Александр Свентоховский | |
---|---|
Родился | 18 января 1849 года. Сточек Луковский, Подляское воеводство, Польское царство |
Умер | 25 апреля 1938 года. Голотчизна, рядом с Цеханув, Польша |
Национальность | поляк |
Другие имена | Посел Правды |
Известен | польским позитивизмом |
Подпись | |
Александр Свентоховский (18 января 1849 - 25 апреля 1938) был польским писателем, педагогом и философом позитивистского периода, который последовал за ним. Январское восстание 1863 г..
Он был широко известен как пророк польского позитивизма, распространившегося в Варшаве. w проповедовать научное исследование, образование, экономическое развитие и равенство прав для всех, безотносительно пол, класс, этническое происхождение или убеждения. Однако его видение было тонким, учитывало недостатки человеческой натуры ; как Х.Г. Уэллс, он выступал за то, чтобы власть в обществе принадлежала наиболее просвещенным из его членов.
Свентоховский был журналистом, литературным критиком, историком и философом - основателем и ведущим идеологом польского позитивизма. В 1871 году он опубликовал в Przegląd Tygodniowy («Еженедельное обозрение») известную программную статью польских позитивистов «My i wy» («Мы и ты»).
Свентоховский работал со многими периодическими изданиями, в том числе (1870–1870). 78) Przegląd Tygodniowy («Еженедельный обзор»), 1876–1878 гг. В качестве соредактора. В 1878–79 он редактировал ежедневную газету «Новины»; когда в 1882 году его купил финансист Станислав Кроненберг, его новый владелец якобы по рекомендации Свентоховского доверил редакцию Болеславу Прусу.
. В 1881–1902 годах Свентоховский отредактировал и опубликовал Правду (Правду), которую он основал.
В 1881 году он потерял своего маленького сына. Не сумев восстановить равновесие, в середине февраля 1882 года по совету доктора Титуса Халубинского он отправился в путешествие в Италию. В своих «Памятниках» он вспоминал:
Во время моего двухмесячного путешествия [Владислав] Смоленский заменял меня в редактировании «Правды»; а в письменных колонках - [Болеслав] Прус, с которым, после угасания памяти о [наших] полеемических стычках «Молодой прессы» В этот период я разделял новую взаимную симпатию.
В 1905 году Свентоховский основал и впоследствии возглавил Stronnictwo Postępowo-Demokratyczne (Прогрессивно-демократическую партию), которая после 1918 года была в некоторой степени связана с Национально-демократической партией. Он работал с национал-демократами, выступая против социализма, но их национализм и расизм были ему чужды, и национал-демократы никогда не считали его своим..
Свентоховский основал и был президентом Товариство Культуры Польши (Общество Польской Культуры, 1906–1913), редактором и издателем его органа, Культуры Польши (Польская культура).
С 1912 по После своей смерти в 1938 году Свентоховский жил в Голотчизне, деревне в 67 км к северу от Варшавы, где он установил тесные интеллектуальные и личные связи с Александрой Бонковской. Еще в 1909 году он вдохновил создание в Голотчине школы домоводства для деревенских девушек, основанной Бонковской; а три года спустя - сельскохозяйственная школа для мальчиков Братне. Он считал эти учреждения своим величайшим достижением в области образования.
. Свентоховский умер в Голотчизне 25 апреля 1938 года и был похоронен на кладбище в Сонске, недалеко от Цеханув.
Его сын Рышард Свентоховский (Варшава, 17 октября 1882 - 1941 гг., Освенцим ) был инженером, журналистом и политиком, который поддерживал Владислава Сикорского, опубликовал множество работ в области физики ; он умер в концентрационном лагере Освенцим.
Как ведущий идеолог и представитель польского философского и культурного движения конца XIX века, известного как «польский позитивизм », Свентоховский был бескомпромиссным критиком устаревших традиций и мракобесия и пропагандистом распространения знаний и образования.
Дополнением к этому оптимистичному сциентизму были его размышления об ограничениях человеческая природа ("Dumania pesymisty" ["Размышления пессимиста"], Przegląd Tygodniowy [The Weekly Review], 1876), что привело его к противопоставлению мудрецов лидеров с эгоистические общественные коллективы. Спустя годы это его беспокойство будет повторяться в ряде его пьес и рассказов.
Чеслав Милош описывает его: «Гениальный человек, острый, даже жестокий, полемист против консерваторов, обвиняемый его противниками в высокомерии... он редактировал журнал «Правда» («Правда»), подписывая свои статьи «[Апостол истины]».
Как творческий писатель [пишет Милош], он не заслуживает награды очень высокое положение. Он даже в свое время казался чересчур умным; а его [пьесы], например, не что иное, как холодная [пиротехника] диалогов. Среди его произведений одним из важнейших является двухтомник [Краткая история польских крестьян].
[Тем не менее,] хотя его литературные произведения не выдержали проверки временем и не входят в число живых художественных произведений Польская литература, он останется в польской культуре личностью, наиболее полно воплотившей идеалы эпохи, активистом и журналистом, наиболее представительным того периода », Папа из Варшавы прогрессивизм, «неутомимый противник суеверий и глупости, разоблачитель патриотического и религиозного ханжества.