Эфиопы

редактировать
Смотрите также: эфиопский (значения) Для конкретного анализа населения Эфиопии см. Демография Эфиопии.
Эфиопы
Флаг Эфиопии.svg Флаг Эфиопии
Всего населения
Эфиопы во всем мире.svg c.114 миллионов
Регионы со значительной численностью населения
  Эфиопия
  Соединенные Штаты 460 000
  Израиль 155 300
  Саудовская Аравия 124 347 (эфиопского происхождения)
  ОАЭ 90 000
  Судан 60 734 (эфиопского происхождения)
  Южная Африка 44 891 (эфиопского происхождения)
  Канада 44 065
  Кения 36 889 (эфиопский)
  Ливан 30 000
  Италия 30 000
  Швеция 21 686
  Германия 20 465
  Объединенное Королевство 20 000
  Австралия 19 349
  южный Судан 12 786 (эфиопского происхождения)
  Норвегия 12 380
  Джибути 12 323 (эфиопские происхождения)
  Нидерланды 9 451 (эфиопского происхождения)
  Франция 8675 (эфиопский)
  Йемен 5740 (эфиопского происхождения)
   Швейцария 5211 (эфиопского происхождения)
  Испания 3713 (эфиопского происхождения)
  Кувейт 3595 (эфиопский)
  Греция 2420 (эфиопского происхождения)
  Финляндия 2366 (эфиопского происхождения)
  Дания 2136 (эфиопского происхождения)
  Сомали 2079 (эфиопского происхождения)
  Ливия 1831 (эфиопского происхождения)
  Катар 1667 (эфиопского происхождения)
  Египет 1457 (эфиопский)
  Австрия 1276 (эфиопский)
  Бельгия 1143 (эфиопского происхождения)
  Уганда 1070 (эфиопского происхождения)
Языки
Амхарский, оромо, сомалийский, тигринья, волайтта, гураге, сидамо и другие языки Эфиопии
Религия
Христиане 62,8% ( Эфиопские православные 43,5%, протестанты 19,3% (например, Пэнтай ), католики 0,9%), мусульмане 33,9%, традиционные 2,6%. Еврейский 1%,

Эфиопы - коренные жители Эфиопии, а также глобальная диаспора Эфиопии. Эфиопы составляют несколько составных этнических групп, многие из которых тесно связаны с этническими группами в соседней Эритрее и других частях Африканского Рога.

Население Эфиопии очень разнообразно и включает разные языки и этнические группы. Большинство его жителей говорят на афро-азиатских языках ( семитском, кушитском и омотическом ), а другие говорят на нило-сахарских языках. Оромо, амхара, сомали и Tigrayans составляют более трех четвертей (75%) населения, но есть более 80 различных этнических групп в пределах Эфиопии. Некоторые из них насчитывают всего 10 000 членов.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Этническая принадлежность
    • 1.1 Основные этнические группы
      • 1.1.1 Список
    • 1.2 эфиопская диаспора
  • 2 языка
  • 3 Религия
  • 4 диаспора
  • 5 Генетические исследования
    • 5.1 Аутосомная ДНК
    • 5.2 Отцовское происхождение
    • 5.3 Материнские линии
  • 6 История
  • 7 См. Также
  • 8 Сноски
  • 9 ссылки
  • 10 Внешние ссылки
Этническая принадлежность
Дополнительная информация: Список этнических групп в Эфиопии Люди амхара Тиграян На этом фото представлены разновидности одевания и прически культуры оромо. ребенок, сидящий перед группой, одел одежду Гуджи Оромо. четыре девушки сзади слева направо, одетые в стилях Харар, Камисе, Борена и Сева, и все они в стиле оромо Люди оромо Люди в Хараре

Основные этнические группы

Список

Нило-Сахара 52 815 0,10 151 489 0,20
Мессенго ???? 15 341 0,03 10 964 0,01
Маджангир Нило-Сахара 21 959 0,03
Мосие Афро-азиатский 9 207 0,02 19 698 0,03
Мурле Нило-Сахара 1,469 lt;0,01
Мурси Нило-Сахара 3 258 0,01 7 500 0,01
Нао Омотик 4 005 0,01 9 829 0,01
Нуэр Нилотский 64 534 0,12 147 672 0,20
Ньянгатом Нилотский 14 201 0,03 25 252 0,03
Оромо Афро-азиатский 21 080 318 32,15 25 489 024 34,49
Ойда Омотик 14 075 0,03 45 149 0,06
Кебена Афро-азиатский 35 072 0,07 52 712 0,07
Кечем ???? 2 740 0,01 2,585 lt;0,01
Кевама ???? 141 lt;0,01 298 lt;0,01
Она Омотик 13 290 0,03 320 lt;0,01
Шекечо Омотик 53 897 0,10 77 678 0,11
Шеко Омотик 23 785 0,04 37 573 0,05
Шинаша Омотик 32 698 0,06 52 637 0,07
Шита / Упо Нило-Сахара 307 lt;0,01 1 602 lt;0,01
Сидама Афро-азиатский 1 842 314 3,47 2 966 474 4.01
Сомалийский Афро-азиатский 6,785,266 6,18 4,581,794 6.21
Сурма Нило-Сахара 19 632 0,04 27 886 0,04
Тигринья Афро-азиатский 3 284 568 6,18 4 483 892 6,07
Тембаро ???? 86 510 0,16 98 621 0,13
Цамай Афро-азиатский 9 702 0,02 20 046 0,03
Велайта Омотик 1 269 216 2.39 1 707 079 2.31
Верджи Афро-азиатский 20 536 0,04 13 232 0,02
Йем Омотик 165 184 0,31 160 447 0,22
Zeyese Омотик 10 842 0,02 17 884 0,02
Зельмам Нило-Сахара 2 704 lt;0,01
Другое / неизвестно 155 972 0,29 178 799 0,24
Сомалийские ( сомалийцы из Сомали ) 200 227 0,9
Суданский 2 035 lt;0,01 10 333 0,01
Эритрейцы ( эфиопский народ эритрейского происхождения ) 61 857 0,12 9 736 0,01
Кенийский 134 lt;0,01 737 lt;0,01
Джибути 367 lt;0,01 733 lt;0,01
Другие иностранцы 15 550 0,02
Общий 53 132 276 73 750 932

Эфиопская диаспора

Языки
Основная статья: Языки Эфиопии

До падения Дерг, Amharic служил в качестве единственного официального языка в сфере государственного управления, суды, церкви и даже в начальной школе обучения. После 1991 года амхарский язык был заменен во многих областях другими официальными государственными языками, такими как оромо, сомали и тигринья. Английский является наиболее распространенным иностранным языком, и его преподают во всех средних школах.

Согласно переписи населения Эфиопии 2007 года и Всемирной книге фактов ЦРУ, крупнейшими первыми языками являются: 24 929 567 человек, говорящих на оромо, или 33,8% от общей численности населения; Амхарский 21 631 370 или 29,3% (федеральный рабочий язык); Сомали 4 609 274 или 6,2%; Тигринья 4 324 476 или 5,9%; Сидамо 4 981 471 человек или 4%; Wolaytta 1 627 784 или 2,2%; Gurage 1 481 783 или 2%; и 1 281 278 афаров, или 1,7%. Широко распространенные иностранные языки включают арабский, английский (основной иностранный язык, преподаваемый в школах) и итальянский (на котором говорит итальянское меньшинство).

Религия

Согласно Справочнику ЦРУ, религиозная демография Эфиопии выглядит следующим образом; Эфиопские православные 43,8%, мусульмане 31,3%, протестанты 22,8%, католики 0,7%, традиционные 0,6% и другие 0,8%.

Диаспора

Самая большая диаспора находится в США. По данным Бюро переписи населения США, по состоянию на 2008 год в США проживало 250 000 эфиопских иммигрантов. Еще 30 000 граждан США, родившихся в США, сообщили об эфиопском происхождении. По словам Аарона Маттео Терразаса, «если включить потомков мигрантов эфиопского происхождения (второе поколение и выше), то в Соединенных Штатах оценивается более 460 000 человек (из которых примерно 350 000 находятся в столичной зоне Вашингтона, округ Колумбия ; 96 000 в Лос-Анджелесе и 10 000 в Нью-Йорке) ".

Большая эфиопская община также находится в Израиле, где эфиопы составляют почти 1,9% населения; почти все сообщество являются членами сообщества Beta Israel. Также большое количество эфиопских эмигрантов проживает в Саудовской Аравии, Италии, Ливане, Великобритании, Канаде, Швеции и Австралии.

Генетические исследования

Аутосомная ДНК

Исследования эфиопов, принадлежащих к семитским и кушитским этническим группам, в основном с севера страны (оромо, амхара, тигрей и гураге) оценивают примерно 40% их аутосомных предков в результате древней неафриканской обратной миграции из Ближний Восток, и около 60% должны быть местного африканского происхождения (от коренного или «автохтонного» населения к югу от Сахары до Африканского Рога).

Тишкофф и др. (2009) определили четырнадцать групп населения предков, которые коррелируют с самоописанной этнической принадлежностью и общими культурными и / или языковыми особенностями в Африке в ходе крупнейшего на сегодняшний день аутосомного исследования континента. Бурджи, Консо и Бета Исраэль были взяты из Эфиопии. Отобранные афроазиатско-говорящие эфиопы в совокупности (рис. 5B) принадлежат к: 71% в кластере «кушитский», 6% в кластере «Сахара / догон», 5% в кластере «нигерский кордофанский», по 3% каждый. в кластере «Нило-Сахара» и «Чадская Сахара», в то время как остаток (12%) их назначения был распределен между оставшимися (9) Связанными Кластерами Предков (AAC), обнаруженными в Африке к югу от Сахары. «Кушитский» кластер также считался «наиболее близким к неафриканским AAC, что согласуется с восточноафриканской миграцией современных людей из Африки или обратной миграцией неафриканцев в Сахару и Восточную Африку».

Wilson et al. (2001), одном из исследований аутосомно ДНК на основе кластерного анализа, который смотрел на комбинированный образце амхар и Оромо изучение одного фермента вариантов: метаболизирующий препарат фермента (DME) локусы, показал, что 62% Ethiopeans попадет в один кластер из ашкеназов, Норвежцы и армяне на основе этого гена. Только 24% эфиопов объединяются с банту и афрокарибами, 8% - с жителями Папуа-Новой Гвинеи и 6% - с китайцами.

Отцовские линии

Y Гаплогруппы ДНК Эфиопии alt text Y ДНК гаплогруппы Эфиопии

Сводный взгляд на большинство проведенных к настоящему времени исследований YDNA показывает, что из 459 мужчин, отобранных в Эфиопии, примерно 58% гаплотипов Y-хромосомы принадлежат к гаплогруппе E, из которых 71% (41% от общего числа). были охарактеризованы одной из его последующих подчиненных линий, известной как E1b1b, в то время как остальные в основном характеризовались гаплогруппой E1b1 (x E1b1b, E1b1a) и в меньшей степени гаплогруппой E2. Что касается E1b1b, некоторые исследования показали, что он существует на самом высоком уровне среди оромо, где он составлял 62,8% гаплотипов, в то время как он был обнаружен на уровне 35,4% среди амхара, однако другие исследования обнаружили почти такое же представление о гаплотипах. Гаплогруппа E1b1b составляет примерно 57% как в Оромо, так и в Амхара. Считается, что гаплогруппа (как и ее предшественница E1b1) возникла в Эфиопии или в другом месте Африканского Рога. Примерно половина E1b1b, обнаруженного в Эфиопии, дополнительно характеризуется E1b1b1a (M78), который позже возник в северо-восточной Африке, а затем вернулся в восточную Африку.

Гаплогруппа J была обнаружена с частотой примерно 18% у эфиопов, с более высокой распространенностью среди амхара, где она, как было установлено, существует на уровне до 35%, из которых около 94% (17% от общего числа) составляют типа J1, а 6% (1% от общего количества) - типа J2. С другой стороны, 26% лиц, отобранных в контрольной части Арси по Морану и соавт. (2004) принадлежат к гаплогруппе J.

Другая довольно распространенная линия в Эфиопии принадлежит к гаплогруппе A, встречающаяся с частотой около 17% в пределах Эфиопии, почти вся она характеризуется подчиненной дочерней линией A3b2 (M13). Ограниченная Африкой и в основном встречающаяся вдоль Рифт-Валли от Эфиопии до Кейптауна, гаплогруппа A представляет собой самую глубокую ветвь филогении Y-хромосомы человека.

Наконец, гаплогруппа T составляет примерно 4% и гаплогруппа B примерно 3%, составляют остаток гаплогрупп Y-ДНК, обнаруженных в Эфиопии.

Материнские линии

гаплогруппы мтДНК Эфиопии альтернативный текст гаплогруппы мтДНК Эфиопии

Материнское происхождение эфиопов столь же разнообразно. Около половины (52,2%) эфиопов принадлежит к гаплогруппам мтдна L0, L1, L2, L3, L4, L5 или L6. Эти гаплогруппы обычно приурочены к африканскому континенту. Они также возникли либо в Эфиопии, либо совсем рядом. Другая часть населения принадлежит к гаплогруппе N (31%) и гаплогруппе M1 (17%). Существуют разногласия по поводу их происхождения как местных, так и возможной древней обратной миграции в Эфиопию из Азии.

Passarino et al. (1998) предположили, что:

Приток европеоидных генов в генофонд Эфиопии происходил преимущественно через мужчин. Напротив, вклад Нигера и Конго в население Эфиопии происходил в основном за счет женщин.

Хотя в научном сообществе ведутся споры о том, что именно представляет собой «европеоидный поток генов», в том же исследовании говорится:

В самом деле, эфиопы, похоже, не являются результатом простой комбинации протонигерско-конголезских и ближневосточных генов. Их африканский компонент не может быть полностью объяснен тем, что говорят современные нигеро-конголезские говорящие, и он сильно отличается от койсанского. Таким образом, часть нынешнего генофонда Эфиопии может быть продуктом дифференциации in situ от генофонда предков ".

Скотт и др. (2005) аналогичным образом отметили, что население Эфиопии почти поровну разделено на лиц, несущих евразийские материнские линии, и тех, кто принадлежит к африканским кладам. Они описывают присутствие евразийских клад в стране как последовательности, которые «считаются обнаруженными в большом количестве в Эфиопии либо в результате значительного потока генов в Эфиопию из Евразии (Chen et al., 2000; Richards et al., 2003).), или в результате того, что он претерпел несколько разветвлений в демической диффузии, выступая в качестве родословных основателей для неафриканских популяций ". Исследователи также не обнаружили связи между региональным происхождением субъектов или языковой семьей (семитская / кушитская) и их митохондриальным типом:

Распределение гаплогрупп среди всех субъектов (спортсменов и контрольной группы) из разных географических регионов Эфиопии показано в таблице 3. Как можно видеть графически на рис. Африканские L-гаплогруппы (Аддис-Абеба: 59%, Арси: 50%, Шева: 44%, Другое: 57%). Не было обнаружено связи между региональным происхождением субъектов и их митохондриальным типом (v2 = 8,5, 15 df, P = 0,9). Точно так же распределение гаплогрупп мтДНК субъектов (спортсменов и контрольной группы), говорящих на языках из каждой семьи, показано в таблице 3. И снова не было никакой связи между языковой семьей и митохондриальным типом (v2 = 5,4, 5 df, P = 0,37). Как видно на рис. 4, распределение гаплогрупп каждой языковой семьи снова очень похоже.

Кроме того, Musilová et al. (2011) наблюдали значительные материнские связи между образцами из Эфиопии и других стран Африканского Рога с образцами из Западной Азии; особенно с точки зрения гаплогруппы мтДНК HV1b. Авторы отметили:

«Подробная филогеография последовательностей HV1 показывает, что более недавние демографические потрясения, вероятно, способствовали их распространению из Западной Аравии в Восточную Африку, что согласуется с археологическими данными, предполагающими интенсивную морскую торговлю в Красном море с шестого тысячелетия до нашей эры».

По данным Černý et al. (2008), многие эфиопы также имеют определенные материнские линии с территориями в Йемене и других частях Северо-Восточной Африки. Авторы указывают, что:

«Самый частый гаплотип в западном прибрежном Йемене - 16126–16362, который встречается не только в Эфиопском нагорье, но и в Сомали, нижнем Египте и особенно часто встречается у нубийцев. Тихама разделяет некоторые западно-евразийские гаплотипы с африканцами, например J и K с эфиопами, сомалийцами и египтянами ".

История
Основная статья: История Эфиопии

Примерно в 7 веке до нашей эры на севере Эфиопии и Эритреи было основано королевство Д'мт (Д'амт) со столицей в Йеха на севере Эфиопии. После падения Демта в 5 веке до н.э. на плато преобладали меньшие королевства-преемники, пока не возникло одно из этих королевств, Аксумское царство, предок средневековой и современной Эфиопии, в первом веке до нашей эры. смог воссоединить область. Они основали базы на северном нагорье Эфиопского нагорья и оттуда расширились на юг. Персидский религиозный деятель Мани перечисленных Аксум с Римом, Персией и Китаем в качестве одного из четырех великих держав своего времени. Это было в начале 4-го века нашей эры, когда сиро- греческий изгой, Фрументий, был доставлен в суд и в конечном итоге обратил царя Эзану в христианство, тем самым сделав его официальной государственной религией. За это достижение он получил титул « Абба Селама » («Отец мира»). В разное время, в том числе в VI веке, Аксум контролировал большую часть современного Йемена и часть южной Саудовской Аравии через Красное море, а также контролировал северный Судан, северную Эфиопию, Эритрею и Джибути.

