Социал - демократическая партия Swedish, официально партия социал - демократической рабочей Швеции ( шведский : Sveriges Socialdemokratiska Arbetareparti [ˈSvæ̌rjɛs sʊsɪˈɑ̂ːldɛmʊˌkrɑːtɪska ˈârːbeːtarɛpaˌʈiː] ( слушайте ) ; S / SAP), обычно называемые социал-демократами (шведский: Socialdemokraterna [sʊsɪˈɑ̂ːldɛmʊˌkrɑːtɛɳa] ( слушайте ) ), социал-демократическая политическая партия в Швеции, основанная в 1889 году, САП - старейшая и в настоящее время крупнейшая партия страны.
С середины 1930-х по 1980-е годы Социал-демократическая партия получила более 40% голосов. С 1932 по 1976 год САП постоянно находилась в правительстве. В настоящее время партия возглавляет правительство с 2014 года под руководством премьер-министра Стефана Лёввена, который является лидером партии с 2012 года.
Он участвует в выборах как Рабочая партия - Социал-демократы (шведский: Arbetarepartiet - Socialdemokraterna [Ârːbeːtarɛpaiːɛt sʊsɪˈɑ̂ːldɛmʊˌkrɑːtɛɳa] ( слушай ) ).
Основанный в 1889 году как член Второго Интернационала, раскол произошел в 1917 году, когда левые социалисты отделились от социал-демократов и сформировали Шведскую социал-демократическую левую партию (позже Коммунистическую партию Швеции, а теперь Левая партия ). Символом SAP традиционно является красная роза, которая, как полагают, была идеей Фредрика Стрёма. Слова чести, зафиксированные в программе партии 2001 года, - это «свобода, равенство и солидарность». Вначале партия находилась под влиянием марксизма, но постепенно исчезли в годы, предшествовавшие расколу в 1917 году. С 1923 по 1940 год партия была членом Лейбористского и Социалистического интернационалов.
В отличие от многих других европейских стран, шведские левые социалисты смогли сформировать стабильную коалицию большинства в начале 20 века. Вначале, во многом благодаря руководству Ялмара Брантинга, шведские социалисты приняли гибкое и прагматическое понимание марксизма. Они также были готовы формировать межклассовые коалиции с либералами и фермерами. Политолог Шери Берман также связывает успех шведской социал-демократической партии в межвоенные годы с принятием партией кейнсианства во время Великой депрессии (что она контрастирует с сопротивлением Социал-демократической партии Германии кейнсианской политике в то же время и немецкой социал- демократической политикой в то же время). Последующий упадок демократов).
В 2007 году социал-демократы избрали Мону Салин своей первой женщиной-лидером партии.
7 декабря 2009 года социал-демократы создали политическую и избирательную коалицию с Зелеными и Левой партией, известную как Красно-Зеленые. Партии оспаривали выборы 2010 года по совместному манифесту, но проиграли выборы действующей правоцентристской коалиции «Альянс». 26 ноября 2010 года альянс красно-зеленых был распущен.
Партия является членом Прогрессивного альянса, Партии европейских социалистов и САМАК. Партия была членом Социалистического Интернационала до марта 2017 года.
В настоящее время SAP насчитывает около 100 000 членов, в том числе около 2540 местных партийных ассоциаций и 500 ассоциаций на рабочих местах. Это самая большая партия в риксдаге с 1914 года. Членская база разнообразна, но в ней заметно выделяются организованные рабочие и служащие государственного сектора. Партия имеет тесные исторические отношения со Шведской конфедерацией профсоюзов (LO). Как корпоративный орган, он также выработал политику компромиссного посредничества с ассоциациями работодателей (в первую очередь Конфедерацией шведских предприятий и ее предшественниками), а также с профсоюзами.
К организациям шведского социал-демократического движения относятся:
Золотой век SAP был в период с середины 1930-х до середины 1980-х, когда на половине всех всеобщих выборов она получила от 44,6% до 46,2% (в среднем 45,3%) голосов, что сделало ее одной из самых успешных партий в истории. от либерально-демократического мира.
На двух всеобщих выборах в 1940 и 1968 годах он получил более 50% голосов, хотя в обоих случаях были особые обстоятельства. В 1940 году все сформировавшиеся шведские партии, за исключением Коммунистической партии Швеции (SKP), участвовали в коалиционном правительстве из-за давления Второй мировой войны, и это привело к тому, что избиратели, скорее всего, захотели, чтобы одна партия была в большинстве, чтобы дать согласие. парламент, который нельзя было повесить. В 1944 году ход войны изменился, и страны- союзники надеялись на победу, придавая избирателям больше уверенности в том, что они голосовали по принципу предпочтения, и объясняя более нормальный результат на выборах в 46,6%. Ранее исключенная СКП также достигла на этих выборах результата в 10,3%. В 1968 году авторитетные коммунисты, скорее всего, из-за плохой прессы о советском захвате Чехословакии (« Пражская весна» ), получили исторически плохой результат - 3% голосов, в то время как SAP получила 50,1% голосов и абсолютное большинство в парламенте. Только за довольно короткий период между выборами 1973-1979 годов SAP опустилась ниже нормального интервала от 44,6% до 46,2%, вместо этого набрав в среднем 43,2%, проиграв в 1976 году (впервые за 44 года) и снова просто едва ли в 1979 году. Однако социал-демократы вернули власть в 1982 году с нормальным результатом 45,6%.
База избирателей состоит из самых разных слоев шведского общества, хотя она особенно сильна среди организованных рабочих.
На всеобщих выборах в Швеции в 2006 году SAP получила наименьшую долю голосов (34,99%) на всеобщих выборах в Швеции с всеобщим избирательным правом, что привело к потере должности оппозиции, правоцентристскому коалиционному альянсу Швеции. Среди поддержки, которую потеряла SAP, были голоса пенсионеров (снижение на 10% по сравнению с 2002 годом ) и рабочих профсоюзов (снижение на 5%). Совокупное количество голосов граждан, не являющихся североевропейскими иностранцами, за SAP и левую партию упало с 73% в 2002 году до 48% в 2006 году. Округ Стокгольм обычно голосует за правоцентристские партии, и только 23% жителей Стокгольма голосовали за SAP в 2006 г.
С 2006 по 2014 год SAP проиграла правоцентристскому Альянсу два срока подряд из-за центристско- либеральных взглядов тогдашнего премьер-министра Фредрика Райнфельдта, привлекая некоторых избирателей SAP. В 2010, 2014 и 2018 годах доля голосов SAP резко снизилась, и некоторые из этих голосов были потеряны в пользу правых популистских шведских демократов.
На всеобщих выборах в Швеции 2018 года доля голосов социал-демократов упала до 28,3 процента, что является самым низким уровнем поддержки с 1908 года.
Группа | Голоса (%) | Средний результат +/− ( пп ) |
---|---|---|
Члены LO | 51 | +24 |
На больничном | 51 | +24 |
Вырос за пределами Швеции | 49 | +22 |
Синие воротнички | 41 год | +14 |
Безработные | 39 | +12 |
Местные государственные служащие | 34 | +7 |
Возраст 65+ | 34 | +7 |
Работники государственного сектора | 32 | +5 |
Государственные служащие | 29 | +2 |
Самки | 29 | +2 |
В возрасте 18–21 лет | 28 год | +1 |
Голосующие впервые | 28 год | +1 |
31–64 лет | 27 | 0 |
Члены ТШО | 26 | -1 |
Студенты | 25 | -2 |
Самцы | 25 | -2 |
В возрасте 22–30 лет | 24 | -3 |
Фермеры | 24 | -3 |
Работники частного сектора | 23 | -4 |
Занятые лица | 22 | -5 |
белые воротнички | 20 | -7 |
Члены SACO | 18 | -9 |
Владельцы бизнеса | 16 | -11 |
Все группы (всего) | 27 | 0 |
В 1890-е годы социал-демократы обычно были в одном ряду с либералами.
Выборы | Голоса | % | Сиденья | +/– | Правительство |
---|---|---|---|---|---|
1896 г. | 206 | 0,1 (# 5) | 1/230 | 1 | Оппозиция |
1899 г. | 313 | 0,2 (# 5) | 1/230 | 0 | Оппозиция |
1902 г. | 6 321 | 3.5 (# 3) | 4/230 | 3 | Оппозиция |
1905 г. | 20 677 | 9,5 (# 3) | 13/230 | 9 | Оппозиция |
1908 г. | 45 155 | 14,6 (# 3) | 34/230 | 21 год | Оппозиция |
1911 г. | 172 196 | 28,5 (# 3) | 64/230 | 30 | Оппозиция |
Март 1914 г. | 228 712 | 30,1 (# 3) | 73/230 | 9 | Оппозиция |
Сентябрь 1914 г. | 266 133 | 36,4 (# 2) | 87/230 | 14 | Оппозиция |
1917 г. | 228 777 | 31,1 (# 1) | 87/230 | 1 | Коалиция |
1920 г. | 195 121 | 29,6 (# 1) | 75/230 | 11 | Оппозиция |
1921 г. | 630 855 | 36,2 (# 1) | 93/230 | 18 | Меньшинство (1921-1923) |
Оппозиция (1923-1924) | |||||
1924 г. | 725 407 | 41,1 (# 1) | 104/230 | 11 | Меньшинство (1924-1926) |
Оппозиция (1926-1928) | |||||
1928 г. | 873 931 | 37,0 (# 1) | 90/230 | 14 | Оппозиция |
1932 г. | 1 040 689 | 41,7 (# 1) | 104/230 | 14 | Меньшинство (1932-1936) |
Оппозиция (1936) | |||||
1936 г. | 1,338,120 | 45,9 (# 1) | 112/230 | 9 | Меньшинство |
1940 г. | 1 546 804 | 53,8 (# 1) | 134/230 | 22 | Большинство |
1944 г. | 1,436,571 | 46,6 (# 1) | 115/230 | 19 | Меньшинство |
1948 г. | 1,789,459 | 46,1 (# 1) | 112/230 | 3 | Меньшинство |
1952 г. | 1,729,463 | 46,1 (# 1) | 110/230 | 2 | Коалиция |
1956 г. | 1,729,463 | 44,6 (# 1) | 106/231 | 4 | Коалиция |
1958 г. | 1,776,667 | 46,2 (# 1) | 111/231 | 5 | Меньшинство |
1960 г. | 2,033,016 | 47,8 (# 1) | 114/232 | 3 | Меньшинство |
1964 г. | 2 006 923 | 47,3 (# 1) | 113/233 | 1 | Меньшинство |
1968 г. | 2,420,242 | 50,1 (# 1) | 125/233 | 12 | Большинство |
1970 г. | 2,256,369 | 45,3 (# 1) | 163/350 | 38 | Меньшинство |
1973 | 2 247 727 | 43,6 (# 1) | 156/350 | 7 | Меньшинство |
1976 г. | 2 324 603 | 42,7 (# 1) | 152/349 | 4 | Оппозиция |
1979 г. | 2 356 234 | 43,2 (# 1) | 154/349 | 2 | Оппозиция |
1982 г. | 2,533,250 | 45,6 (# 1) | 166/349 | 12 | Меньшинство |
1985 г. | 2 487 551 | 44,7 (# 1) | 159/349 | 7 | Меньшинство |
1988 г. | 2 321 826 | 43,2 (# 1) | 156/349 | 3 | Меньшинство |
1991 г. | 2 062 761 | 37,7 (# 1) | 138/349 | 18 | Оппозиция |
1994 г. | 2,513,905 | 45,2 (# 1) | 161/349 | 23 | Меньшинство |
1998 г. | 1 914 426 | 36,4 (# 1) | 131/349 | 30 | Меньшинство |
2002 г. | 2,113,560 | 39,9 (# 1) | 144/349 | 13 | Меньшинство |
2006 г. | 1 942 625 | 35,0 (# 1) | 130/349 | 14 | Оппозиция |
2010 г. | 1,827,497 | 30,7 (# 1) | 112/349 | 18 | Оппозиция |
2014 г. | 1 932 711 | 31,0 (# 1) | 113/349 | 1 | Коалиция |
2018 г. | 1 830 386 | 28,3 (# 1) | 100/349 | 13 | Коалиция |
Выборы | Голоса | % | Сиденья | +/− |
---|---|---|---|---|
1995 г. | 752 817 | 28,1 (# 1) | 7/22 | |
1999 г. | 657 497 | 26,0 (# 1) | 6/22 | 1 |
2004 г. | 616 963 | 24,6 (# 1) | 5/19 | 1 |
2009 г. | 773 513 | 24,4 (# 1) | 5/18 6/20 | |
2014 г. | 899 074 | 24,2 (# 1) | 5/20 | 1 |
2019 г. | 974 589 | 23,5 (# 1) | 5/20 | 0 |
В первой главе устава партии говорится, что «намерением Шведской социал-демократической рабочей партии является борьба за демократический социализм », то есть общество с демократической экономикой, основанное на социалистическом принципе « От каждого по способностям, каждому по его потребность ». Поскольку после своего основания в 1889–2003 годах партия занимала власть в течение большинства сроков, идеология и политика SAP оказали сильное влияние на шведскую политику. Шведская социал - демократическая идеология частично нарост сильных и хорошо организованного 1880 - х и 1890 - х лет рабочего класса эмансипации, воздержанию и религиозные folkrörelser (народные движения), с помощью которых крестьянин и рабочие организации проникали государственные структуры на ранней стадии и проложили путь к избирательному политика. Таким образом, шведская социал-демократическая идеология находится под влиянием социалистической традиции, которая ставит на передний план широкое и индивидуальное развитие человека.
В 1967 году Гуннар Адлер-Карлссон с уверенностью сравнил социал-демократический проект с успешной социал-демократической попыткой лишить короля всякой власти, кроме формального величия: «Без опасной и разрушительной внутренней борьбы. [...] Через несколько десятилетий они [ капиталисты] останутся, возможно, формально королями, но в действительности - голыми символами прошедшего и находящегося ниже уровня развития ».
Социал-демократы являются решительными сторонниками эгалитаризма и решительно противодействуют дискриминации и расизму. Партия поддерживает предоставление социального обеспечения за счет прогрессивного налогообложения. Партия также поддерживает социальную корпоративистскую экономику, предполагающую институционализацию системы социального партнерства между группами экономических интересов капитала и рабочей силы, под контролем правительства для разрешения споров между двумя фракциями. Что касается конституционных вопросов, социал-демократы выступают за отмену монархии.
Либерализм также сильно повлиял на социал-демократическую идеологию. Либерализм ориентировал социал-демократические цели на безопасность. Таге Эрландер, премьер-министр с 1946 по 1969 год, охарактеризовал безопасность как «слишком большую проблему, чтобы человек мог решить только свою собственную силу». Вплоть до 1980-х годов, когда неолиберализм стал предлагать альтернативную, агрессивно прокапиталистическую модель для обеспечения социального покоя, SAP была в состоянии обеспечить сотрудничество капитала, убедив капитал в том, что он разделяет цели увеличения экономического роста и уменьшения социальных трений. Многие социал-демократы считают марксизм ценным, поскольку он делает упор на изменение мира для достижения более справедливого и лучшего будущего. В 1889 году Яльмар Брантинг, лидер SAP с момента ее основания до своей смерти в 1925 году, утверждал: «Я считаю, что трудящимся намного выгоднее проводить реформы, которые облегчают и укрепляют их положение, чем говоря, что только революция может им помочь ».
Некоторые наблюдатели утверждали, что этот либеральный аспект превратился во все более неолиберальную идеологию и политику, постепенно увеличивая свободу действий влиятельных участников рынка. Конечно, неоклассические экономисты твердо подталкивают Социал-демократическую партию к капитуляции перед большинством традиционных предпочтений и прерогатив капитала, которые они называют «современными производственными отношениями ». И социалистические, и либеральные аспекты партии находились под влиянием двойных симпатий раннего лидера Ялмара Брантинга и проявлялись в первых действиях партии, а именно в сокращении рабочего дня до восьми часов и создании привилегий для рабочего класса.
В то время как некоторые комментаторы видели, что партия потеряла фокус с ростом неолиберальных исследовательских групп SAP, Шведская социал-демократическая партия на протяжении многих лет обращалась к шведам как к новаторским, способным и достойным управлять государством. Социал-демократы стали одной из самых успешных политических партий в мире, обладая некоторыми структурными преимуществами в дополнение к их благоприятному рождению в яркой фольклорной среде. В конце 19-го века либералам и социалистам пришлось объединиться, чтобы укрепить установившуюся демократию, которая на тот момент постыдно отставала в Швеции, и они могли указать на формальные демократические достижения в других странах, чтобы мотивировать политические действия. Помимо того, что Швеция была маленькой, в начале 20-го века Швеция была полупериферийной страной, которую считали неважной для конкурирующих глобальных политических фракций, поэтому ей было разрешено больше независимости, в то время как вскоре существование коммунистических и капиталистических сверхдержав позволило социал-демократии процветать в России. геополитические пустоты. SAP располагает ресурсами для обмена идеями и опытом, а также для работы с родственными сторонами в странах Северной Европы. Швеция также могла заимствовать и внедрять идеи у англоязычных экономистов, что было преимуществом для социал-демократов во время Великой депрессии, но более выгодным для буржуазных партий в 1980-х годах и позже.
Среди тактик общественного движения Шведской социал-демократической партии в 20-м веке было переопределение « социализации » с « общей собственности на средства производства » на усиление «демократического влияния на экономику». Начиная с социалистической и либеральной коалиции, борющейся за право голоса, шведские социал-демократы определили социализм как развитие демократии - политической и экономической. На этой основе они могли формировать коалиции, вводить новшества и управлять там, где другие европейские социал-демократические партии были искалечены и рассыпаны правыми режимами. Шведские социал-демократы могли причислить средний класс к своей солидарной рабочей группе, признав средний класс «экономически зависимым», «трудящимися» или «прогрессивными гражданами», а не субкапиталистами. Социал-демократический съезд 1932 года установил, что «партия не ставит своей целью поддерживать и помогать [одному] рабочему классу за счет других». Фактически, благодаря социал-демократической политике, которая воздерживалась от поддержки неэффективных и низкоприбыльных предприятий в пользу создания более качественных условий труда, а также твердой приверженности государственному образованию, средний класс в Швеции стал настолько большим, что класс капиталистов остался. концентрированный. SAP не только объединил растущий средний класс со своими избирателями, но и изобретательно наладил периодические коалиции с мелкими фермерами (как членами «эксплуатируемых классов») для достижения большого стратегического эффекта. Версия социалистической идеологии SAP позволяла им сохранять дальновидное представление о рабочем классе. В предвыборном манифесте партии 1932 года утверждалось, что «[SAP] не ставит под сомнение, являются ли те, кто стали жертвами капитализма, промышленные рабочие, фермеры, сельскохозяйственные рабочие, работники лесного хозяйства, продавцы магазинов, государственные служащие или представители интеллигенции ».
В то время как SAP более или менее конструктивно работала с более радикальными левыми партиями в Швеции, социал-демократы позаимствовали у социалистов часть их дискурса и, в меньшей степени, социалистическое понимание структурно скомпрометированного положения труда при капитализме. Еще более творчески социал-демократы присвоили избранные трансцендентные образы таких националистов, как Рудольф Кьеллен в 1912 году, что очень эффективно подорвало привлекательность фашизма в Швеции. Таким образом, Пер Альбин Ханссон заявил, что «нет более патриотической партии, чем [SAP, поскольку] наиболее патриотическим актом является создание страны, в которой все чувствуют себя как дома», что, как известно, разжигает сокровенное стремление шведов к трансценденции с 1928 года. идея Фолькхема, или Дома народа. Социал-демократическая партия продвигала Фолькхеммет как социалистический дом в тот момент, когда партия отвернулась от классовой борьбы и политического инструмента национализации. Ханссон успокаивал, что «расширение партии до народной партии не означает и не должно означать ослабление социалистических требований». Далее он заявил:
Основа дома - общность и сплоченность. Хороший дом не признает ни привилегированных, ни обделенных вниманием членов, ни любимых, ни приемных детей. В хорошем доме есть равенство, внимание, сотрудничество и помощь. Применительно к дому великих людей и граждан это означало бы ломку всех социальных и экономических барьеров, которые теперь разделяют граждан на привилегированных и обездоленных, на правителей и иждивенцев, на богатых и бедных, имущих и других. нищие, грабители и разграбленные. Шведское общество еще не дом народа. Существует формальное равенство, равенство политических прав, но с социальной точки зрения классовое общество остается, а с экономической точки зрения преобладает диктатура немногих.
Социал-демократическая партия обычно признана главным архитектором прогрессивного налогообложения, справедливой торговли, низкого уровня безработицы и активной политики на рынке труда ( ALMP ), основанного на шведском государстве всеобщего благосостояния, которое было создано в годы после Второй мировой войны. Швеция вышла из Великой депрессии с короткой и успешной экономической программой « кейнсианство - до Кейнса », которую отстаивал Эрнст Вигфорс, видный социал-демократ, получивший образование в области экономики, изучая работы британских радикальных либеральных экономистов. Социально-демократическая политика на рынке труда, или АПРТ, была разработана в 1940-х и 1950-х годах экономистами LO ( Landsorganisationen i Sverige, федерация профсоюзов рабочих) Гёстой Реном и Рудольфом Майднером. Модель Рена-Мейднера включала централизованную систему переговоров о заработной плате, которая была направлена как на установление заработной платы на справедливом уровне, так и на повышение эффективности и производительности бизнеса. В условиях сотрудничества до 1983 года федераций капитала и профсоюзов, которые вели переговоры независимо от государства, государство определило, что заработная плата будет выше, чем рыночная, в фирмах, которые были неэффективны или неконкурентоспособны, и ниже, чем рыночная, в фирмах, которые были высоко оценены. продуктивный и конкурентоспособный. Работникам была выплачена компенсация в виде государственной переподготовки и переезда. В то же время государство реформировало заработную плату с целью «равной оплаты за равный труд», устранило безработицу (« резервную армию труда ») как дисциплинарное средство и поддерживало стабильный рост доходов, постепенно увеличивая налоги и объединяя общественное богатство для обеспечения услуги через органы местного самоуправления. Социал-демократическая политика традиционно делает упор на структуре государственных расходов, при которой общественные услуги предоставляются через местные органы власти, а не на трансферты по программе социального страхования.
Эта социал-демократическая политика имела международное влияние. Ранняя шведская красно-зеленая коалиция поощряла скандинавских социалистов в штате Миннесота прилагать усилия к созданию столь же мощного альянса рабочих и фермеров, который поставил социалистов на пост губернатора, проводила модельные новаторские программы борьбы с расизмом в масштабах штата в первые годы своего существования. ХХ века и позволил федеральным управляющим лесами в Миннесоте практиковать рано развившийся экологический социализм до того, как реформаторы Демократической партии присвоили инфраструктуру Партии фермеров и лейбористов Миннесоты либеральной Демократической партии в 1944 году.
Лидер социал-демократов и премьер-министр Улоф Пальме в 1970-е годы Логотип партии 1967-1987 гг.При администрации социал-демократов Швеция сохраняла нейтралитет в качестве ориентира внешней политики во время войн 20-го века, включая холодную войну. Нейтралитет сохранил шведскую экономику и повысил экономическую конкурентоспособность Швеции в первой половине 20-го века, когда экономики других европейских стран были разрушены войной. Под руководством социал-демократов Улофа Пальме Швеция еще больше обострила враждебность политических консерваторов Соединенных Штатов, когда Пальме открыто осудил американскую агрессию во Вьетнаме. Президент Ричард Никсон приостановил дипломатические отношения с социал-демократической страной. В 2003 году высокопоставленный политик Социал-демократической партии Анна Линд, критиковавшая вторжение в Ирак под руководством США, а также зверства как Израиля, так и палестинцев, и которая была ведущей фигурой, продвигавшей Европейский Союз в Швеции, была публично убита в Стокгольме. Поскольку Линд сменила Йорана Перссона в руководстве партии, ее смерть сильно подорвала партию, а также кампанию по содействию принятию ЕВС (евро) в Швеции. Политика нейтралитета изменилась с приходом к власти правоцентристской коалиции, и Швеция выделила войска для поддержки интервенции США и Соединенного Королевства в Афганистане.
Поскольку модель Рена-Миднера позволяла капиталистам, владеющим очень производительными и эффективными фирмами, сохранять сверхприбыли за счет работников фирм, тем самым усугубляя неравенство, работники этих фирм начали агитировать за долю прибыли в 1970-х годах, просто поскольку женщины, работающие в государственном секторе, начали требовать повышения заработной платы. Мейднер учредил исследовательский комитет, который выступил с предложением 1976 года, которое влекло за собой перевод сверхприбылей в инвестиционные фонды, контролируемые работниками эффективных фирм, с намерением, чтобы фирмы создавали дополнительные рабочие места и выплачивали большему количеству рабочих более высокую заработную плату, а не увеличивали их заработную плату. богатство владельцев и менеджеров компаний. Капиталисты сразу же определили это предложение как социализм и выступили с беспрецедентной оппозицией, включая отмену классового компромисса, установленного в Сальтсйобаденском соглашении 1938 года.
1980-е были очень неспокойным временем в Швеции, которое время от времени приводило к упадку правления Социал-демократической партии. В 80-х годах прошлого века основные направления шведской промышленности претерпели масштабную реструктуризацию. Было прекращено судостроение, целлюлоза была интегрирована в модернизированное производство бумаги, сталелитейная промышленность была сконцентрирована и специализировалась, а машиностроение было оцифровано. В 1986 году был убит Улоф Пальме, один из самых сильных поборников демократии и эгалитаризма Социал-демократической партии. Шведский капитал все больше направлял шведские инвестиции в другие европейские страны по мере объединения Европейского Союза и формирования гегемонистского консенсуса среди элитного финансового сообщества, в то время как прогрессивное налогообложение и проэгалитарное перераспределение превратились в экономическую ересь. В то время один из ведущих сторонников дела капитала, министр финансов социал-демократ Кьелл-Улоф Фельдт вспоминал в интервью: «Отрицательное наследство, которое я получил от моего предшественника Гуннара Стренга (министр финансов, 1955–1976), было сильно прогрессивной налоговой системой с высокие предельные налоги. Предполагалось, что это приведет к созданию справедливого и равноправного общества. Но в конце концов я пришел к выводу, что это просто не сработало. Вместо этого прогрессивные налоги создали общество спорщиков, мошенников, своеобразных манипуляций, ложных амбиций. и новые несправедливости. Мне потребовалось как минимум десять лет, чтобы стать частью партии, чтобы увидеть это ». С отступлением капиталистической конфедерации от Сальтсйобаденского соглашения 1938 года и инвестированием шведского капитала в другие европейские страны, а не в Швецию, а также с глобальным подъемом неолиберальной политико-экономической гегемонии, Социал-демократическая партия отказалась от прогрессивной реформы Мейднера.
Экономический кризис 1990-х годов широко упоминался в англо-американской прессе как социал-демократический провал, но важно отметить, что не только норма прибыли во всем мире начала падать после 1960-х годов, но и в этот период наблюдалось неолиберальное господство в социал-демократической среде. идеология и политика, а также рост буржуазной коалиции вместо социал-демократов. Неолиберальные меры социал-демократов 1980-х годов - такие как подавление и дерегулирование валюты для поддержки шведского экспорта в переходный период экономической реструктуризации, снижение корпоративного налогообложения и налогообложения для лиц с высокими доходами и переход от политики борьбы с безработицей к политике борьбы с инфляцией - усугубились международная рецессия, неконтролируемые валютные спекуляции и правительство умеренной партии во главе с Карлом Бильдтом (1991–1994), что привело к финансовому кризису начала 1990-х годов.
Йоран Перссон, плодовитый социал-демократический лидер, занимавший пост премьер-министра в течение десяти лет.Когда социал-демократы вернулись к власти в 1994 году, они отреагировали на финансовый кризис стабилизацией валюты - и сокращением государства всеобщего благосостояния и приватизацией общественных услуг и товаров, как это сделали правительства многих стран, находившихся под влиянием Милтона Фридмана, Чикагской школы политических и общественных наук. экономическая мысль и неолиберальное движение. Лидеры Социал-демократической партии, в том числе Йоран Перссон, Мона Салин и Анна Линд, выступили за членство в Европейском союзе (ЕС), и на шведском референдуме от 52 до 48% проголосовали за вступление в ЕС 14 августа 1994 года. Лидер либералов Ларс Лейонборг на своем заседании в 2007 году Выход на пенсию может напомнить 1990-е годы как золотой век либерализма, когда социал-демократы находились под растущим влиянием либералов и их партнеров по правоцентристской политической коалиции. Лейонборг рассказал о неолиберальных победах, таких как рост частного школьного образования и распространение частного коммерческого радио и телевидения. Утверждалось, что реформы пенсионного обеспечения шведских социал-демократов « Третий путь» оказались более успешными, чем реформы, проведенные немецкими социал-демократами.
В 21 веке многие аспекты социал-демократического государства всеобщего благосостояния продолжали функционировать на высоком уровне, в немалой степени благодаря высокому уровню профсоюзов в Швеции, независимости профсоюзов в установлении заработной платы и образцовой компетентности. феминизированной рабочей силы государственного сектора, а также широкой общественной поддержки. Социал-демократы инициировали исследования последствий неолиберальных изменений, и картина, которая возникла из этих выводов, позволила партии сократить многие налоговые расходы, немного повысить налоги на лиц с высокими доходами и значительно снизить налоги на продукты питания. Министр финансов Социал-демократической партии увеличил расходы на алименты и продолжил выплату государственного долга. К 1998 году шведская макроэкономика оправилась от промышленной реструктуризации 1980-х годов и эксцессов валютной политики. На рубеже 21-го века Швеция имеет хорошо зарекомендовавшую себя, в целом крепкую экономику, и среднее качество жизни после государственных трансфертов очень высокое, неравенство низкое ( коэффициент Джини составляет 0,28), а социальная мобильность высока (по сравнению с богатые англо-американские и центральноевропейские страны).
Социал-демократическая партия проводит экологическую и феминистскую политику, способствующую созданию здоровых и гуманных условий жизни. Феминистская политика, сформированная и реализуемая Социал-демократической партией вместе с Партией зеленых и левой партией (которая договорилась с социал-демократами о поддержке правительства, не создавая коалиции), включает оплачиваемый отпуск по беременности и родам и отцовский отпуск, высокую занятость женщин. в государственном секторе, сочетая гибкую работу с прожиточным минимумом и пособиями, обеспечивая государственную поддержку женщинам в их традиционных обязанностях по уходу и политике, стимулирующей участие женщин в политической жизни и лидерство. Анализ политики и институциональной практики с точки зрения их воздействия на женщин стал обычным явлением в социал-демократическом управлении.
Социал-демократическая партия потерпела поражение в 2006 году от правоцентристской коалиции « Альянс за Швецию », что, согласно исследованиям правительственного департамента Уппсальского университета, в значительной степени объясняется плохим обращением правительства SAP с двумя крупными стихийными бедствиями, поразившими шведскую политическую жизнь. пейзаж на рубеже 2004 и 2005 годов. Эти бедствия известны как цунами в День подарков 2004 года и шторм Гудрун 2005 года (Эрвин). В частности, Центристская партия очень успешно выступила против SAP по вопросу о неэффективной антикризисной реакции партии на эти бедствия. Мона Салин сменила Йорана Перссона на посту лидера партии в 2007 году, став первой женщиной-лидером партии. Перед всеобщими выборами в Швеции 2010 года Социал-демократическая партия наладила сотрудничество с Партией зеленых и левой партией, что привело к созданию альянса красных и зеленых. Сотрудничество было расторгнуто после очередного поражения в 2010 году, что привело к самому продолжительному периоду противостояния партии с момента до 1936 года. Сахлин объявила о своей отставке после поражения в 2010 году, и в 2011 году ее сменил Хокан Юхольт. опросы общественного мнения до того, как он был вовлечен в скандал вокруг выгоды от парламента, который по прошествии некоторого времени завершился его отставкой. Сахлин и Юхольт становятся первыми партийными лидерами после Класа Толина, который был лидером партии 1896–1907 годов, и не стали премьер-министрами.
Стефан Лёфвен, избранный правлением партии, сменил Юхольта на посту лидера партии. Лёвен возглавил Социал-демократическую партию на выборах в Европейский парламент в 2014 году, которые привели к худшим результатам на выборах партии на национальном уровне с момента введения всеобщего избирательного права в 1921 году. Затем он возглавил партию на всеобщих выборах в Швеции в 2014 году, которые привели к вторым худшим выборам для партии. Результатом этого стал риксдаг, поскольку в 1921 году было введено всеобщее избирательное право. С подвешенным парламентом Лёвен сформировал коалиционное правительство меньшинства с Партией зеленых. 2 октября 2014 года риксдаг утвердил Лёвена на пост премьер-министра страны, и он вступил в должность 3 октября 2014 года вместе со своим кабинетом. Социал-демократическая партия и Партия зеленых проголосовали за то, чтобы Лёвен стал премьер-министром, в то время как Левая партия, близкий союзник SAP, воздержалась. Оппозиционные партии Альянса также воздержались, в то время как шведские демократы проголосовали против.
На всеобщих выборах в Швеции 2018 года доля голосов социал-демократов упала до 28,3 процента, что является самым низким уровнем поддержки с 1911 года. Тем не менее в январе 2019 года было сформировано коалиционное правительство Социал-демократов и Партии зеленых. Опираясь на поддержку Центристской партии и либералов, это одно из самых слабых правительств в истории Швеции.
Лидер партии | Период | Секретарь партии | |
---|---|---|---|
Клаас Толин | | | Карл Магнус Цисниц Карл Густав Викман |
Первый партийный лидер после коллективного руководства. | |||
Яльмар Брантинг | | | Карл Густав Викман Фредрик Стрём Густав Мёллер |
Премьер-министр (1920, 1921–1923 и 1924–1925). Умер в офисе. | |||
Пер Альбин Ханссон | | | Густав Мёллер Торстен Нильссон Свен Андерссон |
Премьер-министр (1932–1936 и 1936–1946). Умер в офисе. | |||
Таге Эрландер | | | Свен Андерссон Свен Асплинг Стен Андерссон |
Премьер-министр (1946–1969). Самый продолжительный премьер-министр в истории Швеции. | |||
Улоф Пальме | | | Стен Андерссон Бо Торессон |
Премьер-министр (1969–1976 и 1982–1986). Убит. | |||
Ингвар Карлссон | | | Бо Торессон Мона Салин Лейф Линде |
Премьер-министр (1986–1991 и 1994–1996 годы). | |||
Йоран Перссон | | | Ингела Тален Ларс Стьернквист Марита Ульвског |
Премьер-министр (1996–2006). | |||
Мона Салин | | | Марита Ульвског Ибрагим Байлан |
Первая женщина-лидер партии. | |||
Хокан Юхольт | | | Карин Ямтин |
Ушел в отставку после скандала. | |||
Стефан Лёфвен | | Карин Ямтин, Лена Радстрём Баастад | |
Премьер-министр (2014 – настоящее время) |