Нетеистическая религия

редактировать
Религиозная мысль и практика, независимые от веры в божества.

Нетеистические религии - это традиции мысли в рамках религиозного контекста - одни в остальном связаны с теизмом, другие нет - в котором нетеизм отражает религиозные верования или обычаи. Нетеизм применялся и играет важную роль в индуизме, буддизме и джайнизме. Хотя многие подходы к религии исключают нетеизм по определению, некоторые инклюзивные определения религии показывают, что религиозная практика и вера не зависят от присутствия бога (ов). Например, Пол Джеймс и Питер Мандавилл проводят различие между религией и духовностью, но дают определение этого термина, которое позволяет избежать обычного сведения к «религиям книги» ":

Религию можно определить как относительно ограниченную систему верований, символов и практик, которая обращается к природе существования, и в которой живет общение с другими и Другим так, как если бы оно одновременно вбирало и духовно превосходило социально обоснованные онтологии времени, пространства, воплощения и познания.

Содержание
  • 1 Буддизм
    • 1.1 Существование богов
    • 1.2 Метафизические вопросы
  • 2 Христианство
    • 2.1 Нетеистические квакеры
  • 3 Индуизм
  • 4 Джайнизм
  • 5 Другое
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
Буддизм
Будда, спускающийся с Небес Трайастрихши. Рукопись на пальмовом листе. Наланда, Бихар, Индия боги Шакра (слева) и Брахма ( справа)

Существование богов

Будда сказал, что дэвы (в переводе «боги») действительно существуют, но считалось, что они все еще находятся в ловушке сансара, и не обязательно мудрее людей. Фактически, Будда часто изображается как учитель богов, превосходящий их.

Со времен Будды отрицание существования божества-творца было рассматривается как ключевой момент в различении буддийских и небуддийских взглядов. На вопрос о независимом божестве-творце Будда ответил в Брахмаджала-сутте. Будда отверг взгляды творца и видит, что такие представления связаны с ложным взглядом на этернализм, и, как и 61 другой взгляд, это убеждение вызывает страдание, когда человек приложил к нему и заявил, что эти взгляды могут привести к желанию, отвращению и заблуждению. В конце сутты Будда говорит, что он знает эти 62 взгляда, и он также знает истину, которая превосходит их. Более поздние буддийские философы также широко критиковали идею вечного божества-творца, связанного с человечеством.

Метафизические вопросы

Однажды, когда перед проблемой метафизики выступил монах Малункьяпутта, Будда ответил Притчей об отравленной стреле. Когда в мужчину стреляют стрелой, густо испачканной ядом, его семья вызывает врача, чтобы он удалил яд, и врач дает противоядие:

Но мужчина отказывается позволить врачу что-либо сделать, прежде чем можно будет ответить на определенные вопросы. Раненый требует знать, кто стрелял в него, какова его каста и профессия, и почему он выстрелил в него. Он хочет знать, какой лук использовал этот человек и как он приобрел ингредиенты, использованные для приготовления яда. Малункьяпутта, такой человек умрет, прежде чем получит ответы на свои вопросы. То же самое и для того, кто следует по Пути. Я учу только тому, что необходимо для реализации Пути. Я не учу тому, что бесполезно или необходимо.

Христианство
Бюст Пола Тиллиха

Некоторые либеральные христиане теологи определяют " нетеистический Бог «как« основа всего сущего », а не как личное божественное существо.

Многие из них во многом обязаны своим богословием трудам христианского экзистенциалиста философ Поль Тиллих, включая фразу «основа всего сущего». Другая цитата из Тиллиха: «Бога не существует. Он есть сам по себе за пределами сущности и существования. Поэтому утверждать, что Бог существует, - значит отрицать его». Эта цитата Тиллиха суммирует его концепцию Бога. Он не думает о Боге как о существе, существующем во времени и пространстве, потому что это ограничивает Бога и делает Бога конечным. Но все существа конечны, и если Бог является Создателем всех существ, Бог не может быть логически конечным, поскольку конечное существо не может быть опорой бесконечного разнообразия конечных вещей. Таким образом, Бог считается за пределами бытия, над конечностью и ограничением, силой или сущностью самого бытия.

С нетеистической, натуралистической и рационалистической точки зрения концепция Божественной благодати, похоже, является тем же понятием, что и удача.

Квакеры-нетеисты

Логотип Общества друзей-нетеистов

Друг-нетеист или квакер-атеист - это тот, кто присоединяется, идентифицирует себя, участвует в и / или подтверждает квакерские практики и процессы, но кто не принимает веры в теистическое понимание Бога, Высшего Существа, божественного, душа или сверхъестественное. Как и теистические Друзья, Друзья-нетеисты активно заинтересованы в достижении центрированного мира, простоты, целостности, общности, равенства, любви, счастья и социальной справедливости в Обществе друзей и за его пределами.

Индуизм

Индуизм характеризуется чрезвычайно разнообразными верованиями и практиками. По словам R.C. Зенер, «вполне возможно быть хорошим индуистом, независимо от того, склоняются ли личные взгляды к монизму, монотеизму, политеизму или даже атеизм ". Далее он говорит, что это религия, которая не зависит ни от существования, ни от несуществования Бога или богов. В более широком смысле, индуизм можно рассматривать как имеющий еще три важных направления: одно связано с личным Творцом или Божественным Существом, второе - с акцентом на безличный Абсолют, а третье - плюралистическим и неабсолютным. Последние две традиции можно рассматривать как нетеистические. Одна из неортодоксальных школ в индуизме, материалистическая и гедонистическая чарвакская школа, является атеистической и чем-то похожей на эпикуреизм.

. Хотя Веды в целом посвящены завершению ритуала, есть некоторые элементы, которые можно интерпретировать либо как нетеистические, либо как предшественники более позднего развития нетеистической традиции. В самом древнем индуистском священном писании Ригведа упоминается, что «существует только один бог, хотя мудрецы могут давать ему разные имена» (1.164.46). Макс Мюллер назвал этот генотеизм, и его можно рассматривать как указание на единую, недвойственную божественную реальность с небольшим акцентом на личности. Знаменитый Насадия Сукта, 129-й гимн десятой и последней мандалы (или главы) Ригведы, рассматривает творение и спрашивает: «Боги пришли позже, с созданием этой вселенной. / Кто тогда знает откуда он возник? ». Можно увидеть, что в этом заключена интуиция, что за всеми явлениями должен стоять единый принцип: «Тот единственный» (тад экам), самодостаточный, к которому нельзя применить различия.

Это с Упанишады, которые, как считается, были написаны в первые тысячелетия (ровесники ритуалистических брахманов ), что ведический акцент на ритуале был поставлен под сомнение. Упанишады можно рассматривать как выражение новых источников власти в Индии. Кроме того, отдельно от традиции Упанишад существовали группы странствующих аскетов, называемых вадинами, чьи в значительной степени нетеистические представления отвергали представление о том, что религиозные знания были собственностью браминов. Многие из них были шраманами, которые представляли неведическую традицию, уходящую корнями в доарийскую историю Индии. Упор в Упанишадах был сделан на знании, а именно на абсолютной идентичности всех явлений. Это выражается в понятии Брахмана, ключевой идее Упанишад, и гораздо позже философия была подхвачена с принятием решения, является ли Брахман личным или безличным. Понимание природы Брахмана как безличного основано на определении его как «экам эва адвитийам» (Чандогья-упанишад, 6.2.1) - это сущность без второго, к которой не могут быть привязаны никакие существенные предикаты. Кроме того, и Чандогья, и Брихадараньяка Упанишады утверждают, что индивидуальный атман и безличный Брахман - одно. Утверждение махавакья Тат Твам Аси, обнаруженное в Чандогья Упанишаде, может быть воспринято как указание на это единство. Последняя Упанишада использует отрицательный термин нети нети для «описания» божественного.

Статуя Патанджали в Пантанджали Йог Пит Харидвар

Классический Самкхья, Мимамса, ранний Вайшешика и ранний Ньяя школы индуизма вообще не принимают понятие всемогущего Бога-творца. Хотя школы санкхьи и мимамсы больше не имеют значительных последователей в Индии, обе они оказали влияние на развитие более поздних философских школ. Йога Патанджали - это школа, которая, вероятно, больше всего обязана мысли санкхьи. Эта школа дуалистична в том смысле, что существует разделение между «духом» (санскрит: пуруша ) и «природой» (санскрит: пракрити ). Он считает самадхи или «концентрирующий союз» своей конечной целью и не считает существование Бога ни существенным, ни необходимым для достижения этого.

Бхагавад-гита содержит отрывки, несущие монистический характер. чтение и другие теистические чтения. Как правило, книга в целом интерпретировалась теми, кто считает, что она содержит преимущественно нетеистическое послание, и другими, подчеркивающими ее теистическое послание. В широком смысле они следуют либо после Шанкары, либо Рамануджи. Примером нетеистического отрывка может быть «Верховный Брахман не имеет начала. Это не называется ни бытием, ни небытием», что Шанкара интерпретировал как означающий, что о Брахмане можно говорить только в терминах отрицания всех атрибутов - «нети нети».

Адвайта-веданта из Гаудапады и Шанкара отвергает теизм как следствие его утверждения, что Брахман есть «Без атрибутов, неделимый, тонкий, непостижимый и без порока, Брахман один и без второго. Нет ничего, кроме Него». Это означает, что ему не хватает свойств, обычно ассоциируемых с Богом, таких как всеведение, совершенная доброта, всемогущество, и, кроме того, он тождественен всей реальности, а не является ее причинным агентом или правителем.

Джайнизм

джайнские тексты утверждают, что вселенная состоит из дживы (жизненной силы или душ) и адживы (безжизненных объектов). Согласно доктрине джайнов, вселенная и ее составляющие - душа, материя, пространство, время и принципы движения - существовали всегда. Вселенная, материя и души внутри нее вечны и не сотворены, и нет всемогущего бога-творца. Джайнизм предлагает сложную космологию, включая небесных существ / дэвов, но эти небесные существа не рассматриваются как творцы - они подвержены страданиям и изменениям, как и все другие живые существа, и изображаются смертными.

Согласно джайнской концепции божественности, любая душа, которая разрушает свою карму и желания, достигает освобождения / нирваны. Душа, разрушающая все свои страсти и желания, не желает вмешиваться в работу Вселенной. Если благочестие определяется как состояние освобождения своей души от кармы и достижения просветления / нирваны и бога как того, кто существует в таком состоянии, то тех, кто достиг такого состояния, можно назвать богами (Тиртханкара ).

Помимо авторитета священных писаний, джайны также используют силлогизм и дедуктивное мышление для опровержения креационистских теорий. Джайн Ачарьи критиковали различные взгляды на божественность и вселенную, которых придерживаются ведики, самкхьи, мимимсы, буддисты и другие школы мысли, такие как Джинасена в Махапурана.

Другие

Философские модели, не подпадающие под установленные религиозные структуры, такие как даосизм, конфуцианство, деизм, и пандеизм, также считались нетеистическими религиями.

Сатанинский храм, секта современного или рационального сатанизма, была официально признана нетеистической религией в США 25 апреля 2019 года.

Движение сторонников превосходства белых Творчество также было описано как нетеистическая религия.

См. также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-31 12:15:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте