Дегенеративное искусство

редактировать
Уничижительный термин, используемый нацистской партией в отношении современного искусства Йозеф Геббельс рассматривает Выставку дегенеративного искусства.

Дегенеративное искусство (нем. : Entartete Kunst) - термин, принятый в 1920-х годах нацистской партией в Германии для описания современного искусства. Во время диктатуры Адольфа Гитлера немецкое модернистское искусство, в том числе многие работы всемирно известных художников, было изъято из государственных музеев и запрещено в нацистской Германии на на том основании, что такое искусство было "оскорблением немецких чувств", антигерманским, еврейским или коммунистическим по своей природе. Те, кого идентифицировали как дегенеративные художники, подвергались санкциям, включая увольнение с преподавательских должностей, запрет на выставку или продажу своего искусства, а в некоторых случаях - запрет на производство произведений искусства.

Degenerate Art также называлось выставка, проведенная нацистами в Мюнхене в 1937 году, состоящая из 650 модернистских произведений искусства, хаотично развешанных и сопровождаемых текстовыми этикетками, высмеивающими это искусство. Созданная для того, чтобы воспламенить общественное мнение против модернизма, выставка впоследствии побывала в нескольких других городах Германии и Австрии.

. Хотя современные стили искусства были запрещены, нацисты продвигали картины и скульптуры, которые были традиционными и превозносили ценности «крови и почвы »: расовая чистота, милитаризм и повиновение. Аналогичные ограничения были наложены на музыку, которая должна была быть тональной и не иметь каких-либо джазовых влияний; неодобренная музыка была названа дегенеративной музыкой. Фильмы и пьесы также подвергались цензуре.

Содержание

  • 1 Реакция против модернизма
  • 2 Вырождение
  • 3 Чистка
  • 4 Выставка Entartete Kunst
  • 5 Судьба художников и их творчество
  • 6 Художники на выставке в Мюнхене 1937 года
  • 7 Художественные движения осуждены как дегенеративные
  • 8 Список
  • 9 Реакция 21 века
  • 10 В массовой культуре
  • 11 См. Также
  • 12 Ссылки
    • 12.1 Примечания
    • 12.2 Библиография
  • 13 Внешние ссылки

Реакция против модернизма

Кадр из Кабинет доктора Калигари

Начало 20-го века было периодом мучительных изменений в искусства. В изобразительном искусстве такие инновации, как фовизм, кубизм, дада и сюрреализм, следующие за символизмом и Постимпрессионизм - не ценился всеми. Большинству людей в Германии, как и везде, не нравилось новое искусство, которое многие возмущались как элитарное, морально подозрительное и слишком часто непонятное. Вильгельм II, который принял активный интерес к регулированию искусства в Германии, критиковал импрессионизм как «живопись из сточных канав» (Gossenmalerei) и запретил Кете Коллвиц награждать медалью за серию гравюр «Восстание ткачей», когда это было экспонировалась на Берлинской Большой выставке искусств в 1898 году. В 1913 году Прусская палата представителей приняла резолюцию «против вырождения в искусстве».

При Веймарском правительстве 1920-х гг. Германия стала ведущим центром авангарда. Это родина экспрессионизма в живописи и скульптуре, атональных музыкальных композиций Арнольда Шёнберга и джазовых работ Пола Хиндемита. и Курт Вейл. Такие фильмы, как Роберт Вайн Кабинет доктора Калигари (1920) и Ф. Носферату (1922) В. Мурнау привнес экспрессионизм в кино.

Нацисты с отвращением смотрели на культуру веймарского периода. Их ответ был частично обусловлен консервативным эстетическим вкусом, а частично - их решимостью использовать культуру как инструмент пропаганды. В обоих случаях такая картина, как «Калеки войны» Отто Дикса (1920) была для них анафемой. На нем безжалостно изображены четверо сильно изуродованных ветеранов Первой мировой войны, тогда знакомое зрелище на улицах Берлина, выполненное в карикатурном стиле. (В 1937 году он будет выставлен на выставке Degenerate Art рядом с лейблом, обвиняющим Дикса, который сам был добровольцем в Первой мировой войне, в «оскорблении немецких героев Великой войны».)

In 1930 Вильгельм Фрик, нацист, стал министром культуры и просвещения земли Тюрингия. По его приказу в 1930 г. из постоянной экспозиции Веймарского Schlossmuseum было изъято 70 преимущественно экспрессионистских картин, а директор музея Кенига Альберта в Цвикау Хильдебранд Гурлитт был уволен за отображение современного искусства.

Как диктатор, Гитлер придал своему личному вкусу в искусстве силу закона до невиданной ранее степени. Только в сталинском Советском Союзе, где социалистический реализм был обязательным стилем, современное государство проявило такую ​​заботу о регулировании искусства. В случае Германии моделью должно было быть классическое греческое и римское искусство, рассматриваемое Гитлером как искусство, внешняя форма которого воплощала внутренний расовый идеал

. Историк искусства Генри Гроссханс говорит, что Гитлер «считал греческое и римское искусство незагрязненным еврейским влиянием. Современное искусство [рассматривалось] как акт эстетического насилия со стороны евреев против немецкого духа. Так было с Гитлером, хотя только Либерман, Майднер, Фрейндлих и Марк Шагал среди тех, кто внес значительный вклад в немецкое модернистское движение, были евреями. Но Гитлер...... взял на себя ответственность решить, кто в вопросах культуры мыслил и действовал как еврей ».

Якобы« еврейская »природа всего искусства, которое невозможно расшифровать, искажать или изображать« порочным ». предмет был объяснен через концепцию вырождения, согласно которой искаженное и искаженное искусство было признаком низшей расы. Пропагандируя теорию вырождения, нацисты объединили свой антисемитизм с их стремлением контролировать культуру, тем самым укрепив общественную поддержку обеих кампаний.

Вырождение

Das Magdeburger Ehrenmal ( магдебургский кенотаф) Эрнстом Барлахом был объявлен искусством выродка из-за «уродства» и исхудания фигур, что соответствует теоретической связи Нордау между «умственным и физическим вырождением»

Термин Entartung (или «вырождение» ) получил широкое распространение в Германии к концу 19 века, когда критик и автор Макс Нордау разработал теорию представлен в его книге 1892 года Entartung. Нордау опирался на труды криминолога Чезаре Ломброзо, чей «Преступник», опубликованный в 1876 году, пытался доказать, что существуют «прирожденные преступники», атавистические черты личности могут быть обнаружены путем научного измерения аномальных физических характеристик. Нордау развил из этой предпосылки критику современного искусства, объясненного как работа тех, кто настолько развращен и ослаблен современной жизнью, что они потеряли самообладание, необходимое для создания связных произведений. Он атаковал эстетизм в английской литературе и описал мистицизм движения символистов в французской литературе как продукт психической патологии. Объясняя живописность импрессионизма как признак нездоровой зрительной коры, он осуждал современное вырождение, восхваляя традиционную немецкую культуру. Несмотря на то, что Нордау был евреем и ключевой фигурой в сионистском движении (Ломброзо также был евреем), его теория художественного вырождения была воспринята немецкими национал-социалистами во время Веймарская Республика как точка сплочения их антисемитских и расистских требований арийской чистоты в искусстве.

Вера в германский дух, определяемый как мистический, деревенский, моральный, несущий древнюю мудрость и благородный перед лицом трагической судьбы, существовала задолго до прихода нацистов; композитор Рихард Вагнер воспевал такие идеи в своем творчестве. Еще до Первой мировой войны влиятельные произведения известного немецкого архитектора и художника Пауля Шульце-Наумбург, в которых осуждались расовые теории, осуждали современное искусство и архитектуру. основание для веры Адольфа Гитлера в то, что классическая Греция и средневековье были истинными источниками арийского искусства. Впоследствии Шульце-Наумбург написал такие книги, как Die Kunst der Deutschen. Ihr Wesen und ihre Werke (Искусство немцев. Его природа и его произведения) и Kunst und Rasse (Искусство и раса), последний опубликованный в 1928 году, в котором он утверждал, что только расово чистые художники могут создавать здоровое искусство, поддерживающее вневременные идеалы классической красоты, в то время как современные художники со смешанным расовым составом создавали беспорядочные произведения искусства и чудовищные изображения человеческих форм. Воспроизводя образцы современного искусства рядом с фотографиями людей с уродствами и заболеваниями, он графически усилил идею модернизма как болезни. Альфред Розенберг развил эту теорию в Der Mythos des 20. Jahrhunderts (Миф двадцатого века), опубликованный в 1933 году, ставший бестселлером в Германии и сделавший Розенберга ведущим идеологическим представителем партии.

Чистка

приход Гитлера к власти 31 января, 1933, вскоре последовали акции, направленные на очищение культуры от вырождения: были организованы сожжения книг, художники и музыканты были уволены с преподавательских должностей, а кураторы, проявившие пристрастие к современному искусству, были заменены Партией. члены. В сентябре 1933 года была создана Reichskulturkammer (Рейхская палата культуры) с Йозефом Геббельсом, гитлеровским рейхминистром für Volksaufklärung und Propaganda (рейхсминистром по просвещению и пропаганды ) ответственный. Были созданы под-палаты внутри Палаты культуры, представляющие отдельные виды искусства (музыку, кино, литературу, архитектуру и изобразительное искусство); это были группы членов, состоящие из «расово чистых» художников, поддерживающих партию или желающих подчиняться. Геббельс ясно дал понять: «В будущем только те, кто являются членами палаты, могут быть продуктивными в нашей культурной жизни. Членство открыто только для тех, кто выполняет входные условия. Таким образом, все нежелательные и вредные элементы были исключены. " К 1935 году в Палате культуры Рейха было 100 000 членов.

Тем не менее, в 1933–1934 годах внутри партии возникла некоторая путаница по вопросу о экспрессионизме. Геббельс и некоторые другие считали, что убедительные работы таких художников, как Эмиль Нольде, Эрнст Барлах и Эрих Хекель, олицетворяли нордический дух; как объяснил Геббельс: «Мы, национал-социалисты, не отстаем от современности; мы являемся носителями новой современности не только в политике и социальных вопросах, но также в искусстве и интеллектуальных вопросах». Однако фракция во главе с Альфредом Розенбергом презирала экспрессионистов, и результатом стал ожесточенный идеологический спор, который разрешился только в сентябре 1934 года, когда Гитлер заявил, что в Рейхе не будет места модернистским экспериментам.. Этот указ оставил многих художников неуверенными в своем статусе. Работа художника-экспрессиониста Эмиля Нольде, преданного члена нацистской партии, продолжала обсуждаться даже после того, как ему было приказано прекратить художественную деятельность в 1936 году. Для многих художников-модернистов, таких как Макс Бекманн, Эрнст Людвиг Кирхнер и Оскар Шлеммер, только в июне 1937 года они потеряли всякую надежду на то, что их работа будет терпима властями.

Жан Метцингер, 1913, En Canot (Im Boot), холст, масло, 146 x 114 см, конфисковано нацистами ок. 1936 г. и выставлено на выставке дегенеративного искусства в г. Мюнхен. С тех пор картина пропала. Альберт Глез, 1912, Landschaft bei Paris, Paysage près de Paris, Paysage de Courbevoie, пропавший в Ганновере с 1937 года

Хотя книги Франца Кафки уже нельзя было купить к 1939 году, работы таких идейно подозрительных авторов, как Герман Гессе и Ганс Фальлада, были широко читаемы. Массовая культура регулировалась менее жестко, чем высокая культура, возможно, потому, что власти опасались последствий чрезмерного вмешательства в массовые развлечения. Таким образом, до начала войны можно было показать большинство голливудских фильмов, включая Это случилось однажды ночью, Сан-Франциско и Унесенные Ветер. Хотя исполнение атональной музыки было запрещено, запрет на джаз соблюдался менее строго. Бенни Гудман и Джанго Рейнхардт были популярны, и ведущие британские и американские джазовые группы продолжали выступать в крупных городах до войны; впоследствии танцевальные коллективы официально играли «свинг», а не запрещенный джаз.

Выставка Entartete Kunst

Плакат Entartete Kunst, Берлин, 1938 год

К 1937 году концепция вырождения прочно укоренилась в нацистской политике. 30 июня того же года Геббельс назначил Адольфа Циглера, главу Reichskammer der Bildenden Künste (Палаты изобразительного искусства Рейха), во главе комиссии из шести человек, уполномоченной конфисковывать из музеев и коллекций произведений искусства по всей стране. Райх, любое оставшееся искусство, которое считается современным, дегенеративным или подрывным. Затем эти работы должны были быть представлены публике на выставке, призванной вызвать дальнейшее отвращение к «извращенному еврейскому духу», пронизывающему немецкую культуру.

Автопортрет Эльфриды Лозе-Вехтлер, которая была убита в Центре эвтаназии Зонненштейна в 1940 г.

Было изъято более 5000 работ, в том числе 1052 работы Нольде, 759 работ Хеккеля, 639 работ Эрнста Людвига Кирхнера и 508 работ Макса Бекмана, а также меньшее количество работ таких художников, как Александр Архипенко, Марк Шагал, Джеймс Энсор, Альберт Глейз, Анри Матисс, Жан Метцингер, Пабло Пикассо и Винсент Ван Гог. Выставка Entartete Kunst, на которой представлено более 650 картин, скульптур, гравюр и книг из собраний 32 немецких музеев, открылась в Мюнхене 19 июля 1937 г. и оставалась на обозрении до 30 ноября, а затем отправилась в 11 других городов Германии и Австрии.

Выставка проходила на втором этаже здания, ранее занимавшего Институт археологии. Зрители должны были попасть на выставку по узкой лестнице. Первой скульптурой был негабаритный театральный портрет Иисуса, который преднамеренно запугивал зрителей, когда они буквально врезались в него, чтобы войти. Комнаты были сделаны из временных перегородок и заведомо хаотичны и переполнены. Картины были сбиты в кучу, иногда без рамок, обычно подвешивались на веревке.

Первые три комнаты сгруппированы тематически. В первой комнате были произведения, которые считались унижающими религию; во втором - работы еврейских художников; третий содержал произведения, оскорбляющие женщин, солдат и фермеров Германии. Остальная часть выставки не имела особой тематики.

На стенах были нарисованы лозунги. Например:

  • Наглое издевательство над Богом при центристском правлении
  • Откровение еврейской расовой души
  • Оскорбление немецкой женственности
  • Идеал - кретин и шлюха
  • Умышленный саботаж национальной обороны
  • Немецкие фермеры - взгляд на идиш
  • Еврейская тоска по пустыне проявляется - в Германии негр становится расовым идеал дегенеративного искусства
  • Безумие становится методом
  • Природа глазами больных
  • Даже музейные авторитеты называли это "искусством немецкого народа"

Речи Лидеры нацистской партии контрастировали с манифестами художников из различных художественных течений, таких как дада и сюрреализм. Рядом со многими картинами были этикетки, показывающие, сколько денег музей потратил на приобретение произведений искусства. В случае картин, приобретенных во время послевоенного Веймара гиперинфляции начала 1920-х годов, когда стоимость килограммовой буханки хлеба достигла 233 миллиарда Немецкие марки, цены на картины конечно сильно завышены. Выставка была разработана, чтобы продвигать идею о том, что модернизм был заговором людьми, которые ненавидели немецкую порядочность, часто идентифицированную как еврейско-большевистскую, хотя только 6 из 112 художников, представленных на выставке, были на самом деле евреями.

В программе выставки были представлены фотографии произведений современного искусства с дискредитирующим текстом. На обложке было изображено название выставки - со словом «Kunst», означающее искусство, в пугающих кавычках - наложенное на изображение скульптуры Отто Фрейндлиха Der Neue Mensch.

Через несколько недель после открытия выставки Геббельс приказал провести вторую и более тщательную проверку коллекций немецкого искусства; инвентарные списки показывают, что произведений искусства, изъятых во втором раунде, вместе с произведениями, собранными до выставки, было 16 558 работ.

Совпадая с выставкой Entartete Kunst, Grosse deutsche Kunstausstellung (Великая немецкая художественная выставка) сделала его премьера на фоне большого зрелища. На этой выставке, проходившей во дворцовом Haus der deutschen Kunst (Дом немецкого искусства), были представлены работы официально утвержденных художников, таких как Арно Брекер и Адольф Виссель. По прошествии четырех месяцев Entartete Kunst привлекло более двух миллионов посетителей, что почти в три с половиной раза превышает число посетителей близлежащего Grosse deutsche Kunstausstellung.

Судьба художников и их творчество

Авангард Немецкие художники были заклеймены как враги государства, так и угроза немецкой культуре. Многие ушли в ссылку. Макс Бекманн сбежал в Амстердам в день открытия выставки Entartete Kunst. Макс Эрнст эмигрировал в Америку с помощью Пегги Гуггенхайм. Эрнст Людвиг Кирхнер покончил жизнь самоубийством в Швейцарии в 1938 году. Пауль Клее провел годы в изгнании в Швейцарии, но не смог получить швейцарское гражданство из-за своего статуса дегенеративный художник. Ведущий немецкий дилер Альфред Флехтхайм умер без гроша в ссылке в Лондоне в 1937 году.

Другие художники остались в изгнании. Отто Дикс удалился в сельскую местность, чтобы рисовать безлюдные пейзажи в тщательном стиле, который не спровоцировал власти. Рейхскультурная камера запретила таким художникам, как Эдгар Энде и Эмиль Нольде, покупать материалы для рисования. Тем, кто остался в Германии, запретили работать в университетах и подвергали внезапным рейдам гестапо, чтобы убедиться, что они не нарушают запрет на создание произведений искусства; Нольде тайно продолжал рисовать, но использовал только акварельные краски (чтобы его не выдал явный запах масляной краски ). Хотя официально художников не казнили из-за своей работы, евреев, не успевших вовремя сбежать из Германии, отправляли в концентрационные лагеря. Другие были убиты в ходе Действия T4 (см., Например, Эльфриде Лозе-Вехтлер ).

Членство в нацистской партии не защищало Эмиля Нольде, чья гравюра на дереве 1912 года «Пророк» показана здесь. 1052 картины Нольде были изъяты из немецких музеев, больше, чем у любого другого художника.

После выставки картины были отсортированы для продажи и проданы в Швейцарии на аукционе; одни экспонаты были приобретены музеями, другие - частными коллекционерами. Многие нацистские чиновники использовали для личного пользования: например, Герман Геринг взял 14 ценных предметов, в том числе Ван Гога и Сезанна. В марте 1939 года берлинская пожарная команда сожгла около 4000 картин, рисунков и гравюр, которые, по-видимому, не имели большой ценности на международном рынке. Это был акт беспрецедентного вандализма, хотя нацисты привыкли к сожжению книг в больших масштабах.

Большое количество «дегенеративного искусства» Пикассо, Дали, Эрнст, Клее, Леже и Миро был уничтожен костром в ночь на 27 июля 1942 года в садах Galerie nationale du Jeu de Paume в Париже. Хотя экспорт «дегенеративного искусства» в Германию был запрещен, в оккупированной Франции все еще можно было покупать и продавать работы «дегенеративных художников». нацисты действительно считали, что их не должно беспокоить психическое здоровье французов. Как следствие, многие работы этих художников были проданы на главном французском аукционном доме во время оккупации.

Супруги Софи и Эмануэль Фен, которые обменяли работы на безобидные произведения искусства из собственного владения и оставили они находились под надежной охраной на протяжении всей национал-социалистической эпохи, спасено около 250 произведений художников, подвергшихся остракизму. Коллекция сохранилась в Южном Тироле с 1943 года и была передана в Баварское государственное собрание живописи в 1964 году.

После распада нацистской Германии и вторжения Берлин Красной Армией, некоторые произведения искусства с выставки были найдены под землей. Неясно, сколько из них затем снова появилось в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, где они до сих пор хранятся.

В 2010 году, когда начались работы по продлению линии метро от Александерплац через исторический центр города до Бранденбургских ворот, ряд скульптуры с выставки дегенеративного искусства были обнаружены в подвале частного дома недалеко от Rote Rathaus. К ним относятся, например, бронзовая статуя танцовщицы в стиле кубизма, выполненная художником Марг Молл, и теперь они выставлены на Новый музей.

Художники на выставке в Мюнхене 1937 года

Художественные движения осуждены как выродившиеся

Листинг

The Reichsministerium für Volksaufklärung und Propaganda (Рейхсское министерство общественного просвещения и пропаганды) составило 479-страничный двухтомный машинописный список произведений, конфискованных как «дегенеративные» у государственных учреждений Германии в 1937–38. В 1996 году Музей Виктории и Альберта в Лондоне приобрел единственную сохранившуюся копию полного списка. Документ был подарен VA Национальной художественной библиотекой Эльфриде Фишер, вдовой арт-дилера Генриха Роберта («Гарри») Фишера. Копии были предоставлены другим библиотекам и исследовательским организациям в то время, и большая часть информации была впоследствии включена в базу данных, поддерживаемую Свободным университетом Берлина.

Цифровая репродукция всего реестра была опубликована на Victoria и веб-сайт музея Альберта в январе 2014 года. Публикация VA состоит из двух PDF-файлов, по одному на каждый из исходных томов. Оба PDF-файла также включают введение на английском и немецком языках. Онлайн-версия инвентаря была доступна на веб-сайте VA в ноябре 2019 года с дополнительными функциями. Новое издание использует программное обеспечение для перелистывания страниц IIIF и включает интерактивный указатель, упорядоченный по городам и музеям. Более ранняя версия в формате PDF также остается доступной.

Предполагается, что копия полного инвентарного списка VA была составлена ​​в 1941 или 1942 году, после того, как продажи и утилизация были завершены. Две копии более ранней версии Тома 1 (A – G) также сохранились в Федеральном архиве Германии в Берлине, и одна из них снабжена аннотациями, показывающими судьбу отдельных произведений искусства. До тех пор, пока Виктория и Альберта не получила полную инвентаризацию в 1996 году, все версии Тома 2 (G – Z) считались уничтоженными. Списки расположены в алфавитном порядке по городам, музеям и художникам. Подробная информация включает в себя фамилию художника, инвентарный номер, название и носитель, за которым следует код, указывающий судьбу произведения искусства, затем фамилию покупателя или арт-дилера (если таковой имеется) и любую уплаченную цену. Записи также включают аббревиатуры, чтобы указать, была ли работа включена в какую-либо из различных выставок Entartete Kunst (см. Degenerate Art Exhibition ) или Der ewige Jude (см. The Eternal Jew (художественная выставка) ).

Основные упомянутые дилеры: Бернхард А. Бёмер (или Бёмер), Карл Буххольц, Хильдебранд Гурлитт и Фердинанд Мёллер (или Мёллер). Рукопись также содержит записи для многих произведений искусства, приобретенных художником Эмануэлем Фоном, в обмен на другие работы.

Реакция 21-го века

Нил Леви в статье Хроники высшего образования предположил, что клеймение искусства как «дегенеративного» было лишь отчасти эстетическая цель нацистов. Другой была конфискация ценных произведений искусства, преднамеренное средство обогащения режима.

В популярной культуре

, пьеса Джеффри Хэтчера основан на реальных событиях, действие происходит в Париже в 1941 году, и Пикассо просят подтвердить подлинность трех работ для inc. участие в предстоящей выставке дегенеративного искусства.

В фильме 1964 года Поезд полковник немецкой армии пытается украсть сотни «дегенеративных» картин из Парижа, прежде чем он будет освобожден во время мировой войны II.

См. Также

Ссылки

Notes

Библиография

  • Адам, Питер (1992). Искусство Третьего рейха. Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc. ISBN 0-8109-1912-5
  • Barron, Stephanie, ed. (1991). «Дегенеративное искусство»: судьба авангарда в нацистской Германии. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, Inc. ISBN 0-8109-3653-4
  • Брэдли, У. С. (1986). Эмиль Нольде и немецкий экспрессионизм: пророк на своей земле. Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press. ISBN 0-8357-1700-3
  • Эванс, Р. Дж. (2004). Пришествие Третьего рейха. Нью-Йорк: Penguin Press. ISBN 1-59420-004-1
  • Гроссханс, Генри (1983). Гитлер и художники. Нью-Йорк: Холмс и Мейер. ISBN 0-8419-0746-3
  • Гроссханс, Генри (1993). Гитлер и художники. Нью-Йорк: Холмс и Мейер. ISBN 0-8109-3653-4
  • Керхер, Ева (1988). Отто Дикс 1891–1969: его жизнь и творчество. Кельн: Бенедикт Ташен. OCLC 21265198
  • Краус, Карл; Обермайр, Ханнес (2019). Mythen der Diktaturen. Kunst in Faschismus und Nationalsozialismus - Miti delle dittature. Arte nel fasismo e nazionalsocialismo. Landesmuseum für Kultur- und Landesgeschichte Schloss Tirol. ISBN 978-88-95523-16-3. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Лакер, Уолтер (1996). Фашизм: прошлое, Настоящее, будущее. Нью-Йорк: Oxford University Press. ISBN 0-19-509245-7
  • Lehmann-Haupt, Hellmut (1973). Art Under a Dictatorship. New Йорк: Oxford University Press.
  • Миннион, Джон (2-е издание, 2005 г.). Список Гитлера: иллюстрированное руководство для «дегенератов». Ливерпуль: Checkmate Books. ISBN 0 -9544499-2-4
  • Нордау, Макс (1998). Вырождение, введение Джорджа Л. Моссе. Нью-Йорк: Ховард Фертиг. ISBN 0-8032 -8367-9 / (1895) Лондон: Уильям Хайнеман
  • О'Брайен, Джефф (2015). «« Вкус песка во рту »: 1939 и« Выродившийся »египетский язык. Статья ». Критические вмешательства 9, выпуск 1: 22–34.
  • Остерлинк, Ким (2009). « Цена дегенеративного искусства », Рабочие документы CEB 09-031.RS, ULB - Universite Libre de Bruxelles,
  • Petropoulos, Jonathan (2000). The Faustian Barga. в: Мир искусства в нацистской Германии. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-512964-4
  • Роуз, Кэрол Ваштон Лонг (1995). Документы от конца Вильгеминской империи до подъема национал-социализма. Сан-Франциско: Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-20264-3
  • Шульц-Хоффманн, Карла; Вайс, Джудит С. (1984). Макс Бекманн: ретроспектива. Мюнхен: Престель. ISBN 0-393-01937-3
  • Суслав, Виталий (1994). Государственный Эрмитаж: шедевры из собрания музея. т. 2 Западноевропейское искусство. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, Inc. ISBN 1-873968-03-5
  • Музей Виктории и Альберта (2014). “Entartete” Kunst: digital reproduction of a typescript inventory prepared by the Reichsministerium für Volksaufklärung und Propaganda, ca. 1941/1942. London: Victoria and Albert Museum. (VA NAL MSL/1996/7)]

External links

Wikimedia Commons has media related to Entartete Kunst.
External video
video iconArt in Nazi Germany, Smarthistory
Последняя правка сделана 2021-05-17 11:31:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте