Феминизм в Польше

редактировать

Согласно одному научному постулату, история феминизма в Польше можно разделить на семь периодов, начиная с 19 века первой волны феминизма. Первые четыре ранних периода совпали с иностранными разделами Польши, которые привели к ликвидации суверенного польского государства на 123 года. Однако, если кто-то определяет «феминизм первой волны», как Бетти Фридан и другие, как глобальное движение в 19 и 20 веках, в основном озабоченное правом женщин на голосование (т.е. избирательное право женщин), то Польша испытала это в то же время, что и другие Западные страны, ближе к концу 19-го и особенно в начале 20-го века. До этого периода доминировал «женский вопрос », когда элитные женщины и несколько мужчин оспаривали подчинение женщин мужчинам, но не обязательно выступали за равные политические права или коллективно организовывались за равные политические права или социальные перемены. На польских землях женский вопрос развивался параллельно с дебатами в континентальной Европе с XVI века.

Содержание
  • 1 Девятнадцатый век
    • 1.1 Эпоха восстаний
    • 1.2 Политический позитивизм
  • 2 Двадцатый век
    • 2.1 Межвоенный период
    • 2.2 При коммунистическом правлении
  • 3 Феминизм второй волны
    • 3.1 После падения коммунизма
  • 4 Международный женский день
  • 5 Важные женщины польского феминизма
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Девятнадцатый век

Согласно Евгении Лох, Польша пережила три последовательных волны феминизма в 19 веке; первая и самая слабая волна пришлась на ноябрьское восстание 1830 года. Именно тогда Клементина из Танских Гофманова написала первый польский текст с «феминистскими» чертами, Pamiątka po dobrej matce (Воспоминание Доброй матери) (1819). Хотя автор утверждала традиционные социальные роли жены и матери для польских женщин, она, тем не менее, отстаивала необходимость образования для женщин.

Эпоха восстаний

Вторая (и более сильная) волна произошла между ноябрьским и январским восстаниями. На этот период оказали влияние французские «прото-феминистские» идеи: литературные произведения Жорж Санд и газета (Women’s Daily). Ведущим поборником феминизма была газета Przegląd Naukowy (Научное обозрение). В нем были опубликованы (среди многих других) статьи Нарцызы Жмиховской (Варшавской лидера «энтузиастков »), которая выступала за «эмансипацию» и образование для женщин. Жмиховска также активно выступала от имени женщин. Первая польская женщина философ, написала Myśli o wychowaniu kobiet (1843), в которой постулировал, что самой важной целью в образовании женщин было формирование их человеческой натуры и только потом - женственность.

Политический позитивизм

Польша пережила третью (и самую сильную) волну после 1870 года под преобладающим западным влиянием. Стоит отметить, что в этой «волне» мужчины были главными защитниками феминистского дела: опубликовали статью «Niezależność kobiety» («Независимость женщины») в Przegląd Naukowy (1870). В этом произведении содержались радикальные требования равенства полов в образовании и профессиях. В той же газете Александр Свентоховский раскритиковал книги Хоффмановой, которые, по его словам, «превращают женщин в рабов». Другая газета, Niwa, выступала за равенство женщин в сфере образования и работы. Наиболее радикальные феминистские требования были включены в книгу «O prawach kobiety» («О правах женщин», 1873 г.), которая отстаивала полное равенство полов во всех сферах.

Вопрос об эмансипации женщин был особенно важен в Львовском университете (Лемберг). В 1874 г. преподаватель университета Леон Билинский прочитал цикл лекций «O pracy kobiet ze stanowiska ekonomicznego» («О работе женщин с экономической точки зрения»). Он решительно поддерживал интеллектуальную и экономическую эмансипацию женщин и их свободный доступ к высшему образованию. Позже его усилия принесли свои плоды - в 1897 году первые студентки закончили Львовский университет.

. В литературных произведениях Элизы Ожешковой особенно важен мотив женской эмансипации. В своей книге «Kilka słów o kobietach» («Несколько слов о женщинах», 1871) она подчеркнула фундаментальную человеческую природу каждой женщины, извращенной обществом.

Крупной фигурой в польском феминизме в этот период и позже была Габриэла Запольска, в чьи произведения входили такие классические произведения, как роман Кашка Каритида (Кэти Кариатида, 1885–86).

В 1889 году российская газета «Правда» опубликовала статью Людвика Кшивицкого «Sprawa kobieca» (Дело женщин), в которой постулировалось, что освобождение женщин было неотъемлемой частью капиталистическая экономика.

ХХ век

Четвертая - модернистская - волна феминизма достигла Польши примерно в 1900 году. В то время как мужчины писатели сосредоточились на «загадочной и мистической» природе женщин-авторов (например, Мария Конопницка, Элиза Ожешкова ) были заняты более рациональными аспектами женственности. Зофия Налковская была особенно активна в польском женском движении. В своем выступлении Uwagi o etycznych zadaniach ruchu kobiecego (Замечания об этических целях женского движения) во время Конгресса женщин в Варшаве в 1907 году она осудила женскую проституцию как форму полигамии. Первый роман Налковской, Kobiety (Женщины) (1906), и другой роман, Narcyza (1910), осудили женскую пассивность перед тем, что она воспринимала как мужское доминирование.

Межвоенный период

Ирена Кшивицка, 1930

Пятая волна польского феминизма пришлась на межвоенный период (1920-е и 1930-е годы). Феминистские дискурсы той эпохи (как в Польше, так и в других странах) искали новые определения феминизма и пытались определить новые цели (были сомнения, бороться ли за полное равенство или, скорее, за защитное законодательство ). Почти все феминистки (даже радикалы) считали, что женщины добились своего освобождения. выразили эти чувства: феминизм (...) фактически закончился среди тех наций, где де-юре обеспечил свой объект: социальное и политическое равенство.

Статья 96 Конституции Польши 1921 года предусматривала что все граждане равны перед законом, однако это не распространяется на замужних женщин. 1 июля 1921 года сеймом был принят Закон об изменении некоторых положений гражданского закона, касающихся прав женщин, с целью устранения наиболее очевидного неравенства женщин, состоящих в браке. Положения Закона позволяют женщинам управлять своим имуществом (за исключением приданого), выступать в качестве свидетелей юридических документов, выступать в качестве опекунов над своими детьми, если ее муж недееспособен, и жить отдельно от своего супруга. Закон также отменил требования, согласно которым женщина должна подчиняться своему мужу, и отменил требования к жене, чтобы получить разрешение мужа на участие в судебных исках.

В 1932 году Польша объявила изнасилование в браке незаконным. Налковская продолжала анализировать женские вопросы: в романах «Римляне Тереси Хеннерт» («Связь Терезы Хеннерт», 1923) и Рената Случаньска (1935) она затрагивала границы женской свободы в традиционном обществе.

В 1920-е годы в Польше зародился радикальный феминизм. Ее представители, Ирена Кшивицка и, разделяли агрессивную риторику и выступали за избавление женщин от эмоциональных отношений с мужчинами («борьба с любовью») как единственное средство достижения индивидуальной независимости. Кшивицка и Тадеуш Желеньски («Мальчик») продвигали плановое отцовство, половое воспитание, право развод и аборт, и строгое равенство полов. Кшивицка опубликовала серию статей в Wiadomości Literackie (Литературные новости) (с 1926 г.), Желенский написал множество статей (Brewerie (Brawls) 1926, Dziewice konsystorskie (Consistory Virgins) 1929, Piekło kobiet (Ад для женщин) 1930, Zmysły). Libido, Libido) 1932, Nasi Okupanci (Наши захватчики) 1932) и др., В которых он протестовал против вмешательства Римско-католической церкви в интимную жизнь поляков. И Кшивицка, и Желенски были исключительно активными ораторами, продвигая идеи феминизма по всей стране. Другой аспект польского феминизма фигурирует в поэзии и драме (Шофер Арчибальд (Шофер Арчибальд) 1924 и Egipska pszenica (Египетская пшеница) 1932) Марии Павликовской-Ясноржевской. Этот автор выступал за женское эротическое самоосвобождение от социальных условностей.

