Сарматизм

редактировать

Станислав Антони Щука в сарматской одежде, в контуше "Трактат о двух Сарматия Азия и Европа и об их составе »Мацей Меховита (1517) Караценские доспехи сарматского стиля

Сарматизм (или сарматизм ) этнокультурная концепция с оттенком политики, обозначающая формирование представления о происхождении Польши от сарматов, иранского народа, внутри польского - Литовское Содружество. Это была доминирующая барочная культура и идеология дворянства (шляхта ), существовавшие во времена от Возрождения до XVIII века. Вместе с другой концепцией «Золотой Свободы » он сформировал центральный аспект культуры и общества Содружества. В его основе лежало объединяющее убеждение, что люди Речи Посполитой произошли от ancie nt Иранцы Сарматы, легендарные захватчики современных польских земель в древности.

Этот термин и культура нашли свое отражение в основном в польской литературе XVII века, например в Воспоминания Яна Хризостома Пасека и стихи Вацлава Потоцкого. Польская шляхта носила длинную меховую отороченную шубу, называемую контушем, сапоги по колено и небольшую саблю (szabla ), называемую карабела. Также были популярны усы и декоративные перья в мужских головных уборах. Польские «сарматы» стремились овладеть боевым искусством верхом, верили в равенство между собой («Золотая свобода ») и в непобедимость перед лицом врага. Сарматизм превозносил прошлые победы польских войск и требовал от польских дворян культивирования традиции.

Сарматия (по-польски Sarmacja) было полулегендарным поэтическим названием Польши, которое было модным в 18 веке и которое обозначало качества, связанные с грамотными гражданами огромного Речь Посполитая. Сарматизм сильно повлиял на культуру, образ жизни и идеологию польского дворянства. Он был уникален своей культурной смесью восточных, западных и местных традиций. Сарматизм значительно повлиял на благородные культуры других современных государств - казацкой Гетманщины, Молдавии, Трансильвании, сербской деспотии, Габсбургской Венгрии и Хорватия, Валахия и Московия. Критикуемый во время польского Просвещения, сарматизм был реабилитирован поколениями, которые приняли польский романтизм. Пережив литературный реализм периода «позитивизма », сарматизм вернулся с Трилогией из Генрика Сенкевича, первой в Польше Нобелевский лауреат по литературе (1905).

Содержание

  • 1 Происхождение концепции и ее общая идея
  • 2 Культура и мода
  • 3 Политическая мысль и институты
  • 4 Религия
  • 5 Сарматическое искусство и письменность
  • 6 Современное употребление
  • 7 Влияние на другие народы в пределах Речи Посполитой
  • 8 Оценка
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки

Происхождение концепции и его общая идея

Термин сарматизм впервые употребил Ян Длугош в его работе 15 века по истории Польши. Длугош был также ответственен за связь сарматов с предысторией Польши, и эту идею продолжили другие летописцы и историки, такие как Станислав Ожеховский, Марцин Бельский, Марцин Кромер и Мацей Меховита. «Tractatus de Duabus Sarmatiis» Меховиты стал влиятельным за рубежом, где в течение некоторого времени был одним из наиболее широко используемых справочников по Речи Посполитой. Идея возникла из-за романтического преклонения гуманистов перед античностью и попытки вернуть устаревшую ономастику.

по Географии Птолемея, Сарматия считалась территорией Польши, Литвы и Тартарии и состояла из азиатской и европейской частей, разделенных рекой Дон. В географическом отношении Сарматия всегда была нечеткой, но очень стабильной. Предполагаемые предки шляхты, сарматы, были объединением преимущественно иранских племен, живших к северу от Черного моря. В V веке до нашей эры Геродот писал, что эти племена были потомками скифов и амазонок. В сарматы проникли готы и другие во II веке нашей эры, и, возможно, они имели прочные и прямые связи с Польшей. Легенда о польском происхождении от сарматов укоренилась и росла до тех пор, пока большинство жителей Содружества и многие зарубежные жители не стали считать, что многие польские дворяне каким-то образом являются потомками сарматов (савроматов). Другая традиция пришла к выводу, что сами сарматы произошли от Иафета, сына Ноя.

сарматов, самого западного из иранских народов, около 100 г. до н.э.

Некоторые придерживались Сарматизм был склонен полагать, что их предки завоевали и закрепили за местными славянами и, подобно булгарам в Болгарии или франкам, завоевавшим Галлию (Франция), в конечном итоге приняли местный язык. Такая знать могла полагать, что они принадлежали (по крайней мере, образно) к другому народу, чем славяне, которыми они правили. «На римских картах, созданных в эпоху Возрождения, на большей части территории Речи Посполитой было написано название Сарматия, что« оправдало »интерес к« сарматским корням »».

Столетия спустя, современные ученые обнаружили свидетельства того, что аланы, поздний сарматский народ, говорящий на иранском языке, действительно вторгались в славянские племена в Восточной Европе до шестого века, и что эти «сарматы, очевидно, составляли правящий класс этого района, который постепенно становился Славянизированный ". Однако их прямая политическая связь с Польшей оказалась не более чем вымыслом, поскольку было доказано, что сарматы никогда не проезжали мимо Украины, что доказывает, что идея (особенно по сравнению с реальной польской историей, которая еще больше противоречит концепции) явно ложна.. В своей публикации 1970 года «Сарматы» (из серии «Древние народы и места») Тадеуш Сулимирский (1898–1983), англо-польский историк, археолог и исследователь древних сарматов, обсуждает многочисленные свидетельства присутствия древних сарматов в Восточной Европе, например, находки различного инвентаря, такого как керамика, оружие и украшения. Возможное этнологическое и социальное влияние на польскую шляхту будет включать в себя тамгу геральдику, социальную организацию, военные практики и погребальные обычаи.

Поляки, прослеживающие свое происхождение до сарматов, были частью более широкой тенденции по всей Европе очевидно, что различные народы ведут свое происхождение от древних людей, которые жили в их стране во времена Римской империи: голландцы приняли батавов как своих предков, французы - галлов, португальцы - лузитаны, шотландцы - каледонцы, швейцарцы - гельветы, румыны - даки и др.

Культура и мода

Сарматские верования и обычаи стали важной частью шляхтинской культуры, проникая во все стороны жизни. Сарматизм закрепил равенство всех шляхтичей и прославил их образ жизни и традиции, включая верховую езду, провинциальную деревенскую жизнь, мир и относительный пацифизм. Он популяризировал восточную (почти восточную ) одежду и образы, такие как żupan ​​, kontusz, sukmana, pas kontuszowy, delia и szabla. Таким образом, он служил интеграции полиэтнической знати, создавая почти националистическое чувство единства и гордости за политические Золотые свободы шляхты. Это также отличало польскую шляхту от западной знати (которую шляхта называла плюдрацией, имея в виду их чулки, предмет одежды, который не носит шляхта, но популярен среди жителей Запада).

Политически влиятельная Эльжбета Сенявска, в позе сарматизма и в мужском delia пальто

Сарматисты высоко ценили социальные и семейные связи. К женщинам относились с честью и храбростью. Разговор был одним из любимых занятий. Всегда встречали гостей - родственников, друзей, даже незнакомцев, особенно из-за границы. Латинский был широко распространен. Были организованы роскошные застолья с большим количеством алкоголя. Мужские ссоры и драки во время подобных мероприятий были обычным делом. На их вечеринках самыми популярными танцами были полонез, мазурка и оберек. Честь имела первостепенное значение. Брак описывался как «глубокая дружба». Мужчины часто путешествовали (в Сеймы, Сеймики, индульгенции, суды или общие движения). Женщины оставались дома и ухаживали за имуществом, скотом и детьми. Хотя родилось большое количество детей, многие из них умерли, не достигнув зрелости. Девочек и мальчиков воспитывали раздельно, в компании женщин или мужчин. Судебные иски, даже по относительно не относящимся к делу вопросам, были обычным явлением, но в большинстве случаев был достигнут компромисс.

Похоронные церемонии в сарматской Польше были очень сложными, с некоторыми отличительными чертами по сравнению с другими частями Европы. Это были тщательно спланированные мероприятия, полные церемоний и великолепия. В период между смертью дворянина и его похоронами велись тщательные приготовления, в которых было задействовано большое количество мастеров, архитекторов, декораторов, слуг и поваров. Иногда проходит много месяцев, прежде чем все приготовления заканчиваются. Перед погребением гроб с трупом поместили в церковь среди сложной архитектуры castrum doloris («замок траура»). Геральдические щиты, размещаемые по бокам гроба, и жестяная пластина с эпитафией выполняли вспомогательную роль и давали информацию об умершем. Религиозным торжествам обычно предшествовало шествие, которое завершалось в церкви. Его возглавлял всадник, который играл роль умершего вельможи и носил его доспехи. Этот всадник входил в церковь и падал с лошади с огромным треском и лязгом, показывая этим торжество смерти над земной мощью и рыцарской доблестью. Некоторые похоронные церемонии длились до четырех дней и заканчивались поминками, которые не имели ничего общего с серьезностью ситуации и могли легко превратиться в настоящее разгул. Изредка в погребении участвовало целое войско духовенства (в 18 веке в похоронах одного польского дворянина участвовали 10 епископов, 60 каноников и 1705 священников ).

Некоторые польские дворяне считали своих предполагаемых сарматских предков тюркским народом и, соответственно, рассматривали своих турецких и крымскотатарских врагов как равных, хотя и неискупленных, потому что они не были христианами. Многие сарматисты полагали, что славяне, которыми они правили (будь то польскоязычные католики или русиноговорящие православные), были отсталыми. Эта идеология поставила польских последователей сарматизма в противоречие с более поздними русскими панславистами. Армии Содружества в этот период регулярно воевали с Османской империей; любые военные преимущества, продемонстрированные их противниками, поляки естественно копировали. Кроме того, в эпоху барокко в Польше восхищались и демонстрировались искусство и мебель персов и китайцев, а также османов.

В соответствии с их взглядами на свое Предполагаемое тюркское происхождение, костюм сарматистов отличался от того, что носили дворяне других европейских стран, и уходил своими корнями в Восток. Он был длинным, величавым, насыщенным и красочным. Одним из наиболее характерных его элементов был контуш, который носили с декоративным поясом контуша. Под ним носили upan, а поверх upan - delia. Одежда самых могучих семей была малиновым и алым. саравары были типичной одеждой для нижней части тела, а кальпак, украшенным перьями цапли, носили на голове. Однако французская мода также внесла свой вклад в сарматский облик в польской одежде.

Политическая мысль и институты

Польский дворянин и два гайдука гвардейцев. Кароль Станислав Радзивилл, самый выдающийся дворянин своего времени и представитель сарматизма.

Сторонники сарматизма признавали жизненно важное значение Польши, поскольку она считалась оазисом Золотой Свободы для польских дворянство, окруженное антагонистическими царствами с абсолютистскими правительствами. Они также считали Польшу оплотом истинного христианского мира, почти окруженного мусульманской Османской империей и заблудшими православными русскими и Протестанты немцы и шведы.

То, что современные польские историки считают одной из важнейших черт этой традиции, - это не сарматистская идеология, а то, как Речь Посполитая управлялась. Демократические концепции закона и порядка, самоуправления и выборных должностей составляли неотъемлемую часть сарматизма. Но это была демократия только для немногих. Король, хотя и избранный, по-прежнему занимал центральное положение в государстве, но его власть была ограничена различными законодательными актами и требованиями. Более того, только дворянам были даны политические права, а именно право голоса в сеймике и сейме. Каждый посел (или член Сейма) имел право использовать так называемое liberum veto, которое могло заблокировать принятие предлагаемой новой резолюции или закона. Наконец, в случае, если король не соблюдал законы государства или пытался ограничить или поставить под сомнение привилегии знати, они имели право отказаться от приказов короля и выступить против него силой оружия. Несмотря на то, что таким образом удалось избежать абсолютистского правления, к сожалению, центральная государственная власть стала ненадежной и уязвимой для анархии.

политическая система Речи Посполитой считалась дворянством лучшей в мире, а Польский сейм (фактически) самый старый. Систему часто сравнивали с республиканским Римом и с греческим полисом - хотя каждый из них в конце концов сдался имперскому правлению или тиранам. Генрицианские статьи считались основой системы. Каждая попытка нарушить эти законы рассматривалась как большое преступление.

Однако, несмотря на плоды золотого века Польши и сарматской культуры, страна вступила в период национального упадка; это внесло узкое культурное соответствие. Тем не менее, воцарилась пагубная политическая анархия из-за циничного использования свободного вето отдельным шляхтой в Сейме и / или действиями непатриотичные короли. В конце восемнадцатого века плачевное состояние государства привело к трем разделам Польши соседними военными державами.

«Стоит ли сохранять сарматский образ жизни? Несомненно, некоторые его аспекты. Но поскольку дворяне настаивали на ревностной защите своих привилегий, не допуская их распространения на другие социальные группы, это обрекло структуру Содружества на атрофию и к мести низших слоев общества... Сарматизм был идеологическим щитом от исторических реалий, которые противоречили ему на каждом шагу ».

Со времени своей первоначальной популярности среди бывшей шляхты сарматизм сам пришел в политический упадок. С тех пор он претерпел изменения и возрождение, за которыми последовало затмение.

Религия

Первоначальный акт Варшавской Конфедерации 1573 г., первый акт религиозной свободы в Европе

«Конечно, формулировка и содержание декларации Варшавской конфедерации от 28 января 1573 г. были экстраординарными с точки зрения преобладающих условий в других частях Европы, и они управляли принципами религиозной жизни в республике более двухсот лет ». - Норман Дэвис

Польша имеет давние традиции религиозной свободы. Право на свободу вероисповедания было основным правом, данным всем жителям Содружества на протяжении 15 и начала 16 веков, а полная свобода религии была официально признана в Польше в 1573 году во время Варшавской Конфедерации. Польша сохраняла свои законы о свободе вероисповедания в эпоху, когда религиозные преследования были обычным явлением в остальной Европе. Речь Посполитая была местом, где самые радикальные религиозные секты, пытаясь избежать преследований в других странах христианского мира, искали убежища.

«Эта страна стала убежищем для еретиков» - Кардинал Хозюш папский легат в Польшу.

В сфере религии католицизм был доминирующей религией, и это сильно подчеркивалось, потому что считалось, что он отличает польских сарматистов от их турецких и татарских сверстники. Часто подчеркивалось провидение и благодать Божья. Все земные дела воспринимались как средство достижения конечной цели - Небес. Покаяние было подчеркнуто как средство спасения от вечного наказания. Считалось, что Бог наблюдает за всем и все имеет свое значение. Люди охотно участвовали в религиозной жизни: мессы, индульгенции и паломничества. Особое почитание было отдано Святой Марии, святым и Страстям.

Сарматистское искусство и писания

Поляки танцуют Полонез (картина Корнелли Шлегель)

Искусство трактовалось сарматистами как пропагандистская функция: его роль заключалась в том, чтобы увековечить доброе имя семьи, превознося добродетели предков и их великие дела. Следовательно, большим спросом пользовались личные или семейные портреты. Их характерными чертами были реализм, разнообразие красок и богатый символизм (эпитафии, гербы, военные принадлежности). Людей обычно изображали на приглушенном темном фоне в трехчетвертном ракурсе.

Сарматистскую культуру особенно изображали:

Латинский был очень популярен и часто смешивался с польским языком в макаронных письмах и в речи. Знать хоть немного латыни было обязательством для любого шляхтича.

В XIX веке сарматическая культура Речи Посполитой была изображена и популяризирована Генриком Сенкевичем в его трилогии (Ogniem i Mieczem, Потоп, Пан Володиевский ). В 20 веке была снята трилогия Сенкевича, и сарматическая культура стала предметом многих современных книг (Яцека Комуды и др.), Песен (например, Яцека Качмарского ) и даже ролевые игры вроде Дзики Пола.

Портрет в гробу Барбары Любомирской, 1676 год.

Одной из самых ярких форм искусства сарматистов были портреты в гробах, характерная для польской живописи барокко форма портретной живописи, не встречающаяся больше нигде в Европе. Восьмиугольные или шестиугольные портреты прикреплялись к головному убору гроба так, чтобы умерший, будучи христианином с бессмертной душой, всегда представлялся живым и способным вести диалог со скорбящими во время пышных похорон.. Такие портреты были реквизитом, вызывающим иллюзию присутствия умершего человека, а также ритуальным средством связи. между живыми и уходящими в вечность. Немногочисленные сохранившиеся портреты, часто написанные при жизни человека, являются надежным источником информации о польском дворянстве 17 века . Мертвые изображались либо в официальной одежде, либо в дорожной одежде, поскольку смерть считалась путешествием в неизвестность. Самый старый известный портрет гроба в Польше - это портрет Стефана Батория, датируемый концом XVI века.

Многие шляхетские резиденции были деревянными особняками. В сарматской Польше были построены многочисленные дворцы и церкви. Наблюдалась тенденция к исконным архитектурным решениям, которые характеризовались готическими формами и своеобразным лепным орнаментом сводов. Надгробия возводились в церквях тем, кто оказал значительные услуги Родине. Были построены десятки тысяч усадеб, в основном из дерева (сосны, пихты, лиственницы). У входа было крыльцо. Центральным местом приема посетителей был большой вестибюль. В усадьбе была интимная часть для женщин и более общедоступная для мужчин. Усадебные дома часто имели угловые пристройки. Стены украшали портреты предков, реликвии и трофеи. Немногое из усадеб старопольского периода сохранились, но их традиции были продолжены в 19 и 20 веках.

Современное употребление

В современном польском языке слово «сарматский» (польский: Sarmata - когда используется как существительное, sarmack - когда используется как прилагательное) является формой иронической самоидентификации, и иногда используется как синоним польского символа.

Научный журнал о Польше, Центральной и Восточной Европе, недавно выпущенный американцами польского происхождения, опубликован в Университете Райса и назван Сарматский обзор.

Влияние на других народы в пределах Речи Посполитой

литовцы и украинцы, проживающие в пределах Речи Посполитой, также переняли некоторые аспекты сарматизма. Некоторые литовские историки того времени утверждали, что их народ произошел от скифов, поселившихся в Древнем Риме, ставшем домом их языческого первосвященника.

Украинцы того времени заявляли о своем происхождении от сарматов или родственных им племя роксоланов. Они также заявляли о своем происхождении от тюркских хазар. Например, Конституция Пилипа Орлика 1711 года (также известная как Бендерская Конституция) содержала следующие декларации: «Доблестный и древний казацкий народ, ранее называвшийся Хазаром, был сначала вознесен бессмертной славой... настолько, что восточный император... соединил своего сына в браке с дочерью кагана, то есть казачьего князя "; «... Православная вера восточного вероисповедания, которой доблестный казачий народ был просвещен при правлении хазарских князей Константинопольским Апостольским Престолом...»; «в то время как люди, ранее известные как хазары, а затем названные казаками, прослеживают свое генеалогическое происхождение от могущественных и непобедимых готов... и объединяют этот казачий народ глубочайшими узами привязанности к Крымскому государству...»

Татары, обосновавшиеся в Речи Посполитой и верные польскому государству, рассматривались польскими последователями сарматизма как равные себе. Соответственно, они пользовались привилегиями польской знати и свободой исповедовать свою мусульманскую веру. Эти татары, несмотря на их мусульманскую веру, были легче приняты в польское общество, чем украинцы-православные христиане, чье сарматское происхождение считалось более сомнительным из-за антиукраинской дискриминации, распространенной в Польше, и в конечном итоге тщетных попытках продолжать это делать. оккупируют этнические украинцы, сарматские земли.

Оценка

Некоторые критикуют развитие сарматизма, говоря, что, хотя изначально он поддерживал религиозные убеждения, национальную гордость, равенство и свободу, со временем это было извращено в форма верований, способствующих нетерпимости и фанатизму.

Сарматизм, возникший в период польского Возрождения и закрепившийся во время польского барокко, оказался в оппозиции к идеологии Польское Просвещение. К концу 18 века слово «сарматизм» приобрело негативные ассоциации, и это понятие часто подвергалось критике и высмеиванию в политических публикациях, таких как Monitor, где оно стало синонимом необразованных и непросвещенных идей и уничижительным термином для те, кто выступал против реформ «прогрессистов», таких как король Станислав Август Понятовский. Идеология сарматизма стала мишенью для насмешек, как видно из пьесы Францишека Заблоцкого «Сарматизм» (Сарматизм, 1785).

В некоторой степени в тот период процесс был обратным. польского романтизма, когда после разделов Польши память о старом польском золотом веке в определенной степени реабилитировала старые традиции. В частности, после Ноябрьского восстания, когда жанр gawęda szlachecka («сказка дворянина»), созданный Генриком Ржевским, стал популярным, сарматизм часто был в литературе изображается положительно. Подобная трактовка концепции также прослеживается в польском мессианизме и в произведениях великих польских поэтов, таких как Адам Мицкевич (Пан Тадеуш ), Юлиуш Словацкий и Зигмунт Красинский, а также писатели (Генрик Сенкевич и его Трилогия ) и другие. Эта тесная связь между польским романтизмом и польской историей стала одним из определяющих качеств этого литературного периода, отличая его от другой современной литературы, которая не страдала отсутствием национальной государственности, как в случае с Польшей.

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Фридрих, Карин, Другая Пруссия: Королевская Пруссия, Польша and liberty, 1569–1772, Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

Дополнительная литература

  • Тадеуш Сулимирски, «Сарматы (древние народы и места)», Темза и Гудзон, 1970, ISBN 0-500-02071-X

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-07 03:03:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте