Законодательство является законом, который был опубликован (или «введен в действие ») законодательным органом или другим руководящим органом или в процессе его принятия. Прежде чем какой-либо законодательный акт станет законом, он может быть известен как законопроект и в широком смысле может называться «законодательный акт», в то время как он остается на рассмотрении, чтобы отличить его от другого бизнеса. Законодательство может иметь множество целей: регулировать, разрешать, запрещать, предоставлять (средства), санкционировать, предоставлять, объявлять или ограничивать. Его можно противопоставить незаконодательному акту, который принимается исполнительной или административным органом на основании законодательного акта или для исполнения законодательного акта.
В рамках Вестминстерской системы, пункт первичного законодательства известен как парламентский акт после принятия.
Законодательство обычно предлагается членом законодательного органа (например, членом Конгресса или парламента) или исполнительной властью, где оно обсуждается членами законодательного органа и часто изменяется до принятия. Большинство крупных законодательных органов принимают лишь небольшую часть законопроектов, предложенных на данной сессии. Будет ли предложен тот или иной законопроект, как правило, зависит от законодательных приоритетов правительства.
Законодательство рассматривается как одна из трех основных функций правительства, которые часто выделяются в соответствии с доктриной разделения властей. Те, кто наделен формальными полномочиями создавать законы, известны как законодатели ; судебная ветвь правительства будет иметь официальные полномочия толковать законодательство (см. толкование закона ); исполнительная власть правительства может действовать только в пределах полномочий и ограничений, установленных законом, который является инструментом, посредством которого устанавливаются основные полномочия правительства.
Функции и процедуры в первую очередь находятся в ведении законодательного органа. Однако бывают ситуации, когда законодательство создается другими органами или средствами, например, когда принимается конституционный закон или вторичный закон. Такие другие формы законотворчества включают референдумы, постановления совета или постановления. Термин «законодательство» иногда используется для обозначения этих ситуаций, или термин первичное законодательство может использоваться для исключения этих других форм.
Все современные конституции и основные законы содержат и декларируют концепцию и принцип народного суверенитета, что по сути означает, что народ является высшим источником государственной власти или государственной власти. Концепция народного суверенитета просто утверждает, что в обществе, организованном для политических действий, воля народа в целом является единственно правильным стандартом политического действия. Его можно рассматривать как важный элемент системы сдержек и противовесов и представительной демократии. Следовательно, люди безоговорочно имеют право даже непосредственно участвовать в процессе законотворчества. Эта роль связывания граждан, их правительства и законодателей тесно связана с концепцией легитимности. Осуществление демократического контроля над законодательной системой и процессом разработки политики может происходить даже тогда, когда общественность имеет лишь элементарное представление о национальном законодательном учреждении и его членстве. Гражданское образование является жизненно важной стратегией для усиления участия общественности и доверия к законодательному процессу.
Фраза «мертвая буква» относится к законодательству, которое не было отменено, но стало неприменимо, устарело или больше не применяется.