Ласло Мохоли-Надь

редактировать

Ласло Мохоли-Надь
Ласло Мохоли-Надь - фотография из NARA - 281845.jpg Декларация о намерении получить гражданство США (1938 г.)
Родился Ласло Вайс ( 1895-07-20)20 июля 1895 г. Бачбород, Венгрия
Умер 24 ноября 1946 г. (1946-11-24)(51 год) Чикаго, Иллинойс, США
Место отдыха Кладбище Грейсленд
Национальность Венгерский американец (1946)
Известен Живопись, фотография, скульптура, пленка
Известная работа Световая опора для электрической сцены (1928–1930, также посмертно названный свето-космическим модулятором)
Стиль Конструктивизм
Движение Баухаус
Супруг (а)

Моха-Надь ( / м ə ˌ ч oʊ л я п ɒ dʒ / ; венгерский:  [Ласло moholiˌnɒɟ.] ; Родился Ласло Вайс ; 20 июля 1895 - 24 ноября, 1946) был венгерским художником и фотографом, а также профессор школы Баухаус. На него сильно повлиял конструктивизм и он был убежденным сторонником интеграции технологий и промышленности в искусство. Искусствовед Петер Шельдаль назвал его «неустанно экспериментальным» из-за его новаторских работ в живописи, рисовании, фотографии, коллажах, скульптуре, кино, театре и письме.

Он также сотрудничал с другими художниками, в том числе со своей первой женой Люсией Мохоли, Вальтером Гропиусом, Марселем Брейером и Гербертом Байером. Его самым большим достижением может стать Школа дизайна в Чикаго, которая сохранилась и сегодня как часть Технологического института Иллинойса, которую историк искусства Элизабет Сигел назвала «его всеобъемлющим произведением искусства». Он также написал книги и статьи, пропагандирующие утопический тип высокого модернизма.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Ранняя жизнь и образование (1895–1922)
  • 2 года Баухауза (1923–1928)
  • 3 Эпоха депрессии (1929–1937)
  • 4 года в Чикаго (1937–1946)
  • 5 Наследие
  • 6 Галерея
  • 7 Библиография
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки
Ранняя жизнь и образование (1895–1922)

Мохоли-Надь родился Ласло Вайс в Бачбороде (Венгрия) в еврейской семье. Троюродным братом его матери был дирижер сэр Георг Шолти. Ласло был средним ребенком из трех выживших сыновей, но вскоре семью бросил отец, Липот Вайс.

Остальные члены семьи находились под защитой и поддержкой дяди по материнской линии, Густава Надя. Дядя был юристом и спонсировал образование Ласло и его младшего брата Акоса. В свою очередь, Ласло взял у своего наставника мадьярскую фамилию. Позже он добавил к своей фамилии «Мохоли» после названия города Мохол (ныне часть Сербии ), где он провел часть своего детства в семейном доме неподалеку.

Ласло учился в гимназии в городе Сегед, который был вторым по величине городом в стране. Изначально он хотел стать писателем или поэтом, а в 1911 году некоторые из его стихов были опубликованы в местных ежедневных газетах. С 1913 года он изучал право в Будапештском университете.

В 1915 году во время Первой мировой войны он поступил на службу в австро-венгерскую армию в качестве артиллерийского офицера. Во время службы он также делал наброски, акварели и письма, чтобы задокументировать свой военный опыт. Он был ранен на Русском фронте в 1917 году, выздоравливал в Будапеште. Находясь в отпуске и во время выздоровления, Мохоли-Надь сначала связался с журналом Jelenkor («Настоящая эпоха»), редактором которого был Хевеши, а затем с кружком «Активистов» вокруг журнала Лайоша Касака « Ма» («Сегодня»).

После выписки из военных в октябре 1918 года он отказался от своего права исследования и посещал частную художественную школу Венгерского фовизма художника Роберт Берени. В 1918 году он официально обратился в Венгерскую реформатскую церковь ; его крестным отцом был его друг из римско-католического университета, искусствовед Иван Хевеши. Он был сторонником Венгерской советской республики, провозглашенной в начале 1919 года, хотя не играл в ней официальной роли.

После поражения коммунистического режима в августе он уехал в Сегед. Перед отъездом в Вену примерно в ноябре 1919 года там проходила выставка его работ.

Мохоли-Надь переехал в Берлин в начале 1920 года, где познакомился с фотографом и писательницей Люсией Шульц ; в следующем году они поженились.

В 1922 году на совместной выставке с венгром Петером Ласло Пери в Der Sturm он познакомился с Вальтером Гропиусом. Тем летом он отдыхал на Роне с Люсией, которая познакомила его с фотографированием на светочувствительной бумаге. Он также начал набрасывать идеи для того, что станет его самой известной скульптурой, Модулятор светового пространства.

Годы Баухауза (1923–1928)
Ревность (1927)

В 1923 году Вальтер Гропиус пригласил Мохоли-Надя преподавать в Баухаусе в Веймаре, Германия. Он взял на себя роль Йоханнеса Иттена, соучредителя базового курса Баухауса с Йозефом Альберсом, а также заменил Пауля Клее на посту главы Металлургической мастерской. Это фактически положило конец экспрессионистским наклонностям школы и приблизило ее к ее первоначальным целям как школы дизайна и промышленной интеграции. Баухаус стал известен многогранностью своих художников, и Мохоли-Надь не был исключением. На протяжении своей карьеры он стал опытным и новатором в области фотографии, типографики, скульптуры, живописи, гравюры, кинопроизводства и промышленного дизайна.

Одним из его основных направлений была фотография; начиная с 1922 года, он изначально руководствовался техническими знаниями своей первой жены и сотрудницы Люсии Мохоли. В своих книгах Malerei, Photographie, Film (1925) и The New Vision, from Material to Architecture (1932) он ввел термин Neues Sehen (Новое видение) из-за своей веры в то, что камера может создать совершенно новый способ видеть окружающее. мир, недоступный человеческому глазу. Эта теория заключала в себе его подход к искусству и обучению.

Мохоли-Надь был первым художником межвоенного периода, который предложил использовать научное оборудование, такое как телескоп, микроскоп и рентгенографию, для создания произведений искусства. С Люсией он экспериментировал с фотограммой ; процесс экспонирования светочувствительной бумаги с наложенными на нее предметами. Его педагогическая практика охватывала широкий спектр медиа, включая живопись, скульптуру, фотографию, фотомонтаж и металлообработку.

Эпоха депрессии (1929–1937)
Космический модулятор с доказательствами (1942 г.)

Мохоли-Надь покинул Баухаус в 1928 году и основал собственную дизайнерскую студию в Берлине. Марианна Брандт взяла на себя его роль руководителя цеха по металлу. Он расстался со своей первой женой Люсией в 1929 году.

Знаковым достижением было создание Мохоли-Надя Lichtrequisit einer elektrischen Bühne (световой опоры для электрической сцены) (1928–1930), устройства с движущимися частями, предназначенными для проецирования света через него для создания движущихся отражений света и теней на близлежащих поверхностях.. Он был создан с помощью венгерского архитектора Иштвана Себука для выставки Deutscher Werkbund, проходившей в Париже летом 1930 года; Позже он был назван светопространственным модулятором и рассматривался как пионерское достижение кинетической скульптуры с использованием промышленных материалов, таких как отражающие металлы и оргстекло. Учитывая его интерес к световым узорам, которые он производил больше, чем его внешний вид при прямом взгляде, его можно было бы более точно рассматривать как один из самых ранних примеров светового искусства. Это была форма, которую он продолжал разрабатывать в 1940-х годах в Соединенных Штатах, в « Космический модулятор» (1939–1945), «Папмак» (1943) и « Космический модулятор В-10» (1942).

Мохоли-Надь был фоторедактором голландского авангардного журнала International Revue i 10 с 1927 по 1929 год. Он создавал декорации для успешных и неоднозначных оперных и театральных постановок, оформлял выставки и книги, создавал рекламные кампании, писал статьи и снимал фильмы.. В его студии работали такие художники и дизайнеры, как Иштван Себоек, Дьердь Кепеш и Андор Вейнингер.

В 1931 году он познакомился с актрисой и сценаристом Сибиллой Пицш. Они поженились в 1932 году и имели двух дочерей, Хаттула (1933 года рождения) и Клаудию (1936–1971). Сибилла вместе со своим мужем создавала « Эйн Лихтшпиль: schwarz weiss grau» («Игра света: черный белый серый»), ставший уже классическим фильмом, основанный на свето -космическом модуляторах. Она также будет работать с ним над фильмами « Цыгане» и « Берлинский натюрморт» и останется с ним на всю оставшуюся жизнь, позже став историком искусства и архитектуры.

После прихода к власти в Германии в 1933 году нацистов, как иностранному гражданину, ему больше не разрешали там работать. Он работал в 1934 году в Нидерландах (занимаясь в основном коммерческой деятельностью), а затем переехал с семьей в Лондон в 1935 году.

В Англии Мохоли-Надь входил в круг эмигрантских художников и интеллектуалов, обосновавшихся в Хэмпстеде. Мохоли-Надь прожил в здании Исокон с Вальтером Гропиусом восемь месяцев, а затем поселился в Голдерс-Грин. Гропиус и Мохоли-Надь планировали создать английскую версию Баухауза, но не смогли заручиться поддержкой, а затем Мохоли-Надь был отклонен на преподавательскую работу в Королевском колледже искусств.

Мохоли-Надь зарабатывал себе на жизнь в Лондоне, выполняя различные работы по коммерческому дизайну, включая работу в Imperial Airways и в магазине мужского нижнего белья. Дьердь Кепеш работал с ним над различными коммерческими заданиями.

Он фотографировал современную архитектуру для журнала Architectural Review, где помощником редактора был Джон Бетджеман, который поручил Мохоли-Надю сделать документальные фотографии для иллюстрации его книги «Сундук Оксфордского университета». Ему было поручено снять фильмы « Лобстеры» (1935) и « Новая архитектура и Лондонский зоопарк» (1936). Он начал экспериментировать с рисованием на прозрачных пластиках, таких как Perspex.

В 1936 году венгерский кинопродюсер Александр Корда поручил ему разработать спецэффекты для ставшего уже классическим фильмом « Грядущее» по роману Герберта Уэллса. Работая в Denham Studios, Мохоли-Надь создавал кинетические скульптуры и абстрактные световые эффекты, но в основном режиссером фильма они не использовались. По приглашению Лесли Мартина он прочитал лекцию в архитектурной школе Hull School of Art.

В 1937 году его работы были включены в печально известную выставку « Дегенеративное искусство », организованную нацистской Германией в Мюнхене.

Чикагские годы (1937–1946)
Папмак (1943)

В 1937 году по рекомендации Уолтера Гропиуса и по приглашению Уолтера Пепке, председателя Контейнерной корпорации Америки, Мохоли-Надь переехал в Чикаго, чтобы стать директором Нового Баухауза. Философия школы практически не изменилась по сравнению с оригиналом, а ее штаб-квартирой был особняк на Прери-авеню, который архитектор Ричард Моррис Хант спроектировал для магната универмагов Маршалла Филда.

Однако школа потеряла финансовую поддержку своих сторонников всего через один учебный год и закрылась в 1938 году. Мохой-Надь возобновил работу по коммерческому дизайну, которой он продолжал заниматься всю оставшуюся жизнь. Мохоли-Надь был также советником по искусству в отделении почтовых отправлений Spiegel в Чикаго.

Паепке продолжал поддерживать художника, и в 1939 году Мохоли-Надь открыл Школу дизайна в Чикаго. Он также начал делать статические и мобильные скульптуры из прозрачного пластика, часто с акцентом на хромированный металл.

В 1940 году летняя сессия Школы дизайна проходила в колледже Миллс в Окленде, штат Калифорния. В 1942 году он преподавал на летних курсах в женском педагогическом колледже в Дентоне, штат Техас.

Могила Мохоли-Надя на кладбище Грейсленд

В 1943 году Мохоли-Надь начал работу над отчетом о своих усилиях по разработке учебной программы Школы дизайна. Это будет посмертно опубликовано в его книге « Видение в движении» 1947 года в сотрудничестве с его женой-историком искусства Сибиллой.

В 1944 году Школа дизайна в Чикаго превратилась в Институт дизайна, а в 1949 году она стала частью Иллинойского технологического института, первого учреждения в Соединенных Штатах, предлагающего докторскую степень в области дизайна.

В 1945 году у Мохоли-Надя была диагностирована лейкемия. В апреле 1946 года он стал натурализованным американским гражданином. Он продолжал создавать произведения искусства в различных средствах массовой информации, преподавать и посещать конференции, пока не умер от болезни в Чикаго 24 ноября 1946 года. Он был похоронен на кладбище Грейсленд.

Наследие

Университет искусства и дизайна Мохоли-Надь в Будапеште назван в его честь. Программное обеспечение компании Laszlo Systems (разработчики открытого исходного языка программирования OpenLaszlo ) был назван в честь отчасти Мохоли-Надь. В 1998 году был установлен маркер дани из города Чикаго. Осенью 2003 года был основан Moholy-Nagy Foundation, Inc. как источник информации о жизни и творчестве Moholy-Nagy. В 2016 году в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке была представлена ​​ретроспектива работ Мохоли-Надя, которая включала живопись, кино, фотографию и скульптуру. В 2019 году вышел документальный фильм «Новый Баухаус» режиссера Алисы Нахмиас. Фильм посвящен жизни и наследию Мохоли-Надя в Чикаго, в нем участвуют его дочь Хаттула Мохоли-Надь, куратор Ханс-Ульрих Обрист и художники Ян Тичи, Барбара Кастен, Барбара Крейн, Кеннет Джозефсон, Дебби Миллман и Олафур Элиассон.

Галерея
  • Автопортрет (1918)

  • Агота Фишхоф (1918)

  • Перпе (1919)

  • Великая машина эмоций (1920)

  • Г (1920-1921)

  • Круглые сегменты (1921)

  • Архитектура (Эксцентричная конструкция) (ок. 1921 г.)

  • 25 банкротных стервятников (1922)

  • Типографский коллаж (1922 г.)

  • Портрет Люсии Мохоли (1920-е)

  • Обложка журнала Der Sturm (1923)

  • Без названия (1923)

  • A.XX (1924 г.)

  • Хилла фон Ребай (1924)

  • Люсия (ок. 1924–1928)

  • Однажды курица, всегда курица (1925)

  • Обложка книги, изданной Баухаусом (1925 г.)

  • Z VII (1926)

  • А 19 (1927)

  • CH XI (1929)

  • Pont Transbordeur, Марсель (1929)

  • Эрвин Пискатор - Политический театр (1929)

  • Конструкция АЛ6 (1933-1934)

  • Космический модулятор (1938-1940)

  • CH B3 (1941)

  • CPL 4 (1941)

  • Вертикальный черный, красный и синий (1945)

  • Ядерная I (1945)

  • Ядерная II (1946)

  • Вращающиеся стержни (1946)

Библиография
  • Мохоли-Надь, Ласло. Malerei, Fotografie, Film, Мюнхен: Альберт Ланген, 1925, 115 стр; 2-е изд., 1927, 140 стр. (Немецкий) Версия PDF: Bauhaus Bücher 8. Malerei, Fotografie, Film (дата обращения: 12 января 2017 г.)
  • Мохоли-Надь, Л. (1947). Видение в движении. П. Теобальд.
  • Мохоли-Надь, Ласло; Хоффманн, Дафна М. (переводчик) (2005) Новое видение: основы дизайна, живописи, скульптуры и архитектуры Баухауса. Дувр, ISBN   9780486436937.
Смотрите также
Примечания
использованная литература
  • Мохоли-Надь, Лазло. Живопись Фотография Фильм. 1925. Пер. Катрин Шамун, Джиллиан ДеМэр. Цюрих: Lars Müller Publishers, 2019, ISBN   978-3-03778-587-4
  • Ботар, Оливер А.И. Чувствуя будущее: Мохоли-Надь, die Medien und die Künste. Цюрих: Lars Müller Publishers, 2014, ISBN   978-3-03778-433-4
  • Редактировать Бленкоу, Криса и Джудит Мохоли. Цюрих: Lars Müller Publishers, 2018, ISBN   978-3-03778-566-9
  • Ботар, Оливер А.И. Технические обходные пути: пересмотр раннего Мохоли-Надя. Нью-Йорк: Художественная галерея Центра выпускников CUNY, 2006.
  • Борхардт-Хьюм, Ахим. Альберс и Мохоли-Надь: От Баухауза до Нового Света. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2006.
  • Чилверс, Ян и Глэйвс-Смит, редакторы Джона, Словарь современного и современного искусства, Оксфорд: Oxford University Press, 2009.
  • Привет, Элеонора. Изображая современность: Мохой-Надь и фотография в Веймарской Германии. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1995.
  • Ласк, Ирен-Шарлотта. Montagen ins Blaue: Laszlo Moholy-Nagy, Fotomontagen und -collagen 1922–1943. Гиссен: Анабас, 1980.
  • Марголин Виктор. Борьба за утопию: Родченко, Лисицкий, Мохой-Надь, 1917–1946. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1997.
  • Мохоли-Надь, Лазло. Живопись Фотография Фильм. 1925. Пер. Джанет Селигман. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1973.
  • Пассут, Кристина. Мохой-Надь. Пер. Лондон: Темза и Гудзон, 1985.
внешние ссылки
Внешнее видео
значок видео Композиция Ласло Мохоли-Надя A.XX в Smarthistory
Последняя правка сделана 2023-04-16 11:47:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте