Общая численность населения | |
---|---|
1,269,382 (2007) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Зона Хадия (Эфиопия ) | |
Языки | |
Различные, ранее строго язык хадийя | |
Религия | |
Христианство, Ислам, | |
Родственные этнические группы | |
Оромо, Сидама, Харари, Аргобба, Камбата, Афар, Сомали, Гураге, Волайта |
Хадия (ሀዲያ: Хадия или Хадийя) - эфиопская этническая группа людей, говорящих на языке хадийя. Историческое определение народа хадия, основанное на старом султанате Хадия, включало ряд эфиопских этнических групп, известных в настоящее время под другими названиями. В настоящее время это историческое образование подразделяется на несколько этнонимов, частично с различных языков и культурных принадлежностей. Изначально все они были жителями единого политического образования, султаната, который в течение четырех столетий после его распада k-down раздроблены на отдельные этносы. Leemo, Sooro, Shaashoogo и Baadawwaachcho оставались языковыми образованиями и сохранили идентичность единства, собственно Хадия; в то время как либидо (маряко), кабина, аллааба и силте развили отдельные этнические идентичности.
Считается, что изначально хадия были потомками вымерших Харла люди, жившие под султанатом Сева в девятом веке, до вторжения языческих королевства Дамот во главе с Сидамой. Группа носителей, названная Хадия-Сидама, развила исламскую идентичность, а затем создала Султанат Хадия. Согласно старейшинам Хадии, династия началась потомками Харара Эмира Абадира, которые вступили в брак с Сидамой. Самое раннее из сохранившихся упоминаний о Хадии находится в Кебра Нагаст (глава 94), что указывает на то, что королевство существовало к 13 веку. Еще одно раннее упоминание содержится в рукописи, написанной на острове монастыря озера Хайк, в которой говорится, что после завоевания Дамота император Амда Сейон I отправился в Хадию и принес он находился под его контролем с использованием армий Гура из современной Эритреи, которая позже стала областью Гураге. Позже, во время правления Амды Сейона, король Хадии Амано отказался подчиниться императору Эфиопии. Амано был воодушевлен в этом мусульманским «пророком тьмы» по имени Белам. Впоследствии Амда Сейон отправился в Хадию, где «убил жителей страны острием меча», убив многих жителей и поработив других. Несмотря на такие карательные меры, многие из людей хадия служили в воинских частях Амда Сейон.
Во время правления Зара Якоба, Гараада или султана Хадии. Махико, сын Гараада Мехмада, повторил действия своего предшественника и отказался подчиниться абиссинскому императору. Однако с помощью одного из последователей Махико Гараад был свергнут в пользу его дяди Бамо. Затем Гараад Махико искал убежища при дворе султаната Адаля. Позже он был убит преследовавшим его военным контингентом Адалом Мабраком. В хрониках говорится, что Адал Мабрак отправил голову и конечности Махико Зара Якоб в доказательство его смерти.
После военной оккупации Хадии многие короли Эфиопии и высокопоставленные члены насильственно женились на женщинах Хадии; Королева Элени из Хадии - один из примеров. Это привело бы к войнам с соседним султанатом Адаля, который не одобрял зверства, совершенные Эфиопией против своего мусульманского государства Хадия. Султанат Адаля попытался вторгнуться в Эфиопию в ответ, однако кампания была катастрофой и привела к смерти султана Бадлая ибн Саад ад-Дина в битве при Гомите. Отношения между Эфиопией и Адалом продолжали ухудшаться после инцидента в Хадии и достигли пика во время войны между Абиссинцами и Адалом. Хадия присоединился к армиям Адаля во время вторжения в Эфиопию в шестнадцатом веке. В конце шестнадцатого века регионы Хадия были захвачены миграциями оромо, поэтому Арси Оромо сегодня заявляют о своем происхождении от Хадии.
Исторический Определение народа хадия включает ряд эфиопских этнических групп, известных в настоящее время под другими названиями, по словам этнолога Ульриха Браукемпера, который во время своего исследования жил в различных частях южно-центральной Эфиопии более четырех лет. В своей книге под названием «История хадийя в Южной Эфиопии» он установил связи с древним царством Хадия. В настоящее время хадия не является однородной этнической группой, а скорее подразделяется на несколько этнонимов, частично с разными языками и культурной принадлежностью. Первоначально все они были жителями единого политического образования, султаната, который в IV веке после его создания поломка стала удивительно разнообразной. Либиду (Maräqo), Leemo, Sooro, Shaashoogo и Baadawwaachcho остались языковыми образованиями и сохранили идентичность единства, собственно Хадия; тогда как Кабина, Аллааба, Силтэ, кланы хадийского происхождения в Валайте, части Востока - Гураге, а также их потомки из старого слоя хадия, живущего с оромо и сидамой, развили отдельные этнические идентичности. Хадия относятся к подгруппам харари.
2. Либиду (Maraqo, Marako) (всего около 27 подгрупп): Abaachche, Agabeello, Waaremanna, Weerarmanna и т. Д.
3. Говоря на кушитском языке: Алааба и Кабин
4. Говорящие на Восточном Гураге: Азернет, Барбаре, Улбараг, Вориро, Волан, Зай, Гадабаано, Абиччо, Абусаре, Аббийо, Гаммасо, Вошармин, Каалиша, Шандар
5. Кланы Хадия в Арси и Бейле: Абаанна, Аббайиманна, Аббуре, Абусара, Холбаатманна, Вонаманна, Вошермин, Ябсанна, Оодоманна, Латаманна, Инсеманна, Долломана и т. Д.
6. Кланы Хадия в Сидаме: Бучче (Буше) (5 кланов): Факиса, Холло, Мальга, Хадиччо и Авачо
7. Кланы Хадия в Волеге (среди Маака Оромо около Некемте )
8. Кланы Хадия в Волайта (всего 11 подгрупп): Ансумоусо, Бохалманна, Додиччманна, Хабаллоосо
9 Кланы Хадия в Хараре (среди Итту оромо, всего 5 подгрупп): Абосаара, Асалманна, Дойёманна, Хорсуманна, Токкоманна
10. Алааба (всего 12 подгрупп): Букаанна, Китаабо, Колмине, Шааманна
11. Кланы Хадия в Камбате
12. Кланы Хадия в Афаре и Сомали
13. Кланы Хадия в Амхаре и Тиграе (Рай)
14. Кланы хадия вокруг Джиммы и Кафы
Нация хадия делится примерно на 16 подкланов. Каждый клан ведет свою родословную от одного предка мужского пола. Кланы не были ограничены какой-либо конкретной географической областью; они жили бок о бок. У некоторых кланов был признанный лидер, у других - нет. Однако в любом случае реальная политическая власть осуществлялась правящим советом старейшин каждого клана. В этом случае каждый клан оставался направил лидера своего совета в высший совет старейшин всего сообщества. Общий совет старейшин, представляющий все кланы, затем возглавил глава или представитель нации.
Зона Хадия названа в честь народа Хадия, родина которого охватывает часть этого административного деления. Национальная перепись населения Эфиопии 2007 года показала, что 1 269 382 человека (или 1,5% населения) идентифицировали себя как Хадия, из которых 150 087 были городскими жителями. Южные народы, народности и народные регионы являются домом для 93,9% этого народа.
Территория, занятая собственно Хадийя и группами происхождения Хадийя простирается от верхнего холма Гибе на западе до излучины Ваби Шабелле на востоке. Перенесенный на административную карту Эфиопии 1970-х годов, этот район включает юг Шавы, весь Генерал Арси и север Бале. На сегодняшней карте он охватывает зону Хадийя и части зоны Гураге на севере Регионального государства Южных Наций, Национальностей и Народов (SNNPRS) и некоторые центрально-южные части Оромии. География этого региона характеризуется разделением на восточную и западную зоны Эфиопской рифтовой долиной, которая является частью великой Восточноафриканской рифтовой системы. Основные районы, населенные хадийя, сохранившими свою первоначальную этническую идентичность, расположены на западной окраине Рифтовой долины; к востоку от оси есть только части, ассимилированные этническими группами, известными под другими названиями. Рифтовая долина простирается в северо-северо-восточном направлении примерно от 6 ° северной широты, по приблизительной оценке, и продолжается через впадину Аваш к воронкообразной низменности Афар. Внутри этой массивной зоны разрыва, возникшей в середине третичного периода, существует разница в высоте от 1250 м (озеро Аббайя) до иногда более 2000 м.
- король подгруппы Хаддийя Кабин в 19 веке. - Влиятельный культурный лидер подгруппы Хаддийя Leemo.