Бунраку

редактировать
Традиционный японский кукольный театр

Персонаж Осоно из пьесы Хаде Сугата Онна Майгину (艶 容 女 舞衣) в выступление труппы кукол Тонда из Нагахамы, префектура Сига.

Бунраку (文楽 ), также известного как Нингё дзёрури (人形 浄 瑠 璃), является одной из форм традиционного японского кукольного театра, основан в Осаке в начале 17 века. В представлении бунраку принимают участие три типа исполнителей: Нингёцукай или Нингёдзукай (кукловоды ), таю (певчие ) и музыканты сямисэн. Иногда будут использоваться другие инструменты, например, тайко барабаны.

Самый точный термин для традиционного кукольного театра в Японии - нингё дзёрури (人形 浄 瑠 璃). Комбинация пения и игры сямисэн называется дзёрури, а японское слово, обозначающее куклу (или куклы, в общем) - нингё. Его используют во многих пьесах.

Кукольный театр бунраку был документированным традиционным занятием для японцев на протяжении сотен лет.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Элементы формы
  • 3 Сегодня
  • 4 Музыка и песня
  • 5 Марионетки
    • 5.1 Голова
    • 5.2 Костюмы
    • 5.3 Конструкция
  • 6 Текст и куклы
  • 7 Исполнители
  • 8 Сцена
    • 8.1 Сцена музыканта (Yuka)
    • 8.2 Перегородки (Тэсури) и яма (Фунадзоко)
    • 8.3 Малый занавес (Комаку) и отгороженные комнаты (Мисуути)
    • 8.4 Большой занавес (Дзёсики-маку)
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки

История

Хозяин кукол с женской куклой Сцена из Date Musume Koi no Higanoko (伊達 娘 恋 緋 鹿 子), изображающая Яоя Осичи восхождение на башня

История Бунраку восходит к 16 веку, но истоки современной формы можно проследить до 1680-х годов. Он стал популярным после того, как драматург Чикамацу Монзаэмон (1653-1724) начал сотрудничество с великолепным певцом Такемото Гидаю (1651-1714), который основал кукольный театр Такемото в Осаке в г. 1684. Первоначально термин Бунраку относился только к определенному театру, основанному в 1805 году в Осаке, который был назван Бунракуза в честь кукольного ансамбля Уэмура Бунракукен (植 村 文 楽 軒, 1751–1751 гг. 1810), кукольник начала 18-го века из Авадзи, чьи усилия возродили угасающие состояния традиционного кукольного театра.

Элементы формы

Марионетки Традиция Осаки, как правило, несколько меньше в целом, в то время как марионетки в традиции Авадзи являются одними из самых крупных, поскольку постановки в этом регионе, как правило, проводятся на открытом воздухе.

Головы и руки традиционных кукол вырезаются специалистами, а тела и костюмы часто конструируются кукловодами. Головки могут быть довольно сложными механически. В пьесах со сверхъестественными темами марионетка может быть сконструирована так, что ее лицо может быстро трансформироваться в лицо демона. Менее сложные головы могут иметь глаза, которые движутся вверх и вниз, из стороны в сторону или близко, а также носы, рты и брови, которые движутся.

Органы управления всеми движениями частей головы расположены на рукоятке, которая простирается вниз от шеи марионетки и доступна для главного кукловода, вставляющего свою левую руку в грудь марионетки через отверстие в задней части туловища.

Главный кукловод, омодзукай, использует свою правую руку, чтобы управлять правой рукой марионетки, и использует левую руку, чтобы управлять головой марионетки. Левый кукловод, известный как хидаризукай или сашизукай, в зависимости от традиции труппы, манипулирует левой рукой марионетки своей правой рукой с помощью стержня управления, который идет назад от локтя марионетки. Третий кукловод, асидзукай, управляет ступнями и ногами. Кукольники начинают свое обучение с оперирования ступнями, затем переходят к левой руке, прежде чем смогут тренироваться как главный кукловод. Многие практикующие в традиционном кукольном мире, особенно в Национальном театре, описывают длительный период обучения, который часто требует десяти лет на ногах, десяти лет на левой руке и десяти лет на голове второстепенных персонажей, прежде чем наконец разработать необходимые навыки, чтобы перейти к манипулированию головой главного героя, как художественная необходимость. Однако в такой культуре, как японская, где отдается предпочтение старшинству, система также может считаться механизмом для управления конкуренцией между артистическими эго и обеспечения баланса между демографическими характеристиками кукловодов в труппе для выполнения каждой роли.

Все, кроме самых второстепенных персонажей, требуют трех кукловодов, которые выступают на виду у публики, как правило, в черных мантиях. В большинстве традиций все кукловоды также носят черные капюшоны на головах, но некоторые другие, в том числе Национальный театр Бунраку, оставляют главного кукольника без капюшонов, стиль исполнения, известный как дезукай. Форма капюшонов кукольников также варьируется в зависимости от школы, к которой принадлежит кукловод.

Обычно один певец декламирует все партии персонажей, изменяя высоту и стиль своего голоса, чтобы изобразить различных персонажей в сцене. Иногда используется несколько чантеров. Певцы сидят рядом с исполнителем сямисэн. Некоторые традиционные кукольные театры имеют вращающуюся платформу для певца и сямисэна, которая вращается, приводя музыкантов на замену для следующей сцены.

Сямисэн, используемый в бунраку, немного крупнее, чем другие виды сямисена, и имеет другой звук, более низкий по высоте и более полный тон.

Бунраку разделяет многие темы с кабуки. Фактически, многие пьесы были адаптированы для исполнения как актерами в кабуки, так и кукольными труппами в бунраку. Бунраку особенно известен пьесами влюбленных-самоубийц. История сорока семи рунинов также известна как в бунраку, так и в кабуки.

Бунраку - это авторский театр, в отличие от кабуки, который является театром исполнителей. В бунраку перед выступлением певец держит текст и кланяется ему, обещая точно следовать ему. В кабуки актеры вставляют каламбуры в свои имена, импровизацию, ссылки на современные события и другие вещи, которые отличаются от сценария.

Самым известным драматургом бунраку был Чикамацу Монзаэмон. На его счету более 100 пьес, его иногда называют Шекспиром Японии.

Компании, исполнители и изготовители кукол бунраку были отмечены «Живыми национальными сокровищами» в рамках программы Японии по сохранению ее культуры.

Сегодня

Национальный театр Бунраку в Осаке

Осака - дом поддерживаемой правительством труппы Национального театра Бунраку. Национальный театр Бунраку предлагает пять или более представлений каждый год, каждое из которых длится от двух до трех недель в Осаке, а затем переезжает в Токио для выступления в Национальном театре. Национальный театр Бунраку также гастролирует по Японии, а иногда и за рубежом.

До конца 1800-х годов в Японии также были сотни других профессиональных, полупрофессиональных и любительских трупп, которые разыгрывали традиционные кукольные драмы.

После окончания Второй мировой войны количество трупп упало до менее 40, большинство из которых выступают только один или два раза в год, часто в связи с местными фестивалями. Однако некоторые региональные коллективы продолжают активно выступать.

Труппа марионеток Авадзи, расположенная на острове Авадзи к юго-западу от Кобе, предлагает короткие ежедневные представления и более обширные шоу в собственном театре и гастролировала по Соединенным Штатам, Россия и зарубежные страны.

Кукольная труппа Тонда (冨 田 人形 共 遊 団) из префектуры Сига, основанная в 1830-х годах, пять раз гастролировала по США и Австралии и принимал активное участие в проведении академических программ в Японии для студентов американских университетов, желающих обучаться традиционному японскому кукольному театру.

Труппа кукол Имада, выступавшая во Франции, Тайване и США, а также Труппа кукол Курода расположены в городе Иида в префектуре Нагано. Обе труппы, история которых насчитывает более 300 лет, часто выступают, а также активно участвуют в воспитании нового поколения традиционных кукловодов и расширении знаний о кукольном искусстве посредством учебных программ в местных средних школах и обучения студентов американских университетов летним академическим программам в их домашние кинотеатры.

Рост интереса к кукольному искусству бунраку способствовал созданию первой традиционной японской кукольной труппы в Северной Америке. С 2003 года кукольная труппа залива Бунраку, в настоящее время базирующаяся в Университете Миссури в Колумбии, штат Миссури, выступала на залах по всей территории Соединенных Штатов, в том числе в Центр исполнительских искусств Кеннеди и Смитсоновский институт, а также в Японии. Они также выступали вместе с труппой кукол Имада. Центр кукольного искусства в Атланте, Джорджия имеет большое разнообразие кукол бунраку в своей азиатской коллекции. Азиатская коллекция в Центре кукольного искусства

Музыка и песни

Тайю и исполнитель сямисэн

Певец / певец (тайю) и исполнитель сямисэн исполняют основную музыку традиционный японский кукольный театр. В большинстве представлений музыку для выступления исполняют только исполнитель на сямисэне и певец. Гармония между этими двумя музыкантами определяет качество их вклада в представление.

Роль тайю - выражать эмоции и индивидуальность кукол. Тайю исполняет не только голоса каждого из персонажей, но и выступает в роли рассказчика пьесы.

Расположенный сбоку от сцены, таю физически демонстрирует выражения лиц каждого персонажа, исполняя их соответствующие голоса. При одновременном исполнении нескольких персонажей тайю облегчает различение персонажей, преувеличивая их эмоции и голоса. Это также сделано, чтобы максимизировать эмоциональные аспекты для аудитории.

В бунраку используется футо-дзао сямисэн, который является самым большим сямисэн, а также сямисэн самого низкого регистра.

Чаще всего используются флейты, в частности сякухати, кото и различные ударные инструменты.

Марионетки

Крупный план мужской кукольной головы с механическими глазами. Эта конкретная марионетка является головой, используемой в представлениях Санбасо.

Голова

Головы кукол (кашира) делятся на категории в зависимости от пола, социального класса и личности. Некоторые головы созданы для определенных ролей, другие можно использовать для различных представлений, меняя одежду и краску. Фактически головы перекрашивают и подготавливают перед каждой презентацией.

Подготовка прически сама по себе является искусством. Волосы выделяют характер, а также могут указывать на определенные черты личности. Волосы сделаны из человеческих волос, однако для создания объема можно добавить хвост яка. Затем ансамбль закрепляется на медной пластине. Чтобы голова марионетки не была повреждена, прическа обрабатывается водой и пчелиным воском, а не маслом.

Костюмы

Женщина-марионетка в головном уборе и красочном кимоно

Костюмы разработаны мастером по костюмам и состоят из серии предметов одежды разных цветов и узоров. Эта одежда обычно включает пояс и воротник, а также нижнюю одежду (), внутреннее кимоно (кицукэ), жилет (хаори ) или верхнюю одежду (учикакэ ). Для того, чтобы костюмы оставались мягкими, они сделаны с хлопковой подкладкой.

По мере того, как одежда кукол изнашивается или загрязняется, одежду кукольники заменяют. Процесс одевания или переодевания кукол кукловодами называется кошираэ.

Конструкция

Скелет куклы прост. Резная деревянная кашира прикрепляется к рукоятке головы, или догуши, и выталкивает отверстие из плеча марионетки. Длинный материал накидывается на переднюю и заднюю часть погона, после чего прикрепляется ткань. Резной бамбук прикреплен к бедрам марионетки, руки и ноги привязаны к телу отрезками веревки. У куклы нет туловища, поскольку он просто блокирует диапазон движения отдельных конечностей кукольника. Ишо, или костюм куклы, затем пришивается, чтобы покрыть любые части ткани, дерева или бамбука, которые художник не желает видеть. Наконец, на спине костюма делается прорезь, чтобы главный кукольник мог твердо держать палку в виде головы догуши.

Текст и марионетки

В отличие от кабуки, который подчеркивает исполнение основные действующие лица, бунраку одновременно демонстрируют элементы презентации (непосредственно пытаясь вызвать определенный ответ) и репрезентации (пытаясь выразить идеи или чувства автора). Таким образом, внимание уделяется как визуальным, так и музыкальным аспектам кукол, а также перформансам и тексту. Каждая пьеса начинается с короткого ритуала, во время которого тайю, преклонив колени за небольшой, но богато украшенной кафедрой, благоговейно поднимает свой экземпляр сценария, чтобы продемонстрировать преданность его точному воспроизведению. Сценарий также представлен в начале каждого действия.

Артисты

Несмотря на сложную подготовку, кукловоды происходили из очень бедной семьи. Кугуцу-маваси были странствующими людьми, и в результате к ним относились как к изгоям образованный, более богатый класс японского общества того времени. В качестве развлечения мужчины управляли маленькими ручными куклами и устраивали миниатюрные театральные представления, в то время как женщины часто умели танцевать и фокусироваться на фокусах, которые они использовали, чтобы соблазнить путешественников провести с ними ночь. Вся среда, которая породила эти кукольные спектакли, отражена в темах.

Сцена

Сцена музыканта (Юка)

Это вспомогательная сцена, на которой гидаю -буши выполняется. Он выступает в зону для зрителей в передней правой части сидений. На этой вспомогательной ступени установлена ​​специальная вращающаяся платформа. Именно здесь появляются певец и исполнитель сямисэн, и, когда они заканчивают, он поворачивается еще раз, выводя их за кулисы и помещая на сцену следующих исполнителей.

Перегородки (Тесури) и яма (Фуназоко)

В области между верхним и нижним этапами сцены есть три сценических положения, известные как «перила» (тэсури). Место, расположенное за второй перегородкой, часто называют ямой, и именно там кукловоды стоят, чтобы выполнять реалистичные движения кукол.

Малый занавес (Комаку) и закрытые комнаты (Мисуучи)

Эта сцена выглядит под углом аудитории, правая сторона называется камитэ (сцена слева), а левая сторона называется шимотэ (стадия справа). Марионетки появляются, а затем покидают сцену через маленькие черные занавески. Слепые ширмы прямо над этими маленькими занавесками, и у них есть специальные жалюзи из бамбука, чтобы зрители не могли видеть внутрь.

Большой занавес (Дзёсики-маку)

Дзёсики-маку - это большой низкий занавес, свисающий с выступа, называемого сан-н-тэсури. Он используется для отделения зоны, где сидит публика, от главной сцены. Кукольники стояли за дзёсики-маку, держа своих марионеток над занавесом, скрываясь от публики. Однако практика дэдзукай, установленная позже в форме Бунраку, позволяла видеть актеров на сцене, движущихся вместе с марионетками, что сводило на нет использование штор.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-13 05:26:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте