Габриэла Запольска | |
---|---|
Родилась | (1857-03-30) 30 марта 1857 г.. Подгайце, Австрия-Венгрия |
Умер | 21 декабря 1921 (1921-12-21) (64 года). Львов, Польша |
Псевдоним | Габриэла Запольска, Юзеф Маскофф, Валери Томицки, Мария, Мария, Омега, Щерба |
Род занятий | Писатель, публицист, драматург, прозаик |
Национальность | Польский |
Литературное движение | Натурализм |
Супруг | Константи Снежко-Блоцкий (в разводе). Станислав Яновский (в разводе) |
Подпись |
Мария Габриэла Стефания Корвин-Пиотровска (1857–1921), известная как Габриэла Запольска, была польским романистом, драматургом, писателем-натуралистом, фельетонистка, театральный критик и сцена актриса. Запольская написала 41 пьесу, 23 романа, 177 рассказов, 252 журналистских произведения, один сценарий фильма и более 1500 писем.
Наибольшую известность Запольская получила благодаря своим социально-сатирическим комедиям. Среди них Мораль госпожи Дульской - трагедия-фарс о мещанах буржуазии - считается самой известной в мире. Считается памятником ранней модернистской польской драмы. Ее пьесы были переведены на иностранные языки и показаны в польских и европейских театрах, а также адаптированы для радио и кино. Сама Запольская сыграла более 200 спектаклей в Варшаве, Кракове, Познани, Львове, Санкт-Петербурге и Париж.
Запольска родилась 30 марта 1857 года в Подгайце в Галиции в богатой семье. польских помещиков. В то время в результате Третьего раздела Польши эта территория была присоединена к Австро-Венгрии. Ее отец, Винценты Казимеж Ян Корвин-Пиотровский, был маршалом Волыни шляхты. Ее мать - Юзефа Карска, бывшая артистка балета. [1] Запольская училась в Институте Сакре-Кер и в Институте образования и науки в Львове. В 1876 году ее семья вынудила ее выйти замуж за польского лейтенанта царской гвардии Константина Снежко-Блоцкого, но вскоре бросила его и развелась в 1888 году. В 1879–1880 годах она жила в Варшаве, где она играла в любительском театре Общества филантропии. В 1881 г. Запольская забеременела от внебрачной связи и ушла из семьи. В том же году она дебютировала в своем собственном рассказе «Жеден дзень из Лыча рожи» («Один день из жизни розы»). В следующем году, в 1882 году, она стала профессиональной актрисой Краковского театра и взяла псевдоним Габриэла Запольская. Она также действовала в Познани и в разъездных труппах на протяжении Конгресса Польши. Сообщается, что в октябре 1888 года она совершила попытку самоубийства.
В 1889 году Запольская переехала в Париж в надежде сделать артистическую карьеру. Там она играла второстепенные роли в бульварных театрах Théâtre Libre и Théâtre de l'uvre. Она сыграла в инсценировке «Интерьера» («Интерьер») Мориса Метерлинка в Театре л'Овр. В Париже Запольская установила контакты в художественной среде, а также с польскими социалистическими эмигрантами, которые повлияли на ее социальные взгляды.
Вернувшись в свою страну, она поселилась в Кракове и выступала в садовых театрах, путешествующих труппах, а затем в Кракове Театр Юлиуша Словацкого режиссёр. Ее дерзкий, суфражистский характер привел к конфликтам с директорами театра. После отъезда Павликовски в 1900 году она отказалась от контракта. После этого Запольская создала свою сцену, которая время от времени действовала. В 1902 году Запольская руководила драматической школой в Кракове, а позже был основан Независимый театр имени Габриэлы Запольской. Парижский опыт позволил ей поставить две инсценировки Метерлинка - «Принцесса Малеин» и «Л'Интруз» («Чужой»), поставленные в 1902 году.
В 1904 году она переехала во Львов и вышла замуж за художника Станислава Яновского. Она стала меценатом передвижного театра, носящего ее имя (театр Габриэлы Запольской), который в 1907–1908 годах гастролировал Галичине. Со вторым мужем она развелась в 1910 году. В 1912–1913 годах Запольская была литературным руководителем театра «Премьер». Как фельетонистка и театральный критик она сотрудничала с Gazeta Krakowska, Słowo Polskie, Nowa Reforma, Ilustracja Polska и Wiek Nowy. В 1915 году, после захвата Львова русской армией, она содержала небольшую кондитерскую. Запольская скончалась 17 декабря 1921 года в Львове (ныне Львов, Украина ) и похоронена там на Лычаковском кладбище.
В работах Габриэлы Запольской доминировал натурализм - литературное движение, стремящееся воспроизвести повседневную реальность. Основное влияние на нее оказал Эмиль Золя, французский писатель-натуралист. Ее работа имеет журналистский и дидактический тон. Она изображала жизнь самых бедных и уязвимых людей, включая пролетариев, евреев, слуг, проституток и т. Д.
Персонажи в произведениях Запольской в основном обычные. Она склонна пропускать психологический анализ, поскольку он был характерен для писателей Молодой Польши. Она также подняла спорные темы, такие как проституция и венерические заболевания (O czym się mówi, O czym się nawet myśleć nie chce).
Запольская создавала острых и озлобленных литературных персонажей, таких как персонажи ее самых известных произведений, Moralność pani Dulskiej, abusia, Ich czworo. Tragedia ludzi głupich, Sezonowa miłość и Panna Maliczewska.
Габриэла Запольская дебютировала в своем собственном рассказе в 1881 году, написанном Jeden dzień z ycia róy. Многие из ее ранних работ были опубликованы по частям во Львове, а затем в варшавской прессе, в основном в Przegląd Tygodniowy. Свои ранние рассказы она собрала в сборнике Z dziejów boleści (1890). Ее романы и рассказы были переведены на многие языки, включая английский, русский, немецкий, шведский, чешский, словацкий, венгерский, украинский. Консерваторы критиковали Запольскую за более натуралистические аспекты ее работ, такие как воспринимаемая аморальность, убожество, табуированные темы и т. Д. Известные прозаические произведения Запольской включают:
Запольская наиболее известна своими драмами, социально-сатирическими комедиями и трагикомедиями. Ее Moralność pani Dulskiej, «мелкобуржуазный трагический фарс», считается ее самым известным произведением и считается ориентиром ранней модернистской польской драмы. История Moralność pani Dulskiej была продолжена в двух рассказах - Pani Dulska przed sądem и mierć Felicjana Dulskiego. Ее драмы были переведены на другие языки, сыграны на польской и европейской сценах, адаптированы для радио и кино. Известные драмы Запольской включают:
К фильмам по романам или драмам Запольской относятся:
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Габриэлой Запольской. |