Барокко в Польше

редактировать

Польское барокко существовало с начала 17 до середины 18 века. Как и в стиле барокко в других частях Европы, в Польше барокко подчеркивало богатство и торжествующую силу современных форм искусства. В отличие от прежнего стиля ренессанс, который стремился передать красоту и гармонию природы, художники барокко стремились создать собственное видение мира. Результат был многогранным, который некоторые критики сочли грандиозным и драматичным, но иногда также хаотичным и дисгармоничным, с оттенком аффектации и религиозного возвышения, отражая бурные времена Европы 17-го века.

Содержание

  • 1 Барокко и сарматизм
  • 2 Контрреформация
  • 3 Архитектура
    • 3.1 Выдающиеся образцы стиля барокко
  • 4 Список литературы

Барокко и сарматизм

Портрет Якуба Нарзимского автор Шимон Чехович, 1738

Польское барокко находилось под влиянием сарматизма, культуры польского дворянства (шляхта ). Сарматизм испытал сильное влияние стиля барокко и произвел уникальное сочетание восточного и западного стилей. «Восток» здесь относится к восточной культуре Османской империи, а не к культуре православных славян России и Малороссия. Эти восточные влияния проистекали из большой границы, разделяемой Польшей с Османской империей, и частых стычек между двумя странами.

Сарматистская мысль восхваляла идиллическое сельское существование и либеральная Золотая Свобода знати, противостоявшая абсолютной власти монархии. Сарматизм подчеркивал военную доблесть, восходящую к временам, когда шляхта впервые вышла из класса рыцаря ; и его религиозные ценности, связанные с исторической миссией польского народа как бастиона католического христианства. Сарматская знать чувствовала себя выше даже знати других народов, которую они считали несвободной и почти порабощенной своими правителями (согласно конституции Польши король был лишь «первым среди равных»). Однако с течением времени идеалы сарматизма испортились. Ко времени XVIII века Просвещение в Польше сарматизм часто рассматривался как отсталый и ультраконсервативный пережиток прошлого.

В более материальном мире восточные влияния были заметны в одежде, оружии и украшениях знати. Новый польский костюм был основан на одежде Османской империи, которая распространилась от знати к горожанам и даже крестьянам. Польский дворянин носил длинные мантийные одежды, такие как upan, delia и kontusz, часто подбитые дорогой тканью; снабжены поясным поясом (pas kontuszowy ) и снабжены аксессуарами сапогами до колена из мягкой кожи. Арабские лошади были распространены в польской кавалерии. В 17 веке стало популярным бритье головы по татарской моде. Символом благородного сословия было оружие с изогнутым клинком, сабла, нечто среднее между саблей и ятаганом. Османские кинжалы, ножны, ковры, шлемы, седла, климсы, коврики, гобелены и вышивки также были обычным явлением: то, что не было приобретено за счет торговли, было добычей во многих военных конфликтах на южной границе Содружества. Такими боевыми трофеями была украшена усадьба польского дворянина (dwór, dworek). Некоторые предметы роскоши были отечественного производства, часто имитирующие восточный стиль; большинство из них было импортировано с Запада через Данциг (Гданьск ) или с Востока. Показывать свое богатство было важно, и оправданий было много: именины святого покровителя, а также свадьбы и похороны отмечались экстравагантно. В этот период возникло своеобразное искусство портретов гробов.

Контрреформация

Плафон Аллегория весны Ежи Семигиновского-Элейтер, 1680-е гг. 339>Римско-католическая церковь стала одним из главных покровителей искусств; другим был королевский дом, покровительство которого было наиболее заметно в новой столице Варшаве. Здесь благочестивый католический король Сигизмунд III Ваза спонсировал множество сакральных построек в стиле барокко. На первом этапе церковная архитектура в стиле барокко была связана в первую очередь с орденом иезуитов, прибывшим в Польшу в 1564 году в рамках контрреформации, тенденции, которая в следующем столетии победит в Польше. Иезуиты основали церкви и школы во многих крупных городах, постепенно завоевывая протестантские образовательные центры в Торне (Торунь ), Данциге и Эльбинге (Эльблонг ) и Лешно (где находилась школа Коменского Богемских братьев ). Возможная победа контрреформации в Польше в конечном итоге возродила и укрепила католическую идентичность Польши.

Церковь Святых Петра и Павла в Краков, Польша

Монументальный замок Кшиштопор (постоянные руины), построенный в стиле палаццо в фортецца между 1627 и 1644 годами, имел несколько дворов, окруженных укреплениями. Также, увлечение позднего барокко культурой и искусством Китая отражено в «Китайском дворце королевы Масысенькой в Золочеве. Магнатские дворцы 18 века представляют собой характерный тип барокко загородной резиденции, построенной entre cour et jardin (между входным двором и садом). Его архитектура, слияние европейского искусства со старыми строительными традициями Содружества, видна во дворце Потоцких в Радзынь Подляских, во дворце Рачиньских в Рогалине и во дворце Вишневецких в Вишневце.

Церковь Св. Иоанна и Вильнюсский университет

В конце 17 века самым известным архитектором в Содружестве был голландец Тильман ван Гамерен, который в возрасте из 28, поселился в Польше (Корона Содружества ) и работал на королеву Марию Казимире и короля Иоанна III Собеского. Тильман оставил после себя на всю жизнь наследие зданий, которые считаются жемчужинами польской архитектуры барокко, в том числе дворец Острожских, дворец Отвоцких, дворец Браницких, Св. Казимежская церковь и церковь Святой Анны.

Заметный стиль архитектуры барокко возник в 18 веке благодаря работам Иоганна Кристофа Глаубица, которому было поручено восстановить столица Великого княжества Литовского Вильнюс. Поэтому стиль был назван виленским барокко, а старый Вильнюс был назван «городом барокко». Самыми известными зданиями Глаубица в Вильнюсе являются церковь Святой Екатерины, построенная в 1743 году, церковь Вознесения , построенная в 1750 году, церковь Святого Иоанна, монастырские ворота и башни церкви. Святой Троицы. Великолепный и динамичный фасад в стиле барокко бывшей готической церкви Св. Иоанна упоминается среди его лучших работ. Многие церковные интерьеры, в том числе одна из Большой синагоги Вильно, были реконструированы Глаубицем, как и ратуша, построенная в 1769 году. Лучшим примером виленского барокко в других местах является Софийский собор в Полоцке, реконструированный между 1738 и 1765 годами.

Архитектура

Церковь Святых Петра и Павла в Кракове, Польша

Первым сооружением в стиле барокко в Речи Посполитой была церковь Корпус-Кристи, построенная между 1586 и 1593 годами в Несвее (после 1945 года Несвиж в Беларуси ). Церковь также является первой купольной базиликой с фасадом в стиле барокко в Содружестве и Восточной Европе.

В последующие годы в начале 17 века архитектура барокко распространилась по Содружеству. Важные церкви в стиле барокко, построенные на этой ранней стадии стиля, включали церковь Святых Петра и Павла в Кракове, часовню Ваза в Вавельском соборе (который был барочный эквивалент соседней часовни Сигизмунда, построенной годами ранее в стиле ренессанс), и церкви посещений в Кракове. Большинство этих церквей в стиле раннего барокко следовали образцу дизайна, установленному Джакомо Бароцци да Виньола в церкви Джезу в Риме. Другие важные церкви и часовни в стиле барокко, построенные в середине 17 века, находились в Вильнюсском соборе, Св. Петропавловская церковь и Св. Казимира в Вильнюсе, Пажайслисский монастырь в Каунасе, Доминиканский костел и Св. Георгия в Львове (ныне Львов, Украина ). Примеры конца 17 века включают церковь иезуитов в Познани, Св. Франциска Ксаверия в Гродно, Королевская капелла в Гданьске (который включает в себя эклектичный архитектурный стиль, основанный на сочетании польских и голландских строительных традиций), и Святилище Святой Марии в Мазурии (построено в тирольском стиле барокко). Известные примеры жилой архитектуры барокко этого периода включают Уяздовский замок, Вилянувский дворец и дворец Красинских в Варшаве.

Вилянувский дворец в Варшаве, летняя резиденция польских королей 17-18 веков

Монументальный замок Кшиштопор (постоянные руины), построенный в стиле дворца фортецца между 1627 и 1644 г., было несколько дворов, окруженных укреплениями. Также увлечение позднего барокко культурой и искусством Китая отражено в «Китайском дворце королевы Масысеньки в Золочеве. Магнатские дворцы 18 века представляют собой характерный тип барокко загородной резиденции, построенной entre cour et jardin (между входным двором и садом). Его архитектура, слияние европейского искусства со старыми строительными традициями Содружества, видна во дворце Потоцких в Радзынь Подляских, во дворце Рачиньских в Рогалине и во дворце Вишневецких в Вишневце.

Церковь св. Иоанна и Вильнюсский университет

В конце 17 века самым известным архитектором в Содружестве был голландец Тильман ван Гамерен, который в возрасте из 28, поселился в Польше (Корона Содружества ) и работал на королеву Марию Казимире и короля Иоанна III Собеского. Тильман оставил после себя на всю жизнь наследие зданий, которые считаются жемчужинами польской архитектуры барокко, в том числе дворец Острожских, дворец Отвоцких, дворец Браницких, Св. Казимежская церковь и церковь Святой Анны.

Заметный стиль архитектуры барокко возник в 18 веке благодаря работам Иоганна Кристофа Глаубица, которому было поручено восстановить столица Великого княжества Литовского Вильнюс. Поэтому стиль был назван виленским барокко, а старый Вильнюс был назван «городом барокко». Самыми известными зданиями Глаубица в Вильнюсе являются церковь Святой Екатерины, построенная в 1743 году, церковь Вознесения , построенная в 1750 году, церковь Святого Иоанна, монастырские ворота и башни церкви. Святой Троицы. Великолепный и динамичный фасад в стиле барокко бывшей готической церкви Св. Иоанна упоминается среди его лучших работ. Многие церковные интерьеры, в том числе одна из Большой синагоги Вильно, были реконструированы Глаубицем, как и ратуша, построенная в 1769 году. Лучшим примером виленского барокко в других местах является Софийский собор в Полоцке, реконструированный между 1738 и 1765 годами.

Здания в стиле раннего польского барокко часто проектировались иностранными (чаще всего итальянскими) архитекторами. Первым барочным строением в Речи Посполитой была церковь Корпус-Кристи в Несвее (ныне Беларусь ). Первым зданием в стиле барокко на территории современной Польши была церковь Св. Петра и Павла в Кракове работы Джованни Баттиста Тревано. Еврейское население в этот период было большим и зажиточным, и многие красивые польские еврейские синагоги были построены в стиле барокко. Некоторые из этих построек сохранились, в том числе Влодавская синагога.

также выросла светская архитектура в стиле барокко. Королевский Варшавский замок был реконструирован между 1596 и 1619 годами итальянскими архитекторами Маттео Кастелли и Яном Тревано. За пределами замка колонна со статуей короля Зигмунта, созданная и отлитая им, была воздвигнута его сыном Владиславом IV Ваза в 1644 году. Парк Уяздовский с новым дворцом, дворец Уяздов, был построен Тревано между 1619 и 1625 годами. Уяздовский дворец вскоре затмил Вилановский дворец, построенный королем Иоанном III Собеский между 1677 и 1696 годами. Стилю этих новых королевских особняков вскоре стали подражать многочисленные магнаты, которые не хотели отставать от времени, что привело к появлению многочисленных резиденций в стиле барокко по всей Польше, таких как в Крушина (1630, построен для воеводы Каспер Денхофф ), Ланьцут (1629–1641, перестроен для Станислава Любомирского ), Виснич (1616–1621, также для Станислава Любомирского), Уязд (Кшиштопор построен в 1628-1644 годах для Кшиштофа Оссолинского ).

Выдающиеся образцы стиля барокко

Ссылки

120>
Последняя правка сделана 2021-05-11 12:59:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте