HMS Iron Duke (1912)

редактировать

HMS Iron Duke.png HMS Iron Duke в 1914 году
История
Соединенное Королевство
Имя:HMS Iron Duke
Тезка:Артур Веллесли, 1-й герцог Веллингтон
Строитель:Портсмутская верфь
Заложен:12 января 1912 г.
Запущен:12 октября 1912 г.
Введен в эксплуатацию:март 1914 г.
Судьба:Продан на металлолом, март 1946 г.
Общие характеристики
Тип:Iron Duke-class линкор
Водоизмещение:
Длина :622 футов 9 дюймов (189,81 м) o/a
Ширина :90 футов (27,4 м)
Осадка:29 футов 6 дюймов (8,99 м)
Установленная мощность:
Движущая сила:
Скорость:21,25 кН (24,5 миль / ч; 39,4 км / ч)
Диапазон:7 800 миль (8 976 миль; 14 446 км) на скорости 10 узлов (11,5 миль / ч; 18,5 км / ч)
Комплектация:995–1022
Вооружение:
Броня:

HMS Iron Duke был линкором-дредноутом из Royal Navy, головным кораблем ее класс, названный в честь Артура Уэлсли, 1-го герцога Веллингтона. Он был построен Портсмутской верфью, а его киль заложен в январе 1912 года. Спущенный на воду десять месяцев спустя, он был введен в состав Флота метрополии в марте 1914 года в качестве флот флагман. Он был вооружен главной батареей из десяти 13,5-дюймовых (340 мм) орудий и был способен развивать максимальную скорость 21,25 узла (39,36 км / ч; 24,45 миль / ч).

Железный герцог служил флагманом Великого флота во время Первой мировой войны, в том числе в Ютландской битве. Там она нанесла значительный ущерб немецкому линкору SMS König в начале основных боевых действий флота. В январе 1917 года он был освобожден от должности флагмана флота. После войны Iron Duke действовал в Средиземном море как флагманский корабль. Она участвовала как в интервенции союзников в Гражданскую войну в России, в Черном море, так и в греко-турецкой войне. Она также участвовала в эвакуации беженцев из Смирны. В 1926 году ее направили на Атлантический флот, где она служила учебным кораблем.

Железный Герцог оставался на действительной службе всего несколько лет; В 1930 г. Лондонский военно-морской договор определил, что четыре линкора типа Iron Duke должны быть списаны или демилитаризованы иным образом. Поэтому «Железный герцог» был преобразован в учебный артиллерийский корабль; ее доспехи и большая часть вооружения были сняты, чтобы сделать ее непригодной для боя. Он служил в этом качестве до начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года, когда он был пришвартован в Скапа-Флоу в качестве корабля защиты гавани. В октябре он был сильно поврежден немецкими бомбардировщиками и сел на мель, чтобы не затонуть. Она продолжала служить зенитной платформой на протяжении всей войны и в конце 1940-х годов была снята с мели и разобрана на металлолом.

Содержание

  • 1 Дизайн
  • 2 История обслуживания
    • 2.1 Первая мировая война
      • 2.1.1 Ютландская битва
      • 2.1.2 Последующие действия в Северном море
    • 2.2 Послевоенное время карьера
    • 2.3 Вторая мировая война
  • 3 Сноски
    • 3.1 Примечания
    • 3.2 Цитаты
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки

Дизайн

План и профиль класса «Железный герцог»

Четыре линкора типа «Железный герцог» были заказаны в рамках строительной программы 1911 года и являлись постепенным улучшением по сравнению с предыдущим классом «Король Георг V». Основным изменением между этими двумя конструкциями была замена более тяжелых аккумуляторных батарей на новые суда. Iron Duke имел общую длину 622 фута 9 дюймов (190 м) и имел луч 90 футов (27 м) и среднюю осадку 29 футов 6. в (9 м). Она сместила 25 000 длинных тонн (25 401 т) согласно проекту и до 29 560 длинных тонн (30 034 т) при полной загрузке. Ее силовая установка состояла из четырех паровых турбин Парсонс, пар обеспечивали восемнадцать котлов Babcock Wilcox. Двигатели были рассчитаны на 29000 лошадиных сил на валу (21 625 кВт) и развивали максимальную скорость 21,25 узлов (39 км / ч; 24 мили в час). Ее крейсерский радиус составлял 7800 морских миль (14 446 км; 8 976 миль) при более экономичной скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). Экипаж Iron Duke состоял из 995 офицеров и рядовых, хотя во время войны их число выросло до 1022.

Iron Duke был вооружен основной батареей из десяти BL 13,5-дюймовых. (343-мм) морские пушки Mk V, установленные в пяти спаренных орудийных башнях. Они были расположены двумя супрострелковыми парами, одна в носу и одна на корме; пятая башня располагалась на миделе, между воронками и кормой надстройкой. Защита на близком расстоянии от торпедных катеров обеспечивалась вторичной батареей из двенадцати 6-дюймовых орудий BL Mk VII. Корабль также был оснащен парой 3-дюймовых зенитных орудий QF 20 cwt и четырьмя 47-мм (2 дюйма) 3-фунтовыми орудиями. Как это было типично для крупных кораблей того времени, он был оборудован четырьмя 21-дюймовыми (530-мм) торпедными аппаратами, погруженными на бортовой борт.

Iron Duke, защищенный главной бронированной. пояс толщиной 12 дюймов (305 мм) над корабельными боеприпасами , магазинами и двигателями и котельными и уменьшен до 4 дюймов (102 мм) к носу и корме. Ее палуба имела толщину 2,5 дюйма (64 мм) в центральной части корабля и уменьшилась до 1 дюйма (25 мм) в других местах. Лица турелей главной батареи имели толщину 11 дюймов (279 мм), а башни поддерживались с помощью барбетов толщиной 10 дюймов (254 мм) .

История обслуживания

Iron Duke был заложен на Портсмутская верфь 12 января 1912 года и спущена на воду 12 октября того же года. После завершения работ по достройке 25 ноября 1913 года он приступил к ходовым испытаниям. Корабль был завершен в марте 1914 года, и после завершения строительства он вошел в состав Флота метрополии. ее испытания. Во Флоте метрополии она служила флагманом адмирала сэра Джорджа Каллагана. 29 июля 1914 года, когда на континенте надвигалась война, Железному герцогу и остальной части Флота метрополии было приказано отправиться в Скапа-Флоу из Портленда, чтобы защитить флот от возможного немецкого нападения. внезапное нападение.

Первая мировая война

В августе 1914 года, после начала Первой мировой войны, Флот метрополии был реорганизован в Большой флот ; Железный Герцог оставался флагманом флота, теперь его командовал адмирал Джон Джеллико, 1-й граф Джеллико. Вечером 22 ноября 1914 г. Великий флот провел безрезультатную зачистку южной половины Северного моря ; Железный Герцог вместе с основными силами поддержал 1-ю эскадрилью линейных крейсеров вице-адмирала Дэвида Битти . К 27 ноября флот вернулся в порт Скапа-Флоу. Железный герцог и большая часть флота первоначально оставались в порту во время немецкого набега на Скарборо, Хартлпул и Уитби 16 декабря 1914 года, хотя 3-я боевая эскадрилья была отправлена ​​для подкрепления британских войск. в области. Получив дополнительную информацию о возможности того, что остальная часть немецкого флота окажется в море, Джеллико отдал приказ флоту вылететь, чтобы попытаться перехватить немцев, хотя к тому времени они уже отступили. Железный Герцог вышел в море с 2-й и 4-й боевой эскадрильями для стрельбы к северу от Гебридских островов 23 и 24 декабря. На следующий день остальная часть флота присоединилась к Железному Герцогу для зачистки в Северном море, которая завершилась 27 декабря.

Железный Герцог в ноябре 1913 года

Железный Герцог и остальная часть флота провели артиллерийские учения 10 –13 января 1915 г. к западу от Оркнейских островов и Шетландских островов. Вечером 23 января большая часть Великого Флота отплыла в поддержку флота линейных крейсеров Битти, но Железный Герцог и остальной флот не участвовали в последовавшей битве при Доггер-Банке на следующий день.. Вернувшись с операции, Железный Герцог отправился в Инвергордон для ремонта; пока она отсутствовала, HMS Centurion действовал как временный флагман флота. Работа была завершена к 23 февраля, после чего она вернулась в Скапа-Флоу. 7–10 марта Великий флот провел зачистку в северной части Северного моря, в ходе которой провел учебные маневры. Еще один такой круиз прошел 16–19 марта. 11 апреля Великий флот провел патрулирование в центральной части Северного моря и вернулся в порт 14 апреля; еще один патруль в этом районе был проведен 17–19 апреля, за которым последовали артиллерийские учения у Шетландских островов 20–21 апреля.

Великий флот провел обход центральной части Северного моря 17–19 мая, не обнаружив никого. Немецкие суда. 25 мая Железный Герцог отнес Джеллико в Росайт, чтобы встретиться с адмиралом Генри Джексоном, новым Первым Морским Лордом. Iron Duke возвратился в Скапа-Флоу 28 мая, как раз вовремя, чтобы принять участие в другом рейсе в Северном море 29–31 мая. Вернувшись в Скапа-Флоу, Железный Герцог немедленно отправился в Кромарти. В середине июня флот провел артиллерийские учения. 2 августа Железный Герцог, 2-я боевая эскадрилья и 1-я крейсерская эскадрилья провели в Кромарти артиллерийскую подготовку; после завершения учений корабли вернулись в Скапа-Флоу. 7 августа корабль снова отвез Джеллико в Кромарти для еще одной встречи, на этот раз с премьер-министром, Х. Х. Асквит. Iron Duke вернулся в Скапа-Флоу к 16 августа.

Iron Duke в пути

2–5 сентября флот отправился в очередной круиз в северной части Северного моря и провел артиллерийские учения. В остальное время Гранд Флот провел многочисленные учения. 1 октября Iron Duke отправились в Инвергордон на еще один период переоборудования - работы продолжались до 11 октября. Два дня спустя большая часть флота провела еще один заход в Северное море и вернулась в порт 15 октября. 2–5 ноября Iron Duke участвовал в другой тренировочной операции флота к западу от Оркнейских островов. Еще один такой круиз прошел 1–4 декабря. Позже в том же месяце Iron Duke принял участие в артиллерийских учениях и во время них провел своего рода эксперимент, чтобы определить точность корабельных артиллеристов. Джеллико пришел к выводу, что "результат был очень удовлетворительным".

Iron Duke столкнулся с танкером 12 января 1916 года, находясь в Скапа-Флоу, и последний затонул. Танкер вышел из строя во время сильного шторма, когда скорость ветра составляла до 80 миль в час (130 км / ч). Железный герцог не пострадал в результате аварии. Типичная рутина артиллерийских учений и эскадронных учений произошла в январе. 26 февраля флот отправился в круиз по Северному морю; Джеллико намеревался использовать отряд Харвича, чтобы охватить Гельголандскую бухту, но плохая погода помешала проведению операций в южной части Северного моря. В результате операция ограничилась северной оконечностью моря. В ночь на 25 марта Железный Герцог и остальной флот отплыли из Скапа-Флоу, чтобы поддержать флот линейных крейсеров и другие легкие силы, совершившие набег на немецкую базу цеппелин в Тондерн. К тому времени, когда 26 марта Великий флот подошел к этому району, британские и немецкие войска уже разъединились, и легкий шторм стал угрожать легкому кораблю. Железный Герцог направил эсминцы обратно в Скапу, в то время как остальной флот отступил самостоятельно.

21 апреля Великий флот провел демонстрацию у Рифа, чтобы отвлечь внимание немцы, в то время как ВМФ России повторно поставил свои оборонительные минные поля в Балтийском море. Флот вернулся в Скапа-Флоу 24 апреля и дозаправился, прежде чем двинуться на юг в ответ на сообщения разведки о том, что немцы собирались совершить рейд на Лоустофт. Однако Великий флот прибыл в этот район только после того, как немцы отошли. 2–4 мая флот провел еще одну демонстрацию у рифа Хорнс, чтобы удержать внимание немцев к Северному морю.

Ютландское сражение

Британский флот отплыл из северной Британии в восток, в то время как немцы отплыли из Германии на юг; противоборствующие флоты встретились у датского побережья Карты, показывающие маневры британцев (синий) и немецких (красный)) флотами 31 мая - 1 июня 1916 г.

В попытке выманить и уничтожить часть Великого флота, немецкий флот открытого моря, состоящий из 16 дредноутов, шести предварительных дредноутов, шести легкие крейсера и 31 торпедный катер покинули «Джейд» рано утром 31 мая. Флот шел вместе с пятью линейными крейсерами контр-адмирала Франца фон Хиппера, а также с крейсерами поддержки и торпедными катерами. Комната 40 Королевского флота перехватывала и расшифровывала немецкие радиопередачи, содержащие планы операции. Адмиралтейство приказало Великому флоту, насчитывающему около 28 дредноутов и 9 линейных крейсеров, совершить вылазку накануне вечером, чтобы отрезать и уничтожить флот открытого моря. В день битвы Iron Duke вместе с 4-й боевой эскадрильей был 9-м кораблем в британской линии .

. Первоначальные действия велись в основном британскими и немецкими соединениями линейных крейсеров. днем, но к 18:00 к месту происшествия подошел Большой флот. Около 18:14 два крупнокалиберных снаряда упали недалеко от Iron Duke, но повреждений не причинили. Пятнадцать минут спустя «Железный герцог» приблизился к эффективной дальности стрельбы - около 26 000 ярдов (24 000 м) - немецкого флота и взял дредноут SMS König под огонь. Первый залп Железного Герцога не удался, но следующие три попали в цель; наводчик корабля заявил о не менее шести попаданиях в немецкий линкор. Фактически, они нанесли семь попаданий по Кенигу и нанесли значительный ущерб.

Вскоре после 19:00 бои вокруг выведенного из строя немецкого крейсера SMS Wiesbaden, который ранее был сильно поврежден помолвка - возобновлена. Железный герцог открыл огонь по поврежденному крейсеру и близлежащим эсминцам с его вторичной батареей в 19:11 с дальности от 9000 до 10 000 ярдов (от 8 200 до 9 100 м). Артиллеристы Iron Duke заявили, что потопили один из эсминцев и поразили второй, но на самом деле они полностью не попали в цель. Вскоре после этого немецкие эсминцы попытались нанести торпедный удар по британской линии; Iron Duke начал стрельбу в 19:24. Затопление эсминца SMS S35 связано с залпом Iron Duke, но, по словам военно-морского историка Джона Кэмпбелла, трудно определить, какой корабль выпустил какие снаряды в рукопашной.

Атака немецких эсминцев, флот открытого моря вышел из боя, а Iron Duke и остальная часть Великого флота не видели дальнейших действий в битве. Частично это было из-за путаницы на борту «Железного герцога» относительно точного местоположения и курса немецкого флота; без этой информации Джеллико не смог бы привести в действие свой флот. В 21:30 Гранд Флот начал преобразовываться в ночной крейсерский строй. Рано утром 1 июня Великий флот прочесал местность в поисках поврежденных немецких кораблей, но после нескольких часов поисков не нашел ни одного. Железный Герцог вернулся в Скапа-Флоу, прибыв в 11:30. В ходе битвы Железный Герцог произвел девяносто выстрелов из своей главной батареи и пятьдесят выстрелов из вспомогательных орудий.

Последующие действия в Северном море

Фельдмаршал Герберт Китченер посадка на абордаж «Железного герцога» 5 июня 1916 г.

18 августа немцы снова вылетели, на этот раз для бомбардировки Сандерленда ; Шеер надеялся вывести линейные крейсеры Битти и уничтожить их. Британская сигнальная разведка расшифровала немецкие беспроводные передачи, что дало Джеллико достаточно времени, чтобы развернуть Великий флот в попытке участвовать в решающей битве. Обе стороны, однако, отступили после того, как их противники подводные лодки понесли потери: британские крейсера Nottingham и Falmouth были торпедированы и потоплены немецкими U- лодки, а немецкий линкор SMS Westfalen был поврежден британской подводной лодкой E23. Вернувшись в порт, Джеллико издал приказ, запрещающий рисковать флотом в южной половине Северного моря из-за огромного риска от мин и подводных лодок, если только шансы победить флот открытого моря в решающем сражении не были высоки. 47>

После событий в Ютландии Королевский флот решил, что горизонтальная защита, особенно над магазинами боеприпасов, недостаточна. В результате на многих кораблях Великого Флота была установлена ​​дополнительная броня; Iron Duke отправился в док для этой работы в октябре. Работы, в ходе которых к кораблю было добавлено более 100 длинных тонн (100 т) брони, были завершены к декабрю. 28 ноября 1916 года, когда она все еще находилась в сухом доке, адмирал Битти сменил Джеллико на посту командующего Великим флотом; Железный герцог служил его флагманом до января 1917 года, когда он перешел к королеве Елизавете. В 1918 году взлетные платформы для самолетов были установлены на турелях Iron Duke «B» и «Q».

Послевоенная карьера

Город горит в огне; на переднем плане в воде сидит большой линкор. Рядом с ней пришвартовано меньшее судно. Еще один небольшой корабль отплывает от города слева. HMS Iron Duke, вид с HMS King George V на Великий пожар Смирны

В марте 1919 года Железный герцог был переведен в Смирну, где снова служил флагманом. Корабль вошел в Черное море в апреле для участия в интервенции союзников в Гражданскую войну в России. В пути судно остановилось в Константинополе 7 апреля. Там Железный Герцог принимал участие в уничтожении военных кораблей и другой техники, которая могла быть использована большевиками. 12 мая Железный Герцог отправился из Константинополя в Смирну, где она предоставила десант, чтобы занять некоторые из внешних фортов города. Она вернулась в Черное море, где оставалась до июня, а затем вернулась в Средиземное море.

Железный герцог вернулся в Черное море в конце 1919 года. Она прибыла в Новороссийск 12 октября., где она встретила Белорусский защищенный крейсер. 14 октября теплоход остановился в Севастополе. «Железный герцог» вернулся в Новороссийск 19 января 1920 года. 25 января он остановился в портах Ялты и Севастополя, чтобы изучить положение там белых русских. 17 июня береговые отряды Iron Duke и эсминца Shark уничтожили турецкие орудия в фортах, защищавших Босфор на Черном море.

2 сентября 1922 г. Железный герцог направлялся к далматинскому побережью для учебного плавания, когда она получила известие о поражении Греции в Турции. Адмирал Осмонд Брок, командующий Средиземноморским флотом, приказал Железному герцогу отправиться в Смирну, где он ожидал беспорядков. Там она служила флагманом британских военно-морских сил, участвующих в эвакуации греческих беженцев из города. Она присутствовала во время Великого пожара, опустошившего город. Во время хаоса нескольким беженцам удалось прибыть вместе с Железным Герцогом на небольших лодках, и их доставили на борт линкора. В следующем месяце союзники провели конференцию на борту «Железного герцога» в Мудании, чтобы урегулировать греко-турецкий спор. После этого корабль проследовал в Константинополь.

Железный герцог в Порт-Саиде в 1921 году

В ноябре 1924 года королева Елизавета сменила Железного герцога в качестве флагмана Средиземноморского флота; Затем Iron Duke перевели в 3-ю боевую эскадрилью Средиземноморского флота, где она стала флагманом этой эскадрильи. 3-я эскадрилья была переведена на Атлантический флот в марте 1926 г., где использовалась в качестве учебной. «Железный герцог» оставался флагманом эскадрильи в течение этого периода, до 30 мая 1928 года, когда ее сменила сестра Бенбоу. В 1927 году военно-морской флот рассматривал возможность добавления противоторпедных выступов к Iron Duke и его родственным кораблям, но этот план был отклонен, поскольку корабли должны были быть заменены в 1931–1932 годах в соответствии с условиями Вашингтонский военно-морской договор от 1922 года, и этот план не был экономичным. В том же году стартовая площадка самолета, установленная на башне «B» Iron Duke, была снята. Корабль вошел в сухой док в мае 1928 года для периодического ремонта; Работы продолжались до мая 1929 года. На носовой надстройке были установлены две 4-дюймовые (100-мм) зенитные установки. Платформа самолета на башне "Q" также была удалена в этот период.

Iron Duke вернулся в строй 30 мая 1929 года, когда он был повторно введен в строй в качестве учебного артиллерийского корабля. Однако она проработала в этом качестве всего полтора года. В ноябре 1931 года по условиям Лондонского военно-морского договора Iron Duke был разоружен и преобразован в учебное артиллерийское судно. Работы продолжались до 21 сентября 1932 года, когда она была сдана на новые ходовые испытания. С корабля были убраны башни "B" и "Y", а на барбете "B" было установлено несколько стрелковых орудий разных типов. Также были установлены два 4,7-дюймовых (120-мм) зенитных орудия, но они были позже сняты в 1935 году. Кроме того, вместо кормового дальномера был добавлен широкоугольный директор для зенитных орудий.. Во время демилитаризации было удалено более 2500 длинных тонн (2500 тонн) стали из ее поясной брони; Всего с корабля было снято 4 258 длинных тонн (4326 т) материала и добавлено 202 длинных тонны (205 т). Корабль был повторно введен в строй 4 октября 1932 года в Девонпорте, снова в качестве учебного артиллерийского корабля. Она была показана в фильме Brown on Resolution, который был выпущен в мае 1935 года. 16 июля 1935 года она присутствовала на Серебряном юбилее Fleet Review в Spithead для короля Георга V. 20 мая 1937 года она присутствовала на другом обзоре флота - смотре коронации Георга VI. В 1939 году двойная 5,25-дюймовая пушка QF была установлена ​​на корме от "Y". "барбет".

Вторая мировая война

Корабельный колокол HMS Iron Duke, подаренный Винчестерскому собору адмиралом сэром Фредериком Чарльзом Драйером (1878– 1956), ее капитан во время Ютландской битвы. Колокол стоит над плитой, посвященной Дрейеру и его жене.

Во время Второй мировой войны она использовалась как базовый корабль и плавучая зенитная платформа в Скапа-Флоу. Ее вспомогательные орудия были сняты и использованы для береговой обороны вокруг базы. 17 октября 1939 года четыре средних бомбардировщика Junkers Ju 88 атаковали Скапа-Флоу и несколько раз попали под удар Iron Duke. Чтобы предотвратить ее гибель, ее команде пришлось посадить корабль на мель. 16 марта 1940 года корабль, который все еще находился на берегу, снова подвергся атаке самолетов люфтваффе. На этот раз восемнадцать Ju 88 атаковали гавань и окружающие сооружения. Iron Duke снова был сильно поврежден, как и тяжелый крейсер Norfolk.

. Присутствие корабля в Скапа-Флоу, возможно, повлияло на планы немцев во время операции Rheinübung, Атлантика. вылет линкора Bismarck в мае 1941 года. Немецкая воздушная разведка заметила Iron Duke и два линкора-приманки, торговые корабли, замаскированные деревом и брезентом, чтобы выглядеть линкорами типа Revenge, в гавани, и ошибочно идентифицировали их как действующие подразделения Флота метрополии. Под ошибочным представлением, что тяжелые части Флота метрополии все еще находятся в порту, командующий немецким флотом Гюнтер Лютенс решил прорваться в Атлантику через Датский пролив, в результате чего в Битве у Датского пролива.

Корабль был позже отремонтирован и вернулся к эксплуатации в качестве портового корабля на время войны, хотя он оставался на берегу. Железный герцог оставался в инвентаре Королевского флота до марта 1946 года, когда он был продан на слом Metal Industries, все еще находившейся в Скапа-Флоу. Корабль был снят с мели 19 апреля 1946 года и 19 августа переведен в Faslane. В сентябре 1948 года она была перепродана и переехала в Глазго, прибыла 30 ноября 1948 года, а затем разобрана на металлолом. Колокол Железного Герцога выставлен в Винчестерском соборе.

Сноски

  • icon Портал линкоров

Примечания

Цитаты

Ссылки

  • Берт Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-863-8.
  • Кэмпбелл, Джон (1998). Ютландия: анализ боевых действий. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 1558217592.
  • Colledge, J. J.; Варлоу, Бен (2010). Корабли Королевского флота. Хавертаун, Пенсильвания: Издательство Каземат. ISBN 9781612000275.
  • Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-907-3.
  • Голдсмит, Роберт Фредерик Кинглейк (1974). Военные мемориалы Винчестерского собора. Винчестер, Великобритания: Друзья Винчестерского собора. ISBN 0903346052.
  • Халперн, Пол Г. (2011). Средиземноморский флот, 1919–1929 гг. Берлингтон, VT: Ashgate. ISBN 9781409427568.
  • Джеллико, Джон (1919). Большой флот, 1914–1916: его создание, развитие и работа. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Компания Джорджа Х. Дорана.
  • Маккензи, С. П. (2001). Британские военные фильмы, 1939–1945: кино и услуги. Лондон: Гамблдон и Лондон. ISBN 0-826-44644-2.
  • Мардер, Артур Дж. (1965). Том II: Годы войны в Ютландии: 1914–1916 гг. От дредноута до Скапа-Флоу. Oxford University Press.
  • Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные Замки. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 0345408780.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: военно-морская история Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США. ISBN 1-59114-119-2.
  • Таррант В. Э. (1995). Ютландия: немецкая перспектива. Лондон: военные книги в мягкой обложке Cassell. ISBN 0-304-35848-7.
  • Зеттерлинг, Никлас; Тамеландер, Майкл (2009). Бисмарк: Последние дни величайшего линкора Германии. Дрексел Хилл, Пенсильвания: Каземат. ISBN 978-1-935149-04-0.

Дополнительная литература

  • Бакстон, Ян Л.; Гиббс, Дж. И ван Дейк, А. (1989). «Вопрос 8/88». Военный корабль International. XXVI (2): 203–204. ISSN 0043-0374.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с HMS Iron Duke (корабль, 1912 г.).

Последняя правка сделана 2021-05-22 09:12:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте