Чжан Имоу | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
«Чжан Имоу» на упрощенном (вверху) и традиционном ( внизу) Китайские иероглифы | |||||||||||||||
Упрощенный китайский | 张艺谋 | ||||||||||||||
Традиционный китайский | 張藝謀 | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
Чжан Имоу (; родился 14 ноября 1951 г.) - китайский кинорежиссер, продюсер, писатель и актер, а также бывший кинематографист. Он принадлежит к пятому поколению китайских кинематографистов, его режиссерский дебют в 1987 году с фильмом «Красное сорго».
. Чжан получил множество наград и признаний, с тремя академиями. Номинации на лучший фильм на иностранном языке за фильм Дзю Доу в 1990 году, Поднимите красный фонарь в 1991 году и Герой в 2003 году, Серебряный лев и Золотой лев на Венецианском кинофестивале, Приз Большого жюри на Каннском кинофестивале и Золотой Медведь на Берлинском международном кинофестивале. В 1993 году был членом жюри 43-го Берлинского международного кинофестиваля. Чжан руководил церемониями открытия и закрытия Летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине, получивших широкое международное признание.
Одна из повторяющихся тем Чжана - это устойчивость китайцев перед лицом невзгод и невзгод, тема, которая исследовалась в таких фильмах, как Жить (1994) и Не одним меньше (1999). Его фильмы особенно известны своим богатым использованием цвета, что можно увидеть в некоторых из его ранних фильмов, таких как Поднимите красный фонарь, и в его фильмах wuxia, таких как Герой и Дом летающих кинжалов. Его самый бюджетный фильм на сегодняшний день - это фильм-монстр 2016 Великая стена, действие которого происходит в Императорском Китае, с Мэттом Дэймоном.
Чжан родился Чжан Имоу (张 诒 谋) в Сиане, столице Шэньси провинция. Отец Чжана, Чжан Бинцзюнь (张秉钧), дерматолог, был офицером Национальной революционной армии под командованием Чан Кайши во время гражданской войны в Китае ; дядя и старший брат последовали за националистическими силами на Тайвань после их поражения в 1949 году. Мать Чжана, Чжан Сяоюй (张孝友), была врачом во 2-й больнице, входящей в Сиань Цзяо Тонгского университета, и закончила Сианьский медицинский университет. У него есть два младших брата, Чжан Вэймоу (张伟 谋) и Чжан Цимоу (张启 谋). В результате Чжан столкнулся с трудностями в молодости.
Во время Культурной революции 1960-х и 1970-х годов Чжан бросил учебу в школе и пошел работать, сначала в качестве сельскохозяйственного рабочего на 3 года, а затем 7 лет на хлопчатобумажной фабрике в городе Сяньян. В это время он занялся живописью и любительской фотографией, продав свою кровь, чтобы купить свой первый фотоаппарат. В 1978 году он поступил в Пекинскую киноакадемию по специальности фотография. Он имеет почетную докторскую степень Бостонского университета, а также Йельского университета.
Когда Пекинская киноакадемия снова открыла свои двери для Новые студенты в 1978 году, после отказа от политики, принятой во время Культурной революции, Чжан, в 27 лет, был старше установленного возраста для приема и не имел необходимой академической квалификации. После личного обращения в Министерство культуры и демонстрации портфолио с его личными фотоработами власти уступили и приняли его на факультет кинематографии. Чжан окончил школу 1982 года, в которую также входили Чэнь Кайге, Тянь Чжуанчжуан и Чжан Цзюньчжао. Класс продолжал формировать ядро пятого поколения, которые были частью художественного возрождения в Китае после окончания культурной революции.
Чжан и его однокурсники были был направлен в небольшие региональные студии, а Чжан был отправлен работать на киностудию Guangxi в качестве оператора. Первоначально они собирались работать помощниками режиссера, но вскоре после Культурной революции выпускники обнаружили, что режиссеров не хватает, и получили разрешение снимать собственные фильмы. Это привело к созданию фильма Чжан Цзюньчжао Один и восемь, над которым Чжан Имоу работал оператором-постановщиком, и фильма Чэнь Кайге Желтая Земля в 1984 году. Эти два фильма имели успех на мировом рынке. и помог привлечь внимание мировой аудитории к новому китайскому кино, обозначив отход от более ранних пропагандистских фильмов Культурной революции. «Желтая Земля» сегодня широко считается первым фильмом режиссеров пятого поколения.
В 1985 году, после переезда в свой родной город Сиань, Чжан был нанят в качестве оператора и ведущего актера режиссера Ву. Грядущий фильм Тяньмина Старый колодец, который впоследствии был выпущен в 1987 году. За главную роль Чжан получил награду за лучшую мужскую роль на Токийском международном кинофестивале.
В 1987 году вышел режиссерский дебют Чжан, Красное сорго, с китайской актрисой Гонг Ли в главной роли. Красное сорго было встречено критиками, благодаря чему Чжан стал одним из ведущих мировых арт-директоров и получил Золотой медведь за лучший фильм на 38-м Берлинском международном кинофестивале в 1988 году.
Codename Cougar (или The Puma Action), небольшой эксперимент в жанре политического триллера, был выпущен в 1989 году с участием Гун Ли и выдающегося китайского актера Ге Ю. Однако дома он получил далеко не положительные отзывы, и сам Чжан позже назвал фильм худшим.
В том же году Чжан начал работу над своим следующим проектом, исторической драмой Ju Dou. Гун Ли в главной роли в главной роли вместе с Ли Баотянем в главной мужской роли, Цзю Доу, получил столько же критических отзывов, как и «Красный сорго», и стал первым китайским фильмом, номинированным на Премия Оскар за лучший фильм на иностранном языке. Цзю Доу подчеркнул, что «взгляд» может иметь разные значения, от вуайеризма до этической привлекательности.
В 1989 году он был членом жюри на 16-м Московском международном кинофестивале.
После успеха Цзю Доу Чжан начал работу над Поднимите Красный Фонарь. Основанный на романе Су Тонга Жены и наложницы, фильм отражает реалии жизни в богатой семейной резиденции в течение 1920-х годов. Гун Ли снова была показана в главной роли, ее четвертая совместная работа с Чжаном в качестве режиссера.
Поднять Красный Фонарь получил почти единодушное международное признание. Кинокритик Роджер Эберт из Chicago Sun-Times отмечал его «чувственную физическую красоту» и роскошное использование цветов. Игра Гун Ли также была оценена как резко контрастирующая с ролями, которые она играла в более ранних фильмах Чжана. «Поднимите красный фонарь» был номинирован в категории Лучший фильм на иностранном языке на церемонии вручения премии Оскар 1992 года, став вторым китайским фильмом, получившим эту награду (после Джу Доу Чжана). В конечном итоге он проиграл Габриэле Сальваторес.
Следующая режиссерская работа Чжана, История Цю Цзюй в 1992 году, снова с Гун Ли в главной роли. Фильм, повествующий о крестьянке, ищущей справедливости для своего мужа после того, как он был избит деревенским чиновником, стал хитом кинофестивалей и получил награду Золотой лев на конкурсе в Венеции 1992 года. Кинофестиваль.
Затем Чжан снял Жить, эпический фильм по одноименному роману Ю Хуа. «Жить» подчеркивает стойкость простых китайцев, олицетворяемых двумя главными героями, на фоне потрясений трех поколений китайской политики 20-го века. Фильм был запрещен в Китае, но был выпущен на Каннском кинофестивале 1994 и получил приз Большого жюри, а также получил приз за лучшую мужскую роль за фильм Ге Ю. «Жить» был запрещен в Китае китайским Государственным управлением радио, кино и телевидения из-за критического изображения различных политик и кампаний коммунистического правительства.
Шанхай. Триада последовала в 1995 году с участием Гонг Ли в ее седьмом фильме под руководством Чжана. У них сложились как романтические, так и профессиональные отношения, но они закончились во время производства «Шанхайской триады». Чжан и Гонг больше не будут работать вместе, пока в 2006 году в фильме Проклятие золотого цветка.
не будет выпущен фильм Keep Cool, черная комедия о жизни в современном Китае.. Keep Cool отмечен только во второй раз, когда Чжан поставил фильм в современную эпоху, после «Истории Цю Цзюй».
Как и в «Истории Цю Цзюй», Чжан вернулся к неореалистической привычке нанимать непрофессиональных актеров и снимать на месте для Ни одним меньше в 1999 году, что принесло ему его второй приз Золотой лев в Венеции.
Снятый сразу после фильма «Не один меньше», фильм Чжана 1999 года Дорога домой показал новую главную леди в образе молодой актриса Чжан Цзыи в своем дебютном фильме. Фильм основан на простом повествовании, основанном на истории любви между родителями рассказчика.
«Счастливые времена», относительно неизвестный фильм Чжана, основанный на короткометражке история Шифу: Ты сделаешь что угодно ради смеха, автор Мо Ян. В главных ролях популярный китайский актер Чжао Бэньшань и актриса Дун Цзе, фильм был официально выбран на Берлинский международный кинофестиваль в 2002 году.
Чжан. Следующим крупным проектом была амбициозная wuxia драма Hero, выпущенная в Китае в 2002 году. С впечатляющим составом азиатских звезд, в том числе Джет Ли, Мэгги. Чунг, Тони Люн Чиу-Вай, Чжан Цзыи и Донни Йен, Герой рассказал вымышленную историю об Инь Чжэне, короле Государство Цинь (позже ставший первым императором Китая ) и его потенциальными убийцами. Фильм был выпущен в Северной Америке в 2004 году, через два года после его выпуска в Китае американским дистрибьютором Miramax Films, и стал мировым хитом. «Герой» был одним из немногих фильмов на иностранном языке, дебютировавшим под номером 1 в прокате США, и был одним из номинантов на лучший фильм на иностранном языке на церемонии вручения премии Оскар 2003 года..
Чжан продолжил огромный успех фильма. Герой с другой эпопеей о боевых искусствах, Дом летающих кинжалов, в 2004 году. Действие происходит в династии Тан, в нем играли Чжан Цзыи, Энди Лау и Такеши Канеширо как персонажи, попавшие в опасный любовный треугольник. House of Flying Daggers получил признание критиков, которые отметили использование цвета, восходящего к некоторым из более ранних работ Чжана.
Выпущено в Китае в 2005 году, Riding Alone for Thousands Майлза был возвращением к более сдержанной драме, характерной для большинства произведений Чжана среднего периода. В фильме снимается японский актер Кен Такакура в роли отца, который хочет восстановить отношения со своим отчужденным сыном, и в конечном итоге обстоятельства побуждают его отправиться в путешествие в Китай.. Чжан был поклонником Такакуры более тридцати лет.
Проклятие Золотого Цветка 2006 года, когда он воссоединился с ведущей актрисой Гун Ли. Тайваньский певец Джей Чоу и звезда Гонконга Чоу Юнь-фат также снялись в исторической эпопее по пьесе Цао Ю.
из последних фильмов Чжана и его участии с Олимпийскими церемониями 2008 года не обошлось без разногласий. Некоторые критики утверждают, что его недавние работы, в отличие от его более ранних фильмов, получили одобрение правительства Китая. Однако в интервью Чжан сказал, что он не интересуется политикой и что для него было честью руководить олимпийскими церемониями, потому что это была «возможность, выпадающая раз в жизни».
В 2008 году он выиграл Премию Пибоди «за создание завораживающего, незабываемого празднования олимпийского обещания с участием тысяч людей» на церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине.
24 мая 2010 года Чжан был удостоен звания почетного доктора изящных искусств от Йельского университета и был описан как «гений с камерой и хореографией».
Чжан 2011 Цветы войны были его самым дорогим фильмом на сегодняшний день с бюджетом в 90,2 миллиона долларов, пока его Великая стена в 2016 году не превзошел его с бюджетом в 150 миллионов долларов.
После неоднозначного приема и финансовое разочарование Великой Китайской стены, Чжан вернулся в 2018 году с одобренным критиками Shadow, который получил 12 номинаций на 55-й церемонии вручения награды Golden Horse Awards и накануне Фактически получил четыре награды, включая лучшего режиссера.
Прием критиков
Прием фильмов Чжан Имоу был неоднозначным. В то время как некоторые критики хвалят его поразительную эстетику и способность прорваться на западный рынок искусства, некоторые китайские критики нападают на Чжана за то, что он потворствует западной публике и изображает Китай слабым, экзотическим и уязвимым.
Начиная с 1990-х годов, Чжан Имоу руководил постановками театральных постановок параллельно с его карьерой в кино.
В 1998 году он поставил нашумевшую версию оперы Пуччини Турандот, сначала во Флоренции, а затем Турандот в Запретный город, Пекин, под руководством Зубин Мета, последний задокументирован в фильме Проект Турандот (2000). Он повторил свою версию «Турандот» в октябре 2009 года на стадионе «Птичье гнездо» в Пекине и планирует гастролировать с постановкой в Европе, Азии и Австралии в 2010 году.
В 2001 году Чжан адаптировал свой фильм 1991 года «Поднимите красный фонарь» для сцены, сняв балет версию.
Чжан выступил со-режиссером ряда народных мюзиклов на открытом воздухе под названием «Впечатление».. К ним относятся Impression, Liu Sanjie, открывшаяся в августе 2003 года на реке Ли в провинции Гуанси; Впечатление Лицзян, июнь 2006 г. у подножия Снежной горы Нефритового дракона в Лицзян, провинция Юньнань; Impression West Lake, в конце 2007 года у Западного озера в Ханчжоу, провинция Чжэцзян; Impression Hainan в конце 2009 года, действие происходит на острове Хайнань ; и Impression Dahongpao на горе Уи в провинции Фуцзянь. Все пять спектаклей были режиссерами Ван Чаоге и Фань Юэ.
Чжан также руководил постановкой оперы Тань Дун, Первый император, мировая премьера которой состоялась в Метрополитен-опера 21 декабря 2006 года. В 2017 году он поставил новаторский балет под названием «Аполог 2047», где 12-минутный сольный финал «Ткацкая машина» был поставлен с использованием сотен светодиодных ламп. На сцене, пока Роуз танцевала Элис, 12-минутное соло играла за ткацким станком пожилую китайскую ткачиху, подчеркивая старые ремесла и отрасли, которые остаются столь важными в мире новых технологий.
Чжан Имоу был выбран руководителем пекинской части церемоний закрытия Летних Олимпийских игр 2004 года в Афинах, Греция, а также церемонии открытия и закрытия летних Олимпийских игр 2008 в Пекине, Китай вместе с соруководителем и хореографом Чжан Цзиган.
Чжан занял второе место в номинации «Человек года журнала Time» в 2008 году. Стивен Спилберг, который отказался от участия в качестве советника олимпийских церемоний, чтобы оказать давление на Китай, чтобы тот помог в конфликте в Дарфуре, описал работы Чжана на олимпийских церемониях в журнале Time, сказав: «В основе олимпийских церемоний Чжана была идея о том, что конфликт людей предсказывает желание для внутреннего мира. Эту тему он исследовал и оттачивал в своих фильмах, будь то о жизни простых крестьян или знатных королевских особ. В этом году он снял это пред Яркая тема гармонии и мира, которая является духом Олимпийских игр. В один прекрасный вечер визуального и эмоционального великолепия он обучал, просвещал и развлекал всех нас ».
9 мая 2013 года Associated Press сообщило, что Чжан в отношении него проводилось расследование за нарушение китайской политики одного ребенка. AP сообщило, что он якобы стал отцом 7 детей от 4 женщин, и ему грозил крупный штраф.
Согласно основным СМИ Китая, Чжан вышла замуж за Чэнь Тина, танцора в декабре 2011 года; у нее было трое детей от него. Однако, когда стало известно об этом, Чжан не получил немедленной реакции. 29 ноября 2013 года под давлением общественности и критикой в Интернете, Студия Чжана опубликовала заявление, в котором признала Чэнь Тина и их троих детей. 9 января 2014 года Бюро по планированию семьи Озерного края в соответствии с политикой Китая в отношении одного ребенка заявило, что Чжан был обязан уплатить внеплановый сбор за рождение ребенка и социальное обеспечение в размере юаней 7,48 миллиона (ro уродливо 1,2 миллиона долларов США). 7 февраля 2014 года стало известно, что Чжан заплатил гонорар.
Год | Английское название | Китайское название | Примечания |
---|---|---|---|
1987 | Red Sorghum | 红 高粱 | Golden Bear. Заявка Китая на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке (не номинирован) |
1988 | Codename Cougar | 代号 美洲豹 | (содиректор) |
1990 | Цзюй Доу | 菊 豆 | Представление Китая на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке (номинировано) (содиректор) |
1991 | Поднимите красный фонарь | 大红 灯笼 高 高挂 | Серебряный лев. Представление Гонконга на премию Оскар за лучший иностранный язык Фильм (номинация) |
1992 | История Цю Цзюй | 秋菊 打官司 | Золотой лев. Представление Китая на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке (не номинировано) |
1994 | To Live | 活着 | Grand Prix du Jury |
1995 | Шанхайская триада | 摇啊摇 , 摇 到 外婆 桥 | |
1995 | Чжан Имоу | Фрагмент антологии, Lumière and Company | |
1997 | Keep Cool | 有 话 好好 说 | |
1999 | Not One Less | 一个 都不能少 | Golden Lion |
1999 | The Road Home | 我 的 父亲 母亲 | Гран-при жюри |
2000 | Happy Times | 幸福 时光 | |
2002 | Hero | 英雄 | Представление Китая на премию Оскар за Лучший фильм на иностранном языке (номинация) |
2004 год | Дом летающих кинжалов | 十面埋伏 | Заявка Китая на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке (не номинирована) |
2005 год | Верховая езда Один на тысячи миль | 千里 走 单骑 | |
2006 | Проклятие золотого цветка | 满城 尽 带 黄金 甲 | Представление Китая на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке (не номинировано) |
2007 | Ночь кино | Фрагмент антологии, Каждому кинотеатру | |
2009 | Женщина, пистолет и лапша | 三 枪 拍案惊奇 | |
2010 | Под боярышником | 山楂树 之 恋 | |
2011 | Цветы войны | 金陵 十三 钗 | Представление Китая на премию Оскар за лучший иностранный язык Фильм (не номинирован) |
2014 | Coming Home | 归来 | |
2016 | The Great Wall | 长城 | |
2018 | Shadow | 影 | Golden Horse (Лучший режиссер) |
TBA | One Второй | 一 秒钟 | |
Под светом | 坚如磐石 | ||
Тупик | 悬崖 之上 |
Год | Английское название | Китайское название | Примечания |
---|---|---|---|
1982 | 红 象 | ||
1983 | One and Eight | 一个 和 八个 | |
1984 | Yellow Earth | 黄 土地 | |
1986 | Old Well | 老 井 | |
1986 | The Big Parade | 大 阅兵 |
Год | Английский титул | Китайский титул | Роль | Примечания |
---|---|---|---|---|
1986 | Старый колодец | 老 井 | Сунь Ванцюань | Выиграл премию «Золотой петух» за лучшую мужскую роль |
1987 | Красное сорго | 红 高粱 | ||
1989 | Сражение и любовь с терракотовым воином | 古今 大战 秦俑 情 | Тянь Фонг | |
1997 | Сохраняйте спокойствие | 有 话 好好 说 | Разносчик мусора | |
2001 | Ворота Большого особняка | 大 宅门 | Ли Ляньин |