Портреты мумий или портреты мумий Фаюм представляет собой тип натуралистического нарисованного портрета на деревянных досках, прикрепленного к высшему классу мумиям из Римского Египта. Они принадлежат к традиции панно, одной из самых уважаемых форм искусства в классическом мире. Фаюмские портреты - единственное сохранившееся крупное произведение искусства этой традиции. Раньше их ошибочно называли коптскими портретами.
Портреты мумий были найдены в Египте, но наиболее часто встречаются в бассейне Файюм, особенно в Хавара в Афганистане Файюм и Адриан Римский город Антинополь. «Портреты Файюм» обычно используются как стилистические, а не географические описания. В то время как расписные картонажные футляры для мумий восходят к временам фараонов, портреты мумий Файюм были нововведением, относящимся ко времени римского владычества в Египте. Портреты относиться к имперской римской эпохе, есть к концу I века до нашей эры или начала I века эры. Неизвестно, когда закончилось их производство, но недавние исследования предполагают середину III века. Они являются одной из самых больших групп среди очень немногих уцелевших традиций панно классического мира, которые были продолжены в византийских и западных традициях в постклассическом мире, включая местную традицию коптской иконографии в Египте.
Портреты закрывали лица тел, мумифицированных для захоронения. Сохранившиеся примеры показывают, что они были прикреплены к тканевым лентам, оборачивали тела. Почти все сейчас отделены от мумий. Обычно они изображают одного человека, изображают голову или верхнюю часть груди, если смотреть спереди. С точки зрения художественной традиции изображения явно больше от греко-римских художественных традиций, чем египетских. По технике можно две группы портретов: одна - энкаустика (воск), другая - темпера. Первые обычно более высокого качества.
В настоящее время известно около 900 портретов мумий. Большинство из них было найдено в некрополе Файюма. Из-за жаркого сухого египетского климата картины часто очень хорошо сохранились, часто сохраняются яркие цвета, которые, казалось бы, не поблекли временем.
Итальянский исследователь Пьетро делла Валле, посетивший Саккару - Мемфис в 1615 году, был первым европейцем, открывшим и описывать портреты мумий. Он перевез в Европу несколько мумий с портретами, которые сейчас находятся в Albertinum (Staatliche Kunstsammlungen Dresden ).
Хотя после этого интерес к Древнему Египту неуклонно возрастал. В 1820 году барон Минотули, дальнейшие находки портретов мумий стали известны только в начале 19 века, они могут происходить также из Саккары или, возможно, из Фив. приобрел несколько портретов мумий для немецкого коллекционера, но они стали частью целого корабля с египетскими артефактами, потерянными в Северном море. В 1827 году де Лаборд привез два портрета, предположительно найденный в Мемфисе, в Европу, один из сегодня можно увидеть в Лувре, другой в Британском музее. Ипполито Роселлини, член из экспедиции Жана-Франсуа Шампольона в Египте 1828/29 г., еще один портрет был доставлен во Флоренцию . ана логично образцам де Лаборда, которые, как считается, происходят из того же источника. В 1820-х годах британский генеральный консул в Египте Генри Солт отправил еще несколько портретов в Париж и Лондон. Некоторые из них долгое время считались портретами семьи фиванского архонта Поллиоса Сотера, исторического персонажа, известного из письменных источников, но это оказалось неверным.
И снова Прошло много времени, прежде чем появилось больше портретов мумий. В 1887 году Даниэль Мари Фу услышал об обнаружении в пещере много портретных мумий. Через несколько дней он отправился их осматривать, но прибыл слишком поздно, так как в течение трех предыдущих холодных ночей в пустыне искатели использовали раскрашенные таблички для дров. Фуке приобрел оставшиеся два из пятидесяти портретов. Хотя местонахождение этой находки неясно, вероятный источник - Эр-Рубаят. В этом месте вскоре после визита Фуке венский торговец произведениями искусства Теодор Граф нашел еще несколько изображений, которые он попытался продать как можно более выгодно. Он нанял известного Лейпцига египтолога Георга Эберса для публикации своих находок. Он изготовил презентационные папки для рекламы своих личных находок по всей Европе. Хотя об их археологических находках было мало что известно, Граф дошел до того, что приписал портреты известным птолемеевым фараонам по аналогии с другими произведениями искусства, в основном портретами монет. Ни одна из этих ассоциаций не была использована аргументированной аргументацией, но они привлекли к нему большое внимание, не в последнюю очередь, что он получил поддержку таких известных ученых, как Рудольф Вирхов. В результате портреты мумий стали центра внимания. К концу 19 века их очень специфическая эстетика сделала их востребованными коллекционными предметами, распространяемыми мировыми торговлей предметами искусства.
Параллельно с этим, проводились научные исследования. с портретов началось. В 1887 году британский археолог Флиндерс Петри начал раскопки в Хаваре. Он обнаружил римский некрополь, в котором за первый год раскопок была найдена 81 портретная мумии. На показе в Лондоне эти портреты собирали большие толпы. В следующем году Петри продолжил раскопки в том же месте, но теперь применяется конкуренция между немецким и египетским торговцем произведениями искусства. Петри вернулся зимой 1910/11 года и раскопал еще 70 портретных мумий, некоторые из них довольно плохо сохранились. За очень немногими исключениями, исследования Петри до сих пор предоставить собой единственные примеры портретов мумий, найденных в результате систематических раскопок и должным образом опубликованных. Хотя опубликованные исследования не полностью соответствуют современным стандартам, они являются основными средствами обнаружения портретных мумий.
В 1892 году немецкий археолог фон Кауфманн обнаружил так называемую «Могилу Алины », в которой хранилось три портрета мумий ; среди самых известных сегодня. Другие важные источники таких находок находятся в Антиноополисе и Ахмиме. Французский археолог Альбер Гайе работал в Антиноополисе и нашел много подходящего материала, но его работы, как и работы многих его современников, не соответствуют современным стандартам. Его документация неполна, многие его находки остаются вне контекста.
Сегодня портреты мумий представлены во всех археологических музеях мира. На многих выставках представлены прекрасные образцы, в частности, Британский музей, Национальный музей Шотландии, Музей Метрополитен в Нью-Йорке и Лувр. в Париже. В большинстве случаев они используются ненадлежащими и непрофессиональными методами, которые постоянно используются в качестве археологической и культурно-исторической информации. В результате их общего значения, а также их значения интерпретации остаются спорными.
Большинство изображений показывают формальный портрет одной фигуры, смотрящей на зрителя и смотрящей в его сторону., под углом, который обычно немного повернут от анфас. Фигуры бюстами на монохромном фоне, в некоторых случаях украшенном. Это как мужчины, так и женщины, в возрасте от детства до старости.
Мумический портрет мужчины из Фаюма. Портрет был написан энкаустикой на липовом дереве. Роман, 80–100 гг. Британский музей
Мумический портрет женщины из Фаюма, Хавара, современный Египет. Энкаустика по дереву, 300–325 гг. Британский музей
Большинство сохранившихся портретов мумий были нарисованы на досках или панелях, сделанных из различных импортных твердых пород дерева, в том числе дуба, липы, платана, кедр, кипарис, инжир и цитрус. Древесину разрезали на тонкие прямоугольные панели и сделали гладкой. Готовые панели были уложены в слои обертки, которые окружали полосами ткани, создавая эффект оконного проема, через которое можно было видеть лицо умершего. Иногда портреты рисовали прямо на холсте или тряпках обертки мумии (картонная картина).
Деревянная поверхность иногда грунтовалась под покраску слоем штукатурки. В некоторых случаях в загрунтованном слое обнаруживается подготовительный рисунок. Использовались две техники рисования: энкаустика (воск) и анималистический клей темпера. Энкаустические изображения поражают контрастом между яркими и насыщенными цветами и сравнительно крупными мазками кисти, производящие эффект «импрессионизма ». Картины темперой имеют более тонкую градацию тонов и более меловые цвета, что придает более сдержанный вид. В некоторых случаях использовалось золотое золото для изображения украшений и венков. Также есть примеры гибридных техник или вариаций основных техник.
Портреты Фаюм раскрывают широкий спектр живописных навыков и умений реалистичного облика. Натурализм портретов часто проявляется в знании анатомической структуры и в умелом моделировании формы с использованием света и тени, что придает трехмерность большинству фигур. Градуированные телесные тона усиливаются за счет теней и светов, указывающих на направленное освещение.
