Эльжбета Сенявская

редактировать
Эльжбета Сенявская
Великая Гетманесса Короны
Аноним Эльжбета Сенявска как Minerva.png Портрет Эльжбеты Сенявской в ​​образе Минервы
Родилась1669. Коньсковола, Польша
Умер21 марта 1729 г.. Олешице, Польша
Дворян семья Семья Любомирских
Супруг (ы)Адам Миколай Сенявский
Выпуск Мария Зофия Чарторыйская
ОтецСтанислав Гераклюш Любомирский
МатьЗофия Опалинская

Эльжбета Елена Сенявская, урожденная Любомирская (Коньсковола, 1669-21 марта 1729, Олешице ), была польской дворянкой, Великая Гетманщица Короны (Hetmanowa wielka koronna) и известная покровительница искусств.

Влиятельная женщина политический деятель в Речи Посполитой во время правления Августа II Сильного, она была глубоко вовлечена в Северную войну и в войну Ракоци за [венгерский] зависимость.

Она считалась самой влиятельной женщиной в Содружестве и называлась «некоронованной королевой Польши».

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Государственная женщина
    • 1.3 Позже жизнь
  • 2 Покровительство
  • 3 Предки
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Примечания
    • 5.2 Библиография
  • 6 Внешние ссылки
Биография

Ранняя жизнь

Эльжбета была единственным ребенком князя Станислава Гераклюша Любомирского от его первой жены графини Зофии Опалинской. Ее отец, неостоик, известный как поляк Соломон, оказал большое влияние на ее образование и политику. После смерти отца она унаследовала многие из его имений, в том числе Пулавы, Любнице, Секерки, Черняков и многие другие владения в Варшаве. Она получила образование в школе-интернате сестер-визитёров в Варшаве и в 1680 году была принята при дворе фрейлиной королевы Мари Казимире. В 1687 году она вышла замуж за Адама Миколая Сенявского, великого гетмана короны и, несмотря на требования мужа, осталась в Варшаве, где у нее завязался знаменитый роман с Яном. Станислав Яблоновский. Она помирилась с мужем, но вскоре о ее романе с Александром Бенедиктом Собеским стало известно. Ее финансовая независимость вызвала конфликт с мужем, и она была вынуждена защищать свою собственность и доходы от его вмешательства. В конце концов, гетманщица достигла равновесия в их браке, а иногда даже подчеркивала свою руководящую роль в их интимных отношениях, обращаясь в письмах к Сенявскому как «Моя дорогая дева». Месье де Монгриллон, секретарь французского посольства в период 1694–1698 годов, вспоминал в своих мемуарах: она настоящая амазонка [...] Она курит как мужчина. Говорят, что татарский посол, приехавший в Польшу с мирными предложениями, подошел покурить у ее кровати, и она закурила вместе с ним.

Государственная женщина

Эльжбета Сенявская Адам Маниоки

Гетманщица была «леди большой мудрости, разума и проницательности», и ее муж направил ее на дипломатические миссии, выполнение обязанностей и обязательств, с которыми он не мог справиться. Отвиновский назвал ее «великой обладательницей такой проницательности, что у нее были встречи со всей Европой». Другие называли ее «великим правителем и первой леди республики», и Август II поместил ее портрет среди изображений выдающихся женщин. После смерти Иоанна III Собеского она поддержала французскую кандидатуру Франсуа Луи, принца Конти на польский престол и стала лидером его партии. Когда она разочаровалась в его кандидатуре, она присоединилась к Августу II. После отъезда королевы Марии Казимире в Рим она распорядилась своим вдовым приданым в Варшаве. Между 1701 и 1703 годами, из-за подстрекательства французской дипломатии, она участвовала в восстании против Габсбургов в Венгрии, которое она финансово и политически поддерживала. Лидер восстания Франциск II Ракоци, принц Трансильвании стал ее любовником. В имении Сенявских в Бережанах Ракоци издал воззвание ко всем венграм, считающимся началом восстания. Их сдержанный роман процветал в неспокойные годы войны. Он написал мадригал на французском языке, посвященный гетманщине, и его любовные письма являются интересными примерами эпистолографии. Когда в 1704 году Якуб и Константин Собескис были похищены и заключены в тюрьму в Саксонии, Александр отказался от борьбы за корону, опасаясь мести со стороны своего бывшего любовника ( Веттин партизан).

Эльжбета Сенявска, изображенная в сарматской позе и в мужском делии плаще, Луи де Сильвестр

В 1706 году, после отречения Августа II, она участвовала в переговорах по достижению соглашения между царем Петром I в России и королем Карлом XII в Швеции. Во время переговоров она встретилась со своим бывшим любовником Яблоновским, посланником короля Лещинского. Сенявская была похищена в ноябре 1707 года шведской армией и встретилась с самим королем. Через месяц ее освободили благодаря посредничеству Франции. После отречения Августа от престола муж Сенявской стал одним из самых значительных игроков в борьбе за польскую корону. Он считался одним из лидеров Сандомирской конфедерации, и начиная с 1707 года он вел переговоры с царем Петром I о своей кандидатуре на престол. Но его жена решительно выступила против его кандидатуры и пригрозила разводом. Однако она поддержала кандидатуру своего возлюбленного Фрэнсиса Ракоци как наиболее подходящую в очень сложной политической ситуации Серениссимы. При поддержке французского дипломата Жана Виктора де Безенваля она участвовала в мирных посредничествах. После объявления междуцарствия в Речи Посполитой в июле 1707 года было достигнуто соглашение, и 8 августа 1707 года был назначен Люблинский Совет. Из-за грабежей и других злоупотреблений со стороны русских войск сейм начал принуждать протеже Сенявской. Когда эти планы провалились, она попыталась узаконить избрание Лещинского и вывести из страны все иностранные войска. В своей политике она также стремилась уменьшить влияние России в Содружестве. Она была бессовестным политиком, активно участвовала в политических делах, устанавливала тайные контакты с различными лагерями и вела различные личные интриги - Карл XII Швеция называл ее «самой проклятой женщиной».

С 1709 г. она выдвинула кандидатуру Константина на престол (он посетил ее вместе со Станиславом Лещиньским в Львове весной 1709 года), и хотя она была против реставрации Веттина, она могла приспособиться к Августу II, уже находящемуся во владении польского корона. На крещение своей единственной дочери в 1711 г. в Ярославе она пригласила сильных мира сего. Среди крестных родителей были царь Петр I, король Август II и князь Ракоци в сопровождении около 15000 солдат. Царя Петра I привлекал ее необычный ум, и считается, что она стала его любовницей. Во время его пребывания в Яворове в мае 1711 года, по словам французского посла сьера Балуза, они бесконечно разговаривали и вместе построили лодку.

Дальнейшая жизнь

Мария Зофия Чарторыйская, наследница состояния Сенявской

В последующие годы гетманщина ушла из политики и сосредоточилась на управлении своими обширными поместьями и их экономическом развитии. В одном из своих писем от 17 июля 1726 г. Сенявская сделала выговор бухгалтеру в замке Тенчин, господину Забагловичу:

Ваше сегодняшнее письмо пришло ко мне сюда, и вы очень небрежно описываете все в нем, только для того, чтобы слюнявить пост, это то, как вы заботитесь о приличии, но помните, что вы можете принять это за подбородок.

Среди ее близких сотрудников были Коньсковола канон Анджей Станислав Туччи и еврейка Фейга Лейбовичова, которой доверила управление мельницами и гостиницами в Коньсковоле. Она также поддерживала еврейское поселение на своих землях (2 мая 1718 года она дала евреям привилегию поселиться в Сташув и построить синагогу ).

семья Сенявских, 1724–1726

Она также занималась строительством фундамента. В 1720 году она основала новую оранжерею Вилановского дворца, в 1722 году она начала реконструкцию Пулавского дворца, а в 1730 году расширила Любницкий дворец, в то время художественный центр Имущество Сенявской. У Константина она приобрела Олеско и Тернополь, а в 1720 году Sobieskis colifichet de gentillesse (самая приятная безделушка) - Вилановский дворец. фундамент - церковь и монастырь для монахов-капуцинов во Львове, основанный в 1708 г. и завершенный в 1718 г., деревянный особняк в Олешице (1713 г.), дворец-оранжерея в Сеняве (1718 г.), Церковь сестер босых кармелиток в Люблине (до 1721 г.), дворец в Высоцко (1720-е гг.), Двухэтажный второй дворец в Пшибиславицах (1720-е гг.), реконструкция Крестовоздвиженской приходской церкви в Коньсковоле (1724 г.), костел Святой Елизаветы в Повсине (1725 г.), реконструкция Любомирских Дворец в Люблине (1725–1728) - некоторые из них она построила вместе с мужем. Когда в 1728 году дочь Сенявской овдовела, ее новый брак стал важным событием не только в Содружестве, но и в Европе. После смерти отца в 1726 году Мария Зофия унаследовала его русинские имения, в том числе 35 городов, 235 деревень и Бережанскую крепость, она также была единственной наследницей имений мужа и состояния матери. Среди кандидатов на руку одной из самых богатых женщин Европы были Шарль де Бурбон-Конде, граф Шароле, поддерживаемый Францией (Людовик XV даже приглашенный Мария Зофия Версалю ), португальский infante Дом Мануэля де Браганса, поддерживаемый Габсбургами (предложенный в качестве следующего короля Польши, в соответствии с принципами Левенвольдский договор ), Ян Клеменс Браницкий, Францишек Салези Потоцкий, Ян Тарло и Август Александр Чарторыйский, которые впоследствии выиграла состязание, полное дуэлей и речевых встреч, благодаря поддержке Августа II, так как последний опасался увеличения силы своих противников.

Покровительство
Эльжбета Сенявская в роли Флоры Джузеппе Росси

Через Благодаря своим обширным контактам из двора Нойбурга, через Прагу, Вену и Вроцлав гетманесса привезла в Польшу многих известных художников. Адам Манёки, придворный художник Ракоци, до того, как он был назначен официальным придворным художником Августа II, с 1713 года находился на службе у Сенявской в ​​Варшаве. Она наняла самых выдающихся художников, работавших в Содружестве. Среди них были архитекторы Джованни Спаццио, Юзеф Фонтана, Кароль Бэй, Эфраим Шрегер и Франтишек Майер из Моравии, художники Ян Ежи Плерш и Джузеппе Росси, выдающиеся скульпторы Богемного барокко Ян Элияш и Гинек Хоффманнс, лепные декораторы Франческо Фумо и Пьетро Инноченте Компаретти, садовник Георг Цейдлер из Саксонии. Она также наняла Дрезден придворных художников, таких как Иоганн Зигмунд Дейбель, Луи де Сильвестр и скульптор Жан-Жозеф Винаш, и покровительствовала молодым талантливым художникам, таким как Юлиус Перти, сын ее архитектора Якоба, обучавшийся в ателье Шарля де Прево в Сандомире между 1726–1730 гг. Среди ее протеже была и поэт Эльжбета Другбака, известная как сарматская муза.

Флигели Вилановского дворца были построены Сенявской в ​​1720–1729 гг.

В 1713 году король Август II купил Морштын Дворец и прилегающие участки и началось строительство нового дворца - так называемого Саксонского дворца. Построенное по образцу Версаля, это было самое большое здание в Варшаве, не считая «Маривилов» Собеских . Это было время позднего барокко и рококо, когда theatrum mundi с его театральными декорациями сыграл важную роль не только в прославлении основателя , но и в политике для подтверждения статуса. Поэтому фасад нового дворца сочли довольно убогим (все основные средства предназначались для украшения столицы князя-курфюрста в Дрездене, Германия). Сенявская, которая конкурировала с королем в архитектурных основах, выбрала старое королевское здание - церковь посещений, основанную королевой Марией Луизой Гонзага, в качестве своего основного пропагандистского вклада. в столице. Вероятно, самым важным было его расположение на улице Краковского предместья, перед главным входом в новую королевскую резиденцию, поэтому каждый, кто посетил короля, должен был пройти перед богато украшенным опусом Сенявской. Она поручила своему придворному архитектору Каролу Бэй спроектировать новый фасад рококо, обильно украшенный колоннами и скульптурами.

Рассматривается сохранение и расширение бывшей резиденции короля-победителя Иоанна III Собески. как ее самое значительное достижение в области архитектуры. Она украсила дворцовые фасады и сад партер своим гербом Шренявой и монограммами. Для украшения интерьеров дворца она назначила итальянского фрескового художника Джузеппе Росси, который украсил покои trompe-l'œil картинами и мифологией плафоны. Взяв пример с королевы Марии Казимире, которая приказала изобразить ее в образе богини на дворцовых плафонах, гетманесса украсила Нижний вестибюль фреской, изображающей ее в виде римской богини из плодородие - Флора (ей тогда было почти 60).

В 1729 году она воздвигла мавзолей в Бережанах в память о супруге, последний потомок по мужской линии семьи Сенявских, но она не завершила интерьер. Эльжбета Сенявская умерла в том же году в Олешице.

Предки
См. Также
Ссылки

Примечания

Библиография

Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Эльжбетой Сенявской.
Последняя правка сделана 2021-05-19 08:13:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте