Дьёрдь Кепеш | |
---|---|
Родился | (1906-10-04) 4 октября 1906 года. Селип, Венгрия |
Умер | 29 декабря 2001 г. (2001-12-29) (95 лет) |
Национальность | Венгрия |
Образование | Королевская академия изящных искусств |
Известен | Художник, фотограф, дизайнер, педагог и теоретик искусства |
Известная работа | Language of Vision |
Супруг (а) | Джульет Эпплби |
Избран | Национальной академией дизайна |
Дьёрдь Кепеш [ˈɟøɾɟ ˈkɛpɛʃ] (4 октября 1906 г. - 29 декабря 2001 г.) был венгерским художником, фотографом, дизайнером, педагогом и теоретиком искусства. После иммиграции в США в 1937 году он преподавал дизайн в Нью Баухаусе (позже Школа дизайна, затем Институт дизайна, затем Иллинойский институт дизайна или ИИТ) в Чикаго. В 1967 году он основал Центр перспективных визуальных исследований при Массачусетском технологическом институте (MIT), где он преподавал до выхода на пенсию в 1974 году.
Кепеш родился в Селипе, Венгрия. Его младший брат был послом в Аргентине, отцом Андраша Кепеса, журналиста, режиссера-документалиста и писателя. В 18 лет он поступил в Королевскую академию изящных искусств в Будапеште, где четыре года проучился у Иштвана Чока, венгерского художника-импрессиониста. В тот же период на него также повлиял поэт и художник социалистического авангарда Лайош Кассак, и он начал искать средства, с помощью которых он мог бы внести свой вклад в смягчение социальной несправедливости, особенно (как он позже напомнил) «нечеловеческие условия венгерского крестьянства».
Кепес временно отказался от живописи и вместо этого занялся кинопроизводством. В 1930 году поселился в Берлине, где работал издательским, выставочным и сценическим художником. Примерно в это же время он разработал суперобложку для знаменитой книги гештальт-психолога Рудольфа Арнхейма Film als Kunst (Фильм как искусство), одной из первых опубликованных книг по теории кино. В Берлине его также пригласили работать в дизайн-студии Ласло Мохоли-Надя, венгерского фотографа, который преподавал в Дессау Баухаус. Когда в 1936 году Мохоли перевел свою дизайнерскую студию в Лондон, Кепес присоединился к нему и там.
Удачным последствием переезда в Лондон стало то, что Кепес нашел свою будущую жену, 17-летнюю британку, урожденную Джульет Эпплби, художницу и иллюстратор. Случайно он увидел ее на улице, представился, и вскоре они начали встречаться. В следующем году, когда Мохоли согласился стать директором новой художественной школы в Чикаго (которую Мохоли назвал Новым Баухаусом), Кепеса пригласили присоединиться к факультету и возглавить учебную область по свету и цвету. Кепес попросил Джульетту присоединиться к нему. Во время преподавания в Институте дизайна (или New Bauhaus) с 1937 по 1943 год Кепес расширил и усовершенствовал свои идеи о теории дизайна, о форме по отношению к функции и (его собственный термин) о «воспитании видения». Кепеса заманил в Бруклинский колледж архитектор русского происхождения Серж Чермаев, который был назначен заведующим кафедрой искусств в 1942 году. Там он обучал художников-графиков, таких как Саул Басс..
В 1944 году он опубликовал «Language of Vision», влиятельную книгу о дизайне и дизайнерском образовании. В течение многих лет широко использовавшийся в качестве учебного пособия для колледжей (он был издан тринадцатью на четырех языках), он начался с признания долга Кепеша берлинским гештальт-психологам и с утверждения, что «Визуальная коммуникация универсальна и интернациональна; она не знает ограничения языка, словарного запаса или грамматики, и это может быть воспринято как неграмотными, так и грамотными... [Изобразительное искусство, как] оптимальные формы языка видения, поэтому является неоценимым средством обучения »( стр.13). Отчасти эта книга была важна, потому что она предшествовала трем другим влиятельным текстам на ту же тему: Пол Рэнд, Мысли о дизайне (1946), Ласло Мохоли-Надь, Видение в движении ( 1947) и Рудольф Арнхейм, Искусство и визуальное восприятие (1954).
В 1942 году Кепес был одним из многих людей (Мохоли был другим), которых армия США попросила дать совет по военному и гражданскому городскому камуфляжу в ходе который он рассматривал Чикаго с воздуха. Он сослался на этот опыт в «Языке видения», когда говорил о естественном камуфляже: «Многочисленные оптические устройства, которые природа использует в животном мире, чтобы скрыть животных от врагов, раскрывают действие этого закона [то есть перцептуальной группировки] визуальной организации. "(стр. 45).
В 1947 году Кепес принял приглашение Школы архитектуры и планирования при Массачусетском технологическом институте начать там программу визуального дизайна, подразделение, которое позже стало центром . для продвинутых визуальных исследований (c1968).
Среди первых сотрудников Центра были художники Отто Пиене, Джек Бернхэм, Вэнь-Ин Цай, Стэн Вандербик, Марианн Амахер, Лоури Берджесс, Питер Кампус, Мюриэл Купер, Дуглас Дэвис, Сьюзан Гэмбл, Дитер Юнг, Петр Ковальски, Шарлотта Мурман, Антони Мунтадас, Ивонн Райнер, Алан Сонфист, Альдо Тамбеллини, Джо Дэвис, Тамико Тиль, Дон Риттер, Люк Курчесн и Билл Паркер.
Во время преподавания в Массачусетском технологическом институте (где он оставался до выхода на пенсию в 1974 году), Кепес контактировал с широким кругом художников, дизайнеров, архитекторов и ученых, в том числе Норберт Винер, Бакминстер Фуллер, Рудольф Арнхейм, Марсель Брейер, Чарльз Имс, Эрик Эриксон, Уолтер Гропиус, Морис К. Смит и Джером Визнер. Его собственное искусство переместилось в сторону абстрактной живописи, и параллельно ему развился интерес к новым научным образам, отчасти потому, что они тоже стали все более «абстрактными». В 1956 году то, что начиналось как выставка, превратилось в весьма необычную книгу «Новый ландшафт в искусстве и науке», в которой произведения искусства современной эпохи были соединены с научными изображениями, созданными не невооруженным глазом, а с использованием таких тогдашних «высоких технологий». «устройства, такие как рентгеновские аппараты, стробоскопическая фотография, электронные микроскопы, гидролокаторы, радары, высоко- питаемые телескопы, инфракрасные датчики и т. д. Его теории визуального восприятия и, в частности, его личное наставничество оказали глубокое влияние на молодых студентов, изучающих архитектуру, планирование и изобразительное искусство Массачусетского технологического института. К ним относятся Кевин Линч (Образ города) и Морис К. Смит (Ассоциативная форма и теория поля).
Кепес и его жена Джульет Эпплби Кепес увековечены на горе. Кладбище Оберн, Кембридж, Массачусетс, где Кепес умер в 2001 году. Маркеры сделаны из дерева и камня соответственно, они высокие и прямоугольные. Друзья Mt. Оберн предоставил дополнительную информацию о камнях и их дизайне, написанном внуком Яносом Стоуном.
В 1965–66 Кепес отредактировал набор из шести антологий, опубликованных в серии под названием Vision + Ценностная серия. Каждый том содержал более 200 страниц эссе самых выдающихся художников, дизайнеров, архитекторов и ученых того времени. Богатство томов отражено в их названиях: «Воспитание видения»; Структура в искусстве и науке; Природа и искусство движения; Модуль, Симметрия, Пропорция, Ритм; Знак, Изображение, Символ; и рукотворный объект.
При жизни Кепес выпустил и другие книги, имеющие непреходящее значение, в том числе «Графические формы: искусство как относящееся к книге» (1949); Искусство окружающей среды (1972 год); и «Изобразительное искусство сегодня» (1960). Он также был плодовитым художником и фотографом, и его работы находятся в крупных коллекциях. В знак признания его достижений в Эгере Венгрия находится Визуальный центр Кепеша. В 1973 году он был избран членом Национальной академии дизайна в качестве ассоциированного члена и стал полноправным академиком в 1978 году.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Дьёрдь Кепеш |