Цао Ю | |
---|---|
Цао в конце 30-х / начале 40-х годов | |
Родился | Ван Цзябао. (1910-09-24) 24 сентября 1910. Цяньцзян, Хубэй |
Умер | 13 декабря 1996 (1996-12-13) (в возрасте 86). Пекин |
Род занятий | Драматург |
Язык | Китайский |
Национальность | Китайский |
Образование | Нанкай Средняя школа |
Alma mater | Университет Цинхуа |
Период | 1933–1996 |
Жанр | Драма |
Известные произведения | Гроза. Восход солнца |
Супруг | Чжэн Сю (m.1937 – 1951) . Фан Руи (m.1951 –1974) . Ли Юру (m.1979 – 1996) |
Дети | Дочь: Ван Фан, Ван Хуань и т. Д. |
Родственники | Ван Дезун (отец) |
Цао Ю | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Китаец | 曹禺 | ||||||||
| |||||||||
Ван Цзябао | |||||||||
Традиционный китайский | 家 寶 | ||||||||
Упрощенный Китайский | 万家 宝 | ||||||||
| |||||||||
Цао Ю (китайский : 曹禺; Уэйд-Джайлс : Цао Юй, 24 сентября 1910 - 13 декабря 1996) был китайским драматургом, которого часто считали самым важным из китайских 20 век. Его самые известные работы: Гроза (1933), Восход (1936) и Пекинский человек (1940). В основном благодаря усилиям Цао Юя современный китайский «разговорный театр» пустил корни в 20-м веке. Китайская литература.
Цао Юй считается главным драматургом современной китайской драмы, «возведенным на престол китайской Шекспир "согласно Колумбийской антологии современной китайской драмы.
Цао Ю родился как Ван Цзябао (китайский : 家 万) в семье высшего класса в Цяньцзян в провинции. из Хубэй. Когда он был еще младенцем, деловые интересы его семьи вынудили его переехать в Тяньцзинь, где его отец какое-то время работал секретарем президента Китая Ли Юаньхуна. Тяньцзинь был космополитическим городом с сильным западным влиянием, и в детстве мать Юя часто водила его на спектакли в западном стиле, набирающие популярность в то время, а также на постановки традиционной китайской оперы . 242>Такой театр в западном стиле («хуацзю» по-китайски) проник в Китай под влиянием таких известных интеллектуалов, как Чэнь Дусю и Ху Ши, которые были сторонниками более широкого кампания культурного обновления той эпохи, отмеченная антиимпериализмом, и переоценка китайских культурных институтов, таких как конфуцианство. Предприятие кристаллизовалось в 1919 году в так называемом Движении четвертого мая.
Между В 1920 и 1924 годах Цао Ю посещал среднюю школу Тяньцзинь Нанкай, которая предлагала программу обучения в западном стиле. Школа поддерживала общество драматических искусств, в котором ученики создавали западные произведения, в частности, работы Хенрика Ибсена и Юджина О'Нила, которые были хорошо известными в Китае писателями благодаря переводам. опубликовано Ху Ши. Цао Юй играл в нескольких драматических постановках общества, вплоть до роли Норы в «Кукольном домике» Ибсена. Также известно, что он помогал в переводе работы англичанина Джона Голсуорси 1909 года «Страйф».
После окончания учебы в средней школе Нанкай Цао Ю сначала поступил на факультет политических наук Нанкайского университета, но на следующий год перешел в Университет Цинхуа, где он будет учиться до тех пор, пока в 1934 году не получит диплом по западным языкам и литературе. Во время учебы в университете Цао Ю улучшил свои способности в русском и английском языках. Его курс обучения требовал чтения работ таких западных авторов, как Бернард Шоу и Юджин О'Нил, а также русских авторов, таких как Антон Чехов и Максима Горького, а также переводы произведений классиков греческих писателей Еврипида и Эсхила. Это погружение в западную литературу отметит стиль Юя во всех письменных жанрах, включая «разговорный театр», у которого было мало традиций в Китае до влияния Ю (в отличие от пенной китайской оперы ). В течение последнего года обучения в университете Цао Ю завершил свою первую работу «Гроза», ставшую важной вехой в китайском театре 20-го века.
Хотя произведения китайских драматургов, предшествовавших Цао Юю, представляют фундаментальный исторический интерес и были известны в Китае, они не получили большого успеха и популярности на международной арене. Напротив, произведения Цао Юя были отмечены вихрем всемирного интереса, превратив его в первого китайского драматурга с международной известностью.
Гроза, несомненно, одно из самых популярных драматических произведений Китая периода до японского вторжения в Китай в 1937 году. Впервые оно было опубликовано в литературных изданиях. журнал Literary Quarterly (wenxue jikan), основанный в 1934 году китайскими интеллектуалами Чжэн Чжэндуо и Цзинь И. Вскоре после публикации пьеса была поставлена в Цзинань, а позже, в 1935 году, в Шанхае и в Токио, оба из которых хорошо зарекомендовали себя. получила. В 1936 году Гроза дебютировала в Нанкине, где сам Цао Ю сыграл главную роль. В 1938 году, после театральных триумфов, спектакль был разделен на два отдельных фильма: один в Шанхае, а другой в Гонконге, которые были почти случайными версиями друг друга. В последней постановке, снятой в 1957 году, молодой Брюс Ли сыграл одну из его немногих небоевых ролей.
Сюжет «Грозы» сосредоточен на психологическом и физическом разрушении одной семьи в результате инцеста, совершенного от рук его морально развращенного и коррумпированного патриарха Чжоу Пуюаня. Несмотря на то, бесспорно, что чудовищная репутация достигается за счетом дождя была в значительной степени благодаря ее скандальной общественности проветриванию темы инцеста, и многие люди указали технические недостатки в ее структуру, Гроза, тем не менее считаются вехой в Китае современных театральное господство. Даже те, кто подвергает сомнению литературное мастерство Цао Юя, например, известный критик Ч. Т. Ся, признают, что популяризация и упрочение театрального жанра в Китае в основном обязана первым работам Цао Юя.
«Гроза» впервые была опубликована в литературном журнале в 1934 году, а в последующие несколько лет ее разыгрывали во многих городах. Сделано несколько экранизаций.
Во второй пьесе Цао Ю, Восход, опубликованной в 1936 году, он продолжает свою тематическую трактовку прогрессирующей моральной деградации. людей перед лицом враждебного общества. В пьесе рассказывается история нескольких шанхайских женщин; их истории показывают, что их жизни распадаются из-за отсутствия привязанности и признания со стороны окружающего их общества, что ведет их по трагическому пути, с которого они не могут сбежать.
В 1937 году была выпущена третья пьеса Цао Юя, Дикая природа (китайское название которой также можно перевести как «Поле»), но она имела меньший успех, чем его предыдущие работы.
После японского вторжения в Китай в 1937 году Цао Ю укрылся в центральном городе Чунцин вместе с правительство Чан Кайши. Там он написал свою четвертую работу «Метаморфозы», которая сильно отличалась от его предыдущих работ и была посвящена патриотическому возвышению. Действие пьесы, впервые поставленной в 1939 году, происходит в военном госпитале, который бомбили японские войска. Несмотря на то, что Цао Ю был изменен, он был в хорошей компании, так как большинство видных китайских писателей, работавших во время Второй китайско-японской войны в районах, контролируемых правительством Чунцина, предпочитали концентрировать внимание на военных темах и обстановке. Напротив, в северном Китае, контролируемом коммунистами Мао Цзэдуна , развивался совершенно другой тип литературы, посвященный возвеличиванию коммунистов. движение.
В 1940 году Цао Ю завершил написание своей пятой пьесы «Пекинский человек», считающейся его самой глубокой и успешной работой. Действие происходит в Пекине (сегодня Пекин), как следует из названия, и в то время, как ни удивительно, но в произведении вообще не упоминается война с Японией, а ведется хроника истории богатой семьи. неспособны выжить и адаптироваться к социальным изменениям, разрушающим традиционный мир и культуру, в которых они живут. Название работы - намек на так называемого пекинского человека, проточеловека, населявшего север Китая несколько сотен тысяч лет назад. Присутствуют повторяющиеся темы Цао Ю, подчеркивающие неспособность традиционных семей адаптироваться к современному обществу, его обычаям и обычаям.
В 1941 году, еще находясь в Чунцине, Цао Ю завершил театральную адаптацию знаменитого произведения «Семья» романиста Ба Цзинь. Его последним письменным произведением во время японской оккупации был «Мост», опубликованный в 1945 году, но ставший пьесой только в 1947 году, после окончания войны. Во время своего пребывания в Чунцине Цао Ю преподавал в городской школе драматического искусства и завершил перевод на китайский язык книги Уильяма Шекспира Ромео и Джульетта.
После окончания войны Цао Ю отправился в Соединенные Штаты с другим известным китайским писателем Лао Шэ в качестве гостей государственного департамента США в 1946 году. Вместе они провели 11 месяцев, путешествуя по США, чтобы преподавать китайскую драму академической аудитории. После возвращения в Китай Ю был нанят киностудией в Шанхае, чтобы написать сценарий и снять фильм 1946 года «День сияющего солнца» (艷陽天 / 艳阳天; Yànyángtiān).
После основания Китайской Народной Республики в 1949 году Цао Ю стал директором Лиги народного театрального искусства. остаток своей жизни. В юности Ю. критиковал коммунистическую идеологию. Но его первые работы с их портретом упадка и жестокости, вызванной буржуазным обществом, допускали марксистскую интерпретацию. Таким образом, они стали очень популярными в китайском обществе 1960-х годов, когда идеология Мао Цзэдуна требовала, чтобы все литературные произведения служили делу коммунизма.
В дополнение к надзору за постановкой своих ранних пьес, Цао Ю продолжал писать и в 1956 году опубликовал «Яркое небо». После этого, в 1961 году, в десятилетие своего большого общественного признания, он опубликовал свою первую историческую драму «Мужество и меч». Эта работа, хотя и разворачивается в конце династии Чжоу в период Воюющих царств, содержит явные намеки на поражение политической идеологии Мао, воплощенное в его Большом скачке вперед.. Критика Мао Цзэдуном и его другими, а также борьба за власть в правительственных залах, в конечном итоге закончилась культурной революцией, которую Мао использовал для подтверждения своей власти и борьбы с «буржуазными и капиталистическими элементами» в политике. и культура. Нападения на интеллектуалов во время Культурной революции затронули Цао Ю, вызвав у него страдания и отчуждение. Однако он был реабилитирован после смерти Мао и прихода к власти Дэн Сяопина.
Последней работой Цао Ю был Ван Чжаоцзюнь, выпущенный в 1979 году. 13 декабря 1996 года в возрасте 86 лет Цао Ю умер в Пекине. Его дочь Ван Фан тоже драматург.
Культурные учреждения | ||
---|---|---|
Предыдущая:. Тянь Хань | Председатель Китайская театральная ассоциация. декабрь 1968 - 1998 | Далее :. (李 默然) |