Люди Хадия

редактировать
Хадия
Общая численность населения
1,269,382 (2007)
Регионы со значительной численностью населения
Зона Хадия (Эфиопия )
Языки
Различные, ранее строго язык хадийя
Религия
Христианство, Ислам,
Родственные этнические группы
Оромо, Сидама, Харари, Аргобба, Камбата, Афар, Сомали, Гураге, Волайта

Хадия (ሀዲያ: Хадия или Хадийя) - эфиопская этническая группа людей, говорящих на языке хадийя. Историческое определение народа хадия, основанное на старом султанате Хадия, включало ряд эфиопских этнических групп, известных в настоящее время под другими названиями. В настоящее время это историческое образование подразделяется на несколько этнонимов, частично с различных языков и культурных принадлежностей. Изначально все они были жителями единого политического образования, султаната, который в течение четырех столетий после его распада k-down раздроблены на отдельные этносы. Leemo, Sooro, Shaashoogo и Baadawwaachcho оставались языковыми образованиями и сохранили идентичность единства, собственно Хадия; в то время как либидо (маряко), кабина, аллааба и силте развили отдельные этнические идентичности.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Идентичность
  • 3 Подгруппы хадийя
  • 4 Социальные и политические жизнь
  • 5 Природная среда
  • 6 Известный Хадия
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
История

Считается, что изначально хадия были потомками вымерших Харла люди, жившие под султанатом Сева в девятом веке, до вторжения языческих королевства Дамот во главе с Сидамой. Группа носителей, названная Хадия-Сидама, развила исламскую идентичность, а затем создала Султанат Хадия. Согласно старейшинам Хадии, династия началась потомками Харара Эмира Абадира, которые вступили в брак с Сидамой. Самое раннее из сохранившихся упоминаний о Хадии находится в Кебра Нагаст (глава 94), что указывает на то, что королевство существовало к 13 веку. Еще одно раннее упоминание содержится в рукописи, написанной на острове монастыря озера Хайк, в которой говорится, что после завоевания Дамота император Амда Сейон I отправился в Хадию и принес он находился под его контролем с использованием армий Гура из современной Эритреи, которая позже стала областью Гураге. Позже, во время правления Амды Сейона, король Хадии Амано отказался подчиниться императору Эфиопии. Амано был воодушевлен в этом мусульманским «пророком тьмы» по имени Белам. Впоследствии Амда Сейон отправился в Хадию, где «убил жителей страны острием меча», убив многих жителей и поработив других. Несмотря на такие карательные меры, многие из людей хадия служили в воинских частях Амда Сейон.

Во время правления Зара Якоба, Гараада или султана Хадии. Махико, сын Гараада Мехмада, повторил действия своего предшественника и отказался подчиниться абиссинскому императору. Однако с помощью одного из последователей Махико Гараад был свергнут в пользу его дяди Бамо. Затем Гараад Махико искал убежища при дворе султаната Адаля. Позже он был убит преследовавшим его военным контингентом Адалом Мабраком. В хрониках говорится, что Адал Мабрак отправил голову и конечности Махико Зара Якоб в доказательство его смерти.

После военной оккупации Хадии многие короли Эфиопии и высокопоставленные члены насильственно женились на женщинах Хадии; Королева Элени из Хадии - один из примеров. Это привело бы к войнам с соседним султанатом Адаля, который не одобрял зверства, совершенные Эфиопией против своего мусульманского государства Хадия. Султанат Адаля попытался вторгнуться в Эфиопию в ответ, однако кампания была катастрофой и привела к смерти султана Бадлая ибн Саад ад-Дина в битве при Гомите. Отношения между Эфиопией и Адалом продолжали ухудшаться после инцидента в Хадии и достигли пика во время войны между Абиссинцами и Адалом. Хадия присоединился к армиям Адаля во время вторжения в Эфиопию в шестнадцатом веке. В конце шестнадцатого века регионы Хадия были захвачены миграциями оромо, поэтому Арси Оромо сегодня заявляют о своем происхождении от Хадии.

Идентичность

Исторический Определение народа хадия включает ряд эфиопских этнических групп, известных в настоящее время под другими названиями, по словам этнолога Ульриха Браукемпера, который во время своего исследования жил в различных частях южно-центральной Эфиопии более четырех лет. В своей книге под названием «История хадийя в Южной Эфиопии» он установил связи с древним царством Хадия. В настоящее время хадия не является однородной этнической группой, а скорее подразделяется на несколько этнонимов, частично с разными языками и культурной принадлежностью. Первоначально все они были жителями единого политического образования, султаната, который в IV веке после его создания поломка стала удивительно разнообразной. Либиду (Maräqo), Leemo, Sooro, Shaashoogo и Baadawwaachcho остались языковыми образованиями и сохранили идентичность единства, собственно Хадия; тогда как Кабина, Аллааба, Силтэ, кланы хадийского происхождения в Валайте, части Востока - Гураге, а также их потомки из старого слоя хадия, живущего с оромо и сидамой, развили отдельные этнические идентичности. Хадия относятся к подгруппам харари.

хадийа

1. Текущие говорящие группы Хадийиса (собственно Хадия): Лемо, Сооро, Шаашуго, Баадаввааччо, Хабалло, Ходже, Шаамманна, Габара, Баадуго (Weexo Giira-Baadoog, Хабалло)

2. Либиду (Maraqo, Marako) (всего около 27 подгрупп): Abaachche, Agabeello, Waaremanna, Weerarmanna и т. Д.

3. Говоря на кушитском языке: Алааба и Кабин

4. Говорящие на Восточном Гураге: Азернет, Барбаре, Улбараг, Вориро, Волан, Зай, Гадабаано, Абиччо, Абусаре, Аббийо, Гаммасо, Вошармин, Каалиша, Шандар

5. Кланы Хадия в Арси и Бейле: Абаанна, Аббайиманна, Аббуре, Абусара, Холбаатманна, Вонаманна, Вошермин, Ябсанна, Оодоманна, Латаманна, Инсеманна, Долломана и т. Д.

6. Кланы Хадия в Сидаме: Бучче (Буше) (5 кланов): Факиса, Холло, Мальга, Хадиччо и Авачо

7. Кланы Хадия в Волеге (среди Маака Оромо около Некемте )

8. Кланы Хадия в Волайта (всего 11 подгрупп): Ансумоусо, Бохалманна, Додиччманна, Хабаллоосо

9 Кланы Хадия в Хараре (среди Итту оромо, всего 5 подгрупп): Абосаара, Асалманна, Дойёманна, Хорсуманна, Токкоманна

10. Алааба (всего 12 подгрупп): Букаанна, Китаабо, Колмине, Шааманна

11. Кланы Хадия в Камбате

12. Кланы Хадия в Афаре и Сомали

13. Кланы Хадия в Амхаре и Тиграе (Рай)

14. Кланы хадия вокруг Джиммы и Кафы

Социальная и политическая жизнь

Нация хадия делится примерно на 16 подкланов. Каждый клан ведет свою родословную от одного предка мужского пола. Кланы не были ограничены какой-либо конкретной географической областью; они жили бок о бок. У некоторых кланов был признанный лидер, у других - нет. Однако в любом случае реальная политическая власть осуществлялась правящим советом старейшин каждого клана. В этом случае каждый клан оставался направил лидера своего совета в высший совет старейшин всего сообщества. Общий совет старейшин, представляющий все кланы, затем возглавил глава или представитель нации.

Зона Хадия названа в честь народа Хадия, родина которого охватывает часть этого административного деления. Национальная перепись населения Эфиопии 2007 года показала, что 1 269 382 человека (или 1,5% населения) идентифицировали себя как Хадия, из которых 150 087 были городскими жителями. Южные народы, народности и народные регионы являются домом для 93,9% этого народа.

Природная среда

Территория, занятая собственно Хадийя и группами происхождения Хадийя простирается от верхнего холма Гибе на западе до излучины Ваби Шабелле на востоке. Перенесенный на административную карту Эфиопии 1970-х годов, этот район включает юг Шавы, весь Генерал Арси и север Бале. На сегодняшней карте он охватывает зону Хадийя и части зоны Гураге на севере Регионального государства Южных Наций, Национальностей и Народов (SNNPRS) и некоторые центрально-южные части Оромии. География этого региона характеризуется разделением на восточную и западную зоны Эфиопской рифтовой долиной, которая является частью великой Восточноафриканской рифтовой системы. Основные районы, населенные хадийя, сохранившими свою первоначальную этническую идентичность, расположены на западной окраине Рифтовой долины; к востоку от оси есть только части, ассимилированные этническими группами, известными под другими названиями. Рифтовая долина простирается в северо-северо-восточном направлении примерно от 6 ° северной широты, по приблизительной оценке, и продолжается через впадину Аваш к воронкообразной низменности Афар. Внутри этой массивной зоны разрыва, возникшей в середине третичного периода, существует разница в высоте от 1250 м (озеро Аббайя) до иногда более 2000 м.

Известный Хадия
  • Бейене Петрос - профессор биологии в Университете Аддис-Абебы, бывший член Эфиопской палаты народных представителей, бывший председатель Форума за демократический диалог в Эфиопии или Медрека (FDDE), и его нынешний глава отдела по связям с общественностью и по внешним связям, а также председатель Эфиопской социал-демократической партии (ESDP), член партии Медрек.
  • Элени из Эфиопии
  • Хабтаму Вондиму - профессор социальной психологии в Педагогический колледж Университета Аддис-Абебы, Эфиопия.
  • - профессор статистики. Бывший президент Университета Аддис-Абебы и президент-основатель университетского колледжа Альфа.
  • - певец
  • - певец
  • - историк
  • - основатель церкви калехийуот на юге Эфиопии с Аббой Дугисо, Ато Шигуксе Даада, Ато Абебе Буширо.

- король подгруппы Хаддийя Кабин в 19 веке. - Влиятельный культурный лидер подгруппы Хаддийя Leemo.

См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-22 10:22:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте