Ребек из «Девы среди девственниц» (1509) Джерарда Дэвида. | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Классификация | |
Классификация Хорнбостела – Сакса | 321.21-71. (Чаша лира звучит смычком ) |
Развитый | Средневековье |
Родственные инструменты | |
rebec (иногда rebecha, rebeckha и др. написания, произносится как или ) - смычковый струнный инструмент средневековья эпоха и начало Возрождения. В наиболее распространенной форме он имеет узкий корпус в форме лодочки и 1-5 струн. Игра на руке или под подбородком, техника и настройка могли повлиять на развитие скрипки.
Популярный с 13 по 16 века, появление ребека в Западной Европе совпало с арабским завоеванием Пиренейского полуострова. Однако есть свидетельства существования смычковых инструментов в IX веке в Восточной Европе. Персидский географ 9-го века Ибн Хуррададхбих назвал поклонную византийскую лиру (или луру) как типичный смычковый инструмент византийцев и эквивалент грушевидного арабского ребаба..
Ребек был принят как ключевой инструмент в арабской классической музыке, а в Марокко он использовался в традиции арабо-андалузской музыки, которая имела сохранялись потомками мусульман, которые покинули Испанию в качестве беженцев после Реконкисты. Ребек также стал излюбленным инструментом в чайных домах Османской империи .
Ребек впервые стали называть этим именем примерно в начале XIV века, хотя похожий инструмент обычно назывался lira da braccio ( arm lyre) играли примерно с 9 века. Название происходит от среднефранцузского rebec 15-го века, необъяснимым образом измененного с 13-го века старофранцузского ribabe, которое, в свою очередь, происходит от арабского rebab.
Отличительной чертой ребека является то, что чаша (или корпус) инструмента вырезана из цельного куска дерева. Это отличает его от более поздних периодов vielles и gambas, известных в эпоху Возрождения.
Количество строк в ребеке варьируется от 1 до 5, хотя три - наиболее распространенное число. Струны часто настраиваются на квинт, хотя эта настройка не универсальна. Первоначально инструмент был в диапазоне высоких частот, как и скрипка, но позже были разработаны более крупные версии, так что к 16 веку композиторы могли писать пьесы для консортов ребеков, просто как они поступали с супругами виолов.
Со временем виола пришла на смену ребеку, и инструмент мало использовался после периода ренессанса. Этот инструмент использовался мастерами танца до 18 века, однако часто использовался для тех же целей, что и комплект, небольшая карманная скрипка. Ребек также продолжал использоваться в народной музыке, особенно в восточной Европе и Испании. Андалуси нубах, жанр музыки из Северной Африки, часто включает ребек.
Хью Ребек второстепенный персонаж тер в Уильяма Шекспира Ромео и Джульетта, одного из музыкантов, которых Петр звал в часто вырезанной сцене. Предположительно, он назван в честь инструмента, на котором он играет.
В сцене из фильма Дон Кихот пастух развлекает Дон Кихота и Санчо Панса, играя ребека и распевая песню о любви.
Ребек занимает видное место в одной из историй Эллиса Питерса '(12 век) Брат Кадфаэль : Лиливин, главный герой «Святилища Воробья», зарабатывал себе на жизнь тем, что играть на этом инструменте. Его ребек был поврежден толпой, которая обвинила его в убийстве, но один из монахов отремонтировал его и вернулся к нему в конце истории.