Позитивизм в Польше был социокультурным движением, которое определило прогрессивную мысль в литературе и в социальных науках в разделенной Польше после подавление Январского восстания 1863 г. против Российской Империи. Период позитивизма продлился до рубежа 20-го века и до появления модернистского движения «Молодая Польша».
После восстания 1863 года многие размышляющие поляки утверждали, что дальнейшие попытки восстановления независимости от Российской империи, Прусское королевство и Австро-Венгрия силой оружия должны быть оставлены. В своей полемике по поводу мудрости сопротивления разделительным силам, опубликованной между 1868 и 1873 годами в Przegląd tygodniowy («Еженедельный обзор») и Prawda («Правда»), они - часто неохотно и лишь частично - отбрасывали стилистику более ранних Период польского романтизма.
Польский позитивизм получил свое название от философии французского философа Огюста Конта, а большая часть его идеологии была вдохновлена трудами британских ученых и ученых, в том числе Герберта Спенсера и Джон Стюарт Милль. Польские позитивисты отстаивали разум, а не эмоции. Они считали, что независимость, если она должна быть восстановлена, должна быть достигнута постепенно, путем «строительства с основ» (путем создания материальной инфраструктуры и просвещения населения) и посредством органической работы, которая позволит польскому обществу функционировать как полностью интегрированный «социальный организм » (концепция, заимствованная у ряда европейских мыслителей, включая Герберта Спенсера).
Ведущий польский философ позитивизма, журналист, прозаик и новеллист Болеслав Прус (автор Застава, Кукла, Новая женщина и фараон ), советовал своим соотечественникам, что место Польши в мире будет определяться ее вкладом в мировой научный, технический, экономический и культурный прогресс.
Рассмотрены конкретные социальные вопросы. польскими позитивистами предусматривалось установление равных прав для всех членов общества, включая крестьян и женщин ; ассимиляция еврейского меньшинства Польши ; ликвидация неграмотности среди простых граждан в результате закрытия польских школ оккупационными властями; и защита польского населения в управляемой немцами части Польши от немецкой Kulturkampf и перемещения польского населения со стороны немецкого правительства.
. Польские позитивисты смотрели на работу, а не на восстания, как верный путь к сохранению польской национальной идентичности и демонстрации конструктивного патриотизма. Александр Свентоховский (редактор «Правды») считал, что «все великие проблемы [пребывания] в [лоне] человечества могут быть решены одним образованием, и это образование должно быть обязательным».
Писатели и романисты
Поэты :
| Драматурги :
Философы и критики
|