Wespazjan (Веспасиан) Коховски (герб : Nieczuja ) (1633 в Гай, деревне, которой больше нет, около Waśniów в Сандомирской земле - 6 июня 1700 г. в Краков ) был одним из самых известных историков и поэтов польского барокко, наиболее типичным представителем философии и литературы сарматизма.
На протяжении всей своей жизни Коховский был связан с Малой Польшей. Его родителями были Ян (Джон), дворянин среднего ранга (шляхчич ), и Зофия (Софи), урожденная Яновски. Учился в Новодворском колледже в Кракове. В течение следующих десяти лет он воевал польским крылатым гусаром с казаками, Московией и шведами (принимал участие, среди прочего,, в битве под Берестечком ). В 1660 году он вернулся в Гай по отцовской линии, но ему пришлось переехать в Голениовы около Щекоцины в.
Его первой публикацией было стихотворение под названием Kamień świadectwa wielkiego w Koronie Polskiej senatora niewinności (Камень свидетельства невиновности Великого сенатора Польского Королевства) в защиту Ежи Себастьян Любомирски. В 1668 году он опубликовал свой первый том Różaniec Najświętszej Panny Maryi (Розарий Пресвятой Девы Марии), в котором рассматриваются все секреты четок.
. В то время Коховский был вовлечен в политическую жизнь (региональные советы, государственные парламенты, местные отделения ), пользующиеся большим уважением среди знати. Он был даже подупником огромных соляных шахт в Величке около Кракова.
. В 1674 году он опубликовал свой первый шедевр - (Не праздное безделье). Это собрание из нескольких сотен стихов, разделенных на четыре книги лирики, одну книгу эподов и две книги эпиграмм. Он показал разнообразие тем, переживаний, стилистических фигур и стихосложений форм. Он выражал заботу о Речи Посполитой, хвалил его успехи, критиковал его слабости, призывал соотечественников защищать его; он прославлял жизнь в стране и своем отеческом регионе, благодарил Бога за то, что он его искал, а также шутил над многими обычными жизненными ситуациями.
В 1681 году Коховский также написал две религиозные поэмы: Chrystus cierpiący (Страдающий Христос), в котором оплакивают Страсти Господа нашего, и Ogród panieński (Сад Богородицы), в котором объясняются названия Богоматерь.
Во время правления Иоанна III Собеского он обратился к истории. В 1683 году он написал Annales Poloniae ab obitu Vladislai IV (Анналы из Польши от смерти Ладислава IV ), обычно называемых (). Это история Речи Посполитой при королях Иоанне II Казимире и Михале Корибуте Вишневецком. Коховски использовал информацию от многих свидетелей, документы и свой собственный опыт, и сделал это так хорошо. Эта книга является одним из основных источников по старой польской истории.
В 1683 году Коховский участвовал в битве под Веной. как Historiographus Privilegiatus (привилегированный историк ); положение, предоставленное ему королем Яном III Собеским, поклонником его исторического мастерства. В следующем году он опубликовал официальное отношение оттуда - Commentarius belli adversus Turcas (Воспоминания из войны против турок ). Он также пытался создать национальный эпос, но ему удалось написать только одну песнь, отредактированную как Dzieło Boskie albo Pieśni Wiednia wybawionego (Труд Божий или Песни освобожденной Вены, также в 1684 году.
Последним, наиболее оригинальным и интересным произведением Коховского было Trybut należyty wdzięczności wszystkiego dobrego Dawcy, Panu i Bogu albo Psalmodia polska za dobrodziejstwa Boskie dziękująca>Благодарность Дарителю Всего доброго, Господь и Бог, или Польский Псалмодий, Благодарение за Бог Блага ) из 1695 года, обычно называемый просто (Польский Псалмодий). Он отличается, с одной стороны, стилизацией Библии, а с другой стороны, путем изменения точки зрения с иврита на поляк, с еврея на христианина, с древнего человека к современному. Есть смешанные 14 частных и 22 общественных псалма. В нем рассказывается о бывшем милосердие и Божье милосердие, умеренность жадности и вера в провидение (złota mierność - золотая середина ), особая роль Польши в мире (antemurale christianitatis - оплот христианства ) и превосходство поляков политическая система (złota wolność - золотая свобода ). признан одним из главных памятников древнепольской литературы и лучшим синтезом сарматизма.
. В 1658 году Коховский женился на Марианне (Марианне) Misiowska. У них родился сын Иероним Францишек (Джером Франциск) только в 1674 году. После смерти Марианны в 1677 году он женился на богатой вдове Магдалене (Мадлен) Фрезер. В 1696 году она тоже умерла.
Он был лучшим другом Яна Гавинского, который также был хорошим поэтом. Его друзьями также были (известный солдат ), (настоятель из Свенты Кшиж ) и (политик ).
Коховски был очень популярен в свое время. Также он был очень популярен в последний период разделов и между войнами. В последнее время его снова все больше и больше уважают.