Портрет мальчика идентифицированного по надписи как Евтихий, Метрополитен-музей
Портрет конца I века нашей эры. Художественный музей Уолтерса, Балтимор.
Человек с поясом с мечом, Британский музей.
Во времена греко-римского правления в Египте проживало несколько человек Греческие поселения, в основном сконцентрированные в Александрии, но также и в нескольких других городах, где греческие поселенцы жили вместе с примерно семью-десятью миллионами популярами египтян. Первыми греческими жителями Файюма были солдаты-ветераны и клирухи (элитные военные чиновники), которые цари Птолемея заселили на мелиорированных землях. Коренные египтяне также поселились в Файюме со всех концов страны, особенно из дельты Нила, Верхнего Египта, Оксиринха и Мемфиса, взять на себя труд, связанный с процессами рекультивации земель, о чем свидетельствуют личные имена, местные культы и найденные папирусы. Подсчитано, что около 30 процентов населения Файюма были греками в период Птолемея, а остальные были коренными египтянами. К римскому периоду большая часть «греческого» населения Файюма состояла либо из эллинизированных египтян, либо из людей смешанного египетско-греческого происхождения. Позже, в римский период, многие ветераны римской армии, которые, по крайней мере, были египтянами, были представлены люди из разных слоев населения, поселились в этом районе после завершения службы, сформировали социальные связи и вступили в брак с местным населением..
Хотя обычно считается, что они представляют греческих поселенцев в Египте, портреты Файюма вместо этого отражают сложный преобладающий негипетской культуры и элитного греческого меньшинства в городе. Согласно Уокеру, первые греческие колонисты Птолемея женились на местных женщинах и приняли египетские они религиозные верования, а во времена Римской империи римские считители считали их потомков египтянами, несмотря на то, что сами считали себя греками. Морфология зубов мумий из Файюма римского периода также сравнивалась с таковой у более ранних египетских популяций, и было обнаружено, что она «гораздо более близка» древним египтянам, чем грекам или другим европейским народам.
Портреты принимают как греков, так и называемые египтян, многие из которых принимают греческие или латинские имена, которые в то время рассматриваются как «символы статуса». Исследование ДНК показывает генетическую преемственность между до-птолемеевым, птолемеевым и римским населением Египта, что иностранное правление, влияющее на население Египта только в очень ограниченной степени на генетическом уровне.
Большинство портретов изображают умерших в относительно молодом возрасте, на многих изображены дети. По словам Сьюзан Уокер, сканирование C.A.T. показывает соответствие возраста и пола между мумией и изображением. Она заключает, что возрастное распределение низкую продолжительность жизни в то время. Часто считалось, что восковые портреты создавались при жизни человека и выставлялись в его доме - обычай, который принадлежит к традициям греческого искусства, но эта точка зрения больше не получила широкого распространения, учитывая свидетельства предложено КПП сканированные изображения мумий Файюма, а также результаты римской переписи населения. Кроме того, некоторые портреты были нарисованы прямо на гробе; например, на кожухе или другая часть.
Покровители портретов, очевидно, принадлежали к богатому высшему классу военнослужащих, государственных служащих и религиозных сановников. Не каждый мог позволить себе портрет мумии; многие мумии были найдены без одной. Флиндерс Петри утверждает, что только один или два процента мумий, которые он раскопал, были украшены портретами. Ставки на портреты мумий не сохранились, но можно предположить, что материальные затраты были выше, чем труд, поскольку в древности художников ценили как мастеров, а не как художников. Интересна в этом отношении ситуация из «Гробница Алины ». В нем было четыре мумии: Алины, двух детей и ее мужа. В отличие от жены и детей, последний был снабжен не портретом, а позолоченной объемной маской. Возможно, предпочтительнее были гипсовые маски, если бы они были доступны.
Трехмерные погребальные маски из расписного гипса из Файюма (I век), Монреальский музей изящных искусств.На основании литературных, археологических и генетических исследований определено, что изображенные были коренными египтянами, которые использовали доминирующую греко-римская культура. Имена некоторых из изображенных известны по надписям; они преимущественно греки.
Прически и одежда всегда находились под местной римской модой. Женщины и дети часто изображаются в ценных украшениях и прекрасной одежде, мужчины - в особых и сложных нарядах. Греческие надписи имен встречаются относительно часто, иногда они включают профессии. Неизвестно, всегда ли такие надписи отражают реальность, или они могут указывать на идеальные условия или стремления, а не на истинные условия. Известно, что одна-единственная надпись однозначно правильно указывает профессию умершего (судовладелец). Мумия женщины по имени Гермиона также включает термин грамматика (γραμματική). Долгое время считалось, что это была учительница по профессии (по этой причине Флиндерс Петри подарил портрет Гертон-колледжу, Кембриджу, первому колледжу для женщин в Великобритании ), но сегодня предполагается, что этот термин указывает на ее уровень образования. На некоторых портретах мужчин изображены пояса с мечами или даже навершие, что позволяет предположить, что они были военнослужащими римской армии.
Погребальные обычаи птолемеев египтян в основном следовали древним традициям. Тела представителей высших классов были мумифицированы, снабжены украшенным гробом и маской мумии, закрывающей голову. Греки, пришедшие в то время в Египет, в основном следовали своим привычкам. Есть свидетельства из Александрии и других памятников, указывающие на то, что они практиковали греческую традицию кремации. Это в целом отражает общую ситуацию в эллинистическом Египте, его правители провозглашали себя фараонами, но в остальном жили в полностью эллинистическом мире, включающем очень мало местных элементов. И наоборот, у египтян очень медленно развивался интерес к греко-эллинской культуре, которая доминировала со времен завоеваний Александра. Ситуация существенно изменилась с приходом римлян. В течение нескольких поколений все египетские элементы исчезли из повседневной жизни. Такие города, как Каранис или Оксиринх, в основном являются греко-римскими местами. Есть явные свидетельства того, что это произошло в результате смешения различных этнических групп в правящих классах Римского Египта.
Только в сфере религии есть свидетельства продолжения египетских традиций. Египетские храмы возводились еще во II веке. Что касается погребальных привычек, египетские и эллинистические элементы смешались. Гробы становились все более непопулярными и полностью вышли из употребления ко II веку. Напротив, мумификация, похоже, практиковалась значительной частью населения. Маска мумии, первоначально египетская концепция, становилась все более и более греко-римской по стилю, египетские мотивы становились все реже. Принятие римской портретной живописи в египетский культ захоронения относится к этому общему контексту.
Некоторые авторы предполагают, что идея таких портретов может быть связана с обычаем среди древних. Римская знать демонстрирует воображает, изображения своих предков, в атриуме своего дома. В похоронных процессиях эти восковые маски носили профессиональные скорбящие, чтобы подчеркнуть преемственность выдающейся семейной линии, но первоначально, возможно, чтобы представить более глубокое воскрешениеприсутствия мертвых. Римские праздники, такие как Паренталия, а также повседневные домашние ритуалы культивировали духов предков (см. Также почитание умерших ). Развитие портретной живописи мумий может представлять собой сочетание египетской и римской погребальной традиции, поскольку оно появилось только после того, как Египет стал римской провинцией.
Изображения изображают голову или бюсты мужчин, женщин и детей. Вероятно, они датируются c. 30 до н.э. до 3 века. Современному глазу портреты кажутся очень индивидуалистичными. Поэтому долгое время считалось, что они были созданы при помощи их субъектов и выставлены как «салонные картины» в их домах, чтобы быть добавленными к их мумии после их смерти. Новое исследование скорее предполагает, что они были нарисованы только после смерти, возможно, противоречит многочисленным рисункам на одних образцах и (предполагаемому) изменению определенных деталей на других. Индивидуализм изображенных на самом деле создавался вариациями конкретными деталями в рамках некоторой измененной общей схемы. Привычка изображать умерших не была, но нарисованные изображения постепенно вытеснили более ранние египетские маски, часто встречаясь непосредственно рядом с портретными мумиями, иногда даже в тех же могилах.
.
Фаюмский портрет мумии мужчины, 1 век нашей эры, Восточный институт, Чикаго
Фаюмский портрет мужчины, середина 2 века, коллекция Майерс, Итонский колледж.
Фаюмский портрет женщины, 4-й века, Национальная археологический музей, Флоренция
Фаюмский портрет женщины, 2 век, Манчестерский музей, Манчестерский университет
Сочетание натуралистического греческого портрета умершего с божествами египетской формы, символы и рамка были в первую очередь явлением погального искусства из хоры, или сельская местность, в римском Египте. Птолемеев и римских императоров привили иконографию, разработанную для греческих или римских изображений правителя, на египетские статуи в одежде и позе египетских королей, сочетание сочетания египетских и греческих живописных форм или мотивов не ограничивалось погребальным искусством: публичные и хорошо заметные портреты династий. и королевы. Возможные комбинации греческих и египетских элементов могут быть разъяснены путем введения (несколько искусственного) между и использованием, где «форма» принимается как система представления, а «содержание» - как изображаемый символ, понятие или фигура..
Религиозное значение портретов мумий до сих пор полностью не объяснено, равно как и связанные с ними погребальные обряды. Есть некоторые признаки того, что он возник на основе подлинных египетских погребальных обрядов, адаптированных правящим классом, принадлежащим к разным культурам. Традиция портретов мумий возникла от Дельты до Нубии, но примечательно, что другие погребальные привычки преобладали над портретными мумиями во всех местах, кроме тех, которые находятся в Файюме (и особенно в Хаваре и Ахмим) и Антинополис. На большинстве стоянок сосуществовали разные формы захоронения. Выбор типа могилы мог в изменяющиеся полномочия финансовыми средствами и статусом умершего, измененными местными обычаями. Портретные мумии были найдены как в высеченных в скалах гробницах, так и в отдельно стоящих надгробных комплексах, а также в неглубоких ямах. Поразительно, что они практически никогда не сопровождаются какими-либо погребальными подношениями, за исключением случайных горшков или брызг цветов.
Фаюмский портрет мумии человека по имени Гераклид, 50 –100 г. н.э., Гетти Вилла
Портрет женщины по имени Исидора из Анкиронполис, 100–110 гг., Гетти Вилла
Фаюмский портрет женщины из Хавары, 75–100 нашей эры, Вилла Гетти
Мумия, портрет женщины, темпера на дереве, 170–200 гг., Центр Гетти
Долгое время считалось, что последние портреты принадлежат к концу 4-го века, но недавние деревянные значительно изменили эту точку зрения, предположив, что последние напрямую нарисованные обертки мумий - вторая половина 3-го века. Принято считать, что с начала III века производство сокращается. Было предложено несколько причин упадка портрета мумии; вероятно, не следует изолировать одну причину, скорее, их следует рассматривать как действующие вместе.
Таким образом, сочетание нескольких факторов, по-видимому, произошло к изменениям моды и ритуалов. Невозможно утверждать четкую причинно-следственную связь.
Учитывая ограниченный характер нынешнего понимания портретных мумий, остается вполне вероятным, что будущие исследования значительно изменят изображение, представленное здесь. Например, некоторые подозревают, что центр производства таких находок и, следовательно, центр отличительной погребальной традиции, которую они предоставляют, может быть расположен в Александрии. Новые находки решительно такую точку зрения. В которых можно увидеть отражение «великих картин» и особенно римской портретной живописи, можно увидеть отражение «великих картин» и особенно римской портретной живописи.
Портреты мумий изображают множество различных причесок. Они являются одним из основных помощников в датировании картин. Большинство умерших изображались с модными тогда прическами. Часто они похожи на изображенные в скульптуре. В рамках римской пропаганды такие скульптуры, особенно изображающие императорскую семью, часто выставлялись по всей империи. Таким образом, они оказали непосредственное влияние на развитие моды. Тем не менее, чем при императорском дворе, или, по крайней мере, что различные стили сосуществовать, могут существовать различные стили сосуществовать.
Изображение женщины с вьющимися волосами, одетой в фиолетовый цвет, плащ и серьги-подвески. Британский музей
Заплетенная коса прическа этой элитной женщины позволяет датировать эту картину правлением Траяна (98 - 117 гг. Н. Э.). Художественный музей Уолтерса
Изображение женщины с локонами прически, оранжевым хитоном с черными полосами и стержневыми серьгами. Музей Шотландии Музей римские мужчины обычно носили коротко остриженные волосы, женские прически лучшим свидетельством изменений в моде. Женские портреты предполагают грубую хронологическую схему: за простыми прическами с пробором по центру в тиберийский период сменяются более сложными прически с локонами, вложенными косы и вьющиеся волосы на лбу в конце 1 век. Маленькие овальные косы, вложенные в гнездо, преобладают во времена Антонинов, простые прически с центральным пробором с завязкой на шее встречаются во второй половине II века. Времена Септимия Севера характеризовались пушистыми, похожими на парики, а также строгими прямыми стилями, за какими следовали петельные косы на макушке головы. Последние самые последние фазе портретов мумий и были отмечены только на нескольких обертках мумий. Похоже, что вьющиеся прически были особенно популярны в Египте.
Как и прически, изображенная одежда также следует общей моде Римской империи, известной по статуям и бюсты. И мужчины, и женщины склонны носить тонкий хитон в нижнем белья. Сверху оба пола обычно надевают плащ, накиданный на плечи или обернутый вокруг туловища. Мужчины носят исключительно белый цвет, а женская одежда часто бывает красной или розовой, но также может быть желтой, белой, синей или фиолетовой. Хитон часто имеет декоративную линию (clavus ), иногда светло-красный или светло-зеленый, иногда также золотой, но обычно темного цвета. На некоторых раскрашенных обертках мумий из Антинополя изображена одежда с длинными рукавами и очень широкими ключицами. До сих пор не было показано ни одного портрета с изображением тоги, ключевого символа римского гражданства. Однако следует в виду, что греческие плащи и тоги драпируются очень похоже на изображениях I и начала II веков. В конце 2-го и 3-го веков тоги должны быть различимы, но не встречаются.
Помимо золотых венков, которые носят многие мужчины, и очень немногие за исключением, только женщины изображены с украшениями. Это в целом согласуется с обычными типами ювелирных украшений греко-римского Востока. Особенно на портретах Антинополя изображены простые золотые звенья цепи и массивные золотые кольца. Есть также изображения драгоценных или полудрагоценных камней, таких как изумруд, сердолик, гранат, <112.>агат или аметист, реже также жемчуг. Камни обычно шлифовали в цилиндрические или сферические бусины. На некоторых портретах изображены изысканные угольщики драгоценными камнями в золоте.
Золотой венок, по-видимому, редко, если вообще когда-либо носили при жизни, но некоторые из них были найдены в могилах более ранних периодов. Судя по венкам из растений, которые вручаются в качестве призов на конкурсах, очевидно, что идея заключалась в том, чтобы отметить жизненные достижения умерших.
Есть три основных формы ушных украшений: Особенно распространены в I веке круглые или каплевидные подвески. Археологические находки указывают на то, что они были полностью или полусферическими. Более поздние вкусы отдали предпочтение S-образным крючкам из золотой проволоки, на которые можно было нанизать до пяти бусинок из разных цветов и материалов. Третья форма - тщательно продуманные подвески с горизонтальной перекладиной, к которой подвешены два или три, а иногда и четыре вертикальных стержня, обычно каждая из которых украшена белой бусиной или жемчужиной внизу. Среди других распространенных украшений - золотые заколки для волос, часто украшенные жемчугом, тонкие диадемы и, особенно в Антинополе, золотые сети для волос. На многих портретах также изображены амулеты и подвески, возможно, с магическими функциями.
Портреты мумий имеют огромное художественно-историческое значение. Древние источники указывают на то, что роспись (а не роспись стен ), т.е. роспись по дереву или другим подвижным поверхностям, пользовалась большим уважением. Но сохранилось очень мало старинных панно. Одним из немногих примеров, помимо портретов мумий, является Северан Тондо, также из Египта (около 200 г.), который, как и портреты мумий, считается представителем провинциальной версии современного стиля. Некоторые аспекты портретов мумий, особенно их фронтальная перспектива и их концентрация на ключевых чертах лица, сильно напоминают более позднюю иконопись. Была предложена прямая связь, но следует иметь в виду, что портреты мумий представляют собой лишь небольшую часть гораздо более широкой греко-римской традиции, которая впоследствии оказала влияние на поздний античный и Византийское искусство. Пара панно с изображением Сераписа и Исиды сопоставимой даты (3 век) и стиля находится в Музее Гетти в Малибу ; Как и в случае с культом Митры, более ранними примерами культовых изображений были скульптуры или глиняные фигурки, но обнаружены рельефы III века и затем нарисованные изображения.
(в хронологическом порядке)
На Викискладе есть материалы, связанные с Портреты мумий. |