал в своих предыдущих работах, а также духовые инструменты и сюнь.

Симфонии, концерты и камерные произведения

В середине 1990-х Тан Дун начал работать над другой серией оркестровых произведений, известной как серия И, названная в честь И Цзин (И Цзин в пиньинь). Каждое пронумерованное произведение в серии основано на оригинале Yi °: Concerto for Orchestra (опубликовано в 2002 г.), добавляя сольный инструмент. Первый концерт из этой серии, Yi1: Intercourse of Fire and Water (1994), был написан для виолончелиста Ансси Карттунена и исполнен его премьерой. Вторая работа, Yi2: Concerto for Guitar and Orchestra (1996), сочетает в себе методы фламенко и пипа и была впервые представлена ​​Шэрон Исбин.

Первоначальное название Secret Ланд, Тан Дун написал концерт для двенадцати сольных виолончелей с оркестром под названием «Четыре тайных пути Марко Поло» (2004). По заказу и премьере Берлинской филармонии, произведение представляет собой музыкальное исследование Шелкового пути. Для достижения этих звуков солисты виолончели используют техники ситара и пипы.

Тан Дун написал концерт для Ланг Ланга под названием Концерт для фортепиано: «Огонь» (2008) по заказу Нью-Йоркский филармонический оркестр. Сообщается, что концерт вдохновлен любовью композитора к боевым искусствам, и солисту предлагается сыграть определенные отрывки из музыки кулаками и предплечьями. Другие, более спокойные разделы напоминают о древних китайских инструментах, таких как гуцинь.

. В 2008 году Тань Дун получил заказ от Google и YouTube на написание первой симфонии для Проект Симфонического оркестра YouTube (YTSO). Получившаяся в результате работа, Интернет-симфония № 1 «Eroica», была записана Лондонским симфоническим оркестром и загружена на YouTube в ноябре 2008 года, таким образом начался открытый конкурс заявок на участие в видео-прослушивании. В YTSO, за которую проголосовали участники сообщества YouTube и профессиональные музыканты, вошли 96 музыкантов из более чем 30 стран. В апреле 2009 года в Карнеги-холле состоялась премьера mashup видео представленных работ, после чего последовало живое исполнение работы.

Театральные работы

Хотя и не прямо В опере многие произведения Тан Дуна заимствуют оперные элементы как в мелодии, так и в постановке. Например, его концерт для скрипки Out of Peking Opera (1987, переработанный 1994) цитирует jinghu скрипичную музыку, которую часто можно услышать в пекинской опере. Кроме того, Ghost Opera (1994) для pipa и струнного квартета включает минимальные декорации и освещение. Первоначально созданная по заказу Kronos Quartet и Wu Man, Ghost Opera исполнялась во всем мире и записывалась Кроносом для Nonesuch Records.

Awards

Дискография

CD

ГодНазваниеДругие исполнителиЭтикетка
1990Девять песен: Ritual OperaCrossings Ensemble and ChorusComposers Recordings, Inc. (CRI)
1 993Снежный июньЭд Спанджард, Arditti Quartet, Nieuw Ensemble, Talujon Percussion Quartet, Сьюзан Ботти, Пол Гержериан, Кери-Линн Уилсон, Джиллиан Бенет, Ансси Карттунен CRI
1994О даосизме / оркестровом театре I / Смерть и огонь - диалог с Полом КлееBBC Scottish Симфонический оркестр Кох Шванн
1996Китайская традиционная и современная музыкаУ Ман и ансамбльNimbus Records
1997Ghost OperaKronos Quartet, Wu Man, Джордж Крамб Nonesuch Records
1997Heaven Earth Mankind: Symphony 1997Йо-Йо Ма Sony Classical Records
1997Марко Поло: Опера в опереНидерланды Radio Kamerorkest, Cappella AmsterdamSony Classical Records
1999Горький Любовь (отрывки из Peony Pavilion)Инь Хуан Sony Classical Records
19992000 Сегодня: Мировая симфония для New MilleniumКонцертный оркестр BBC Sony Classical Records
2000Under the Silver MoonСьюзан Глейзер, Эмили Митчелл, Мэтью Голд, Стефани ГриффинKoch International Classics
2001Крадущийся тигр, Скрытый дракон Шанхайский симфонический оркестр, Шанхайский национальный оркестр, Шанхайский ансамбль ударных инструментов, Йо-Йо Ма, Коко Ли Sony Classical Records
2001Роуз: Концерт де Гауди / Тан Дун: Концерт для гитары с оркестромШэрон Исбин, Мухай Тан, Гюльбенкян оркестр Тельдек
2002Out of Peking Opera / Death and Fire / Orchestra Theater II: ReЧо-Лян Линь, Мухай Тан, Хельсинкский филармонический оркестр Ундина
2002Водные страсти по святому МэтьюМайя Байзер, Марк О'Коннор, Элизабет Кеуш, Стивен Брайант, РИАС Каммерчор Sony Classical Records
2004Герой (саундтрек)Кодо, Ю Ян, Лю Ли, Ицхак Перлман Sony Classical Records
2004Ланг Ланг: Концерт в Карнеги-холле (включает «Восемь воспоминаний Тан Дуна в акварели»)Ланг Ланг Deutsche Grammophon
2006Majestic CharmСингапурский китайский оркестр
2006Банкет (саундтрек)
2008Палочки и камни: музыка для ударных и струнных (особенности Снег Тан Дуна в июне)Марджори Бэгли, Роджер Браун, Майкл Каррера, Кристин Эйджи, Сет Хейнс, Джозеф ван Хассель, Стивен ХуангEquilibrium
2008Тан Дун: Концерт Пипа / Хаяси: Концерт для альта / Такемицу: НостальгияРоман Балашов, У Ман, Юрий Башмет, Солисты МосквыOnyx Classics
2011от Баха до Тан Дуна (включая «Восемь воспоминаний Тан Дуна в акварели»)Пекинский гитарный дуэт (Су Мэн и Ван Ямен )Тонар Музыка
2011Трилогия боевых искусствЙо-Йо Ма, Ланг Ланг, Ицхак ПерлманS ony Classical Records
2012Concerto for orchestraHong Kong Philharmonic Orchestra Naxos Records
2015The Tears of NatureМартин Грубинджер

DVD

Список произведений по жанрам

Некоторые из общих классификаций, включенных ниже, являются собственными концепциями Тан Дуна, включая «органическую музыку» и «музыкальный ритуал». «Органическая музыка» относится к музыкальным произведениям, исполняемым на нетрадиционных инструментах, обычно с использованием органических материалов, таких как бумага, вода или камень. «Музыкальный ритуал» относится к произведениям, происходящим из китайских духовных традиций.

Опера

  • Марко Поло (1995)
  • Peony Pavilion (1998)
  • Чай: Зеркало души (2002)
  • Первый император (2006)
  • Павильон пиона (2010)

Симфонические произведения и концерты

  • Автопортрет из «Смерти и огня» (1983)
  • О даосизме (1985)
  • Из пекинской оперы (1987)
  • Смерть и огонь: диалог с Полем Клее (1992)
  • Концерт для фортепиано пиццикато и десяти инструментов (1995)
  • Небеса Земное человечество: Симфония 1997 (1997)
  • Увертюра: Дракон и Феникс из Небес, Земля человечество (1997)
  • Реквием и Колыбельная из Небес, Земля Человечество (1997)
  • Песнь мира с небес Земля Человечество (1997)
  • Yi1: Слияние огня и воды (1994)
  • Yi2: Концерт для гитары с оркестром (1996)
  • 2000 Сегодня: Мировая симфония тысячелетия (1999)
  • Концерт для струнного оркестра и пипы (1999)
  • Концерт для струнного оркестра и Чжэн (1999)
  • Yi °: Концерт для оркестра (2002)
  • Четыре тайных дороги Марко Поло (2004)
  • Концерт для фортепиано: «Огонь» (2008)
  • Интернет-симфония (2009)
  • Симфония для струнных (2009)
  • Симфоническая поэма на трех нотах (2011)
  • Атональный рок-н-ролл (2012)
  • Концерт для оркестра (2012)
  • Концерт для ударных: «Слезы природы» ( 2012)
  • Концерт для контрабаса: «Тотем волка» (2015)
  • Пассакалия: Тайна ветра и птиц (2015)

Камерная и сольная музыка

  • Восемь воспоминаний акварелью, для фортепиано (1978, 2002)

"Восемь воспоминаний акварелью в исполнении Ченг Вая даже лучше, чем то, что я сочинил. "

  • Восемь цветов для струнного квартета (1986)
  • In Distance (1987)
  • Silk Road, для сопрано, голоса и ударных (1989)
  • Traces, для фортепиано (1989, 1992)
  • Elegy: Snow in June, для виолончели и ударных (1991)
  • Круг с четырьмя трио, дирижер и аудитория (1992)
  • Плач: Осенний ветер (1993)
  • КЕЙДЖ, для фортепиано соло ( 1994)
  • A Sinking Love, для сопрано и 4 альтов да гамба (1995)
  • Концерт для шести (1997)
  • Концерт для струнного квартета и пипы (1999)
  • Dew Drop Falls, для фортепиано соло (2000)
  • Семь желаний для гитары (2002)
  • Secret Land, для 12 виолончелей (2006)
  • Концерт для скрипки: Любовь (2009)
  • Chiacone— по Коломби, для виолончели соло (2010)

Органическая музыка

  • Концерт на воде для перкуссии на воде с оркестром (1998)
  • Концерт из бумаги для бумажной перкуссии с оркестром (2003)
  • Вода Музыка (2004)
  • Концерт Земли для ударных инструментов из камня и керамики с оркестром (2009)

Музыкальный ритуал

  • Девять песен (1989)
  • Оркестровый театр I: O (1990)
  • Оркестровый театр II: Re (1992)
  • Призрачная опера
  • Красный прогноз (Оркестровый театр III) (1996)
  • Врата (Оркестровый театр IV) (1999)
  • Страсть Будды (2006)

Оратория

  • Водная страсть (2000)

Оценка фильмов

Мультимедиа

  • Концерт «Крадущийся тигр», для виолончели с камерным оркестром (2000)
  • Карта: Концерт для виолончели, видео и оркестра ( 2002)
  • Концерт героя (2010)
  • Банкет (2010)
  • Цикл боевых искусств (2013)
  • Ню Шу: Тайные песни женщин (2013)

См. Также

Ссылки

Примечания

Источники

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-09 09:15:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте