Żupan

редактировать
Не путать с upan. Польский магнат Ян Замойский (1542–1605) одет в малиновую делию поверх синего шелкового żupan ​​и перевязан pas kontuszowy. Правая рука держит булаву.

Żupan ( польское произношение:  [ˈʐupan] ; литовский : žiponas, чешский : župan, словацкий : župan, венгерский : kabát, белорусский : жупан, украинский : жупан ) - длинная подкладка турецкого происхождения, которую носили почти все мужчины дворянство в многонациональной Речи Посполитой и украинское казачество в Гетменстве. Это была типичная мужская одежда для представителей высшего сословия конца XVI - первой половины XVIII века.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Вывод
  • 2 Развитие
  • 3 Конструкция и цвет
  • 4 Галерея
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
Вывод

Имя żupan ​​имеет другие варианты написания - czupan (от czupkan, крымскотатарского слова или, альтернативно, от zuban или ziban - турецкое слово согласно Юлиану Хорощкевичу), этимологически связанное с центральноазиатским чапаном, а также с японским джубаном. Кроме того, название происходит от итальянского слова giuppa (платье), которое, в свою очередь, могло происходить от арабского ( jubba ), хотя сама одежда, вероятно, имеет кочевое происхождение из Центральной Азии. или от среднеанглийского / среднефранцузского jupon (пальто для доспехов). Пришла ли эта одежда из Средней Азии, Османской Турции или Ирана, все еще остается вопросом, и то же самое относится к союзной мужской одежде - контушу. Центральноазиатское происхождение этого предмета одежды также может быть выведено из способа закрытия зупанов до 1680-х годов, поскольку они были закрыты справа налево, что типично для центральноазиатской моды, а концы рукавов заканчивались собачьими ушками, которые были почти как перчатки, не закрывая пальцы, и обычно перевернуты, чтобы показать разноцветную подкладку. В конце концов к этому концу рукава с собачьими ушками прикрепили аграф ( застежку ) или пуговицу, чтобы прикрепить его к рукаву, когда он перевернут, и таким образом образовалась манжета. Этот стиль наручников был известен во Франции в период Людовика XIV как польские манжеты и, возможно, привел к развитию ярких военных наручников, используемых в западных армиях с 18 века.

Украинский казачий приказчик в синем жупане под контушем (1786 г.)

После раздела Украины в 1663 году ( Руины ) жители Левобережной Украины продолжали носить upan, имя, переведенное на украинский язык : жупан, а также переняли контуш от своих правобережных собратьев как часть своей одежды, и, следовательно, upan носили украинское дворянство, зажиточные купцы, казаки, зажиточные крестьяне и горожане, а также новые русские жители - администраторы, солдаты и поселенцы. Жупан, наряду с контушем, носили и в России, особенно во второй половине 17 века, когда польский мужской костюм стал популярным при царском дворе.

Разработка

В течение 16 века жупан был популярным мужским костюмом, который носили на землях, управляемых Королевством Польским и Великим княжеством Литовским (после 1569 года - Речи Посполитой ). Его носили мужчины всех социальных классов, хотя самые дорогие и красочные ткани использовались только шляхтой дворянства, в то время как другие социальные классы были ограничены по цвету и богатству тканей из-за юридических ограничений и / или расходов.

Первое упоминание о Жупане появилось в 1393 году, но лишь постепенно в течение 16 века он был принят в качестве национальной мужской одежды, сначала дворянством, а затем и другими социальными слоями. Это была длинная мантийная одежда, всегда открытая спереди, с длинными рукавами и рядом пуговиц (позже очень часто декоративные пуговицы назывались гузи ), а с 1570-х годов также был воротник. Этот базовый дизайн не сильно изменился, кроме размера и покроя воротника и типа ткани. До 1660-х годов воротники были высокими, затем постепенно становились ниже и с открытыми закругленными углами. Также сначала upan служил верхней одеждой, сделанной из прочной ткани или шерсти, часто с меховой подкладкой и носимой с поясом, к которому, в случае знати, висел меч. Это было носить под типичными верхней одежды, как bekiesza, Делия, ferezja, szuba и бурка дворянства и богатых людей, как купцы. Лишь постепенно он превратился в более легкую одежду, которую можно было носить под контушем, в то время как пояс превратился в красочную вещь, которую носили поверх контуша. В случае бедных членов дворянства и низших социальных слоев он оставался верхней одеждой до своей кончины, в то время как более богатые бюргеры использовали бы ее как внутреннюю одежду вместе с контушем и другой верхней одеждой в моде дворянства.

В польских военных целях żupan ​​служил верхней одеждой, которую носили как кавалерия, так и пехота. В случае тяжелой кавалерии ( польские гусары ) и средней кавалерии ( панцерни ) ее носили непосредственно под доспехами. По среднеазиатским традициям существовала и стеганая версия, которую в то время можно было бы назвать военизированной (в Музее Войска Польского есть образец стеганого жупана). Жупан часто использовался в его более короткой кавалерийской версии, известной как Жупаник.

После 1680-х годов жупан обычно носили под контушем, и в таком союзе эти два предмета одежды стали типичной одеждой украинского казачества, а также польским национальным костюмом до середины 19 века.

Конструкция и цвет

Шупаны изготавливались из многих тканей, доступных шляхте или низшим сословиям. Магнаты обычно носили шупаны с золотыми пуговицами или пуговицами, украшенными драгоценными камнями, и шили их из самых дорогих тканей своего времени, таких как очень дорогая персидская ткань, известная как малиновая, которая снискала своим владельцам название кармазини или «малиновые люди», а затем из различных дорогих тканей на шелковой основе. такие ткани, как атлас, парча и дамас. Более богатая шляхта подражала магнату более дешевыми версиями шелковых и льняных тканей, в то время как нижние уровни шляхты обычно носили жупаны, сделанные из более дешевого белого льна (лето) или шерсти более тусклых оттенков (зима), отсюда их прозвище szaraczkowie - "серые человечки". Цвета жупана были разнообразными, но подкладка всегда была другого цвета, чем внешняя ткань.

Другие социальные классы пытались подражать шляхте. Более бедные горожане часто носили желтоватые жупаны из конопли, из-за чего их прозвали Лычками. Польские евреи носили черные жупаны, а крестьяне - простые белые (летние) и серые (зимние) жупаны из шерсти или простой ткани.

В Польше XVIII века жупан стал еще легче, с длинными и узкими рукавами, а невидимая спина шили из недорогих тканей, таких как лен или хлопок. Затем он принял свою окончательную версию (когда его носили с контушем и широким ярким тканевым поясом) и дожил до XIX века как часть польской «национальной одежды» - неотъемлемой части региональных мужских костюмов, в том числе крестьянских.

Использование upan, наконец, начало сокращаться в 19 веке с появлением современной западной мужской одежды, но праздничные региональные крестьянские костюмы в Польше все еще имеют zupans как часть их одежды. В настоящее время и в течение последних 20 лет многие группы реконструкции в Польше, Беларуси, Украине, Литве и США реконструировали и носили зупаны во время своих шоу и собраний, например, Vivat Vasa, Choragiew Jakuba Wejhera или Chorągiew Husarska marszałka Woj. Поморского, Знамя Ясной Горы.

Галерея
Смотрите также
Заметки
Последняя правка сделана 2023-04-16 04:09:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте