Хенрик Ржевский | |
---|---|
Герб | Кшивда |
Родился | 3 17 мая 91. Славута |
Умер | 28 февраля 1866 г. (1866-02-28) (74 года). Чуднов |
Дворянский род | Ржевские |
Консорт | Юлия Юстына Грохольская д. Сырокомла |
Отец | |
Мать | Юстына Рдултовская х. Дрогослав |
Генрик Ржевский (3 мая 1791 - 28 февраля 1866) был польским дворянином, журналистом эпохи романтизма и писателем.
Граф Хенрик Ржевуски был отпрыск семьи польского магната на Украине. Он был сыном российского сенатора, проживавшего в Св. Петербург ; внучатый племянник конфедерата Тарговицы ; и правнук Вацлава Ржевского, польского великого коронного гетмана, сосланного в 1767–73 годах в Калугу послом русского в Речь Посполитая, Николай Репнин, который фактически руководил Содружеством.
Хенрик Ржевский был, кроме того, братом Каролины Собанской (которая стала агентом российских спецслужб и любовницей польского поэта Адама Мицкевича ), Эвелины Ханьской (вышла замуж за Оноре де Бальзака ) и Русский генерал.
В юности Ржевский служил в армии Варшавского герцогства, участвуя в короткой войне герцогства с Австрией 1809 года. В 1845–1850 гг. В Св. Петербург, Россия, вместе с Михалом Грабовским он возглавлял консервативную русскоязычную «петербургскую тусовку» и сотрудничал с польским Tygodnik Petersburski (The St.Petersburg Weekly).
В 1850–56 гг. Ржевский, сторонник теснейшего польско-российского политического сотрудничества, работал с российским императором наместником Иваном Паскевичем, а в 1851–56 гг. редактировал "Дзенник Варшавский" ("Варшавская газета").
Ржевский много путешествовал - в 1825 году Крым вместе с Мицкевичем. Позже он встретил поэта в Риме и увлек его рассказами о старом польском дворянстве, вдохновив его на великий стихотворный эпос Пан Тадеуш. Рассказы Ржевского позже аналогичным образом повлияют на исторические романы Генрика Сенкевича , действие которых происходит в Польше («Трилогия»). Такое же влияние он оказал на исторические романы Теодора Еске-Хойньского. Подавление Российской империей польского ноябрьского восстания 1830 года и последовавшие за этим репрессии со стороны трех держав, разделивших польскую культуру, образование и политику, вынудили польских писателей искать коллективных идентичность в прошлом своей страны. Это создало новую моду для польского gawęda, у которого были предшественники польских мемуаристов 17 века . Гавенда - это дискурсивная художественная литература, в которой рассказчик рассказывает о происшествиях на очень стилизованном личном языке. Именно в этом жанре прошлым мастером был Генрик Ржевский.
Чеслав Милош характеризует Ржевского как литературного деятеля:
Живописная личность, он поклонялся Старой Польше в ее наиболее Сармат, обскурантизм и проявление... презрения ко всем Просвещению течениям... Его первая книга, Мемуары Соплики, была опубликована в 1839 году в Париже, и хотя она называлась роман, это на самом деле гавенда. Некдоты... из жизни [18-го века]... связаны в юмористических эссе, [которые] связаны личностью [рассказчика] и яркой речью... Произведение [заворожило] своих читателей [своим] яркий... стиль, которым восхищался Мицкевич, который знал его в рукописном виде задолго до публикации.
Другое художественное произведение Ржевского, ноябрь (1845–1846), снова касается восемнадцатого века и дает панораму социальной и политической жизни. Сочувствие автора к старомодным сарматам и его антипатия к французскому языку... идеи несколько смягчаются его стремлением сохранить художественный баланс... Ноябрь, пожалуй, больше похож на исторический роман, чем гавенда, хотя [его разговорчивый] стиль со всем его барочным юмором и расточительностью разговорных выражений связывает его с предыдущим произведением автора.
Жила сарматского дворянского шутовства, пронизывающая все сочинения Ржевского, была характерна и для других [польских] писателей, которые, как и он, не внесли никакого вклада в формирование дисциплинированного, экономичного языка художественной литературы.