Вторая мировая война практически заставила замолчать польских феминисток.

При коммунистическом правлении

После Второй мировой войны, коммунистическое государство, созданное Советами в Польше, продвигало пропаганду эмансипации женщин в семья и на работе.

Коммунистический поэт Адам Ваик реалистично описал положение рабочих (в том числе женщин) в своем «Поэме для взрослых».

Этот период, известный как «шестая волна» Польский феминизм характеризовался значительной пропагандой, выступающей за равенство полов, и массовым участием женщин в промышленном производстве, сельском хозяйстве и политике. В Польше была первая в мире женщина-правительственный министр.

(жена Хилари Минц ) была президентом Польского агентства печати, 1944–54. (работница с начальным образованием) была первой и единственной женщиной-членом Политбюро Польской объединенной рабочей партии с 1981 года.

Феминизм второй волны

феминизм второй волны как период феминистской активности начался в начале 1960-х годов в Соединенных Штатах. Та же волна достигла своего пика в Польше уже в 1956 году с легализацией абортов, что привело к появлению полемических текстов в поддержку выбора. После этого голоса феминисток почти заглушились (до 1989 г.); государство считало феминистские требования выполненными, любое открытое обсуждение женских проблем было запрещено, только официальные («материалистический » и «марксистский ») феминистские тексты, в основном сосредоточенные на снятии с женщин бремени «традиционной» женской домашней работы. «Западный» феминизм был официально запрещен и практически отсутствовал в польской общественной жизни до 1989 года.

В Польше в 1940–1989 годах феминизм в целом и феминизм второй волны в частности практически отсутствовали. Хотя феминистские тексты создавались в 1950-х годах и позже, они обычно контролировались и создавались коммунистическим государством. Фактически, любые настоящие и открытые феминистские дебаты практически подавлялись. Официально любой «феминизм западного типа» не имел права на существование в коммунистическом государстве, которое якобы удовлетворило женщинам все основные феминистские требования.

Формально аборт был легализован в Польше почти на 20 лет раньше, чем в США и Франции (но позже, чем в Скандинавских странах ), было предоставлено равенство полов, половое воспитание постепенно вводили в школы, а противозачаточные средства были легальными и субсидировались государством. В действительности, однако, равенство полов так и не было реализовано, а противозачаточные средства были настолько плохого качества, что аборт стал важным методом планового отцовства. Эти реальные проблемы никогда официально не признавались, и любое их обсуждение было запрещено.

После падения коммунизма

Выступающие на мероприятиях Международного женского дня, Варшава, 2010 г.

Во время коммунистического правления польские женщины пользовались свободами (аборты, рынок труда, уход за детьми) которые отличались от Запада. Однако после перехода к демократии в 1989 году правительство предприняло меры по «воссоединению». Феминизм в посткоммунистической Польше оспаривается польской общественностью из-за влияния католической церкви в продолжающейся «гендерной войне». Посткоммунистическая Польша пережила седьмую волну феминизма и внезапно столкнулась с концепциями западного феминизма второй волны, которые сразу же встретили яростное сопротивление со стороны Римско-католической церкви. Западный феминизм часто ошибочно отождествляли с прежней коммунистической репродуктивной политикой, сходной в некоторых аспектах, и феминизм по этой причине часто рассматривался как «подозрительный».

В начале 1990-х годов в польских феминистских текстах часто использовалась агрессивная риторика, связанная с феминистскими публикациями межвоенного периода. Такая «яркая» аргументация была более адекватной в эпоху бурной полемики о запрете абортов. После того как польское правительство ввело де-факто юридический запрет на аборты (7 января 1993 г.), феминистки изменили свою стратегию. После этого события многие польские феминистки приняли аргументированные стратегии, заимствованные из американского движения «Pro-Choice » 1980-х годов. В польских феминистских текстах преобладает смешанная аргументация «меньшего зла» и «запланированного отцовства». Фактически, этот аргумент противоречит феминистской идеологии и оказался неэффективным. Запрет на аборты оказался неизменным. Государственное финансирование противозачаточных средств строго ограничивалось с 1989 года. Но польский феминизм, похоже, претерпевает изменения; Среди новых феминистских книг - «Свят без кобиет» («Мир без женщин» Агнешки Графф (2001)), в котором прямо указывается на современный феномен дискриминации женщин в Польше; и "Milczenie owieczek" Казимиры Щука ("Молчание стаи") (2004), которая страстно защищает аборты и часто занимает позицию, непосредственно связанную с межвоенным периодом и радикальным французским феминизмом, таким образом отказываясь от доминирующие до сих пор «умеренные» американские стратегии аргументации. выразили также необходимость изменения позиции польских феминисток: «Мы [феминистки] многое потеряли из-за этих уроков умиротворенного языка, которые мы все еще даем друг другу».

В настоящее время в Польше действует один из самых строгих законов об абортах в Европе. Предлагаемый полный запрет на аборты, который был впервые введен в сентябре 2016 года, а затем в апреле 2016 года, вызвал волну демонстраций Черный протест, повышающих осведомленность о положении женщин в Польше во всем мире во всем мире Кая Годек: радикальная pro-life активистка.

Зузанна Радзик утверждает, что она католическая феминистка.

Международный женский день

В Польше Международный Женский день включает в себя некоторые практики, которые польские феминистки считают проблематичными. Традиционно женщинам дарят красную розу и немного духов. Польские феминистки выступают за изменение направленности Международного женского дня, чтобы мобилизовать женщин на активную деятельность. В Польше стереотипы рассматривают женщин либо как мужчин, ненавидящих феминисток (во многом как стереотип, наблюдаемый в Америке), либо как традиционные фигуры матери. Движение за возвращение Международного женского дня направлено на то, чтобы рассматривать женщин как сложных личностей, а не только через эти популярные стереотипы.

С 2000 года Женский день в Польше отмечается феминистскими демонстрациями под названием Манифа. Демонстрации и мероприятия проходят по всей стране, обеспечивая платформу для борьбы за права женщин.

Важные женщины польского феминизма

Ева Котчевер (1891-1943) - активистка, владелица знаменитого Eve's Hangout в Гринвич-Виллидж, депортированная из США за «непристойность», умерла в Освенциме.

Агнешка Графф (1970-) - писательница, правозащитница и соучредитель Porozumienie Kobiet 8 Marca, работает в Варшавском университете Российский институт Америки и Европы. Среди ее письменных работ - книга «Мир без женщин в 2001 году».

Мария Янион (1926-) - известная феминистка и ученый, она читала множество лекций о феминистских идеалах и вдохновляла многих польских феминисток нового века. Она получила почетную степень Института литературных исследований Польской академии наук.

Ванда Новицка (1956-) - польский политик, возможно, наиболее известный своей борьбой за легальный аборт и своей совместной работой. - основала Федерацию женщин и планирования семьи в 1992 году. Она окончила Варшавский университет и работала преподавателем латыни и английского языка до работы в политике заместителем маршала Сейма Республики. Польши с 2011-2015 гг.

Эльжбета Корольчук (1975-) - польский социолог, исследователь и левый активист. Она работает в Университете Седертёрна в Стокгольме.

См. Также
Примечания
  1. ^Термин «Польша» в XIX веке относится к польским территориям в границах с 1771 года (с 1795 по 1918 год Польское государство не существовало, будучи разделенным его соседями: Россией, Австрией и Пруссией. )
  2. ^Лох, Евгения (ред.) 2001. Модернизм и феминизм. Postacie kobiece w literaturze polskiej i obcej. Люблин : Wydawnictwo Uniwersytetu M.Curie-Skłodowskiej, p.44
  3. ^Davies, Norman. Божья площадка : история Польши. Пересмотренное издание. Оксфорд: Clarendon Press, 2005.
  4. ^Друкер, Салли Энн. «Бетти Фридан: Три волны феминизма».
  5. ^Богуцка, Мария (2017). Женщины в раннем современном польском обществе, на европейском фоне. Routledge.
  6. ^в: Łoch, 2001: 46
  7. ^in: och, 2001: 47
  8. ^in: och, 2001: 48
  9. ^Польша даровала женщинам буровую проголосовала в 1918 году.
  10. ^в Лох 2001: 59
  11. ^ Климашевская, Анна; Галендек, Михал (2016). «Нарушенное равенство»: Закон от 1 июля 1921 г. о гражданских правах женщин в Польше ». Acta Poloniae Historica. Варшава, Польша: Национальный институт Оссолинского. 113 : 231–260. DOI : 10.12775 / APH.2016.113.09. ISSN 0001-6829. Источник 11 мая 2019 г.
  12. ^«100 лет права женщин голосовать в Польше». Poland.pl. Варшава, Польша: Министерство иностранных дел Республики Польша. 27 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 11 мая 2019 г. Дата обращения 11 мая 2019 г.
  13. ^[1]
  14. ^«99 lat temu Polki uzyskały...» www.wysokieobcasy. пл. Проверено 29 ноября 2017. Pierwszą polską Ministrą była Zofia Wasilkowska (również pierwsza kobieta na świecie na stanowisku ministerialnym), która w 1956 roku objęła urząd Ministra Sprawiedliwoścow. в: leczka, Kazimierz, 1997. "Feminizm czy feminizmy". В: Зофия Горчинская, Сабина Крушиньска, Ирена Закидальская (ред.). Плеч, кобиета, феминизм. Гданьск: Wydawnictwo Uniwersytetu Gdańskiego: стр.17
  15. ^Наркович, Касия и Конрад Пендзивятр. «Спасение и страх перед мусульманскими женщинами в« посткоммунистической »Польше: тревожная католическая и светская исламофобия». Пол, место и культура 24.2 (2017): 288-299.
  16. ^в Щуке 2004: 13
  17. ^«Аборт запрещен в этих европейских странах».
  18. ^https://www.nytimes.com/2018/03 /23/world/europe/poland-abortion-women-protest.html
  19. ^https://wiadomosci.wp.pl/kaja-godek-6359706245863553c
  20. ^https://www.polskieradio.pl/9/396 / Artykul / 2190531, Teolozka-i-feministka-o-roli-kobiet-w-Kosciele
  21. ^Юцевич, Агнешка (март 2003 г. - апрель 2003 г.). «Польские феминистки: создание сестер». С нашей спины. 33 (3/4): 26–28.
  22. ^http://www.manifa.org/
  23. ^Феффер, Джон. "Польская феминистская генеалогия".
  24. ^Гозлинский, Павел (4 апреля 2011 г.). «Что читают в Польше». Хранитель.
  25. ^Миштал, Джоанна (2015). Политика нравственности: Церковь, государство и репродуктивные права в постсоциалистической Польше
Ссылки
  • (ред.) 2001. Модернизм и феминизм. Postacie kobiece w literaturze polskiej i obcej. Люблин : Wydawnictwo Uniwersytetu M.Curie-Skłodowskiej.
  • Kazimiera Szczuka 2004. Milczenie owieczek, Rzecz o aborcji. Варшава : Wydawnictwo W.A.B.
  • 1997. "Феминизм czy feminizmy". У Зофии Горчиньской, Сабины Крушиньской, Ирены Закидальской (ред.). Плеч, кобиета, феминизм. Гданьск : Wydawnictwo Uniwersytetu Gdańskiego: 15-34.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-20 13:33:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте