Сеймик

редактировать

Сеймик в церкви, автор Жан-Пьер Норблен де ла Гурден (1745–1830)

A сеймик (Польское произношение:, уменьшительное из sejm, иногда переводится как диета; литовский : seimelis) был одним из различных местных парламентов в истории Польши. Первые сеймики были региональными собраниями в Королевстве Польском (до 1572 года), хотя они приобрели значительно большее влияние в более позднюю эпоху Речи Посполитой (18 век). Сеймики возникли примерно в конце 14 - начале 15 веков и просуществовали до конца Речи Посполитой в 1795 году, после разделов Содружества. В ограниченном виде некоторые сеймики существовали в разделенной Польше (1795–1918), а затем в Второй Польской республике (1918–1939). В современной Польше с 1999 года этот термин возродился с воеводством сеймикс (sejmiki województwa), относящимся к выборным советам каждого из 16 воеводств.

Компетенции сеймиков менялись со временем, а также были географические различия. Часто в одной структуре управления сосуществовали несколько различных типов сеймиков. Сеймики почти всегда под председательством могли избирать делегатов в национальный сейм и иногда давали таким делегатам обязательные инструкции. Сеймики достигли пика своего значения на рубеже XVIII века, когда они фактически вытеснили неэффективный национальный сейм.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 История
  • 3 Сеймики польско-литовского Содружество
    • 3.1 Особенности
    • 3.2 Типы
  • 4 Оценка и историография
  • 5 Расположение провинциальных (или территориальных) сеймиков
    • 5.1 Власть Малой Польши
    • 5.2 Власть Великой Польши
    • 5.3 Королевская Пруссия
    • 5.4 Великое княжество Литовское
    • 5.5 Герцогство Ливонское
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
Этимология

Слова сейм и сеймик являются производными от старочешского сеймоват, что означает «собирать» или «вызывать».

История

Традиции сеймика восходят к учреждению wiec, который на самом деле предшествовал польскому государству. Они возникли из собраний знати, созданных для военных и совещательных целей. Историки расходятся во мнениях относительно конкретной даты происхождения сеймиков, причем некоторые предполагаемые даты относятся к 1374 г. (Привилегия Кошице ) и 1454 г. (Статуты Нешавы ). Географически сеймики впервые возникли в центральной Польше (Великопольское воеводство ). В течение следующего столетия или около того они распространились на другие провинции Польши и, наконец, к 16 веку, на Великое княжество Литовское. Сеймики были юридически признаны статутами Нешавы 1454 года в качестве привилегии, предоставленной шляхте (польское дворянство) королем Казимиром IV Ягеллоном, когда король согласился проконсультироваться с дворянством относительно некоторых решения. Признание сеймика Казимиром связано с попыткой ограничить растущую мощь магнатов и противодействовать ему с помощью среднего дворянства.

С созданием национального сейма в 1493 году, когда были переданы налоговые полномочия и посполитическое русение, ранее предоставленное сеймикам в Нешаве, важность регионального управления несколько уменьшилась. Тем не менее сеймики продолжали играть важную роль в управлении Польшей как наиболее прямая форма политического предоставления дворянству прав.

После Люблинской унии в 1569 году Речь Посполитая насчитывала около 70 сеймиков (из них 24 находились в Великом княжестве Литовском ). Яцек Ендруч отмечает тенденцию к увеличению количества сеймиков со временем, примерно с 16 в 15 веке до 104 к концу 18 века, поскольку дворянство стремилось встречаться в местах, которые требовали меньше времени на дорогу. Станислав Плаза также оценивает около 100 на рубеже XVIII века. Эти сеймики избрали 170 депутатов (48 от Литвы). Большинство сеймиков избирали двух депутатов, но были исключения. отмечает, что до конца 18 века в самой Польше было 44 сеймика (Корона Польского Королевства ), 24 - в Литве и 1 - в Инфланти провинции.

Роль сеймика снова возросла в конце 17 века, по мере ослабления центральной власти. Сеймики достигли пика своего значения на рубеже 18-го века, когда они часто устанавливали свои собственные временные рамки, то есть продлевали разрешенные периоды работы. Перед лицом неэффективного центрального правительства, когда национальный сейм часто нарушался из-за liberum veto, а управление старосты теряло большую часть своего значения, сеймики управляли частью налогов, и подняли собственную армию (wojsko powiatowe). Этот период, который был известен как «правление сеймиков» (rządy sejmikowe), был завершен актами однодневного Тихого сейма (польский: sejm niemy) 1717 года, который удалил большинство налоговые и военные полномочия от сеймиков. Некоторые сеймики также подпадали под действие liberum veto, пока оно не было отменено для сеймиков в 1766 году; Так было не всегда, так как некоторые решили отказаться от единодушия и перейти к правлению большинства.

Если среднее дворянство было ведущей силой в сеймиках в 16 веке, магнаты становились все более влиятельными в 18 веке. век. Это происходило из-за их способности подкупать массы плохо образованной безземельной знати (известной как «клиенты» магната или «клиентура»), поскольку все дворяне имели право голоса в сеймиках. Сеймики в Литве находились под властью магнатов в большей степени, чем в собственно Польше, поскольку литовские магнаты были более могущественными, чем их польские коллеги. Сеймики, в которых доминируют магнаты, которые собирали обедневшую знать, были описаны как более озабоченные едой и питьем, чем спорами; для беднейшей из знати они были редкостью для участия в пирах, спонсируемых магнатами. Когда они встречались, пьяная знать, как известно, ссорилась между собой, что иногда приводило к гибели людей.

Сеймики были существенно реформированы Право о сеймикач, законом о региональных сеймах, принятым 24 марта 1791 года и впоследствии признана частью Конституции от 3 мая. Этот закон внес существенные изменения в избирательное постановление, так как он уменьшил избирательные права дворянского класса. Право голоса стало привязано к имущественному цензу; Чтобы иметь право голоса, дворянин должен был владеть или арендовать землю и платить налоги или быть близким родственником другому, кто это делал. Таким образом, к их большому неудовольствию, около 300 000 из 700 000 законных дворян лишились избирательных прав. В документе от 1792 года перечислено только 47 сеймиков.

Хотя независимое существование Речи Посполитой закончилось разделом Польши в 1795 году, создание сеймиков продолжалось, хотя и в несколько ограниченном виде.. В Варшавском герцогстве сеймики избирали депутатов в сейм Варшавского герцогства. Аналогичным образом сеймики Конгресса Польши избирали депутатов в Сейм Конгресса Польши до его упразднения в 1831 году. Даже на литовских территориях, входящих в Российскую Империю, некоторые судебным сеймикам было разрешено избирать судей нижестоящих судов; это было единственное выборное представительное учреждение, уцелевшее на литовских территориях после раздела. В прусском разделе существовали (Provinziallandtag) и (Kreistag). На рубеже веков в русском разделе и австрийском существовали некоторые ограниченные местные представительные институты, но они не носили названия сеймиков.

После Польша восстановила независимость, провинциальные сеймы были восстановлены в Второй Польской республике, хотя они назывались сеймами, а не сеймиками. Среди них недолговечные (1921–1922); три воеводских сейма (Силезский парламент и, 1920–1939), сохранившие традицию сеймиков в бывшем прусском разделе; а в 1939 году их было 264. Существование этих учреждений было прервано оккупацией Польши во время Второй мировой войны, и они не были восстановлены в эпоху коммунистическая Польша.

Сеймики снова возродились после падения коммунизма в современной Польше. С 1999 года термин sejmik (полностью sejmik województwa) используется для обозначения выборного совета каждого из 16 воеводств или регионов (см. воеводство sejmik ). Слово «сеймик» было выбрано законодателями, чтобы исключить термин «рада wojewódzka» (), который вызывал воспоминания о воеводских народных советах во времена коммунистической Польши.

Сеймики Речи Посполитой.

Особенности

Сеймики обычно проводились в большом открытом поле. Дворянство избирало председательствующего (marszałek sejmiku: sejmik marshal), роль которого была аналогична маршалу сейма в национальном сейме. (Этот термин был возрожден с 1999 года, но теперь он относится к председателю исполнительного совета воеводства, а не к председательствующему в сеймике.) Хотя сеймики изначально созывались королем, вскоре была использована лазейка: сеймики ограничит количество обсуждаемых вопросов, используя это в качестве предлога для повторной встречи позже, в назначенное маршалом время. Воеводства и старосты также имели возможность созывать сеймики. До реформ Конституции от 3 мая вся знать, проживающая на территории, на которой находился сеймик, имела право участвовать в сеймике.

По оценкам, большинство сеймиков собирали от 4 до 6% имеющих право голоса. участников.

Типы

Дворянство, сражающееся при сеймике, Жан-Пьер Норблен де ла Гурден

Историки выделяют несколько типов сеймиков в зависимости от их географического охвата:

  • Генерал (польский : generalny, Latin Conventiones generales), проводившаяся в западной Польше (Великая Польша ) в Коло, в южной Польше (Маленькая Польша ) в Нове Място Корчин, в Мазовии в Варшаве, в Красной Малороссии в Sądowa Wisznia (Sudova Vyshnia ) и в Литва в Волковыске (Волковыск ). Генеральные сеймики состояли из делегатов, избранных в провинциальные сеймики, и сенаторов. Их цель состояла в том, чтобы согласовать позицию Генерального Сейма (Сейм Валны ) и издать инструкции для депутатов о том, как они должны голосовать во время Генерального Сейма. Полномочия генеральных сеймиков определялись прецедентом и обычаями, а не законом; в редких случаях, когда внешние обстоятельства препятствовали созыву национального сейма (например, 1511, 1513 и 1577), общие сеймы рассматривались как уполномоченные принимать законы по национальным вопросам. В 15 веке некоторые генеральные сеймики оставляли за собой право принимать или отклонять национальное законодательство. В 16 веке им было поручено подготовить проекты законов для обсуждения в сеймах. Примерно в 17 веке общие сеймики были в основном заброшены (за исключением сеймиков в Королевской Пруссии, см. прусские поместья ); вместо этого провинциальные депутаты собирались на специальные сессии во время самого Сейма.
  • Провинциальный, Территориальный, Воеводство или Уезд (польский: ziemski, Латинское условное обозначение, условное обозначение земли). Названия сеймиков менялись в зависимости от их административного уровня и местных традиций; Плаза перечисляет повят сеймикс (уездный сеймикс; сеймики повятове), земия сеймикс (территориальные сеймики; сеймики земские), воеводство сеймикс (сеймики воеводства) sejmiki prowincjonalne). Теоретическая иерархия, которая почти никогда не существовала на практике, могла быть начерчена, начиная с повятских сеймиков и продвигаясь вверх до земель, воеводств, генеральных (нескольких воеводств) и провинциальных сеймиков, заканчивая последним, национальным сеймом. Почти все зиемии имели свои собственные сеймики, но важность сеймиков зависела от того, была ли данная земля автономной (то есть была ли она частью воеводства). Повятские сеймы были распространены в Литве, но редко встречались в польской короне, где воеводские сеймы были гораздо более распространены. Некоторые воеводства могут иметь один воеводский сеймик, а другие могут быть охвачены более чем одним сеймиком. Значение местных сеймиков стало снижаться с образованием национального сейма. После этого местные сеймики были переданы в ведение местных дел и выборов депутатов генерального сейма. Их значение снова возросло во второй половине 17-го века, когда центральный сейм стал слабее.

Кригсейсен, цитируя его, утверждает, что существовал только один тип сеймиков и что единственная разница между различными сеймиками заключалась в цели, для которой они были созваны. Тем не менее другие ученые часто различают разные типы сеймиков. Юлиуш Бардах и Ендрух, например, делят сеймики в зависимости от их назначения следующим образом:

  • Pre-sejm (польский: przedsejmowe) сеймики созывались королем, который прислал приказ (legacja królewska) каждому сеймику с указанием причин, по которым будет проведен следующий сейм. Такие сеймики избирали от одного до шести депутатов (послов), в зависимости от размера и важности территории сеймика, в обычный генеральный сейм (польский: Sejm Walny), который проводился каждые два года, и в любой чрезвычайный генеральный сейм, который мог быть созван. в любой момент в экстренных случаях. Иногда предсеймские сеймы назывались избирательными. В некоторых случаях сеймик мог созываться для двух воеводств - в этом случае он мог избирать более 6 депутатов. Депутатам были даны инструкции о том, как голосовать во время собственно сейма, хотя иногда инструкции могли быть расплывчатыми или даже давать депутатам полную свободу. Эти сеймики возникли в конце 15 века.
  • Реляционные или допросы (польский: relacyjne) сеймики заслушивали отчеты депутатов, вернувшихся из генерального сейма, обычно представляющих закон (konstytucje sejmowe), изданный Сеймом. Были приняты конкретные инструкции по исполнению постановлений сейма и других местных постановлений. Такие сеймики также могли получать от короля особые просьбы; это происходило в том случае, если депутат сейма был связан инструкцией не голосовать по определенным вопросам, которые впоследствии были поставлены на голосование и переданы в национальный сейм. В таких случаях король просил сеймик пересмотреть свое решение и поддержать национальное законодательство. Эти сеймики возникли в 16 веке.
  • Избирательные (польские: elekcyjne) сеймики избирались выше, в частности судьи. Они собирались нерегулярно, поскольку такие должности обычно оставались пожизненными. Были выдвинуты несколько кандидатов, и король из них сделал окончательное назначение. Эти сеймики возникли в 15 веке.
  • Депутационный или судебный (польский: deputackie) сеймики собирались ежегодно и избирали депутатов (deputaci) в трибуналы (Королевский суд и Литовский суд ) со времен короля Стефана Батория и далее (начиная с 1578 года в Польше и с 1581 года в Литве).
  • Административное или Экономический (польский: gospodarcze) сеймики курировали воеводское самоуправление. Часто они проводились на следующий день после депутатского сеймика. Их указы назывались ладами. Некоторые из конкретных вопросов, которыми занимались эти сеймики, включали: рассмотрение вопросов налогообложения (распределение национальных налогов) и сборщиков налогов, управление местными (воеводскими) налогами и казначейством, набор местных вооруженных сил и (с середины 1700-х годов) выборы депутатов в Казначейство. Трибуналы. Эти сеймики возникли в начале XVI века.
  • Сеймики с капюшонами (польский: kapturowe) обладали особыми полномочиями во время междуцарствия. Эти сеймики были организованы как конфедерации и избирали должностных лиц конфедерации. Название произошло от капюшонов, которые носили в период королевского траура. Эти сеймики начались в период междуцарствия 1572 года.
Оценка и историография

Кригсайзен отмечает, что институт сеймиков приобрел отрицательную репутацию после разделов Польши и был описан как один из дисфункциональных элементов польской политической системы, которая способствовала падению Речи Посполитой. Он предостерегает от таких упрощенных оценок и связывает их с публикациями 18-го века, отрицательные взгляды которых на сеймики с тех пор редко оспаривались. стереотип группы пьяных боевых дворян, встречающийся в некоторой литературе, не следует рассматривать как репрезентативный, особенно за пределами периода упадка сеймика в 18 веке. Он утверждает, что, хотя многие сенсационные описания распутства, драки или откровенного кровавого насилия в сеймиках сохранились, они сохранились потому, что были всего лишь сенсационными, и их следует рассматривать как исключения из долгих, без происшествий, но обычно конструктивных разбирательств, которые были очень

Кригсайзен также отмечает, что существует миф об уникальности сеймиков для Польши, и отмечает, что аналогичные институты самоуправления и регионального парламентского участия дворянства можно найти в других местах, например, в Венгрия и различные немецкие провинции (Силезия, Пруссия, Бранденбург).

Местонахождение провинциальных (или территориальных) сеймиков

Ниже приводится список мест, в которых проводились областные (или территориальные) сеймики.

Малопольское воеводство

Воеводство Великой Польши

Королевская Пруссия

. Великое княжество Литовское

  • Браслав (для Браславского уезда), избраны два посланника,
  • Бжесц (для Бжешского уезда), два посланника избраны,
  • Гродно ( от округа Гродно), избраны два посланника,
  • Ковно (от округа Ковно), два посланника избраны,
  • Лида (от округа Лида), два посланника избраны,
  • Минск (для Минского уезда), избраны два посланника,
  • Мозырский (для Мозырского уезда), два посланника избраны,
  • Мстислав (для Мстислав Воеводство ), избраны два посланника,
  • Новогродек (от графства Новогрудек), два посланника избраны,
  • Орша (от графства Орша), два посланника избраны,
  • Ошмяна (для Ошмянского уезда), два посланника избраны,
  • Пиньск (для Пиньского уезда), два посланника избраны,
  • Полоцк (для Полоцкий воев. odeship ), избраны два посланника,
  • Поневец (для графства Упита ), два посланника избраны,
  • Rosienie (для герцогства Жемайтия ), избраны два посланника,
  • Речица (от Речи Посполитой), два посланника избраны,
  • Слоним (от Новогрудского уезда), два посланника избраны,
  • Смоленск (для Смоленского уезда), избраны два посланника,
  • Стародуб (для Стародубского уезда), два посланника избраны,
  • Троки (для Трокского уезда), два посланника избраны,
  • Вильно (для Вильненского уезда), два посланника избраны,
  • Вилкомеж (для Вилкомежского уезда), два посланника избраны,
  • Витебск (от Витебского графства) избраны два посланника,
  • Волковыск (от Волковысского графства), выбраны два посланника.

Ливонское княжество

  • Согласно законопроекту 1598 года о Сейм, региональные сеймики Ливонии проводились в Кесь, в некоторых случаях также в Рыге. После завоевания Швецией большей части Ливонии в 1620-х годах сеймики были перемещены в Динебург. дворянство графства Пилтынь, формально равное дворянству Речи Посполитой, не избирало посланников в сейм.
См. Также
Примечания
Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-07 09:08:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте