Ян Хризостом Пасек

редактировать
Польский дворянин и писатель
Ян Хризостом Пасек
Ян Хризостом Пасек под Лаховичами.JPG Ян Хризостом Пасек в битве при Лаховичах 1660 года, автор Юлиуш Коссак
Герб Долива
Родилсяоколо 1636. Венгжиновице
Умер(1701-08-01) август 1, 1701. Недзелиска
Семья Пасек

Ян Хризостом Пасек из Гославиц (ок. 1636–1701) был польским дворянином и писатель во времена Речи Посполитой. Его лучше всего помнят за его мемуары (Паментники), которые являются ценным историческим источником о барокко сарматской культуре и событиях в Содружестве.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Литературные материалы
  • 3 Культурные ссылки
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Биография

Пасек родился в Венгжиновице (ныне Томашув-Мазовецкий повят ) в 1636 году - пан Мариан Владислав Пасек и Пани Ядвига Пасек (урожденная Пекарска) из мелкой дворянской семьи. Ян был их единственным ребенком и очень любимым сыном. Пасек посещал иезуитскую школу в Раве. Позже он был зачислен в армию в возрасте 19 лет и в течение 11 лет был солдатом в польской армии, где сначала участвовал в кампаниях под гетманом Стефаном Чарнецким, за которого он был большое уважение к Шведской империи во время шведского вторжения в Польшу (potop szwedzki) и венгерского вторжения в Южную Польшу в 1657 году под руководством Георгия Ракоци, который был союзником со шведскими войсками. В 1658 году его дивизия под командованием Чарнецкого была послана на помощь защите Дании, где он принял участие в захвате Альса и штурме замка Колдингхус. Во время своего пребывания в Дании он чуть не женился на даме, известной как Элеонора Крус Диварн, но вместо этого в 1659 году решил вернуться в Польшу с остальной армией, и это решение должно было беспокоить его лично до конца его жизни.

Армия Чарнецкого вернулась в Польшу и начала сражаться с московскими частями, вторгавшимися с востока в 1660 году. Пасек принял участие в битве при Полонке в июне и битве при Бася в октябре 1660 года. Он отказался от участия в Конфедерации, образовавшейся из-за недостатка армейского жалованья в 1661 году, и не хотел, чтобы армия предприняла такие действия как раз во время войны с Московией. поворачивался. Вместо этого он покинул лагерь, чтобы вернуться в свой дом около Лодзи, прежде чем отправиться в армию гетмана Чарнецкого около [пл ]. По пути он был вовлечен в путаницу между лоялистскими и конфедеративными силами, был арестован как предполагаемый посланник конфедерации и доставлен в Королевский суд в Гродно. После успешного доказательства его невиновности и лояльности королю дело против него было отменено королем Иоанном II Казимиром, и ему были переданы письма для отнесения к Чарнецкому. После этого ему было поручено сопровождать московских послов на сейм 1662 в Варшаве. Позже в том же году он отправился в паломничество в Ченстохову, где просил отпущения грехов за невыполненную помолвку с Элеонорой во время пребывания в Дании.

Пасек был против Любомирской конфедерации и присоединился к армии на стороне лоялистов. Он отчаялся из-за дальнейшего ущерба, нанесенного Польшей гражданской войной, и потерь ветеранских армейских частей во время войны. Он присутствовал на сейме 1666 года, во время которого посетовал на состояние политики того времени.

В 1667 году Пасек женился на 46-летней вдове Анне (урожденной Ремишовской, primo voto cka), которая, к его ужасу, не смогла родить ему детей. Он обвинил в этом присутствие своих пяти падчериц, чье последующее замужество или приданое в женском монастыре впоследствии стали причиной финансовых затруднений. Он и его жена присутствовали на похоронах королевы Людвики в Кракове в 1667 году и присутствовали на сейме 1668 года, на котором король Иоанн II Казимир объявил о своем отречении. В 1668 году он отправился в Варшаву на сейм, который избрал следующего короля Польши, а затем присутствовал на коронации короля Михала I. С 1670 года он занимался перевозкой зерна из своих арендованных участков в Ольшувке, Милавчице, Скшипюве и Смогожуве в Малой Польше вниз по реке Висле в Гданьск. В 1672 г. он участвовал в набегах отрядов, посланных для преследования вторгшихся турок и татар, прежде чем принять участие в сейме 1672 г. в Люблине. Он участвовал в выборах короля Яна Собеского в 1674 году, присутствовал на совместных похоронах покойных королей Казимежа и Михала и на коронации Собеского в Кракове в 1676 году. Его более поздние годы были потрачены на отражение судебных исков, которые возникли по его инициативе. различные эксцессы и конфликты с соседями, в результате которых он был выслан, однако приговор так и не был исполнен. Пасек умер 1 августа 1701 года в селе Недзелиска Малопольского воеводства через год после смерти своей жены и был похоронен в [[Будзишевице, _Лодзинское воеводство | Будзишевице] недалеко от места своего рождения.

Литературная продукция

К концу своей жизни (около 1690-1695 гг.) Пасек написал автобиографический дневник «Паметники», копия которого была найдена в 18 веке с отрывками, напечатанными в 1821 году, и полный труд опубликован в 1836 г. Эдуардом Рачиньским, что сделало его посмертно известным. Поскольку несколько начальных страниц первой части и последних страниц последней части отсутствуют, теперь невозможно установить, когда Пасек начинает и заканчивает свой рассказ. Более того, когда он писал дневник спустя много лет после этих конфликтов, он часто ошибался в некоторых исторических событиях и включал неправильные даты в текст. Тем не менее, в мемуарах, особенно о его военной службе, содержится множество аутентичных деталей, а также собрание писем от королей и других дворян, которым он служил.

Дневник разделен на две части. Первая часть охватывает 1655–1666 годы и описывает войны с Шведской империей (вторжение Швеции в Польшу ), Трансильванией, Московией (Русско-польская война (1654–67) ) и Восстание Любомирского. Пасек также описывает набег польской армии на Данию (1658–1659). В целом Пасек воевал на обширных территориях Европы: от Смоленска до Ютландии и от Гданьска до Вены. Вторая часть книги охватывает 1667–1688 годы, когда Пасек поселился в своей деревне недалеко от Кракова в Малой Польше. Он описывает свою деятельность в мирное время, упуская некоторые компрометирующие факты, такие как постановления суда, приговорившие его к бесчестью. Он не возражал крепостному праву и крестьянскому социальному сословию угнетению. Представитель культуры позднего сарматизма, он рассматривал шляхту как единственных реальных представителей Польши, но и тогда неизменно неблагоприятно описывал действия литовской и казачьей знати и не жалел Польские дворяне от упрека.

В своих мемуарах он живым языком изображает повседневную жизнь польского дворянина (Шлачич) во время войны и мира. Похоже, что он писал так, как он бы говорил, и именно этот язык и отношение были выделены как его вклад в польскую литературу (позже вдохновивший язык, написанный Сенкевичем для его персонажей в Трилогии), и сделали его мемуары признанными быть самыми интересными и занимательными польскими мемуарами того времени. Он комментировал все, начиная от моды того времени, результатов дуэлей и ссор между шляхтой, смены времен года, рентабельности аренды и качества урожая, внутренней и международной политики, а также предоставляя ценные описания сражений, в которых он участвовал, и боевых действий того времени. Его современное иезуитское образование подтверждается использованием классической и мифологической риторики, а также обильным использованием латинских фраз в своих произведениях.

Его мемуары обрисовывают его отношение к политике эпохи. Сам он был предан Польше и королю своей страны, но отчаявшись от ситуации, в которой оказалось Содружество, от того, как вела себя армия, и как последовавшие друг за другом договоры, восстания, вторжения и гражданские войны ослабляли страну. Он ненавидел замыслы архиепископа Пражмовского («одноглазого епископа, который видел только зло») и королевы Людвики по возведению француза на трон Польши и радовался, когда сейм избрал Михала Вишневецкого, а затем Ян Собески как король ('Виват Пяст ') и признал проблемы, которые избрание иностранных королей создает для безопасности и политики Содружества. Поддерживая короля Иоанна II Казимира (1648–68), он беззастенчиво критикует роль самого короля в катастрофических последних годах его правления. Он благосклонен к действиям во многом некомпетентного правления короля Михаила Корибута (1669–73) и завершает свой рассказ великолепными описаниями правления короля Иоанна III Собеского (1674 г.) –96) и яркий отчет из вторых рук о действиях польской армии при осаде Вены и их последующих действиях в Венгрии. Он упоминает свою роль в шведской и московской войнах и политике, окружающей их, и красочно пишет о военной жизни, показывая основные мотивы солдат, такие как любопытство, желание славы и добычи.

Иллюстрация к собранию Сейма, описанному Пасеком

Набожный католик, Пасек приписал многие из наблюдаемых им событий и судьбы Содружества и его гетманов «Воле Бога». Он очень верит в благочестие, утверждая, что Бог дал Чарнецкому его победы, поскольку он посвятил их Богу и своему Царю, а не признал их себе. Несмотря на это Пасек, по его собственному признанию, часто вступает в ссоры с другими и проявляет пренебрежение к некатолическим христианским конфессиям; например, он описывает польских солдат, крадущих молитвенники у верных датчан во время службы в лютеранской церкви в Дании, и подчеркивает отвержение протестантских душ с небес как возмездие святым Петром за осквернение польских церквей. после взрыва в осажденном замке, оккупированном шведами, оставшихся защитников подбросило в воздух, прежде чем они упали в близлежащую реку.

Мемуары содержат много ярких подробностей личной жизни Пасека. Он дает утомительный совет по поводу брака в свете своих проблем после женитьбы на вдове с пятью падчерицами и советует молодым мужчинам использовать все возможности, чтобы участвовать в местных диетах, чтобы изучить этикет, закон и политику. Он подробно описывает множество драк, дуэлей и споров, в которых он участвует, и дает описание театрального представления в Варшаве в 1664 году, которое привело к резне актеров после того, как один из его товарищей во всеоружии шляхты принял актера за настоящего. Император Австрии. Он описывает ссоры во время Сеймов, его ссору с Иваном Мазепой, которая якобы оставила Мазепу в слезах, а также его романтическую жизнь и его родственников. В какой-то момент своей более поздней жизни он успешно дрессирует выдру как домашнее животное, которое по команде будет приносить ему рыбу из любой реки или пруда, и ходит на охоту в сопровождении зверинца охотничьих собак, лисы, мартина, барсука, ястреба. и ворон, а за ним прыгает заяц с бубенчиками.

Пасек использовал разные жанры в своем сочинении, такие как:

Паментники Пасека часто сравнивают с дневником Самуэля Пеписа, хотя дневник Пеписа более подробный и имеет место более десяти лет в высоких кабинетах, мемуары Пасека происходят в течение тридцати двух лет и являются гораздо более широкими и приземленными по своему охвату. Однако есть существенная разница между опытом современной английской аристократии и шляпа Содружества с точки зрения того, на что была похожа жизнь и что означало «дворянство». Другие сравнения в английской литературе также были сделаны с работами Сэмюэля Джонсона и Джеймса Босвелла

. В 1896 году часть мемуаров Пасека, описывающая кампанию польской армии в Дании, была переведена на датский язык Станислав Росзнецкий и опубликован как книга Polakkerne i Danmark 1659 (Поляки в Дании, 1659).

Культурные ссылки

Его дневник иногда называют «эпосом Сарматская Польша », и вдохновляла многих польских писателей XIX и XX веков, таких как Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Генрик Сенкевич, Теодор Еске-Хойньски, Зигмунт Красинский, Юзеф Игнаций Крашевский и Витольд Гомбрович. Адам Мицкевич посвятил ему две из своих лекций о славянской литературе; Юлиуш Словацкий использовал свою фигуру в «», где автор «Воспоминаний» на крыльце «С серьезным попугаем»: «И он стоял с большим листом бумаги - ну! Он прекрасный оратор., он подготовил для короля стихотворение о миндальном печенье ".

Генрик Сенкевич широко использовал словарь Пасека и, скорее всего, взял название первого тома своей «Трилогии » (Огнем и Мечом ) из строчка из воспоминаний Пасека: «[враг] разграбил три части нашей родины мечом и огнем...» ([wróg] trzy części ojczyzny naszej mieczem i ogniem splądrował...).

Его работы вдохновляли других, в том числе Зигмунта Красинского, Юзефа Игнация Крашевского, Зигмунта Качковского, Теодора Еске-Хойньского и Хенрика Ржевского., написавший серию «дворянских сказок», опубликованных как «». Влияние Пасека также заметно в литературе 20-го века, например. в поэзии Ежи Гарасимович, в романе «Заатлантык » (1953) Витольд Гомбрович (пародия на дворянские сказки), в рассказах автор "Szczenięcych lat" Мельхиор Ванькович, а также в работе Ксаверия Прушинского и Войцеха Луковского. Многочисленные ссылки на дневники Пасека показывают вдохновляющие корни польских художников в национальной культуре 17 века Речи Посполитой.

См. Также

Примечания

Список литературы

  • Ян Хризостом Пасек (1976). Воспоминания о польском барокко: сочинения Яна Хризостома Пасека, помещика Речи Посполитой. Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0-520-02752-7.
  • Ян Хризостом Пасек; Мария Свечицкая-Зиеманек (1978). Воспоминания Яна Хризостома из Гославича Пасека. Фонд Костюшко, 1978. ISBN 0-917004-15-9.
  • Denkwürdigkeiten des Johann Chrysostomus Passek, Graf Eduard Raczynski, Deutsch von Dr.Gustav A. Stenzel, Verlag Josef Max, Breslau 1858
  • Slavische Geschichtsschreiber Band VI - Die goldene Freiheit der Polen, Verlag Styria Graz Wien Köln 1967.
  • Письма Яну Антони Храповицкому из 1660–1664 годов, как сообщает Й. Бартошевич Новое свидетельство подлинности летописи Я. Ч. Паска, "Дзенник Варшавский" 1852, № 256; также пр. Т. Свенцкий Исторические памятники выдающихся семей и людей бывшей Польши, т. 1, Варшава 1858 доб.
  • Акт трудового договора аренды, выданный Я. М. Мышковским, датированный в Сандомире 8 февраля 1679 г., объявление Т. Вежбовски. Материалы по истории польской литературы, т. 2, Варшава 1904.
  • Иск Староста по спору между Я. Пасеком и маркграфом С. Мышковским от 24 марта 1687 г., объявление в переводе на польский А. Краушар Новые эпизоды последних лет Imci J. Ch. из Гославицкой Паски, Петербург, 1893, с. 49–57; фрагм. в оригинале Я. Чубека "JC Pasek в архивном освещении (1667–1701)", Труды филологического факультета АУ, т. 28 (1900) и собраны Краков 1898.
  • Документы для спора между Й. Пасеком и Войцехом Вольским с 1691 по 1695 г., объявление А. Пшездзецкого «Оригинальные документы о Я. Ч. из Гославицкой Паски», Коллективная книга подарен К. В. Войцицкому, Варшава, 1862 г.
  • Два постановления Люблинского трибунала (включая постановление о запрете) по конфликту между Я. Пасеком и В. Вольски от 1700 г., объявление А. Краушара Новые эпизоды из последние годы Imci * J. Гл. из Gosławice Paska, Петербург 1893, стр. 49–57.
  • Обобщение и обсуждение других документов и актов см.: А. Краушар Новые эпизоды последних лет Imci J. Ch. из Гославицкой Паски, Петербург, 1893, с. 49–57; Я. Чубек "JC Pasek в архивном освещении (1667-1701)", Труды филологического факультета AU, т. 28 (1900) и собраны Краков 1898.
  • Факсимиле подписи Я. К. Пасека, объявление Варшавской библиотеки 1877, т. 4, стр. 327.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 14:16:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте