Флаг Эфиопии | |
Всего населения | |
---|---|
c.114 миллионов | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Эфиопия | |
Соединенные Штаты | 460 000 |
Израиль | 155 300 |
Саудовская Аравия | 124 347 (эфиопского происхождения) |
ОАЭ | 90 000 |
Судан | 60 734 (эфиопского происхождения) |
Южная Африка | 44 891 (эфиопского происхождения) |
Канада | 44 065 |
Кения | 36 889 (эфиопский) |
Ливан | 30 000 |
Италия | 30 000 |
Швеция | 21 686 |
Германия | 20 465 |
Объединенное Королевство | 20 000 |
Австралия | 19 349 |
южный Судан | 12 786 (эфиопского происхождения) |
Норвегия | 12 380 |
Джибути | 12 323 (эфиопские происхождения) |
Нидерланды | 9 451 (эфиопского происхождения) |
Франция | 8675 (эфиопский) |
Йемен | 5740 (эфиопского происхождения) |
Швейцария | 5211 (эфиопского происхождения) |
Испания | 3713 (эфиопского происхождения) |
Кувейт | 3595 (эфиопский) |
Греция | 2420 (эфиопского происхождения) |
Финляндия | 2366 (эфиопского происхождения) |
Дания | 2136 (эфиопского происхождения) |
Сомали | 2079 (эфиопского происхождения) |
Ливия | 1831 (эфиопского происхождения) |
Катар | 1667 (эфиопского происхождения) |
Египет | 1457 (эфиопский) |
Австрия | 1276 (эфиопский) |
Бельгия | 1143 (эфиопского происхождения) |
Уганда | 1070 (эфиопского происхождения) |
Языки | |
Амхарский, оромо, сомалийский, тигринья, волайтта, гураге, сидамо и другие языки Эфиопии | |
Религия | |
Христиане 62,8% ( Эфиопские православные 43,5%, протестанты 19,3% (например, Пэнтай ), католики 0,9%), мусульмане 33,9%, традиционные 2,6%. Еврейский 1%, |
Эфиопы - коренные жители Эфиопии, а также глобальная диаспора Эфиопии. Эфиопы составляют несколько составных этнических групп, многие из которых тесно связаны с этническими группами в соседней Эритрее и других частях Африканского Рога.
Население Эфиопии очень разнообразно и включает разные языки и этнические группы. Большинство его жителей говорят на афро-азиатских языках ( семитском, кушитском и омотическом ), а другие говорят на нило-сахарских языках. Оромо, амхара, сомали и Tigrayans составляют более трех четвертей (75%) населения, но есть более 80 различных этнических групп в пределах Эфиопии. Некоторые из них насчитывают всего 10 000 членов.
Нило-Сахара | 52 815 | 0,10 | 151 489 | 0,20 | |
Мессенго | ???? | 15 341 | 0,03 | 10 964 | 0,01 |
Маджангир | Нило-Сахара | 21 959 | 0,03 | ||
Мосие | Афро-азиатский | 9 207 | 0,02 | 19 698 | 0,03 |
Мурле | Нило-Сахара | 1,469 | lt;0,01 | ||
Мурси | Нило-Сахара | 3 258 | 0,01 | 7 500 | 0,01 |
Нао | Омотик | 4 005 | 0,01 | 9 829 | 0,01 |
Нуэр | Нилотский | 64 534 | 0,12 | 147 672 | 0,20 |
Ньянгатом | Нилотский | 14 201 | 0,03 | 25 252 | 0,03 |
Оромо | Афро-азиатский | 21 080 318 | 32,15 | 25 489 024 | 34,49 |
Ойда | Омотик | 14 075 | 0,03 | 45 149 | 0,06 |
Кебена | Афро-азиатский | 35 072 | 0,07 | 52 712 | 0,07 |
Кечем | ???? | 2 740 | 0,01 | 2,585 | lt;0,01 |
Кевама | ???? | 141 | lt;0,01 | 298 | lt;0,01 |
Она | Омотик | 13 290 | 0,03 | 320 | lt;0,01 |
Шекечо | Омотик | 53 897 | 0,10 | 77 678 | 0,11 |
Шеко | Омотик | 23 785 | 0,04 | 37 573 | 0,05 |
Шинаша | Омотик | 32 698 | 0,06 | 52 637 | 0,07 |
Шита / Упо | Нило-Сахара | 307 | lt;0,01 | 1 602 | lt;0,01 |
Сидама | Афро-азиатский | 1 842 314 | 3,47 | 2 966 474 | 4.01 |
Сомалийский | Афро-азиатский | 6,785,266 | 6,18 | 4,581,794 | 6.21 |
Сурма | Нило-Сахара | 19 632 | 0,04 | 27 886 | 0,04 |
Тигринья | Афро-азиатский | 3 284 568 | 6,18 | 4 483 892 | 6,07 |
Тембаро | ???? | 86 510 | 0,16 | 98 621 | 0,13 |
Цамай | Афро-азиатский | 9 702 | 0,02 | 20 046 | 0,03 |
Велайта | Омотик | 1 269 216 | 2.39 | 1 707 079 | 2.31 |
Верджи | Афро-азиатский | 20 536 | 0,04 | 13 232 | 0,02 |
Йем | Омотик | 165 184 | 0,31 | 160 447 | 0,22 |
Zeyese | Омотик | 10 842 | 0,02 | 17 884 | 0,02 |
Зельмам | Нило-Сахара | 2 704 | lt;0,01 | ||
Другое / неизвестно | 155 972 | 0,29 | 178 799 | 0,24 | |
Сомалийские ( сомалийцы из Сомали ) | 200 227 | 0,9 | |||
Суданский | 2 035 | lt;0,01 | 10 333 | 0,01 | |
Эритрейцы ( эфиопский народ эритрейского происхождения ) | 61 857 | 0,12 | 9 736 | 0,01 | |
Кенийский | 134 | lt;0,01 | 737 | lt;0,01 | |
Джибути | 367 | lt;0,01 | 733 | lt;0,01 | |
Другие иностранцы | 15 550 | 0,02 | |||
Общий | 53 132 276 | 73 750 932 |
---|
До падения Дерг, Amharic служил в качестве единственного официального языка в сфере государственного управления, суды, церкви и даже в начальной школе обучения. После 1991 года амхарский язык был заменен во многих областях другими официальными государственными языками, такими как оромо, сомали и тигринья. Английский является наиболее распространенным иностранным языком, и его преподают во всех средних школах.
Согласно переписи населения Эфиопии 2007 года и Всемирной книге фактов ЦРУ, крупнейшими первыми языками являются: 24 929 567 человек, говорящих на оромо, или 33,8% от общей численности населения; Амхарский 21 631 370 или 29,3% (федеральный рабочий язык); Сомали 4 609 274 или 6,2%; Тигринья 4 324 476 или 5,9%; Сидамо 4 981 471 человек или 4%; Wolaytta 1 627 784 или 2,2%; Gurage 1 481 783 или 2%; и 1 281 278 афаров, или 1,7%. Широко распространенные иностранные языки включают арабский, английский (основной иностранный язык, преподаваемый в школах) и итальянский (на котором говорит итальянское меньшинство).
Согласно Справочнику ЦРУ, религиозная демография Эфиопии выглядит следующим образом; Эфиопские православные 43,8%, мусульмане 31,3%, протестанты 22,8%, католики 0,7%, традиционные 0,6% и другие 0,8%.
Самая большая диаспора находится в США. По данным Бюро переписи населения США, по состоянию на 2008 год в США проживало 250 000 эфиопских иммигрантов. Еще 30 000 граждан США, родившихся в США, сообщили об эфиопском происхождении. По словам Аарона Маттео Терразаса, «если включить потомков мигрантов эфиопского происхождения (второе поколение и выше), то в Соединенных Штатах оценивается более 460 000 человек (из которых примерно 350 000 находятся в столичной зоне Вашингтона, округ Колумбия ; 96 000 в Лос-Анджелесе и 10 000 в Нью-Йорке) ".
Большая эфиопская община также находится в Израиле, где эфиопы составляют почти 1,9% населения; почти все сообщество являются членами сообщества Beta Israel. Также большое количество эфиопских эмигрантов проживает в Саудовской Аравии, Италии, Ливане, Великобритании, Канаде, Швеции и Австралии.
Исследования эфиопов, принадлежащих к семитским и кушитским этническим группам, в основном с севера страны (оромо, амхара, тигрей и гураге) оценивают примерно 40% их аутосомных предков в результате древней неафриканской обратной миграции из Ближний Восток, и около 60% должны быть местного африканского происхождения (от коренного или «автохтонного» населения к югу от Сахары до Африканского Рога).
Тишкофф и др. (2009) определили четырнадцать групп населения предков, которые коррелируют с самоописанной этнической принадлежностью и общими культурными и / или языковыми особенностями в Африке в ходе крупнейшего на сегодняшний день аутосомного исследования континента. Бурджи, Консо и Бета Исраэль были взяты из Эфиопии. Отобранные афроазиатско-говорящие эфиопы в совокупности (рис. 5B) принадлежат к: 71% в кластере «кушитский», 6% в кластере «Сахара / догон», 5% в кластере «нигерский кордофанский», по 3% каждый. в кластере «Нило-Сахара» и «Чадская Сахара», в то время как остаток (12%) их назначения был распределен между оставшимися (9) Связанными Кластерами Предков (AAC), обнаруженными в Африке к югу от Сахары. «Кушитский» кластер также считался «наиболее близким к неафриканским AAC, что согласуется с восточноафриканской миграцией современных людей из Африки или обратной миграцией неафриканцев в Сахару и Восточную Африку».
Wilson et al. (2001), одном из исследований аутосомно ДНК на основе кластерного анализа, который смотрел на комбинированный образце амхар и Оромо изучение одного фермента вариантов: метаболизирующий препарат фермента (DME) локусы, показал, что 62% Ethiopeans попадет в один кластер из ашкеназов, Норвежцы и армяне на основе этого гена. Только 24% эфиопов объединяются с банту и афрокарибами, 8% - с жителями Папуа-Новой Гвинеи и 6% - с китайцами.
Сводный взгляд на большинство проведенных к настоящему времени исследований YDNA показывает, что из 459 мужчин, отобранных в Эфиопии, примерно 58% гаплотипов Y-хромосомы принадлежат к гаплогруппе E, из которых 71% (41% от общего числа). были охарактеризованы одной из его последующих подчиненных линий, известной как E1b1b, в то время как остальные в основном характеризовались гаплогруппой E1b1 (x E1b1b, E1b1a) и в меньшей степени гаплогруппой E2. Что касается E1b1b, некоторые исследования показали, что он существует на самом высоком уровне среди оромо, где он составлял 62,8% гаплотипов, в то время как он был обнаружен на уровне 35,4% среди амхара, однако другие исследования обнаружили почти такое же представление о гаплотипах. Гаплогруппа E1b1b составляет примерно 57% как в Оромо, так и в Амхара. Считается, что гаплогруппа (как и ее предшественница E1b1) возникла в Эфиопии или в другом месте Африканского Рога. Примерно половина E1b1b, обнаруженного в Эфиопии, дополнительно характеризуется E1b1b1a (M78), который позже возник в северо-восточной Африке, а затем вернулся в восточную Африку.
Гаплогруппа J была обнаружена с частотой примерно 18% у эфиопов, с более высокой распространенностью среди амхара, где она, как было установлено, существует на уровне до 35%, из которых около 94% (17% от общего числа) составляют типа J1, а 6% (1% от общего количества) - типа J2. С другой стороны, 26% лиц, отобранных в контрольной части Арси по Морану и соавт. (2004) принадлежат к гаплогруппе J.
Другая довольно распространенная линия в Эфиопии принадлежит к гаплогруппе A, встречающаяся с частотой около 17% в пределах Эфиопии, почти вся она характеризуется подчиненной дочерней линией A3b2 (M13). Ограниченная Африкой и в основном встречающаяся вдоль Рифт-Валли от Эфиопии до Кейптауна, гаплогруппа A представляет собой самую глубокую ветвь филогении Y-хромосомы человека.
Наконец, гаплогруппа T составляет примерно 4% и гаплогруппа B примерно 3%, составляют остаток гаплогрупп Y-ДНК, обнаруженных в Эфиопии.
Материнское происхождение эфиопов столь же разнообразно. Около половины (52,2%) эфиопов принадлежит к гаплогруппам мтдна L0, L1, L2, L3, L4, L5 или L6. Эти гаплогруппы обычно приурочены к африканскому континенту. Они также возникли либо в Эфиопии, либо совсем рядом. Другая часть населения принадлежит к гаплогруппе N (31%) и гаплогруппе M1 (17%). Существуют разногласия по поводу их происхождения как местных, так и возможной древней обратной миграции в Эфиопию из Азии.
Passarino et al. (1998) предположили, что:
Приток европеоидных генов в генофонд Эфиопии происходил преимущественно через мужчин. Напротив, вклад Нигера и Конго в население Эфиопии происходил в основном за счет женщин.
Хотя в научном сообществе ведутся споры о том, что именно представляет собой «европеоидный поток генов», в том же исследовании говорится:
В самом деле, эфиопы, похоже, не являются результатом простой комбинации протонигерско-конголезских и ближневосточных генов. Их африканский компонент не может быть полностью объяснен тем, что говорят современные нигеро-конголезские говорящие, и он сильно отличается от койсанского. Таким образом, часть нынешнего генофонда Эфиопии может быть продуктом дифференциации in situ от генофонда предков ".
Скотт и др. (2005) аналогичным образом отметили, что население Эфиопии почти поровну разделено на лиц, несущих евразийские материнские линии, и тех, кто принадлежит к африканским кладам. Они описывают присутствие евразийских клад в стране как последовательности, которые «считаются обнаруженными в большом количестве в Эфиопии либо в результате значительного потока генов в Эфиопию из Евразии (Chen et al., 2000; Richards et al., 2003).), или в результате того, что он претерпел несколько разветвлений в демической диффузии, выступая в качестве родословных основателей для неафриканских популяций ". Исследователи также не обнаружили связи между региональным происхождением субъектов или языковой семьей (семитская / кушитская) и их митохондриальным типом:
Распределение гаплогрупп среди всех субъектов (спортсменов и контрольной группы) из разных географических регионов Эфиопии показано в таблице 3. Как можно видеть графически на рис. Африканские L-гаплогруппы (Аддис-Абеба: 59%, Арси: 50%, Шева: 44%, Другое: 57%). Не было обнаружено связи между региональным происхождением субъектов и их митохондриальным типом (v2 = 8,5, 15 df, P = 0,9). Точно так же распределение гаплогрупп мтДНК субъектов (спортсменов и контрольной группы), говорящих на языках из каждой семьи, показано в таблице 3. И снова не было никакой связи между языковой семьей и митохондриальным типом (v2 = 5,4, 5 df, P = 0,37). Как видно на рис. 4, распределение гаплогрупп каждой языковой семьи снова очень похоже.
Кроме того, Musilová et al. (2011) наблюдали значительные материнские связи между образцами из Эфиопии и других стран Африканского Рога с образцами из Западной Азии; особенно с точки зрения гаплогруппы мтДНК HV1b. Авторы отметили:
«Подробная филогеография последовательностей HV1 показывает, что более недавние демографические потрясения, вероятно, способствовали их распространению из Западной Аравии в Восточную Африку, что согласуется с археологическими данными, предполагающими интенсивную морскую торговлю в Красном море с шестого тысячелетия до нашей эры».
По данным Černý et al. (2008), многие эфиопы также имеют определенные материнские линии с территориями в Йемене и других частях Северо-Восточной Африки. Авторы указывают, что:
«Самый частый гаплотип в западном прибрежном Йемене - 16126–16362, который встречается не только в Эфиопском нагорье, но и в Сомали, нижнем Египте и особенно часто встречается у нубийцев. Тихама разделяет некоторые западно-евразийские гаплотипы с африканцами, например J и K с эфиопами, сомалийцами и египтянами ".
Примерно в 7 веке до нашей эры на севере Эфиопии и Эритреи было основано королевство Д'мт (Д'амт) со столицей в Йеха на севере Эфиопии. После падения Демта в 5 веке до н.э. на плато преобладали меньшие королевства-преемники, пока не возникло одно из этих королевств, Аксумское царство, предок средневековой и современной Эфиопии, в первом веке до нашей эры. смог воссоединить область. Они основали базы на северном нагорье Эфиопского нагорья и оттуда расширились на юг. Персидский религиозный деятель Мани перечисленных Аксум с Римом, Персией и Китаем в качестве одного из четырех великих держав своего времени. Это было в начале 4-го века нашей эры, когда сиро- греческий изгой, Фрументий, был доставлен в суд и в конечном итоге обратил царя Эзану в христианство, тем самым сделав его официальной государственной религией. За это достижение он получил титул « Абба Селама » («Отец мира»). В разное время, в том числе в VI веке, Аксум контролировал большую часть современного Йемена и часть южной Саудовской Аравии через Красное море, а также контролировал северный Судан, северную Эфиопию, Эритрею и Джибути.
Линия правителей, происходивших от аксумских царей, несколько раз прерывалась: сначала еврейской или языческой царицей Гудит около 950 или 850 годов. Затем ее прервала династия Загве ; именно во время этой династии знаменитые высеченные в скале церкви Лалибелы были высечены при короле Лалибеле, чему способствовал долгий период мира и стабильности. Около 1270 года династия Соломоновых Островов стала контролировать Эфиопию, заявив о своем происхождении от царей Аксума. Они называли себя Neguse Negest («Царь царей» или Император ), основывая свои претензии на своем прямом происхождении от Соломона и царицы Савской.
Во время правления императора Йешака Эфиопия установила свой первый успешный дипломатический контакт с европейской страной со времен аксумитов, отправив двух эмиссаров к Альфонсу V Арагонскому, который отправил обратно эмиссаров, которые не смогли завершить поездку в Эфиопию. Первые непрерывные отношения с европейской страной начались в 1508 году с Португалии при императоре Лебне Денгел, который только что унаследовал трон от своего отца. Это оказалось важным событием, когда империя была подвергнута нападений Adal генерал и имамом, Ахмад ибн Ibrihim аль-Гази ( так называемый « ГРАНЬ », или «левые»), Португалия ответила на Lebna Dengel - х просьба о помощи с армией из 400 человек, которые помогли его сыну Гелавдевосу победить Ахмада и восстановить его власть. Однако, когда император Сусениос обратился в католицизм в 1624 году, последовали годы восстаний и гражданских беспорядков, в результате которых погибли тысячи человек. В иезуитские миссионеры обидел православную веру местных эфиопов, и сын 25 июня 1632 Susenyos', император Фасиледэс, объявил государственной религией снова быть Эфиопский православное христианство, и изгнали миссионеров - иезуитов и других европейцев.
Все это способствовало изоляции Эфиопии с 1755 по 1855 год, получившей название Zemene Mesafint или «Век князей». Императоры стали номинальными руководителями, контролируемыми такими военачальниками, как Рас Микаэль Сехул из Тыграя, а затем династией Оромо Йеджу. Эфиопский изоляционизм прекратился после того, как британская миссия заключила союз между двумя странами; однако только во время правления императора Теодроса II, начавшего модернизацию Эфиопии и восстановившую централизацию власти императора, Эфиопия снова начала принимать участие в мировых делах.
1880-е годы были отмечены битвой за Африку и модернизацией Эфиопии, когда итальянцы начали соперничать с британцами за влияние в приграничных регионах. Ассеб, порт у южного входа в Красное море, был куплен у местного афарского султана, вассала эфиопского императора, в марте 1870 года итальянской компанией, которая к 1890 году привела к созданию итальянской колонии Эритрея. Конфликты между двумя странами привели к битве при Адве в 1896 году, после чего эфиопы победили итальянские войска и остались независимыми под властью Менелика II. 26 октября 1896 года Италия и Эфиопия подписали временный мирный договор.
Начало 20 века ознаменовалось правлением императора Ледж Иясу, который предпринял быструю модернизацию Эфиопии, прерванную лишь кратковременной итальянской оккупацией (1936–1941 гг.). Британские и патриотические эфиопские войска освободили эфиопскую родину в 1941 году, за чем последовал суверенитет 31 января 1941 года и признание Великобританией полного суверенитета (то есть без каких-либо особых британских привилегий) с подписанием англо-эфиопского соглашения в декабре 1944 года.