Мария Конопницкая | |
---|---|
Родился | Мария Василовская, 23 мая 1842 г., Сувалки, Конгресс Польша, Российская Империя ( 1842-05-23) |
Умер | 8 октября 1910 г. (1910-10-08)(68 лет) Львов, Королевство Галиции и Лодомерии, Австро-Венгрия |
Псевдоним |
|
Занятие | Писатель, поэт |
Национальность | Польский |
Жанр | Реализм |
Известные работы | Рота |
Подпись |
Мария Конопницка ( польское произношение: [ˈmarja kɔnɔpˈɲitska] ( слушать ) ; урожденная Василовска ; 23 мая 1842 - 8 октября 1910) была польской поэтессой, романисткой, детской писательницей, переводчиком, журналистом, критиком и активистом за права женщин и за независимость Польши.. Она использовала псевдонимы, в том числе Ян Сава. Она была одним из самых выдающихся поэтов позитивистского периода в Польше.
Конопницкая родилась в Сувалках 23 мая 1842 года. Ее отец, Юзеф Василовский, был юристом. Она обучалась на дому и провела год (1855–1856) в монастырском пансионе сестер евхаристического поклонения в Варшаве ( Zespół klasztorny sakramentek w Warszawie).
Конопницкая, Мария Дулембянка, 1902 г.Она дебютировала как писатель в 1870 году со стихотворением «Зимний поранек» («Зимним утром»). Она приобрела популярность после публикации в 1876 году ее стихотворения «W górach» («В горах»), получившего высокую оценку будущего лауреата Нобелевской премии Генрика Сенкевича. В 1862 году она вышла замуж за Ярослава Конопницкого. У них было шестеро детей. Брак не был счастливым, так как ее муж не одобрял ее писательскую карьеру. В письме другу она описала себя как «не имеющую семьи» и как «птицу, запертую в клетке». В конце концов, в 1878 году, неофициально разлучившись, она бросила мужа и переехала в Варшаву, чтобы продолжить писательское дело. Она взяла с собой детей. Она часто путешествовала по Европе; ее первая большая поездка была в Италию в 1883 году. Она провела годы 1890–1903, живя за границей в Европе.
Ее жизнь описывалась как «бурная», включая внебрачные романы, смерти и психические заболевания в семье. Она была другой польской женщиной поэта периода позитивизма, Ожешко и художника и активиста Мария Dulębianka (с которым она жила в романтических отношениях, возможно). Было высказано предположение, что она была бисексуальной или лесбиянкой (особенно в отношении Дулембянки), хотя это не было должным образом исследовано, и этот вопрос обычно не упоминается в биографиях Конопницкой. Конопницкая хотела, чтобы ее похоронили вместе с Дулембянкой. Обе женщины были похоронены вместе на кладбище во Львове, Украина.
Загородный дом Конопницкой, ныне музей, в ЖарновцеПомимо того, что она была активным писателем, она также была общественным деятелем, организовывала и участвовала в протестах против репрессий против этнических (в первую очередь польских) и религиозных меньшинств в Пруссии. Она также была вовлечена в активизм за права женщин.
Ее литературное творчество 1880-х годов получило широкое признание в Польше. В 1884 году она начала писать детскую литературу, а в 1888 году она дебютировала как прозаик для взрослых, написав « Четыре рассказа». В связи с растущей популярностью ее произведений в 1902 году ряд польских активистов решили вознаградить ее, купив ей усадьбу. Он был приобретен на средства, собранные рядом организаций и активистов. Поскольку Польша в то время не была независимой страной и ее труды были политически несовместимы с прусскими и российскими властями, было выбрано место в более терпимом австрийском разделе Польши перед разделом. В 1903 году она получила имение в Жарновце, куда она приехала 8 сентября. Она проводила там большую часть весны и лета, но все равно путешествовала по Европе осенью и зимой.
Могила Конопницкого во ЛьвовеОна умерла во Львове (ныне Львов, Украина ) 8 октября 1910 года. Она была похоронена там, на Лычаковском кладбище. По ее желанию, Дулебянка была похоронена рядом с ней.
Конопницкая писала прозу (в основном рассказы), а также стихи. Одним из наиболее характерных для нее стилей были стихи, стилизованные под народные песни. Она пробовала свои силы во многих жанрах литературы, таких как репортажные зарисовки, повествовательные воспоминания, психологические портретные этюды и другие.
Общей темой ее работ были угнетение и нищета крестьянства, рабочих и польских евреев. Ее работы также были высокопатриотическими и националистическими. Из-за ее симпатии к еврейскому народу она считалась филосемиткой.
Один из ее самых известных работ является длинная эпопея в шести канты, мистер Балсер в Бразилии ( Пан Балсер ж Brazylii, 1910), на польских эмигрантов в Бразилии. Другой - « Рота» (« Клятва», 1908), поставленная на музыку Феликса Нововейского два года спустя, стала неофициальным гимном Польши, особенно на территориях прусского раздела. Это патриотическое стихотворение резко критиковало политику германизации и поэтому было названо антинемецким.
Самым известным ее детским литературным произведением является « О красонолудкач и серотце Марыси» 1896 года (« Сиротка Мария и гномы»). Ее детские литературные произведения были хорошо восприняты по сравнению со многими другими произведениями того периода.
Мария Конопницкая также написала стихотворение о казни ирландского патриота Роберта Эммета. Эммет был казнен британскими властями в Дублине в 1803 году, но Конопницкая опубликовала свое стихотворение на эту тему в 1908 году.
Еще она была переводчиком. Среди ее переведенных произведений - « Фаталита и Темпесте» Ады Негри, изданные в Польше в 1901 году.
Статуя в Сувалках
Мемориальный камень на месте бывшего дома Конопницкой в Варшаве
Статуя в Саксонском саду Варшавы
Статуя в Быдгоще
Статуя в Калише
Статуя в Гданьске