![]() | |
![]() ![]() | |
Дата основания | 1874 (1874) |
---|---|
Местоположение | Museumplein 10. Амстердам, Нидерланды |
Координаты | 52 ° 21′29 ″ N 4 ° 52′47 ″ E / 52.358056 ° N 4.879722 ° E / 52.358056; 4.879722 Координаты : 52 ° 21'29 ″ N 4 ° 52'47 ″ E / 52,358056 ° N 4.879722 ° E / 52,358056; 4.879722 |
Тип | Современное искусство, современное искусство |
Размер коллекции | 90 000 предметов |
Посетители | 675 000 (оценка 2015 г.)
|
Директор | Вакансия |
Доступ к общественному транспорту | Трамвай : 2 ![]() ![]() ![]() |
Веб-сайт | www.stedelijk.nl |
Stedelijk Museum Amsterdam (Голландское произношение: ; Муниципальный музей Амстердама), в просторечии известный как Stedelijk, это музей современного искусства, современное искусство и дизайн, расположенный в Амстердам, Нидерланды.
Здание XIX века было спроектировано Адрианом Виллемом Вайсманом, а крыло 21 века с нынешним входом было спроектировано Benthem Crouwel Architects. Он расположен на Музейной площади в боро Юг Амстердама, недалеко от музея Ван Гога, Рейксмузеум и Концертгебау.
Коллекция включает в себя современное искусство и дизайн с начала 20 века до 21 века. В нем представлены такие художники, как Винсент Ван Гог, Василий Кандинский, Эрнст Людвиг Кирхнер, Марк Шагал, Анри Матисс, Джексон Поллок, Карел Аппель, Энди Уорхол, Виллем де Кунинг, Марлен Дюма, Лючио Фонтана и Гилберт и Джордж.
В 2015 году музей посетило около 675 000 человек.
Стеделийкский музей в Амстердаме был открыт 14 сентября 1895 года по инициативе местных властей и частных лиц. Здание музея в стиле голландского неоренессанса было спроектировано голландским архитектором Адрианом Виллемом Вайсманом в рамках проекта модернизации, инициированного местными жителями, начиная с 1850 года. Строительство здания в 1890 году в значительной степени финансировалось Софией Адрианой де Брюн. В частности, он был построен под Vereeniging tot het Vormen van een Verzameling van Hedendaagsche Kunst (VVHK, Общество формирования публичной коллекции современного искусства), которое было основано в 1874 году для размещения коллекции произведений искусства и антиквариата де Брюйн, которые она пожертвован городу вместе со значительной суммой денег. Семья Ван Эегена также внесла свой вклад в строительство и подарила картины из коллекции Христиана Питера ван Эгена. Здание было построено между 1891 и 1895 годами на улице Паулюс Поттерстраат, в нескольких минутах ходьбы от Рейксмузеум. Оригинальная коллекция музея включала милитарию амстердамской милиции, азиатское искусство и артефакты из Музея хронометрии и Медико-фармацевтического музея.
В 1905 году Корнелис Баард был назначен куратором Stedelijk и назначен директором музея в 1920 году. Во время его работы в качестве куратора местные власти начали создавать собственную коллекцию современного искусства.. Великая депрессия в Нидерландах привела к сокращению муниципальных расходов и увеличению потребности в пересмотре политики в первой половине 1930-х годов. В 1932 году была создана закупочная комиссия, в которую вошли два члена от ВВХК и два от местных властей. Эти четыре человека наблюдали за всеми покупками произведений искусства для музея, в частности произведений гаагского и амстердамского импрессионизма и произведений зарубежных современников.
Музей начал активно приобретать искусство в 1930 году. В 1933 году M.B.B. Коллекция книг Найкерка попала в Stedelijk, которая позже была расширена за счет эстетического книжного дизайна и типографики. Музей прикладного искусства открылся на первом этаже западного крыла 15 декабря 1934 года. Эта коллекция включала мебель, стекло, керамику и фарфор, графический дизайн и плакаты, текстиль, небольшие скульптуры и маски, батик, изделия из металла и витражи. с акцентом на голландскую работу примерно на рубеже веков.
