Лайош Кассак (21 марта 1887 - 22 июля, 1967) был венгерским поэтом, романистом, живописцем, эссеистом, редактором, теоретиком авангарда, а иногда и переводчиком. Самоучка, он стал писателем в рамках социалистического движения и публиковал журналы, важные для радикальной интеллектуальной культуры Будапешта в начале 1900-х годов.
Хотя его нельзя полностью идентифицировать ни с одним авангардным движением, он принял элементы экспрессионизма, футуризма и дадаизма.
Лайош Касшак родился в Эрсекуйваре, Австро-Венгрия (современный Нове Замки, Словакия ). Его отец был помощником аптекаря, а мать - прачкой. Хотя его родители хотели, чтобы он получил высшее образование, он решил бросить учебу и начал работать помощником слесаря, получив свидетельство о найме в качестве ученика. Его сестрой была Эржи Уйвари, которая вышла замуж Шандор Барта.
В 1904 году Кассак переехал в Будапешт, где работал на заводе. на окраине города. Он участвовал в профсоюзном движении и организовал несколько забастовок. В 1905 г. его несколько раз увольняли за организацию забастовок.
В 1907 г. уехал в Париж - пешком и без денег; город привлекал художников и интеллектуалов со всей Восточной Европы. Он был изгнан в Венгрию в 1910 году. Позже опыт этого путешествия был описан в его автобиографии, озаглавленной «Egy ember élete» (Жизнь человека).
Несмотря на отсутствие формального образования и недостаточные навыки письма, Кашак начал публиковать свои произведения. Его первое стихотворение было опубликовано в 1908 году, а первые сборники рассказов - в 1912 году под названием «Элетсиратас». В 1915 году он опубликовал свой первый сборник стихов, Éposz Wagner maszkjában (Эпос в маске Вагнера). В том же году он запустил свой первый журнал под названием A Tett (Действие), который вскоре был подвергнут цензуре и запрещен как «пацифистский». Он был частью интеллектуального движения, в которое входила группа художников, известная как The Eight, работы которых он поддерживал в своих журналах. Он основал книгу Ma (Сегодня) в Будапеште, а затем опубликовал ее в Вене.
Во время Венгерской Советской Республики в 1919 году он стал членом Особого писательского управления. После ожесточенных споров с лидером республики Белой Кун он дистанцировался от большевизма, всегда оставаясь левым. Он никогда не делал различия между социально ответственным человеком и художником: его искусство было частью его самоопределения как «социалистического человека». После падения Венгерской Советской Республики эмигрировал в Вену. Там он продолжил выпуск своего второго журнала, MA («Сегодня», но также «Magyar Aktivizmus» = венгерский активизм]). Он также опубликовал антологию Buch neuer Künstler, проект, в котором Ласло Мохоли-Надь должен был помочь ему, собирая для него материалы из Берлина.
Однако в мае 1922 г. Бела Уитц и Аладар Комьят опубликовал первый выпуск Egység, журнала-конкурента, критикующего Кассака.
В 1926 году Кассак вернулся в Венгрию. Он продолжал редактировать и публиковать такие журналы, как Munka (Работа) (1927–1938) и Dokumentum (Документ) (1927), оба из которых были независимыми журналами левого авангарда.
Его автобиография «Egy ember élete» («Жизнь человека») периодически публиковалась в разделах в венгерском литературном журнале Nyugat между 1923 и 1937 годами. После того, как он опубликовал ее в виде книги, он было возбуждено уголовное дело из-за его глав, касающихся Венгерской Советской Республики.
Регулярно публиковался в левых газетах. С 1945 по 1947 год он редактировал журнал Kortárs (Contemporary), который закрылся после запрета. В 1947 году он вернулся к политическим обязанностям, поскольку коммунисты взяли на себя венгерское правительство. Его назначили главой художественной комиссии Социал-демократической партии. В 1948 году стал депутатом. Через год ему пришлось сменить место в парламенте, а позже он был вынужден уйти в отставку и окончательно уйти в отставку из-за изменения политического климата.
В 1953 году Кашак подверг критике культурную политику партии и был исключен из партии. Из-за этого ему не разрешалось публиковаться в течение многих лет, до 1956 года, когда он был избран председателем Ассоциации писателей, влиятельной организации того времени. С 1957 года он был практически приглушен культурной цензурой партии, и всю оставшуюся жизнь ему не разрешалось путешествовать, выставляться и публиковаться. Однако даже своим молчанием он оказал влияние на большое количество художников как в Венгрии, так и за рубежом. Он умер в Будапеште 22 июля 1967 года.
Кашак считается главным отцом литературного венгерского авангарда и одним из первый поэт / писатель / художники из рабочего класса. Его взгляды на исторические авангардные движения повлияли на восприятие региона и художественное производство. Его журналы Ma («Сегодня») и Tett («Дело») пользовались широким вниманием. Он находился под сильным влиянием международного конструктивистского движения и издал несколько манифестов: Képarchitektúra («Архитектура изображения», 1922), Vissza a kaptafához («Назад к основам», 1923) и A konstruktivizmusról («О Конструктивизм », 1922).
Поскольку он связан с более чем одним стилем или движением, большинство историков искусства называют его «активистом», специальным ярлыком, выпущенным для выражения социально ориентированного стиля его художественного творчества. Функциональность и социальная эффективность были основными характеристиками его работ, которые должны быть реализованы современным существом, чтобы создать мир социального равенства.
Его работы включают конкретную поэзию, рекламные щиты, дизайн, романы и картины, на которые оказали влияние экспрессионизм, дадаизм, Футуризм, сюрреализм и конструктивистские тенденции.
Képarchitektúra, или Архитектура изображения впервые была определена в брошюре Кассаком в конце 1921 года. Манифест был перепечатан в MA 7, no. 4 (март 1922 г.), стр. 52–54.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Лайошем Кассаком |