HMS Neptune (1909)

редактировать
Линкор 1909 года

HMS Neptune LOC ggbain 16847.jpg Нептун до 1915 года
Обзор классов
Операторы:Royal Navy
Предшествовал:класс Сент-Винсент
Преемник:класс Колосс
Выполнено:1
Списано:1
История
Соединенное Королевство
Имя:Нептун
Тезка:Нептун
Заказано:14 декабря 1908 г.
Строитель:Верфь HM, Портсмут
Заложен:19 января 1909 г.
Спущен на воду:30 сентября 1909 г.
Завершен:январь 1911 г.
Введен в эксплуатацию:11 января 1911 г.
Не используется :ноябрь 1921 г.
судьба:Продан на лом, сентябрь 1922 г.
Общие характеристики (в исходном состоянии)
Тип:Дредноут линкор
Водоизмещение:19 680 длинных тонн (20000 т) (нормальное)
Длина:546 футов (166,4 м) (o / a )
Ширина:85 футов (25,9 м)
Осадка:28 футов 6 дюймов (8,7 м)
Установленная мощность:
Силовая установка:4 × вала; 2 × паровая турбина устанавливает
Скорость:21 узел (39 км / ч; 24 мили в час)
Диапазон:6330 мор. Миль (11720 км; 7280 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч)
Дополнение:756–813 (1914)
Вооружение:
Броня:

HMS Neptune был линкором-дредноутом, построенным для Королевского флота в первом десятилетии 20-го века, единственный корабль ее класса. Это был первый британский линкор, построенный с сверхстрелочными орудиями. Вскоре после ее завершения в 1911 году она провела испытания экспериментального управления огнем Director, а затем стала флагманом Флота метрополии <57.>. Нептун стал частным кораблем в начале 1914 года и был назначен в 1-ю боевую эскадрилью.

. Корабль стал частью Великого флота, когда он был сформирован вскоре после его создания. Первой мировой войны в августе 1914 года. Помимо участия в Ютландской битве в мае 1916 года и безрезультатных боевых действиях 19 августа несколькими месяцами позже, ее служба во время войны обычно состояла из обычного патрулирования и обучения в Северном море. Нептун был признан устаревшим после войны и был уменьшен до резерва, после чего был продан за лом в 1922 году и впоследствии распался.

Содержание
  • 1 Предпосылки и описание
    • 1.1 Вооружение
    • 1.2 Управление огнем
    • 1.3 Броня
    • 1.4 Модификации
  • 2 Строительство и карьера
    • 2.1 Первая мировая война
      • 2.1.1 Ютландская битва
      • 2.1.2 Последующие действия
  • 3 Примечания
  • 4 Цитаты
  • 5 Библиография
  • 6 Внешние ссылки
Предпосылки и описание
Высота и план справа от Военно-морской ежегодник Брасси 1915

запуск корабля Дредноут в 1906 году спровоцировал гонку военно-морских вооружений, когда Германия ускорила свои планы строительства флота в ответ. Несмотря на это внезапное расширение флота другой страны, британское адмиралтейство чувствовало себя в безопасности, зная, что к 1910 году Германия будет иметь только четыре современных крупных корабля, а Королевский флот - одиннадцать. Соответственно, они предложили построить только один линкор и линейный крейсер в военно-морском бюджете 1908–1909 годов, который они направили правительству в декабре. Либералы, приверженные сокращению военных расходов и увеличению расходов на социальное обеспечение, хотели сократить бюджет на 1,340,000 фунтов стерлингов ниже бюджета предыдущего года, но в конечном итоге их убедили не делать этого после Премьер-министр, сэр Генри Кэмпбелл-Баннерман, был подробно проинформирован о каждой части бюджета в феврале 1908 года. Дебаты по бюджету в марте были жаркими; критики были недовольны количеством строящихся кораблей, утверждая, что правительство было слишком довольным превосходством Королевского флота над Императорским флотом Германии, но они были удовлетворены, когда Х. Х. Асквит, министр финансов, заменяя смертельно больного премьер-министра, объявил, что правительство готово построить столько дредноутов, сколько потребуется, чтобы свести на нет любое возможное превосходство Германии в конце концов. 1911 года.

Нептун был улучшенной версией предшествующего класса Сент-Винсент с дополнительной броней и перестроенным вооружением для большей эффективности. Она была первым британским дредноутом, отличавшимся от «Дредноута» схемой орудийной башни. В отличие от более ранних кораблей, ее турели с крыльями были смещены «эшелоном », поэтому все пять турелей могли стрелять по залпом, хотя на практике взрыв повреждение надстройки и лодок сделало это непрактичным, за исключением аварийной ситуации. Это было сделано для того, чтобы соответствовать 10-пушечному залпу последних зарубежных образцов, таких как американский Delaware class, хотя полностью осевая конфигурация башни американских кораблей устранила проблемы взрыва, которые снижали эффективность "ru". «эшелон». Нептун также был первым британским дредноутом, оснащенным сверхстреливающими турелями, чтобы уменьшить длину корабля и снизить затраты. Дальнейшая экономия в длине была достигнута за счет размещения лодок на балках над двумя крыльевыми башнями для уменьшения длины судна. Недостатком такой компоновки было то, что если балки были повреждены во время боя, они могли упасть на башни, обездвиживая их. Мост был также расположен над боевой рубкой, которая также могла быть скрыта, если мост обрушился.

Нептун имел общую длину 546 футов (166,4 м), ширина 85 футов (25,9 м) и глубина осадка 28 футов 6 дюймов (8,7 м). Она сместила 19 680 длинных тонн (20 000 т) при нормальной нагрузке и 23 123 длинных тонны (23 494 т) при глубокой нагрузке. Корабль имел метацентрическую высоту 6,5 футов (2,0 м) при глубокой нагрузке. Ее экипаж насчитывал около 756 офицеров и рядовых по завершении строительства и 813 человек в 1914 году.

Корабль был оснащен двумя наборами Парсонс с прямым приводом паровые турбины, каждая из которых размещалась в отдельном машинном отделении. Наружные гребные валы были соединены с турбинами высокого давления, и они были выведены в турбины низкого давления, которые приводили в движение внутренние валы. В турбинах использовался пар от восемнадцати котлов Ярроу при рабочем давлении 235 фунтов на квадратный дюйм (1,620 кПа ; 17 кгс / см ). Они были рассчитаны на 25000 лошадиных сил (19000 кВт) и давали Нептуну максимальную скорость 21 узла (39 км / ч ; 24 миль / ч ). Она перевезла максимум 2 710 длинных тонн (2 753 т) угля и еще 790 длинных тонн (803 т) мазута, который был распылен на уголь для увеличения скорости его горения. Это дало ей дальность действия 6330 морских миль (11720 км; 7280 миль) при крейсерской скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час).

Вооружение

Компоновка орудийных турелей Нептуна, носовая часть справа

Нептун был оснащен десятью патронами 50- калибра с казенником (BL) 12 дюймов (305 мм) Орудия Mark XI в пяти двухорудийных турелях с гидравлическим приводом, три по осевой линии, а остальные две в качестве крыльевых. Центральные башни были обозначены буквами «A», «X» и «Y» спереди назад, а башни крыльев левого и правого борта были «P» и «Q» соответственно. Орудия имели максимальную высоту + 20 °, что давало им дальность действия 21 200 ярдов (19 385 м). Они выпустили 850-фунтовые (386 кг) снаряды с начальной скоростью 2825 фут / с (861 м / с) со скоростью два выстрела в минуту. Корабль нес 100 снарядов на орудие.

Кормовые 12-дюймовые орудийные башни

Нептун был первым британским дредноутом с его вторичным вооружением из шестнадцати 50-го калибра четырехдюймовых BL (102-мм) орудия Mark VII устанавливались в неэкранированных одиночных установках в надстройке. Это изменение было внесено, чтобы решить проблемы, которые преследовали места на крыше башни, используемые на более ранних линкорах. Примечательно, что открытые орудия трудно было использовать, когда действовало основное вооружение и пополнялось их боекомплект. Кроме того, нельзя было централизованно управлять орудиями для координации огня по наиболее опасным целям. Пушки имели максимальный угол возвышения + 15 °, что давало им дальность стрельбы 11400 ярдов (10424 м). Они выпустили 31 фунт (14,1 кг) снарядов с начальной скоростью 2821 фут / с (860 м / с). У них было по 150 патронов на ствол. Также были вооружены четыре скорострельных трехфунтовых (1,9 дюйма (47 мм)) орудий Гочкиса салютов. Корабли были оснащены тремя 18-дюймовыми (450 мм) подводными торпедными аппаратами, по одному на каждом бортах и ​​еще одним в корме, для которых 18 Были предоставлены торпеды.

Управление огнем

Нептун, 1911. Директор артиллерийского огня - круглый объект на полпути к фок-мачте. Торпедные сети и их опорные стрелы видны сбоку на корпуса.

Пункты управления основным вооружением были расположены в мачтах во главе передней и главной магистрали. Данные с 9-футового (2,7 м) Barr and Stroud дальномера совпадений, расположенного в каждой контрольной позиции, вводились в механический компьютер Dumaresq и электрически передается на часы диапазона Vickers, расположенные на передающей станции, расположенной под каждой позицией на главной палубе, где они преобразовываются в данные высоты и отклонения для использование оружия. Данные о цели также были графически записаны на графическом столе, чтобы помочь офицеру-артиллеристу предсказать движение цели. Башни, передающие станции и посты управления могли быть соединены практически в любой комбинации.

Neptune был первым британским дредноутом, построенным с командиром артиллерийского орудия, хотя и экспериментальным прототипом, разработанным Вице-адмирал сэр Перси Скотт. Он был установлен на фок-мачте, под топкой наблюдения, и электрически передавал данные на турели с помощью стрелки на шкале , которой должны были только следовать члены экипажа башни. Слой директора стрелял из пушек одновременно, что помогало обнаруживать брызги снарядов и сводило к минимуму влияние ролика на рассеивание снарядов. Директор корабля был позже заменен, поскольку новый был заказан в 1913 году и установлен к маю 1916 года.

Дополнительные девятифутовые дальномеры, защищенные бронированными капотами, были добавлены к каждой пушечной башне в конце 1914 года. К началу 1916 года корабль был оснащен таблицами управления огнем Mark I Dreyer на каждой передающей станции, которая объединила функции Dumaresq и часов дальности.

Armor

Neptune имел ватерлинию пояс из цементированной брони Круппа толщиной 10 дюймов (254 мм) между передней и задней частью барбетов, которая уменьшалась до 2,5 дюйма (64 мм) до того, как он достигнет концов кораблей. Он покрыл борт корпуса от средней палубы до 4 футов 4 дюйма (1,3 м) ниже ватерлинии, где он утонился до 8 дюймов (203 мм) на миделе.. Сверху был отрезок 8-дюймовой брони. Наклонные вперед 5-дюймовые (127 мм) переборки соединяли мидельную часть ватерлинии и верхние броневые пояса, когда они доходили до внешних частей носового барбета. Точно так же кормовая переборка соединяла бронепояс с самой задней барбетой, хотя ее толщина составляла 8 дюймов. Три центральных барбета были защищены броней толщиной 9 дюймов (229 мм) над главной палубой и утоненной до 5 дюймов (127 мм) под ней. Барбеты крыльев были похожи, за исключением того, что на их внешней стороне было 10 дюймов брони. Орудийные башни имели поверхность 11 дюймов (279 мм) и борта с 3-дюймовыми крышами.

Три бронепалубы имели толщину от 1,25 до 3 дюймов (от 32 до 76 мм) с большей толщиной за пределами центральная бронированная цитадель. Передняя часть и борта боевой рубки были защищены 11-дюймовыми пластинами, хотя задняя часть и крыша имели толщину 8 дюймов и 3 дюйма соответственно. Кормовая башня управления торпедами имела 3-дюймовые борта и 2-дюймовую крышу. Нептун имел две продольные переборки против торпеды толщиной от 1 до 3 дюймов (от 25 до 76 мм), простирающиеся от переднего конца барбета «А» до конца «Y» журнал. Она была первым британским дредноутом, который защитил свои бойлеры с помощью 1-дюймовых броневых листов. Отсеки между котельными использовались как угольные бункеры.

Модификации

орудийные щиты были установлены на передние четырехдюймовые орудия после сентября 1913 года и на верхние передние четырехдюймовые орудия. дюймовые пушки прилагались. В 1914–1915 гг. Были закрыты четырехдюймовые орудия в верхней части миделя, удалена передняя балка лодки и добавлено трехдюймовое (76 мм) зенитное (AA) орудие на квартердек. Приблизительно 50 длинных тонн (51 т) палубной брони было добавлено после Ютландского сражения в мае 1916 года. К началу 1917 года четыре орудия были удалены из кормовой надстройки и добавлено одно четырехдюймовое зенитное орудие. дюжины четырехдюймовых пушек. Кормовой торпедный аппарат был снят в 1917–1918 гг., Как и кормовая наводка. В 1918 году на оставшейся вершине был установлен дальномер с большим углом , а на башне «А» была установлена ​​отлетная платформа.

Строительство и карьера
Запуск Нептуна 30 сентября 1909 г.

Нептун, названный в честь римского бога моря, получил приказ 14 декабря 1908 г. Он был заложен в HM Dockyard, Портсмут 19 января 1909 года, спущен на воду 30 сентября и завершен в январе 1911 года стоимостью 1 668 916 фунтов стерлингов, включая ее вооружение. Корабль был введен в эксплуатацию 19 января 1911 года для испытаний с руководителем экспериментальной артиллерийской установки Скотта, которые длились до 11 марта и на которых присутствовал контр-адмирал сэр Джон Джеллико, командир Атлантического флота. Нептун сменил Дредноут в качестве флагмана Флота метрополии и 1-й дивизии 25 марта, а затем принял участие в Коронационном обзоре флота в Спитхеде 24 июня. 1 мая 1912 года 1-я дивизия была переименована в 1-ю боевую эскадрилью (БЭ); 22 июня Нептун был заменен флагманом эскадрильи . Корабль участвовал в Парламентском военно-морском обзоре 9 июля в Спитхеде. «Нептун» стал частным кораблем 10 марта 1914 года, когда его заменил Iron Duke в качестве флагмана Флота метрополии и он вернулся в 1-й BS.

Первая мировая война

С 17 по 20 июля 1914 г. Нептун принял участие в испытательной мобилизации и пересмотре флота в рамках британского ответа на июльский кризис. Прибыв в Портленд 27 июля, она получила приказ двинуться с остальной частью Флота метрополии к Скапа-Флоу через два дня, чтобы защитить флот от возможного внезапного нападения немцев. В августе 1914 года, после начала Первой мировой войны, Флот метрополии был реорганизован в Большой флот и передан под командование адмирала Джеллико. Большая часть из них ненадолго базировалась (с 22 октября по 3 ноября) в Лох-Суилли, Ирландия, в то время как оборона у Скапы была усилена. Вечером 22 ноября 1914 г. Великий флот провел безрезультатную зачистку южной половины Северного моря; Нептун вместе с основными силами поддерживал 1-ю эскадрилью линейных крейсеров вице-адмирала Дэвида Битти. К 27 ноября флот вернулся в порт Скапа-Флоу, а 11 декабря корабль начал переоборудование.

1-я боевая эскадра в море, апрель 1915 г.

Ремонт Нептуна завершился к вечеру 23 января 1915 г. присоединился к остальной части Великого Флота, когда он отправился в поддержку линейных крейсеров Битти, но флот был слишком далеко от участия в последовавшей битве при Доггер-Банке на следующий день. 7–10 марта Великий флот совершил зачистку в северной части Северного моря, в ходе которой провел учебные маневры. Другой такой круиз состоялся 16–19 марта; возвращаясь домой после завершения учений, Нептун был безуспешно атакован немецкой подводной лодкой SM U-29. Во время маневрирования для следующей атаки подводную лодку заметил Дредноут, который протаранил и разрезал ее пополам. Выживших не было. 11 апреля Великий флот, включая Нептун, совершил патрулирование в центральной части Северного моря и вернулся в порт 14 апреля; еще одно патрулирование в этом районе было проведено 17–19 апреля, за которым последовали артиллерийские учения у Шетландских островов 20–21 апреля.

Великий флот провел зачистки в центральной части Северного моря. 17–19 мая и 29–31 мая без встречи с немецкими судами. В течение 11–14 июня флот отрабатывал артиллерийские и боевые учения к западу от Шетландских островов, а через три дня тренировался у Шетландских островов. 2–5 сентября флот отправился в очередной круиз в северной части Северного моря, проводя артиллерийские учения, а остаток месяца провел, выполняя многочисленные учения. Корабль вместе с большей частью Великого флота совершил еще один заход в Северное море с 13 по 15 октября. Почти три недели спустя Нептун участвовал в другой тренировочной операции флота к западу от Оркнейских островов в течение 2–5 ноября.

Флот отправился в круиз в Северном море 26 февраля 1916 года; Джеллико намеревался использовать отряд Харвича для захвата Гельголандской бухты, но плохая погода помешала проведению операций в южной части Северного моря. В результате операция ограничилась северной оконечностью моря. Еще одна зачистка началась 6 марта, но ее пришлось прекратить на следующий день, поскольку погода стала слишком суровой для эсминцев сопровождения . В ночь на 25 марта Нептун и остальной флот отплыли из Скапа-Флоу, чтобы поддержать линейные крейсеры Битти и другие легкие силы, совершившие набег на немецкую базу Цеппелин в Тондерн. К тому времени, когда 26 марта Великий флот подошел к этому району, британские и немецкие силы уже разъединились, и сильный шторм угрожал легкому кораблю, поэтому флоту было приказано вернуться на базу. 21 апреля Великий флот провел демонстрацию у Рифа Хорнс, чтобы отвлечь немцев, в то время как Императорский российский флот повторно открыл свои оборонительные минные поля в Балтийском море. Море. Ночью 22/23 апреля в густом тумане нейтральный торговый корабль случайно протаранил Нептун, но линкор получил лишь незначительные повреждения. Флот вернулся в Скапа-Флоу 24 апреля и заправился топливом, прежде чем отправиться на юг в ответ на сообщения разведки о том, что немцы собирались совершить рейд на Лоустофт, но прибыли в этот район только после того, как немцы ушли. 2–4 мая флот провел еще одну демонстрацию у рифа Хорнс, чтобы привлечь внимание немцев к Северному морю.

Ютландское сражение

Британский флот плыл из северной Британии на восток, а немцы плыли из Германии на юге; флот противника встретился у побережья Дании Карты, показывающие маневры британцев (синий) и немецких (красный)) 31 мая - 1 июня 1916 г.

Немецкий флот открытого моря, состоящий из шестнадцати дредноутов, шести дредноутов и вспомогательных кораблей, вышел из Нефритовой бухты. рано утром 31 мая в попытке выманить и уничтожить часть Великого флота. Флот открытого моря шел вместе с пятью линейными крейсерами контр-адмирала Франца фон Хиппера. Комната 40 Королевского флота перехватывала и расшифровывала немецкую радиопередачу, содержащую планы операции. В ответ Адмиралтейство приказало Великому флоту, насчитывающему около 28 дредноутов и 9 линейных крейсеров, совершить вылет накануне вечером, чтобы отрезать и уничтожить флот открытого моря.

31 мая Нептун, под командованием капитана Вивиан Бернар, был назначен в 5-й дивизион 1-й БС и был девятнадцатым кораблем с головы боевой линии после развертывания. На первом этапе общего боя в 18:40 корабль произвел два залпа из своих орудий по еле заметному линкору. Примерно в то время, когда флот открытого моря менял курс, начиная с 18:55, чтобы повторно атаковать Большой флот, Нептун произвел один залп по поврежденному легкому крейсеру SMS Wiesbaden с неизвестным эффектом.. После поворота корабли 1-й БС были наиболее близки к немцам и примерно в 19:10 она произвела четыре залпа по линейному крейсеру SMS Derfflinger, заявив о двух попаданиях, хотя ни одно из них не подтверждено. Вскоре после этого корабль безрезультатно обстрелял из основных и вспомогательных орудий вражеские эсминцы, а затем вынужден был повернуть назад, чтобы увернуться от трех торпед. Это был последний раз, когда Нептун стреляла из своего оружия во время боя. Всего за время боя она израсходовала 48 двенадцатидюймовых снарядов (21 фугас и 27 обычных заостренных, закрытых ) и 48 снарядов из своих четырехдюймовых орудий.

Последующие действия

После битвы корабль был передан в 4-ю боевую эскадрилью. 18 августа Великий флот вышел из засады на флот в открытом море, когда тот продвигался в южную часть Северного моря, но ряд недоразумений и ошибок не позволил Джеллико перехватить немецкий флот до того, как он вернулся в порт. Два легких крейсера были потоплены немецкими подводными лодками во время операции, что побудило Джеллико принять решение не рисковать основными частями флота к югу от 55 ° 30 'северной широты из-за преобладания немецких подводных лодок и мины. Адмиралтейство согласилось с этим и постановило, что Великий флот не будет совершать боевых вылетов, если немецкий флот не пытается вторгнуться в Британию или если существует большая вероятность, что его можно заставить вступить в бой при подходящих условиях.

22 апреля 1918 г. Флот открытого моря в последний раз отправился на север в неудачной попытке перехватить конвой в Норвегию и был вынужден повернуть назад через два дня после того, как линейный крейсер SMS Moltke получил повреждение двигателя. Великий флот вышел из Росайта 24-го, когда операция была обнаружена, но не смог поймать немцев. Нептун присутствовал в Росайте, когда немецкий флот капитулировал 21 ноября, и был переведен в резерв там 1 февраля 1919 года, так как он был полностью устаревшим по сравнению с последними дредноутами. Корабль был выставлен на утилизацию в марте 1921 года и был продан на металлолом Hughes Bolckow в сентябре 1922 года. 22 сентября его отбуксировали в Блит, Нортумберленд, чтобы начать снос.

Примечания
Цитаты
Библиография
  • Брукс, Джон (2005). Артиллерийские дредноуты и Ютландская битва: вопрос управления огнем. Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-40788-5.
  • Брукс, Джон (1995). «Вопрос о мачте и воронке: позиции управления огнем в британских дредноутах». В Робертс, Джон (ред.). Военный корабль 1995. Лондон: Conway Maritime Press. С. 40–60. ISBN 978-0-85177-654-5.
  • Брукс, Джон (1996). «Перси Скотт и режиссер». В Маклин, Дэвид; Престон, Энтони (ред.). Военный корабль 1996. Лондон: Conway Maritime Press. С. 150–170. ISBN 978-0-85177-685-9.
  • Браун, Дэвид К. (2003). Великий флот: проектирование и разработка военного корабля 1906–1922 (перепечатка издания 1999 г.). Лондон: Издания Caxton. ISBN 978-1-84067-531-3.
  • Берт, Р. А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-863-7.
  • Кэмпбелл, Н. Дж. М. (1986). Ютландия: анализ боевых действий. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-324-3.
  • Фридман, Норман (2015). Британский линкор 1906–1946 гг. Барнсли, Великобритания: издательство Seaforth Publishing. ISBN 978-1-84832-225-7.
  • Фридман, Норман (2011). Военно-морское оружие Первой мировой войны. Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7.
  • Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Все мировые боевые корабли Конвея 1906–1921. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-0-85177-245-5.
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7.
  • Джеллико, Джон (1919). Большой флот, 1914–1916: его создание, развитие и работа. Нью-Йорк: Компания Джорджа Х. Дорана. OCLC 13614571.
  • Мардер, Артур Дж. (2013). От дредноута до Скапа-Флоу: Королевский флот в эпоху рыболова 1904–1919. I: Дорога к войне 1904–1914 гг. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-259-1.
  • Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море. Нью-Йорк: Random House. ISBN 978-0-679-45671-1.
  • Монография № 12: Действия Доггер-банка - 24 января 1915 г. (PDF). Монографии военно-морского штаба (исторические). III . Отдел военно-морского штаба, подготовки и штабных обязанностей. 1921. С. 209–226. OCLC 220734221.
  • Монография № 29: Домашние воды - Часть IV.: С февраля по июль 1915 г. (PDF). Монографии военно-морского штаба (исторические). XIII . Отдел военно-морского штаба, подготовки и штабных обязанностей. 1925. с. 186. OCLC 220734221.
  • Ньюболт, Генри (1996). Морские операции. История Великой войны на основе официальных документов. V (перепечатка изд. 1931 г.). Нэшвилл, Теннесси: Battery Press. ISBN 978-0-89839-255-5.
  • Паркс, Оскар (1990). Британские линкоры (перепечатка изд. 1957 г.). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-075-5.
  • Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918. Нью-Йорк: Книги Галахад. ISBN 978-0-88365-300-5.
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник мировых капитальных кораблей. Нью-Йорк: Книги Гиппокрены. ISBN 978-0-88254-979-8.
  • Таррант В. Э. (1999) [1995]. Ютландия: немецкая перспектива: новый взгляд на великую битву, 31 мая 1916 г. (переиздание). Лондон: Brockhampton Press. ISBN 978-1-86019-917-2.
Внешние ссылки
  • icon Портал линкоров
Викискладе есть материалы, связанные с HMS Neptune (корабль, 1909 г.)).
Последняя правка сделана 2021-05-22 09:16:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте