A портрет в гробу (польский : Portret trumienny) был реалистичным портретом умершего надеть гробы для похорон и один из элементов castrum doloris, но снятый перед погребением. Такими погребальным искусством стало традицией украшать гробы усопших дворян (шляхта ) во времена Речи Посполитой, особенно в 17 и XVIII века, время барокко в Польше и сарматизма. Традиция была ограничена странами Содружества, хотя этот термин может также описывать портреты древнеегипетских мумий.
Они обычно окрашивались листовым металлом (медные, оловянные или свинцовые пластины) и закреплялись на узкие концы гробов у той стороны, где лежала голова покойного. На противоположной стороне гроба обычно была эпитафия, а по бокам герб. Форма верхних краев портретов основывалась на форме гроба, а нижние края часто использовались, чтобы превратить целое в шестиугольник или восьмиугольник. После похорон портрет в гробу часто вешали на стенах церкви, в строительстве которой участвовал покойный. Со временем они увеличивались в размерах - с 40 х 45 см в 17 веке до 70 х 72 см в 18 веке.
Портреты в гробах, выставленные в Познаньском соборе, художники неизвестны.Портреты были очень реалистичными, чтобы создать впечатление, что умерший принимает участие в собственных похоронах; это впечатление часто усиливалось тем, что объект портрета смотрел прямо на зрителя. Некоторые из них были написаны при жизни усопшего.
Историк Бернард О'Коннор в своих мемуарах 1696 года писал: «В польских похоронах так много помпезности и церемоний, что вы бы скорее пригласили их на быть торжественным событием, чем погребение умерших ». Действительно, для польской знати (шляхта ) правильные похороны были чрезвычайно важны. Те, кто мог себе это позволить, щедро тратили на похороны, превращая их в крупные события. Но даже бедняки попытаются иметь хотя бы базовый портрет в гробу, хотя те, которые написаны художниками-любителями, обычно не имеют художественных достоинств или вообще не имеют.
До 20 века портреты в гробах не принимались во внимание учеными; Те, что нарисованы на серебре или олове, были украдены из церквей и монастырей, а затем переплавлены, другие были уничтожены охотниками за сокровищами и ворами или просто пали под удар времени. Сегодня сохранившиеся портреты в гробах дают богатые знания о культуре (одежда, прически и украшения) знати Содружества. Многие портреты в гробах до сих пор выставлены в различных церквях по всей Польше; сотни хранятся в различных музеях.
Самый старый портрет гроба в Польше - портрет короля Стефана Батория конца XVI века. Самым последним из них является портрет священника Марцина Порчинского из 1809 года.
Портрет в гробу Варвары Любомирской, 1676 год.
Портрет в гробу Станислава Войша, 1677 год.
Портрет в гробу Балтазара Хорлемеса, 1682 год.
Викискладе есть материалы, связанные с портретами в гробах. |