В 1936 году Дэвид Рёлль, который ранее работал в Рейксмузеум и был секретарем VVHK, стал музеем директор. Рёлль назначил Виллема Сандберга новым хранителем в январе 1938 года. В конце концов, Сандберг занял пост директора музея в 1945 году. К 1962 году ВВХК передал большую часть своей коллекции, включая работы Джорджа Хендрика. Брайтнер, Поль Сезанн, Жан-Батист-Камиль Коро, Гюстав Курбе, Винсент Ван Гог и Йохан Йонгкинд.
Под руководством Сандберга Stedelijk основал отдел прикладного искусства в 1945 году и отдел гравюр и рисунков в 1954 году. В начале 1950 года Stedelijk также начал представлять современную музыку и фильмы. Пристройка, известная как крыло Сандберга, была построена в 1954 году для размещения экспериментального искусства. К 1956 году были добавлены читальный зал, печатный зал, музей-ресторан и сад, а также новый зал для просмотра фильмов и музыкальных представлений. Сандберг приобрел группу работ русского художника Казимира Малевича в 1958 году. В том же году Сандберг начал приобретать фотографии для коллекции музея; Стеделийк был первым западноевропейским музеем современного искусства, собравшим фотографии. Коллекция включает выдающихся фотографов как голландского, так и международного авангарда межвоенного периода (таких как Эрвин Блюменфельд, Ласло Мохоли-Надь и Ман Рэй ), обширный выбор послевоенных голландских фотографов (в том числе Ева Беснё, Эд ван дер Эльскен и Кас Ортуис), портреты художников, фотожурналистика и автономной фотографии изобразительного искусства с 1970-х годов.
Во время Второй мировой войны коллекция Стеделийка и Амстердамский музей были переданы на хранение в бункер на песке. холмы около Сантпорта. Сотрудники музея по очереди несли вахту. Сандбергу только что удалось избежать ареста; В 1943 году, когда для его задержания была послана немецкая поисковая группа, Сандберг на велосипеде скрылся в дюнах. Несмотря на потрясения войны, Stedelijk продолжал проводить выставки.
Работы Эрнста Людвига Кирхнера и Анри Матисса пополнились коллекцией в конце 1940-х годов. и 1950-е гг. В это время Stedelijk также приобрел произведения Де Стиджла и связанных с ним международных движений, таких как русский конструктивизм и Баухаус.
Эди де Уайлд, руководивший музеем Ван Аббе в Эйндховене, занял пост директора с 1963 по 1985 год. Он начал первую коллекцию американского современного искусства в Стеделийке. Под его руководством в 1971 году дебаты о социальных и образовательных функциях музея вызвали формирование отдела коммуникаций. В начале 1970-х годов музей впервые приобрел видеоарт европейских художников, включая Диббетса и Гилберта и Джорджа. Сегодня коллекция видеоарта содержит около 900 работ и инсталляций, в том числе работы Нам Джун Пайка, Билла Виолы и Брюса Наумана. К середине 1970-х годов, после закрытия комнат последнего периода, Стеделийк стал исключительно музеем современного искусства.
В 2001 году рисунки Казимира Малевича и других художников русского авангарда из собрания Культурного центра Харджиев-Чага пополнили коллекцию украинского / русского / советского искусства музея.
В конце 2003 года здание Адриана Виллема Вайсмана было закрыто по настоянию пожарной части; ремонтные работы начались. Стеделийк временно поселился в здании Почтовой ЦС, где простоял 4,5 года. В 2005 году музей установил партнерские отношения с благотворительным фондом Broere; от имени коллекции Моник Зайфен музей приобрел современные европейские произведения искусства, которые были переданы музею в долгосрочную аренду. В 2006 году дебаты и лекции были организованы в рамках выставки «Картография города», посвященной отношениям художников к городу. Было создано пространство под названием «Док-станция» для ежемесячных презентаций работ молодых художников. В 2008 году выставка «Другие голоса, другие комнаты», посвященная видеоработам Энди Уорхола, привлекла 600 000 посетителей.
В 2006 году городской совет приватизировал Стеделийк. Это стало более деловым предприятием, которое арендует здание музея у города и от имени совета проводит выставки и управляет, поддерживает и пополняет муниципальную коллекцию.
Начиная с конца 2008 года, Stedelijk претерпел капитальное строительство. В ответ на это музей начал проект «Стеделийк идет в город», чтобы поддерживать визуальное присутствие в городе Амстердам, пока здание ремонтировалось. Проект длился до второй половины 2009 года и включал в себя серию семинаров, лекций и презентаций в разных местах Амстердама.
С августа 2010 по январь 2011 Stedelijk Museum открыл свои двери уникальной программой «Временный Stedelijk» в отреставрированном, но недостроенном историческом здании. Приглашая «искусство, художников и публику» обратно в свои двери, Stedelijk продолжил эту временную программу. «Временный Stedelijk 2» открылся в марте 2011 года и был посвящен знаменитой коллекции современного искусства и дизайна. Выставка продемонстрировала широту собрания музея и представила работы Пита Мондриана, Казимира Малевича, Чарли Торопа, Анри Матисса, Дональд Джадд, Виллем де Кунинг, Ив Кляйн и Брюс Науман и другие. Выборки из коллекций представлялись поочередно. «Временный Stedelijk 3» стартовал в октябре 2011 года и представлял собой выставки, презентации и мероприятия, проводившиеся по всему Амстердаму.
Музей вновь открылся для широкой публики 23 сентября 2012 года с групповой выставкой «За гранью воображения». Художниками, включенными в это первое шоу, были Джеймс Беккет, Эрик Белл и Кристоффер Фрик, Росселла Бискотти, Эгле Будвитите, Джеремия Дэй, Кристиан Фридрих, Сара ван дер Хайде, Сучан Киношита, Сюзанна Криманн, Мэтью Лутц-Киной, Снежанка Михайлова, Рори Пилигрим, Фальке Пизано, Юлика Руделиус, Фиона Тан, Дженнифер Ти, Ян ван Торн, Винсент Вулсма и Андрос Зинс-Браун. В первый месяц после открытия музей посетило более 95 000 человек. В 2017 году в Стеделийк-музее прошли мероприятия 17-го фестиваля Sonic Acts.
21 марта 1986 года Жерар Ян ван Бладерен разрезал картину Кто есть Боится красного, желтого и синего III (1967) Барнетта Ньюмана с универсальным ножом во время психотического эпизода. Его приговорили к восьми месяцам тюрьмы и двум годам условно, а также запретили посещать музей на три года. 21 ноября 1997 года Ван Бладерен, тот же вандал, вырезал картину «Кафедра» (1951), также кисти Барнетта Ньюмана. В суде он сослался на невменяемость и не был осужден, но ему навсегда запретили посещать музей.
20 мая 1988 г. произошла первая и единственная кража произведений искусства из Стеделийка. Три картины «Ваза с гвоздиками» (1886) Винсента Ван Гога, «Улица в Невере» (1874) Йохана Йонгкинда и «Натюрморт с бутылками и яблоками» Поля Сезанна были украдены при взломе. 31 мая 1988 года все три картины были обнаружены неповрежденными полицией, притворившейся покупателями. Вор был арестован и осужден.
15 мая 2011 года на Музейной площади праздновали победу АЯКС в национальном конкурсе. Во время празднования болельщики повредили крышу и стеклянные панели Benthem Crouwel Wing, в результате чего был нанесен ущерб в размере 400 000 евро, что привело к изменению места проведения мероприятия на Amsterdam Arena для празднования последующей победы AFC Ajax в 2012 году. Несмотря на эти проблемы, городское правительство Амстердама заявило, что оно по-прежнему рассмотрит возможность использования Музейной площади в качестве потенциального места для проведения крупных мероприятий.
Коллекция музея насчитывает почти 90 000 предметов, собранных с 1874 года. С важными кластерами и ядрами уделяя особое внимание Де Стиджл, Баухаус, Поп-арт и CoBrA, а в последнее время - неоимпрессионизму, Коллекция представляет практически все значительные направления в искусстве и дизайне 20 и 21 веков. В Стеделийке также есть обширная коллекция рисунков и картин Казимира Малевича. Ключевые произведения постимпрессионистов Поля Сезанна и Винсента Ван Гога служат образцами искусства конца XIX века. Коллекция разделена на следующие дисциплины:
В начале 2010 года Stedelijk Museum начал сотрудничество с дизайнерским агентством Fabrique и фирмой по дополненной реальности Layar. разработать виртуальные арт-туры под названием «ARtours». Используя технологии смартфонов, посетители получают дополнительные рассказы и изображения о коллекции как внутри музея, так и за пределами города. На заключительном этапе этого проекта в конце 2011 года общественности было предложено добавить свои собственные истории, изображения и другую информацию через платформу с открытым исходным кодом.
В 2018 году фреска была создана Кейт Харинг в 1986 году на складе музея Стеделейк был обнаружен после того, как через несколько лет после его завершения был покрыт листами алюминия. 40-футовая фреска является крупнейшим общественным произведением художника и была создана для его первой персональной музейной выставки.
В ноябре 2009 года музей начал проект по оцифровке исторического архива. который охватывает период с 1895 по 1980 год. Архив содержит около 1,5 миллиона документов в примерно 7000 папок, а также письма от директора и записи покупателя. Право собственности на документы было официально передано Городскому архиву Амстердама, но документы останутся в Стеделийском музее до завершения проекта оцифровки.
Голландский архитектор Адриан Виллем Вайсман спроектировал здание для Stedelijk в 1895 году. Дизайн верхнего фасада и башни выполнен в сочетании светлого камня и красного кирпич придает внешнему виду здания вид голландского неоренессанса 16 века. В 1938 году директор Виллем Сандберг приказал выкрасить внутренние стены в белый цвет, образуя пространство галереи «белый куб». Несколько лет спустя, в 1954 году, Сандберг получил возможность построить большую стеклянную пристройку по бокам Ван Баерлестраат, которую стали называть «Крылом Сандберга». Сандберг также заменил тяжелые, довольно непривлекательные двери музея на стеклянный вход. В 1934 году Баард превратил лоджию над главным входом в музей в выставочное пространство и перекрасил несколько галерей в светлые тона. Когда в 1936 году Рёлль пришел к власти, он установил легкие настенные покрытия внутри некоторых галерей и сделал новые дверные проемы в галереях верхних этажей. Затем, в 1938 году, Рёлль побелил полихромную лестницу и заменил желтое стекло в крыше на стекло, вымытое извести.
Из-за плохого обслуживания и отсутствия современных удобств, включая климат-контроль, здание было признано непригодным для использования. соответствовать современным стандартам. Кроме того, там не было места, чтобы показать основные моменты коллекции на постоянной основе. С момента основания, более века назад, коллекция значительно увеличилась. Художественные склады и мастерские тоже стали слишком тесными. В 1993 году протечка в крыше музея повредила несколько больших картин, среди которых были работы Эллсуорта Келли и Джулиана Шнабеля. Конкурс на обновление музея был впервые проведен в начале 1990-х годов, когда Роберт Вентури победил Рема Колхаса, Вима Квиста и Карел Уибер. Вентури заменил Альваро Сиза Виейра в 1996 году.
Старое здание было вынуждено закрыть в январе 2004 года, когда оно больше не соответствовало правилам пожарной безопасности. Stedelijk был временно переведен в здание Post-CS, старое здание Почтовой службы недалеко от Центрального вокзала Амстердама. Когда в 2008 году заведение Post-CS было закрыто, была опубликована книга под названием «Stedelijk Museum CS - Prospect / Retrospect», посвященная некоторым успешным выставкам и художникам того периода, например, Энди Уорхолу и Ринеке Дейкстра.
После дальнейших дискуссий о переносе музея современного искусства в парк Амстердама новое жюри в конечном итоге присудило Benthem Crouwel Architects контракт на реконструкцию и строительство нового здания, именуемого «Ванна». Новый Stedelijk имеет выставочную площадь 8000 квадратных метров, что вдвое превышает площадь предыдущей галереи. Майкл Киммельман, архитектурный критик The New York Times, писал о добавлении музея: «Я не могу припомнить, чтобы видел более нелепое здание, чем новый музей Стеделийк». Los Angeles Times назвала пристройку «негабаритной, антисептической и несоответствующей».
Когда Альваро Сиза изначально разрабатывал планы, открытие было запланировано на 2007 год. В 2004 году, когда новый конкурс было проведено, стало ясно, что эта дата недостижима. Хотя отреставрированное первоначальное здание было завершено в начале 2010 года, условия не подходили для выставок произведений искусства, поскольку в новом крыле не было системы климат-контроля. Пресса раскритиковала задержки. Кампания «Stedelijk Do Something», организованная голландским предпринимателем в области культуры Отто Наном, побуждала людей сообщать о своем разочаровании по поводу задержек. Это привлекло значительное внимание средств массовой информации и огромный отклик со стороны таких социальных сетей, как Twitter и Facebook. Нэн надеялся, что то, что он назвал «дружественным переворотом», привлечет политическое внимание благодаря захвату Музейной площади. Отправляя SMS-сообщения, люди могли собрать деньги, чтобы помочь музею начать работу немного раньше. С еще большим количеством задержек в 2011 году, когда подрядчик Midreth обанкротился, план открытия весной 2010 года был перенесен на 2012 год. В восстановленном оригинальном здании в 2010 году открылась временная выставка, которая привлекла около 223 000 посетителей.
Подрядчик VolkerWessels завершил строительство в феврале 2012 г., после чего была установлена система климат-контроля. После восьми лет работы новый Stedelijk открылся 23 сентября 2012 года. После ремонта и расширения основные моменты коллекции представлены в старом здании в серии меняющихся презентаций. Новое крыло состоит из большого застекленного входа, выходящего на Музейную площадь, и галерей для временных выставок на верхнем уровне и в подвале. Здесь также находится музейный магазин, ресторан и библиотека, а также аудитория. Первая выставка под названием «За гранью воображения» представляла собой выставку работ молодых художников Амстердама. В декабре 2012 года последовала ретроспектива покойного лос-анджелесского художника Майка Келли.
Завершение проекта обошлось в 127 миллионов евро, что на 20 миллионов евро больше, чем предполагалось в 2007 году, в основном финансируется городским советом Амстердама.
В 1963 году Вим Кроувел и его дизайнерская компания Total Design начали работу для Стеделийкского музея под руководством нового директора Эдуарда де Вильде. Кроувель разработал каталоги, приглашения, плакаты и брошюры, используя единую сетку. Он хотел стандартизировать типографику с использованием гарнитуры Univers, поскольку она имеет одинаковую высоту x для каждого веса. Этот сетчатый макет стал известен как стиль SM-дизайна.
Арман Мевис и Линда ван Дерсен изменили дизайн логотипа и визуального оформления музея в 2012 году, которые постепенно были представлены после его повторного открытия 23 сентября 2012. Мэвис и ван Дерсен ранее разработали графическое оформление временной программы Stedelijk с 2010 по 2012 год. Основным аспектом нового логотипа является большой sans-serif S, состоящий из букв название музея заглавными буквами. Используемый шрифт Union, гибрид Helvetica и Arial, созданный чешским типографом Радимом Пешко в 2009 году. Union используется для всех внутренних и внешних указателей музея и дополнительных материалов и Ресурсы. Визуальная идентичность нового логотипа поначалу вызвала споры, особенно с учетом того, что оригинальный логотип Вима Кроуэла пользовался большим уважением и имел большое влияние.
Год | Посетители |
---|---|
2004 | 130,500 |
2005 | 197,900 |
2006 | 200,324 |
2007 | 223,411 |
2008 | 152,103 |
2009 | закрыто |
2010 | закрыто |
2011 | 138,720 (оценка) |
2012 | 300000 (оценка) |
2013 | 700,000 |
2014 | 816,396 |
2015 | 675,000 (оценка) |
Первоначально муниципальный орган, Stedelijk Museum Amsterdam стал фонд 1 января 2006 года и подотчетен наблюдательному совету.
Музей посетило 138 720 человек в 2011 году и 300 000 посетителей в 2012 году. В первые двенадцать месяцев после открытия в сентябре 2012 года музей музей посетило 750 000 человек. В 2013 году музей посетило 700 000 человек. Это был 4-й по посещаемости музей в Нидерландах после Рейксмузеума, музея Ван Гога, Дома Анны Франк и 87-й по посещаемости художественный музей в мире в этом году. В 2014 и 2015 годах у музея было соответственно 816 396 и 675 000 посетителей.
![]() | На Викискладе есть материалы, связанные с Stedelijk Museum Amsterdam. |