Линия правителей, происходивших от аксумских царей, несколько раз прерывалась: сначала еврейской или языческой царицей Гудит около 950 или 850 годов. Затем ее прервала династия Загве ; именно во время этой династии знаменитые высеченные в скале церкви Лалибелы были высечены при короле Лалибеле, чему способствовал долгий период мира и стабильности. Около 1270 года династия Соломоновых Островов стала контролировать Эфиопию, заявив о своем происхождении от царей Аксума. Они называли себя Neguse Negest («Царь царей» или Император ), основывая свои претензии на своем прямом происхождении от Соломона и царицы Савской.

Во время правления императора Йешака Эфиопия установила свой первый успешный дипломатический контакт с европейской страной со времен аксумитов, отправив двух эмиссаров к Альфонсу V Арагонскому, который отправил обратно эмиссаров, которые не смогли завершить поездку в Эфиопию. Первые непрерывные отношения с европейской страной начались в 1508 году с Португалии при императоре Лебне Денгел, который только что унаследовал трон от своего отца. Это оказалось важным событием, когда империя была подвергнута нападений Adal генерал и имамом, Ахмад ибн Ibrihim аль-Гази ( так называемый « ГРАНЬ », или «левые»), Португалия ответила на Lebna Dengel - х просьба о помощи с армией из 400 человек, которые помогли его сыну Гелавдевосу победить Ахмада и восстановить его власть. Однако, когда император Сусениос обратился в католицизм в 1624 году, последовали годы восстаний и гражданских беспорядков, в результате которых погибли тысячи человек. В иезуитские миссионеры обидел православную веру местных эфиопов, и сын 25 июня 1632 Susenyos', император Фасиледэс, объявил государственной религией снова быть Эфиопский православное христианство, и изгнали миссионеров - иезуитов и других европейцев.

Все это способствовало изоляции Эфиопии с 1755 по 1855 год, получившей название Zemene Mesafint или «Век князей». Императоры стали номинальными руководителями, контролируемыми такими военачальниками, как Рас Микаэль Сехул из Тыграя, а затем династией Оромо Йеджу. Эфиопский изоляционизм прекратился после того, как британская миссия заключила союз между двумя странами; однако только во время правления императора Теодроса II, начавшего модернизацию Эфиопии и восстановившую централизацию власти императора, Эфиопия снова начала принимать участие в мировых делах.

1880-е годы были отмечены битвой за Африку и модернизацией Эфиопии, когда итальянцы начали соперничать с британцами за влияние в приграничных регионах. Ассеб, порт у южного входа в Красное море, был куплен у местного афарского султана, вассала эфиопского императора, в марте 1870 года итальянской компанией, которая к 1890 году привела к созданию итальянской колонии Эритрея. Конфликты между двумя странами привели к битве при Адве в 1896 году, после чего эфиопы победили итальянские войска и остались независимыми под властью Менелика II. 26 октября 1896 года Италия и Эфиопия подписали временный мирный договор.

Начало 20 века ознаменовалось правлением императора Ледж Иясу, который предпринял быструю модернизацию Эфиопии, прерванную лишь кратковременной итальянской оккупацией (1936–1941 гг.). Британские и патриотические эфиопские войска освободили эфиопскую родину в 1941 году, за чем последовал суверенитет 31 января 1941 года и признание Великобританией полного суверенитета (то есть без каких-либо особых британских привилегий) с подписанием англо-эфиопского соглашения в декабре 1944 года.

Смотрите также
Сноски
использованная литература
  • Э. Сильвия Панкхерст, Эфиопский народ. Их права и прогресс. Вудфорд Грин, Эссекс: New Times amp; Ethiopia News 1946.
  • Эдвард Уллендорф, эфиопы: введение в страну и людей. Лондон: Oxford University Press, 1960, ²1965, ³1973 ( ISBN   0-19-285061-X ), ⁴1990 (Wiesbaden: F. Steiner; ISBN   3-515-05693-9 ).
внешние ссылки
  • Справочник этнических групп с информацией о численности населения и религии, поддерживаемый протестантскими церквями и миссионерскими агентствами
Последняя правка сделана 2024-01-12 07:11:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте