Pas kontuszowy

редактировать
Вацлав Ржевский на контушем с золотой отделкой Платок Kontusz

Пояс Контуш (« пояс контуша» или Слуцкий пояс ; литовский : Kontušo juosta, белорусский : Слуцкi пояс) был тканевым поясом, используемым для подпоясывания контуша (одежды, похожей на халат). Это был один из самых отличительных предметов мужской одежды польской и литовской знати ( шляхты ) примерно с 17 по 19 века. В более ранний период иногда носили более узкие пояса из тонкой ткани или шелковой сетки, но широкий пояс контуша характерен для более позднего периода.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Происхождение
  • 2 См. Также
  • 3 ссылки
  • 4 Внешние ссылки
  • 5 Дальнейшее чтение

Происхождение

Как и вся остальная польская национальная одежда, пояс контуша был восточного происхождения. Он представлял собой полосу ткани длиной от 3 до 4,5 метров, покрытую разнообразным узором, шириной около 40 см. Роскошные пояса были выполнены из шелка и золота. В зависимости от ширины створки ее можно было сложить несколькими способами, чтобы раскрыть различные рисунки в различных случаях. Считалось, что самые богато украшенные створки имеют четыре стороны.

Первоначально такие пояса были завезены из Персии и Турции. В 17 веке в Речи Посполитой, таких как Кобылка, Липков, Гродно, Краков и Гданьск, было основано несколько мануфактур по производству створок. Однако самые крупные и известные мануфактуры находились в Слуцке. Изготовленные здесь створки считались самыми желанными и самыми дорогими. Из-за популярности производимого здесь pas kontuszowy его иногда называли pas słucki (Слуцкий пояс), независимо от фактического места происхождения. На створках Слуцка (г. Слуцк ) с каждой стороны имелись два разных цветовых узора. Современный польский поэт и певец Яцек Качмарский воспел об этих поясах в одной из своих баллад « Z pasa słuckiego pożytek» («Использование слуцкого пояса»).

Слуцкий кушак объявлен культурным достоянием Беларуси. Кушак Контуша - атрибут дворянина. Kontush Sash (пояс) имеет восточное происхождение, уходящее корнями в персидские и турецкие традиции. Постоянные контакты между Речью Посполитой и Персией и, в еще большей степени, с Турцией привели к обширным торговым корням и подняли интерес к восточному искусству и декору во всей «Восточной» Европе. Идеология сарматизма создала в XVI в. Широкий суперэтнос, охвативший многие народы Центральной Европы. Контушский пояс был визуальным проявлением сарматской идентичности и был широко популярен в Литве и Беларуси, в Польше, Украине, Венгрии, Саксонии, Молдавии, Бессарабии и некоторых частях России. Контушские пояса носили дворянство, казачья староста и высшие городские чиновники. Период процветания XVI - XVIII вв. Создал излишки финансовых ресурсов, которые часто направлялись на культуру, искусство и украшения. Польские армянские купцы ввозили предметы роскоши: восточные ковры, оружие, украшенное золотом и камнями, дорогие ткани. Ремни Контуш особо подчеркивали статус носильщика и стоили необычайно дорого. В какой-то момент спрос на ремни Контуш стал настолько большим, что возникла необходимость в открытии местного производства на территории Речи Посполитой. Мастерские по производству поясов Контуш в Слуцке, Гродно, Львове, Вильнюсе, Бучаче, Кобылках, Кракове, Гданьске, Липкове открыли в основном польско-литовские армяне. Ремни, которые были там изготовлены, все еще имели много восточного орнамента, но имели свой собственный характер, отличный от ремней, ранее импортированных из Персии и Турции. Пояс имел и практический аспект. Сложенный пополам и обернутый вокруг тела, он служил карманом для денег и документов. Большинство ремней имеют ширину около 30 см и длину около 3,5 м. В результате техники плетения одна сторона пояса оказалась отрицательной для другой. Таким образом, ремень мог иметь две разные цветовые схемы (так называемый двусторонний ремень). Дальнейшее разделение пояса позволило создать четыре цветовых композиции (четырехсторонний пояс). Цена пояса зависела от используемых материалов (иногда добавляли серебряную и золотую нить). Сложность конструкции еще больше повысила цену, поскольку требовала более сложного производственного оборудования, более высокой квалификации мастеров и более длительного производственного цикла. Четырехсторонние ремни были самыми дорогими. Их предполагалось носить в разных случаях: яркая сторона - свадьба, темная сторона - похороны, зеленая сторона - зеленый контуш и т. Д. Очень часто пояс служил украшением стола - его помещали по центру поверх скатерти.

Смотрите также

Рекомендации

Внешние ссылки

Фотографий

дальнейшее чтение

  • Мария Ташицкая, Polskie pasy kontuszowe, Wyd. Literackie, 1985, ISBN   83-08-01039-3
Последняя правка сделана 2023-03-20 11:57:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте