Золотая свобода (латинское : Aurea Libertas; польское : Złota Wolność, литовский : Auksinė laisvė), иногда называемый Золотые свободы, Дворянская демократия или Дворянское содружество (Польский : Rzeczpospolita Szlachecka или Złota wolność szlachecka) была политической системой в Королевстве Польском и после Союза Люблина (1569), в Речи Посполитой. Согласно этой системе, все дворяне (шляхта ), независимо от ранга или экономического статуса, считались имеющими равный правовой статус и пользовались обширными юридическими правами и привилегиями. Дворянство контролировало законодательную власть (сейм - польский парламент ) и избранный король Содружества.
Эта политическая система, уникальная в Европе, возникла в результате консолидации власти шляхта (благородный класс ) над другими социальными классами и над монархической политической системой. Со временем шляхта накопила достаточно привилегий (установленных Законом Nihil novi (1505), статьями короля Генриха (1573) и различными Пактами conventa ), что ни один монарх не мог надеяться вырвать власть шляхты.
Политическая доктрина Содружества Двух Наций гласила: «Наше государство - республика под председательством Короля». Канцлер Ян Замойский резюмировал эту доктрину, сказав, что «Rex regnat et non gubernat» («Король правит, но [буквально« и »] не управляет»). У Содружества был парламент, сейм, а также сенат и избранный король. Король был обязан уважать права граждан, указанные в статьях короля Генриха, а также в pacta conventa, согласованных во время его избрания.
Власть монарха была ограничена в пользу значительной знати. Каждый новый король должен был подписаться под статьями короля Генриха, которые были основой политической системы Польши и включали почти беспрецедентные гарантии религиозной терпимости. Со временем Статьи короля Генриха были объединены с pacta conventa, конкретными обязательствами, принятыми избранным королем. С тех пор король был фактически партнером благородного сословия и всегда находился под надзором группы сенаторов. В основе этой доктрины лежала древняя республиканская мысль, которая затем была повторно применена с переменным успехом к политической реальности выборной монархии.
Основа политической системы Содружества, «Золотая свобода» (польский : Złota Wolność, термин, используемый с 1573 г.), включал:
Политическую систему Содружества трудно вписать в простую категорию, но ее можно условно описать как смесь:
«Золотая свобода» была уникальной и противоречивой чертой политической системы Польши. Это было исключение, характеризующееся сильной аристократией и слабым королем, в эпоху, когда абсолютизм развивался в более сильных странах Европы, но исключение характеризовалось поразительным сходством с некоторыми современными ценностями. В то время, когда большинство европейских стран стремились к централизации, абсолютной монархии и религиозной и династической войне, Содружество экспериментировало с децентрализацией, конфедерацией и федерация, демократия, религиозная терпимость и даже пацифизм. Поскольку сейм обычно налагал вето на военные планы монарха, это было заметным аргументом в пользу теории демократического мира. Система была предшественницей современных концепций более широкой демократии и конституционной монархии, а также федерации. Граждане шляхты Содружества восхваляли право на сопротивление, общественный договор, свободу личности, принцип управления по согласию, ценность самообеспечения - все широко распространенные концепции, существующие в современных либеральных демократиях. Как и либеральные демократы XIX и XX веков, польские дворяне были озабочены властью государства. Польские дворяне были категорически против самой концепции авторитарного государства.
Возможно, самые близкие параллели с польской «благородной демократией» можно найти вообще за пределами Европы, в Америке, среди рабовладельческая аристократия Юга, где рабовладельческие демократы и отцы-основатели США, такие как Томас Джефферсон или Джордж Вашингтон, имел много общих ценностей с дворянами-реформистами Содружества.
Однако другие критикуют Золотую свободу, указывая на то, что она была ограничена только дворянством, за исключением крестьян или горожан, и не давала правовой системы для предоставления свобода и свобода для большинства населения, неспособность защитить их от излишеств знати, что привело к медленному развитию городов и второму крепостному праву среди крестьян. Содружество называлось Благородным раем, иногда - еврейским раем, но также и Чистилищем для горожан (бюргеров) и адом для крестьян. И даже среди знати (шляхты) Золотая свобода стала объектом злоупотреблений и искажений со стороны самых могущественных из них (магнатов ). Однако это «еврейский рай, но также и чистилище для горожан и ад для крестьян» было заявлением социальной сатиры, и следует оценить, действительно ли оно отражает факт возраста. Фактически, ряд русских крестьян бежали от своих гораздо более жестоких господ и поселились в либеральной Польше, что могло бы стать примером контрдоказательства к претензии «Ад для крестьян».
В своей крайности Золотая Свобода подвергалась критике как ответственная за «гражданские войны и вторжения, национальную слабость, нерешительность и нищету духа». Не сумев превратиться в "современную " систему абсолютистской и национальной монархии, Содружество постепенно упало до грани анархии из-за liberum veto и других злоупотреблений системой. Поскольку большинство шляхтичей считали, что они жили в идеальном состоянии, слишком немногие ставили под сомнение Золотую свободу и философию сарматизма, пока не стало слишком поздно. Из-за того, что шляхта отказывалась платить налоги за более крупную и современную армию, а магнаты, подкупленные иностранными державами, парализовали политическую систему Содружества, Содружество не могло идти в ногу со своими все более милитаризованными и эффективными (за счет бюрократизации ) соседями. стать соблазнительной мишенью для иностранной агрессии. В конце концов, разделен и аннексирован более сильными абсолютистскими соседними странами в конце 18-го века разделение Польши.
Золотая свобода создала необычное государство для своего времени, но несколько похожие политические системы существовали и в других современных государствах, таких как Венецианская республика. (Оба государства были названы «Самой безмятежной республикой».)
Подобную судьбу предотвратила Италия; сначала из-за светской неспособности королей Франции и Испании и папства прийти к соглашению о том, как разделить страну, затем из-за реакции против габсбургского господства, которое уже в 1861 году наконец выровнял большинство штатов страны в поддержку национальной монархии под королем Виктором Эммануилом II из Дома Савой, до сих пор королем Сардинии.
Примечательно, что ни Республика Венеция и Италия не имели liberum veto среди своих учреждений.
Права и привилегии шляхты стали пресловутыми. Популярная польская поговорка аверс:
Szlachcic na zagrodzie równy wojewodzie
- буквально
«Дворянин в своем имении равен воеводе "
. В Польше до сих пор это означает, что есть нет человека, которого свободный человек (лучшее философское значение слова «шляччич») считал бы своим высшим.