Золотая свобода

редактировать
Бывшая политическая система в Польше и Польше-Литве Республика в зените своей мощи. Золотая свобода. Королевские выборы 1573 года, Ян Матейко

Золотая свобода (латинское : Aurea Libertas; польское : Złota Wolność, литовский : Auksinė laisvė), иногда называемый Золотые свободы, Дворянская демократия или Дворянское содружество (Польский : Rzeczpospolita Szlachecka или Złota wolność szlachecka) была политической системой в Королевстве Польском и после Союза Люблина (1569), в Речи Посполитой. Согласно этой системе, все дворяне (шляхта ), независимо от ранга или экономического статуса, считались имеющими равный правовой статус и пользовались обширными юридическими правами и привилегиями. Дворянство контролировало законодательную власть (сейм - польский парламент ) и избранный король Содружества.

Содержание

  • 1 Развитие
  • 2 Оценка
  • 3 Подобные системы
  • 4 Пословица
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Развитие

Эта политическая система, уникальная в Европе, возникла в результате консолидации власти шляхта (благородный класс ) над другими социальными классами и над монархической политической системой. Со временем шляхта накопила достаточно привилегий (установленных Законом Nihil novi (1505), статьями короля Генриха (1573) и различными Пактами conventa ), что ни один монарх не мог надеяться вырвать власть шляхты.

Политическая доктрина Содружества Двух Наций гласила: «Наше государство - республика под председательством Короля». Канцлер Ян Замойский резюмировал эту доктрину, сказав, что «Rex regnat et non gubernat» («Король правит, но [буквально« и »] не управляет»). У Содружества был парламент, сейм, а также сенат и избранный король. Король был обязан уважать права граждан, указанные в статьях короля Генриха, а также в pacta conventa, согласованных во время его избрания.

Власть монарха была ограничена в пользу значительной знати. Каждый новый король должен был подписаться под статьями короля Генриха, которые были основой политической системы Польши и включали почти беспрецедентные гарантии религиозной терпимости. Со временем Статьи короля Генриха были объединены с pacta conventa, конкретными обязательствами, принятыми избранным королем. С тех пор король был фактически партнером благородного сословия и всегда находился под надзором группы сенаторов. В основе этой доктрины лежала древняя республиканская мысль, которая затем была повторно применена с переменным успехом к политической реальности выборной монархии.

Основа политической системы Содружества, «Золотая свобода» (польский : Złota Wolność, термин, используемый с 1573 г.), включал:

  • выборы короля всеми дворянами, желающими участвовать, известные как wolna elekcja (свободные выборы);
  • Сейм, парламент Содружества, который король должен был проводить каждые два года;
  • pacta conventa (латинское ), «согласованные соглашения», заключенные с избранным королем, включая обязательный для короля билль о правах, вытекающий из более ранних Статей короля Генриха ;
  • рокош (восстание ), права шляхты на юридическое восстание против короля, нарушившего их гарантированные свободы;
  • свобода вероисповедания гарантированная Актом Варшавской Конфедерации 1573,
  • liberum veto (латинское ), право отдельного земельного посланника выступать против решение большинства на заседании Сейма; озвучивание такого «свободного вето» аннулировало все законы, принятые на этой сессии; во время кризиса второй половины XVII века польские дворяне могли также использовать liberum veto в провинциальных sejmiks ;
  • konfederacja (от латинского confederatio ), право на создание организации для достижения общей политической цели.

Политическую систему Содружества трудно вписать в простую категорию, но ее можно условно описать как смесь:

  • конфедерация и федерация в отношении широкого круга ее регионов. Однако трудно однозначно назвать Содружество конфедерацией или федерацией, поскольку оно обладало некоторыми качествами их обоих;
  • олигархия, поскольку политические права имели только шляхта мужского пола, составляющая около 15% населения. ;
  • демократия, поскольку все шляхты были равны в правах и привилегиях, и сейм мог наложить вето на короля по важным вопросам, включая законодательство (принятие новых законов), иностранные дела, объявление войны и налогообложения (изменение существующих налогов или взимание новых). Кроме того, 10% населения Содружества, которое пользовалось этими политическими правами (шляхта), составляло значительно больший процент, чем в любой другой европейской стране, а дворяне простирались от могущественных князей до бедных рыцарей, более бедных, чем многие крестьяне; для сравнения, во Франции только около 1% населения имело право голоса в 1831 году, а в 1832 году в Соединенном Королевстве только около 14% взрослых мужчин могли голосовать;
  • выборная монархия, поскольку монарх, избранный шляхтой, был главой государства;
  • конституционная монархия, поскольку монарх был связан pacta conventa и другими законами, и шляхта могла не подчиняться любому из законов короля указы, которые они сочли незаконными.

Оценка

«Золотая свобода» была уникальной и противоречивой чертой политической системы Польши. Это было исключение, характеризующееся сильной аристократией и слабым королем, в эпоху, когда абсолютизм развивался в более сильных странах Европы, но исключение характеризовалось поразительным сходством с некоторыми современными ценностями. В то время, когда большинство европейских стран стремились к централизации, абсолютной монархии и религиозной и династической войне, Содружество экспериментировало с децентрализацией, конфедерацией и федерация, демократия, религиозная терпимость и даже пацифизм. Поскольку сейм обычно налагал вето на военные планы монарха, это было заметным аргументом в пользу теории демократического мира. Система была предшественницей современных концепций более широкой демократии и конституционной монархии, а также федерации. Граждане шляхты Содружества восхваляли право на сопротивление, общественный договор, свободу личности, принцип управления по согласию, ценность самообеспечения - все широко распространенные концепции, существующие в современных либеральных демократиях. Как и либеральные демократы XIX и XX веков, польские дворяне были озабочены властью государства. Польские дворяне были категорически против самой концепции авторитарного государства.

Возможно, самые близкие параллели с польской «благородной демократией» можно найти вообще за пределами Европы, в Америке, среди рабовладельческая аристократия Юга, где рабовладельческие демократы и отцы-основатели США, такие как Томас Джефферсон или Джордж Вашингтон, имел много общих ценностей с дворянами-реформистами Содружества.

Однако другие критикуют Золотую свободу, указывая на то, что она была ограничена только дворянством, за исключением крестьян или горожан, и не давала правовой системы для предоставления свобода и свобода для большинства населения, неспособность защитить их от излишеств знати, что привело к медленному развитию городов и второму крепостному праву среди крестьян. Содружество называлось Благородным раем, иногда - еврейским раем, но также и Чистилищем для горожан (бюргеров) и адом для крестьян. И даже среди знати (шляхты) Золотая свобода стала объектом злоупотреблений и искажений со стороны самых могущественных из них (магнатов ). Однако это «еврейский рай, но также и чистилище для горожан и ад для крестьян» было заявлением социальной сатиры, и следует оценить, действительно ли оно отражает факт возраста. Фактически, ряд русских крестьян бежали от своих гораздо более жестоких господ и поселились в либеральной Польше, что могло бы стать примером контрдоказательства к претензии «Ад для крестьян».

В своей крайности Золотая Свобода подвергалась критике как ответственная за «гражданские войны и вторжения, национальную слабость, нерешительность и нищету духа». Не сумев превратиться в "современную " систему абсолютистской и национальной монархии, Содружество постепенно упало до грани анархии из-за liberum veto и других злоупотреблений системой. Поскольку большинство шляхтичей считали, что они жили в идеальном состоянии, слишком немногие ставили под сомнение Золотую свободу и философию сарматизма, пока не стало слишком поздно. Из-за того, что шляхта отказывалась платить налоги за более крупную и современную армию, а магнаты, подкупленные иностранными державами, парализовали политическую систему Содружества, Содружество не могло идти в ногу со своими все более милитаризованными и эффективными (за счет бюрократизации ) соседями. стать соблазнительной мишенью для иностранной агрессии. В конце концов, разделен и аннексирован более сильными абсолютистскими соседними странами в конце 18-го века разделение Польши.

Подобные системы

Золотая свобода создала необычное государство для своего времени, но несколько похожие политические системы существовали и в других современных государствах, таких как Венецианская республика. (Оба государства были названы «Самой безмятежной республикой».)

Подобную судьбу предотвратила Италия; сначала из-за светской неспособности королей Франции и Испании и папства прийти к соглашению о том, как разделить страну, затем из-за реакции против габсбургского господства, которое уже в 1861 году наконец выровнял большинство штатов страны в поддержку национальной монархии под королем Виктором Эммануилом II из Дома Савой, до сих пор королем Сардинии.

Примечательно, что ни Республика Венеция и Италия не имели liberum veto среди своих учреждений.

Пословица

Права и привилегии шляхты стали пресловутыми. Популярная польская поговорка аверс:

Szlachcic na zagrodzie równy wojewodzie

- буквально

«Дворянин в своем имении равен воеводе "

. В Польше до сих пор это означает, что есть нет человека, которого свободный человек (лучшее философское значение слова «шляччич») считал бы своим высшим.

См. также

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-21 12:58:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте