Николай Харджиев

редактировать

Харджиев Николай Иванович (ru: Харджиев, Николай Иванович, 26 июня 1903 г., Россия - 10 Июнь 1996 г., Амстердам, Нидерланды ) - русский писатель, литературный и коллекционер произведений искусства. Он обладал обширным архивом и коллекцией произведений искусства и литературы русского авангарда.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Супрематические движения
  • 3 Контрабанда Николая Харджиева Архив
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
Ранние годы

Харджиев родился на Украине в 1903 году. Он изучал право до переезда в Ленинград в 1928 году. Харджиев особенно интересовался поэтами-футуристами, такими как Маяковский и Хлебников. Установив контакты с поэтами, художниками и их семьями, он смог собрать коллекцию документов и публикаций. В 1932 году Харджиев начал работу над официально заказанным изданием произведения Маяковского, которое было опубликовано в 12 томах в 1947 году. Харджиев был принят в Союз советских писателей в 1940 или 1941 годах. Анна Ахматова Самый известный русский поэт советского периода, был близким другом во время войны. В 1953 году он женился во второй раз на скульпторе Лидии Чага.

Супрематическое движение

Когда Казимир Малевич вернулся в сталинскую Россию, его работы были конфискованы, и в 1930 году его арестовали и запретили заниматься искусством. Харджиев сохранил большое количество документов и воспоминаний, связанных с авангардным движением, и около 1350 произведений искусства. Сюда входили масляные картины, гуаши и рисунки Малевича; картины Павла Филонова, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой и Ольги Розановой ; и важные рисунки Эль Лисицкого.

Контрабанда архива Николая Харджиева

Николай Харджиев обладал крупным архивом документов, рисунков и картин русских художников-футуристов. Его рыночная стоимость оценивалась примерно в 100 миллионов фунтов стерлингов. В 1992 году Харджиевые были приглашены профессором Виллемом Вестстейном из Славянского института Амстердамского университета посетить университет. В ответ Николай Харджиев предложил свой архив документов институту Вестстейна, а свою коллекцию произведений искусства Стеделийк-музей Амстердам в обмен на помощь Вестстейна в перемещении Харджиевых и их владений на Запад. Архив был проверен искусствоведами из Стеделийка для проверки подлинности картин; они наняли Galerie Gmurzynska из Кельна, чтобы вывезти архив из России. Владельцы галереи Кристина Гмуржинская и ее деловой партнер Матиас Расторфер сопровождали Вестстейн в 1993 году на встречу с Харджиевыми.

Харджиевые прибыли в Амстердам в ноябре 1993 года. По словам Лидии Харджиевой, с мая 1993 года Вестстейн часто бывал визиты к паре для помощи в упаковке архива. Рукописи, рисунки, книги и акварели хранились в 280 каталогизированных файлах. Они были вывезены из квартиры Харджиевых вместе с их личными вещами. Лидия Харджиева утверждала, что картины и книги были отправлены в Galerie Gmurzynska, а архив хранился на "российской конспиративной квартире", где он был разделен неизвестными лицами.

22 февраля 1994 года в Москве Аэропорт Шереметьево был задержан израильтянин русского происхождения, а его багаж обыскан. Часть архива была обнаружена и изъята. В тайнике хранились рукописи поэтов Хлебников, Мандельштам и Ахматова и письма Малевича. Эта часть архива была передана Российскому государственному архиву литературы и искусства..

Вместе с изъятыми документами было обнаружено соглашение длиной в параграф между Кристиной Гмуржинской и Николаем Харджиевым об оказании "материальной поддержки" в размере 2,5 миллионов долларов США. Харджиевые в Амстердаме. Свидетелями этого стали Лидия Харджиев, Вестстейн и Расторфер. Гмуржинская галерея организовала упаковку и вывоз квартиры супругов, но до них дошло мало из архива. Получив коллекцию, Расторфер утверждал, что подписанные документы были просто «письмами о намерениях». Дело также было освещено Тони Вудом в «New Left Review». Гмуржинская подала ряд безуспешных исков о клевете против многих из тех, кто помогал в расследовании дела.

И Гмуржинская, и Расторфер позже отрицали свою причастность к контрабанде архива, заявив, что они авансировали Харджиевым сумму денег для переезда пары. Харджиев сохранил право собственности на раздел архива, переданный Государственному архиву, и он заблокировал доступ к документам до 2015 года.

27 июля 1995 года Харджиев составил завещание, передав все Лидии, с указанием, что она выбирает, какую часть его коллекции передать Художественному фонду Харджиева-Чага в Амстердаме. Лидия умерла в ноябре того же года при подозрительных обстоятельствах после того, как якобы упала с лестницы в их доме. В последнем интервью Харджиева в декабре 1995 года он сказал, что Николас Ильин обратился к нему от имени российских властей, пытаясь договориться о возвращении некоторых из его картин или части его архива. Когда он умер в июне 1996 года, он оставил свою коллекцию произведений искусства фонду, а позже фонд и Государственный архив Российской Федерации согласились управлять архивом Харджиева. В 2013 году многие работы из коллекции Харджиева были включены в крупную ретроспективу Малевича, проходившую в Стеделийк-музее в Амстердаме. Окончательный каталог коллекции был опубликован Stedelijk в октябре 2013 года.

Ссылки
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-05-31 09:46:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте