Польская литература

редактировать

Польская литература
Pan Tadeusz 1834.jpeg Титульный лист издания 1834 года Пан Тадеуш автора Адам Мицкевич, самый известный поэт среди польских бардов-романтиков

Польская литература - это литературная традиция Польши. Большая часть польской литературы написана на польском языке, хотя другие языки, использовавшиеся в Польше на протяжении веков, также внесли свой вклад в польские литературные традиции, включая латынь, идиш, литовский, украинский, белорусский, немецкий и эсперанто. Согласно Чеславу Милошу, на протяжении веков польская литература больше фокусировалась на драме и поэтическом самовыражении, чем на художественной литературе (преобладающей в англоязычном мире). Причин было множество, но в основном они основывались на исторических обстоятельствах страны. У польских писателей, как правило, был более широкий выбор вариантов мотивации к написанию, включая прошлые катаклизмы чрезвычайного насилия, охватившие Польшу (как перекресток Европы), но также и коллективные несоответствия Польши, требующие адекватной реакции со стороны писательских сообществ любого данный период.

Период Польского Просвещения начался в 1730–40-х годах и достиг пика во второй половине 18 века. Среди ведущих авторов польского Просвещения были Игнаций Красицкий (1735–1801) и Ян Потоцкий (1761–1815). Польский романтизм, в отличие от романтизма в других частях Европы, в основном был движением за независимость против иностранной оккупации. Ранние польские романтики находились под сильным влиянием других европейских романтиков. Среди известных писателей были Адам Мицкевич, Северин Гощинский, Томаш Зан и Мауриций Мохнацкий. Во втором периоде многие польские романтики работали за границей. Среди влиятельных поэтов Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий и Зигмунт Красинский.

После неудавшегося январского восстания, новый период Польский позитивизм начал пропагандировать скептицизм и разум. модернистский период, известный как движение молодой Польши в изобразительном искусстве, литературе и музыке, возник около 1890 года и завершился возвращением Польши к независимости (1918). Среди известных авторов были Казимеж Пшерва-Тетмайер, Станислав Пшибышевский и Ян Каспрович. Примером неоромантической эпохи стали произведения Стефана Жеромского, Владислава Реймонта, Габриэлы Запольской и Станислава Выспянского. В 1905 году Генрик Сенкевич получил Нобелевскую премию по литературе за свою Quo Vadis, вселяющую новое чувство надежды. Литература Второй Польской республики (1918–1939) охватывает короткий, но исключительно динамичный период польского литературного сознания. Социально-политическая реальность радикально изменилась с возвращением Польши к независимости. Среди новых авангардистских писателей Юлиан Тувим, Станислав Игнаций Виткевич, Витольд Гомбрович, Чеслав Милош, Мария Домбровская и Зофья Налковская.

В годы немецкой и советской оккупации Польши вся художественная жизнь была резко скомпрометирована. Культурные учреждения были потеряны. Из 1500 подпольных изданий в Польше около 200 были посвящены литературе. Большая часть польской литературы, написанной во время оккупации Польши, появилась в печати только после завершения Второй мировой войны, включая книги Налковской, Рудницкого, Боровский и другие. Ситуация стала резко ухудшаться примерно в 1949–1950 годах с введением сталинской доктрины министром Сокорским. В конце ХХ века в Польше было три лауреата Нобелевской премии: Исаак Башевис Зингер (1978), Чеслав Милош (1980) и Вислава Шимборска (1996). В начале 21 века премию удостоился еще один писатель: Ольга Токарчук.

Содержание

  • 1 Средневековье
  • 2 Ренессанс
  • 3 Барокко
  • 4 Просвещение
  • 5 Романтизм
  • 6 Позитивизм
  • 7 Молодая Польша (1890–1918)
  • 8 Межвоенный период (1918–39)
  • 9 Вторая мировая война
  • 10 1945–56
  • 11 1956– настоящее время
  • 12 Нобелевские лауреаты
  • 13 См. Также
  • 14 Примечания
  • 15 Источники
  • 16 Внешние ссылки

Средневековье

От польской литературы до христианизации страны почти ничего не осталось в 966 году. язычники жители Польши, безусловно, обладали устной литературой, распространяющейся на славянские песни, легенды и верования, но раннехристианские писатели не считали ее достойной упоминания на обязательной латыни, и поэтому он исчез.

В польской литературной традиции принято включать произведения, посвященные Польше, даже если они написаны не этническими поляками. Так обстоит дело с Галлом Анонимусом, первым историком, описавшим Польшу в своем труде Cronicae et gesta ducum sive Principum Polonorum (Деяния князей поляков), составленном в сложная латынь. Галл был иностранным монахом, сопровождавшим короля Болеслава III Кримута при его возвращении из Венгрии в Польшу. Важную традицию польской историографии продолжили Винценты Кадлубек, епископ XIII века Кракова, а также Ян Длугош, польский священник и секретарь Епископ Збигнев Олесницкий.

Первое записанное предложение на польском языке гласит: «Day ut ia pobrusa, a ti poziwai» («Дай мне размолоть, а ты отдохнешь») - а пересказ латинского «Sine, ut ego etiam molam». Произведение, в котором появилась эта фраза, отражает культуру ранней Польши. Приговор был написан в хронике на латинском языке Liber fundationis между 1269 и 1273 годами, история цистерцианского монастыря в Генрикове, Силезии. Он был записан настоятелем, известным просто как Петр (Петр), имея в виду событие, произошедшее почти сто лет назад. Приговор был якобы произнесен богемским поселенцем Богвалом («Bogwalus Boemus»), субъектом Болеслава Высокого, выражающим сострадание к своей собственной жене, которая «очень часто стояла, молча у quern- камень. " Наиболее известные ранние средневековые польские произведения на латыни и старопольский язык включают старейшие сохранившиеся рукописи прекрасной прозы на польском языке под названием Святой Крест Проповеди, а также самая ранняя польскоязычная Библия царицы Зофии и летопись Янко Чарнковского XIV века, не говоря уже о Пулавской Псалтири.

Наиболее ранние тексты на польском просторечии находились под сильным влиянием латинской священной литературы. Среди них Богуродзица (Богородица), гимн во славу Девы Марии, записанный в 15 веке, но популярный, по крайней мере, веком раньше. Богуродзица служил государственным гимном. Это был один из первых текстов, воспроизведенных на польском языке на печатном станке; как и «Беседа со смертью» мастера Поликарпа (Rozmowa mistrza Polikarpa ze śmiercią).

В начале 1470-х годов Каспер основал одну из первых типографий в Польше. Штраубе в Кракове (см.: распространение печатного станка ). В 1475 году Каспер Эльян из Глогова (Глогау) основал типографию во Вроцлаве (Бреслау) Силезии. Двадцать лет спустя первая кириллица типография была основана в Кракове Швейпольтом Фиолом для иерархов Восточной Православной Церкви. Наиболее известные тексты, созданные в этот период, включают Бревиарий Святого Флориана, частично напечатанный на польском языке в конце 14 века; Statua synodalia Wratislaviensia (1475 г.): печатное собрание польских и латинских молитв; а также Хроника Яна Длугоша XV века и его Catalogus archiepiscoporum Gnesnensium.

Ренессанс

С наступлением Ренессанса, наконец, польский язык был принят наравне с латынью. Польская культура и искусство процветали при ягеллонском правлении, и многие иностранные поэты и писатели поселились в Польше, неся с собой новые литературные направления. Среди таких писателей Каллимах (Филиппо Буонаккорси ) и Конрад Селтис. Многие польские писатели учились за границей и в Краковской академии, которая стала плавильным котлом для новых идей и течений. В 1488 году в Кракове было основано первое в мире литературное общество Sodalitas Litterarum Vistulana (Вислинское литературное общество). Среди известных членов были Конрад Селтес, Альберт Бруджевски, Филип Каллимах и Лаврентий Корвин.

Польский писатель, который использовал латынь в качестве его основного средства выражения был Клеменс Яницки (Ианиций), который стал одним из самых известных латинских поэтов своего времени и был награжден папой. Другие писатели, такие как Миколай Рей и Ян Кохановский, заложили основы польского литературного языка и современной польской грамматики. В этот период появилась первая книга, полностью написанная на польском языке - это был молитвенник Бирната Люблинского (ок. 1465 - после 1529) под названием Raj duszny (Hortulus Animae, Эдем души), напечатано в Кракове в 1513 году в одной из первых типографий Польши, управляемой Флорианом Унглером (первоначально из Баварии ). К наиболее известным польским писателям и поэтам, работавшим в 16 веке, относятся:

Барокко

Литература периода польского барокко (между 1620 и 1764 гг.) Находился под значительным влиянием большой популяризации иезуитских средних школ, которые предлагали образование на основе латыни классики как часть подготовка к политической карьере. Изучение поэзии требовало практических навыков написания как латинских, так и польских стихотворений, что радикально увеличило количество поэтов и стихотворений по всей стране. На почве гуманистического образования выросли и некоторые выдающиеся писатели: Петр Кохановский (1566–1620) дал свой перевод Торквато Тассо Иерусалим доставлен ; Мацей Казимеж Сарбевский, поэт-лауреат, стал известен среди европейских народов как Гораций христианский (христианин Гораций ) за свои латинские сочинения; Ян Анджей Морштын (1621–1693), придворный и дипломат-эпикурей, воспевал в своих изысканных стихотворениях доблесть земных наслаждений; и Вацлав Потоцкий (1621–1696), наиболее продуктивный писатель польского барокко, объединил типичные взгляды польской шляхты с некоторыми более глубокими размышлениями и экзистенциальными переживаниями. Известные польские писатели и поэты, работавшие в этот период, включают:

Просвещение

Период Польского Просвещения начался в 1730–40-х годах и достиг пика во второй половине 18 века во время правления последнего короля Польши, Станислав Август Понятовский. Она резко упала с третьим и последним разделом Польши (1795 г.), за которым последовало политическое, культурное и экономическое разрушение страны, что привело к Великой эмиграции польских элит.. Просвещение закончилось примерно в 1822 году, и его сменил польский романтизм дома и за рубежом.

Одним из ведущих польских поэтов Просвещения был Игнаций Красицкий (1735–1801), известный в местном масштабе как «Князь поэтов» и польский Ла Фонтен, автор первого польского романа Приключения господина Николая Мудрого (Mikołaja Doświadczyńskiego przypadki); он также был драматургом, журналистом, энциклопедистом и переводчиком с французского и греческого. Другим выдающимся писателем того времени был Ян Потоцкий (1761–1815), польский дворянин, египтолог, лингвист и авантюрист, воспоминания о путешествиях которого сделали его легендарным. у себя на родине. За пределами Польши он известен главным образом своим романом Рукопись, найденная в Сарагосе, в котором проводятся сравнения с такими знаменитыми произведениями, как «Декамерон» и «Арабские ночи». Известные польские писатели и поэты эпохи Просвещения:

Романтизм

Из-за разделов, осуществленных соседними империями - который положил конец существованию суверенного польского государства в 1795 году - Польский романтизм, в отличие от романтизма в других странах Европы, был в основном движением за независимость против иностранной оккупации, и выражали идеалы и традиционный образ жизни польского народа. Период романтизма в Польше закончился царским подавлением январского восстания 1863 года, отмеченного публичными казнями русскими и депортациями в Сибирь.

Литература польского романтизма делится на два отчетливых периода, каждый из которых определяется мятежами : первый около 1820–1830 гг., Закончившийся ноябрьским восстанием 1830 г.; а второй - между 1830 и 1864 годами, породивший польский позитивизм. В первый период польские романтики находились под сильным влиянием других европейских романтиков - их искусство отличалось эмоциональностью и воображением, фольклором, деревенской жизнью, а также пропагандой идеалов независимости. Самыми известными писателями этого периода были: Адам Мицкевич, Северин Гощинский, Томаш Зан и Мауриций Мохнацкий. Во второй период (после январского восстания ) многие польские романтики работали за границей, часто изгнанные с польской земли оккупационными властями. В их творчестве преобладали идеалы свободы и борьба за восстановление утраченного суверенитета страны. Элементы мистики стали более заметными. В этот же период развивалась идея поэта-веща (народного барда). Вещ действовал как духовный лидер подавляемого народа. Самым известным поэтом среди ведущих бардов романтизма, столь признанным в оба периода, был Адам Мицкевич. Двумя другими национальными поэтами были: Юлиуш Словацкий и Зигмунт Красинский. К польским писателям и поэтам романтического периода относятся:

Позитивизм

После неудавшегося январского восстания 1863 года против русской оккупации, новый период польского позитивизма - получившего свое название от философии позитивизма Огюста Конта - пропагандировал скептицизм и упражнение причина. Вопросы, заданные польскими писателями-позитивистами, вращались вокруг «органической работы», которая включала установление равных прав для всех членов общества, включая феминисток ; ассимиляция польского еврейского меньшинства ; и защита польского населения в управляемой немцами части Польши от Kulturkampf германизации и перемещения польского населения немецкими поселенцами. Писатели работали над просвещением общественности о конструктивном патриотизме, который позволил бы польскому обществу функционировать как полностью интегрированный «социальный организм », независимо от неблагоприятных обстоятельств. Польский позитивистский период длился до рубежа 20-го века и до появления движения Молодая Польша. Среди выдающихся писателей и поэтов польского позитивизма:

Молодая Польша (1890–1918)

модернистский период, известный как молодая Польша движение в изобразительном искусстве, литературе и музыке, возник около 1890 года и завершился Возвращение Польши к независимости (1918). В основе периода лежали две концепции. Его ранний этап характеризовался сильным эстетическим противостоянием идеалам своего предшественника (продвижение органической работы перед лицом иностранной оккупации). Художники, следовавшие этой ранней философии молодой Польши, верили в декаданс, символизм, конфликт между человеческими ценностями и цивилизацией и существование искусства ради искусства. Среди выдающихся авторов, следовавших этой тенденции, были Казимеж Пшерва-Тетмайер, Станислав Пшибышевский и Ян Каспрович. Более поздняя идеология возникла в связи с социально-политическими потрясениями в Европе, такими как революция 1905 года против Николая II в России, независимость Норвегии, Марокканский кризис и другие. Это было продолжением романтизма, часто называемого неоромантизмом. Художники и писатели, последовавшие за этой идеей, затронули самые разные темы: от ощущения личной миссии поляка, воплощенного в прозе Стефана Жеромского, до осуждения социального неравенства в произведениях. Владислав Реймон и Габриэла Запольска, критике польского общества и польской революционной истории Станислав Выспянский. В 1905 году Генрих Сенкевич получил Нобелевскую премию по литературе за свою патриотическую трилогию, вселяющую новое чувство надежды. Среди писателей этого периода:

Межвоенный период (1918–39)

Литература Вторая Польская Республика (1918–1939) охватывает короткий, но исключительно динамичный период польского литературного сознания. Социально-политическая реальность радикально изменилась с возвращением Польши к независимости. В значительной степени производной этих изменений стала коллективная и беспрепятственная разработка программ для художников и писателей. Возникли новые авангардные тенденции. Период, охватывающий всего двадцать лет, был полон выдающихся личностей, которые считали себя представителями меняющейся европейской цивилизации, в том числе Тувим, Виткаций, Гомбрович, Милош, Домбровская и Налковская (PAL ). Все они внесли свой вклад в новую модель польской культуры двадцатого века, отражающую ее собственный язык повседневной жизни.

Два десятилетия Межвоенного периода были отмечены быстрым развитием в области поэзии, неразделенной и неизменной впервые за более чем столетие. С 1918 по 1939 год постепенное и последовательное внедрение новых идей привело к формированию отдельных и отчетливых тенденций. Первое десятилетие польской поэзии межвоенного периода было ясным, конструктивным и оптимистичным; в отличие от второго десятилетия, отмеченного мрачными видениями надвигающейся войны, внутренних конфликтов в польском обществе и растущего пессимизма. Тем не менее, весь период был удивительно богатым. В 1933 году Польская литературная академия (PAL) была основана постановлением Совета Министров Республики (Rada Ministrów RP); как высший авторитет в стране, формирующий общественное мнение; он был награжден Золотой и Серебряной лаврами (Złoty и Srebrny Wawrzyn), двумя высшими национальными наградами за вклад в литературу до вторжения в Польшу в 1939 году. Один из самых выдающихся поэтов межвоенного периода был Болеслав Лесмян (член PAL ), творческая личность которого сформировалась до 1918 года и в значительной степени повлияла на оба межвоенных десятилетия (до своей смерти в 1937 году). Литературная жизнь его современников вращалась в основном вокруг вопросов независимости. Все польские поэты очень серьезно относились к понятию свободы, и в то время появилось много патриотических произведений, не говоря уже об особом варианте поэтического культа Пилсудского.

Вторая мировая война

В годы немецкой и советской оккупации Польши вся художественная жизнь была резко скомпрометирована. Культурные учреждения были потеряны. Обстановка была хаотичной, и писатели рассеялись: одни оказались в концентрационных и трудовых лагерях (или гетто нацистской эпохи ), другие были депортированы из страны; часть эмигрировала (Тувим, Вежинский ), многие другие вступили в ряды польского подпольного движения сопротивления (Бачиньский, Боровский, Гайцы ). Все литературные издания были вынуждены прекратить работу. Писатели, оставшиеся дома, начали организовывать литературную жизнь в рамках заговора, включая лекции, вечера поэзии и тайные встречи в домах писателей и фасилитаторов искусства. Польскими городами, где такие встречи проводились чаще всего, были: Варшава, Краков и Львов. Писатели участвовали в создании подпольных типографий (из 1500 подпольных изданий в Польше около 200 были посвящены литературе). Многие воевали в польской армии в изгнании или сопротивлялись Холокосту в гражданском качестве. Поколение Колумб, родившееся около 1920 года, активно участвовало в Варшавском восстании. Наиболее известными представителями военных лет являются:

1945–56

Все тексты опубликованы в соответствии с советскими правилами подвергались строгой цензуре. Большая часть польской литературы, написанной во время оккупации Польши, появилась в печати только после завершения Второй мировой войны, включая книги Налковской, Рудницкого, Боровский и другие. Советский захват страны не препятствовал возвращению эмигрантов и изгнанников, особенно до прихода сталинизма. Действительно, многие писатели пытались воссоздать польскую литературную сцену, часто с оттенком ностальгии по довоенной реальности, в том числе Ежи Анджеевский, автор книги Пепел и алмазы, описывающий (по мнению коммунистов дизайн) Антикоммунистическое сопротивление в Польше. Его роман был экранизирован десятью годами позже Вайдой. Новые прозаики, такие как Станислав Дыгат и Стефан Киселевский, подошли к катастрофе войны со своей точки зрения. Казимеж Вика придумал термин «пограничный роман» для документальной фантастики.

Ситуация начала резко ухудшаться примерно в 1949–1950 годах с введением сталинской доктрины министром Сокорский, от имени все более жестокого коммунистического режима, который совершал грубые нарушения прав человека. В 1944–1956 гг. Было арестовано около 300 000 граждан Польши, многие тысячи из которых были приговорены к длительным срокам заключения. Политическим заключенным было вынесено 6 000 смертных приговоров, большинство из которых были приведены в исполнение «в силу закона». Опасаясь за свою надлежащую работу, многие писатели, связанные с издательской империей Борейши, приняли советизацию польской культуры. В 1953 году Союз ZLP, которым руководит Кручковский с рядом видных подписантов, заявил о полной поддержке преследования религиозных лидеров со стороны Министерства общественной безопасности. Смертные приговоры не были приведены в исполнение, хотя отец Фудали умер при невыясненных обстоятельствах, как и 37 других священников и 54 монаха еще до 1953 года. Точно так же писатель Казимеж Моцарский из Армии Крайовой (Армия Крайовой)), которого в течение нескольких лет пытали в тюрьме подчиненные Ромковского и приговорили к смертной казни, был помилован и освобожден только в конце этого периода.

1956 - настоящее время

Nobel laureates

Henryk Sienkiewicz. (1846–1916)Władysław Reymont. (1865–1925)Isaac Bashevis Singer. (1902–91)Czesław Miłosz. (1911–2004)Wisława Szymborska. (1923–2012)Olga Tokarczuk. (born 1962)
Henryk Sienkiewicz.PNG Władysław Reymont.jpg Isaac Bashevis Singer (upright).jpg Czesław Miłosz 2011(Lt, detail).jpg Szymborska(closeup).jpg MJK32706 Olga Tokarczuk (Pokot, Berlinale 2017).jpg

See also

Notes

References

  • Czesław Miłosz, The History of Polish Literature, 2nd edition, Berkeley, University of California Press, 1983, ISBN 0-520-04477-0.
  • Being Poland. A New History of Polish Literature and Culture Since 1918, ed. by Tamara Trojanowska, Joanna Niżyńska, and Przemysław Czapliński, Toronto: University of Toronto Press, 2018, ISBN 9781442650183.
  • Dariusz Skórczewski, Polish Literature and National Identity: A Postcolonial Perspective, translated by Agnieszka Polakowska, University of Rochester Press - Boydell Brewer, 2020, ISBN 9781580469784 (Rochester Studies in East and Central Europe).

External links

Последняя правка сделана 2021-06-02 09:55:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте