Гумузы

редактировать
Гумуз
Gumuzgirl.JPG
Общая численность населения
218,000
Регионы со значительным количеством населения
Эфиопия 159,418
Судан 67,000
Языки
Гумуз. Диалекты . Дисоха (Десуа), Дакунза (Дегоджа, Дукунза, Гунза, Ганза, Дукуна, Дугунза), Сай, Сесе (Сайсай), Декока, Девия, Кукуйя, Гомбо, Джемхва, Модеа:. 151,000
Религия
Преимущественно традиционная вера ; меньшинство Христианство, Ислам
Родственные этнические группы
Гуле, Квама, Сита, Удук, Комо
Benishangul Gumuz Люди в их традиционных платье и музыкальный инструмент.JPG

The Гумуз (также пишется Гумаз и Гумз ) являются особой этнической группой владение нило-сахарским языком, населяющее область Бенишангуль-Гумуз и квара вореда в западной Эфиопии, а также Фазогли регион в Судане. Они говорят на гумузском языке, который принадлежит к нило-сахарской семье. В Гумузе около 200 000 человек.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Язык
  • 3 Демография
  • 4 Культура
  • 5 Недавние события
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
История
Флаг региона Бенишангуль-Гумуз.

Гумузы традиционно объединялись с другими нильскими народами, живущими вдоль судано-эфиопской границы под собирательным названием Шанкелла (Панкхерст 1977). Как «Шанквелла», они уже упомянуты шотландским исследователем Джеймсом Брюсом в его «Путешествиях в поисках истока Нила», опубликованном в 1790 году. Он отмечает, что они охотились с луками и стрелами - обычай, сохранившийся до наших дней..

Большинство членов Гумуза живут в низменности кустарников и саванн. Согласно их традициям, в более ранние времена они населяли западные части провинции Годжам, но постепенно были изгнаны в негостеприимную область Голубого Нила и его притоков их более могущественными афроазиатские говорящие соседи, амхара и агав, которые также поработили их (Wolde-Selassie Abbute 2004). Рабство не исчезало в Эфиопии до 1940-х годов. Было обнаружено, что потомки гумузцев, взятых в рабство в местность к югу от Велкита, в 1984 году все еще говорили на этом языке (Unseth 1985).

Язык

Гумузы говорят на гумузском языке, который принадлежит к нило-сахарской семье (Бендер, 1979). Он подразделяется на несколько диалектов (Ahland 2004, Unseth 1985).

Демография

По состоянию на 2007 год в Эфиопии насчитывалось около 159 418 гумуз. Около 67 000 гумузов также проживали в Судане.

Культура
Зернохранилище Гумуз в деревне Манджари, зона Метекел, западная Эфиопия.

Практика Гумуз вахтовое земледелие, и их основная пища - сорго (Wallmark 1981). Зерновые культуры хранятся в закромах, украшенных глиняными глыбами, имитирующими женскую грудь. Сорго используется для приготовления каши (нга) и пивоварения пива (кеа). Все готовка и заваривание осуществляется в глиняных горшочках, которые делают женщины. Гумузы также охотятся на диких животных, таких как дуикеров и бородавочников, и собирают мед, дикие плоды, коренья и семена. Люди, живущие недалеко от границы с Суданом, обратились в ислам, и некоторые из них стали христианами, но большинство гумузов по-прежнему придерживаются традиционных религиозных обрядов. Духов называют мус'а, и считается, что они обитают в домах, зернохранилищах, полях, деревьях и горах. У них есть специалисты по ритуалам, называемые гафеа. Изначально все Гумузы украшали свои тела скарификациями, но этот обычай исчезает из-за давления и просвещения правительства. Все Гумузы организованы в кланы. Вражда между кланами - обычное дело, и обычно они разрешаются с помощью института разрешения конфликтов, называемого мангема или мичу в зависимости от региона. Как и раньше, у суданцев Удук брак заключался через сестринский обмен.

Последние события

С 1980-х годов в гумузском народе произошло много изменений. Было переселение горцев на их территорию, особенно в связи с наличием земли и воды. Например, поселенцев привлекал крупный ирригационный проект вдоль реки Куса или реки Белес. Часто земли Гумуза были переданы транснациональным или местным инвесторам. В некоторых частях района Гумуз сейчас доминирует экономика поселенцев. Многие Гумузы стали вести оседлый образ жизни, но сохранили свою сельскохозяйственную систему. Хотя была построена транзитная дорога и построены коммерческие фермы в нижнем бассейне, следует рассматривать гумузов как «периферийных» по отношению к Эфиопскому нагорью, которые удерживают власть в стране.

Ссылки
Библиография
  • Abbute, Wolde-Selassie. 2004. Гумузские и высокогорные переселенцы. Разные стратегии жизнеобеспечения и этнических отношений в Метекеле, Северо-Западная Эфиопия. Мюнстер: Лит.
  • Аланд, Коллин Энн. 2004. Лингвистические вариации в Гумузе: исследование связи между историческими изменениями и понятностью. Дипломная работа. Техасский университет в Арлингтоне.
  • Ахмад, Абдусамад Х. 1995. Гумуз низменностей Западного Годжама: рубеж истории 1900-1935 гг. Africa 50 (1): 53-67.
  • Ахмад, Абдусамад Х. 1999. Торговля рабами в Бела-Шангуле и Гумузе, Эфиопия: приграничные анклавы в истории, 1897-1938 гг. Journal of African History 40 (3): 433-446.
  • Бендер, М. Лайонел. 1979. Гумуз: Очерк грамматики и лексики. Afrika und Übersee 62: 38-69.
  • Бендер, М. Лайонел. 1994. Сравнительная комузская грамматика. Afrika und Übersee 77: 31-54.
  • Grottanelli, Vinigi, L. 1948. I Preniloti: un’arcaica provincia culturale в Африке. Annali Lateranensi 12: 280-326.
  • . 1953. Über einen unbekannten Gunza-stamm в Валлегге. Rassegna di Studi Etiopici 12: 139-148.
  • Джеймс, Венди. 1975. Сестра по обмену браком. Scientific American 233 (6): 84-94.
  • Джеймс, Венди. 1980. «От аборигенного к пограничному обществу в западной Эфиопии. В «Рабочих документах об обществе и истории в имперской Эфиопии: южная периферия с 1880 по 1974 год» под редакцией Дональда Л. Донхэма и Венди Джеймс. Кембридж: Центр африканских исследований, издательство Кембриджского университета.
  • Джеймс, Венди. 1986. «Линии жизни: брак по обмену среди гумузов». В южных границах Имперской Эфиопии. Очерки истории и социальной антропологии под редакцией Д.Л. Донхэм и У. Джеймс. Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 119–147.
  • Клаусбергер, Фридрих. 1975. Bashanga, das Strafrecht der Baga-Gumuz. Ethnologische Zeitschrift (Zürich) 1: 109-126.
  • Панкхерст, Ричард. 1977 г. История Бареи, Санквеллы и других эфиопских рабов из приграничных районов Судана. Судан Примечания и записи 58: 1-43.
  • Симмунс, Фредерик. 1958. Сельскохозяйственные орудия и режущие инструменты Бегемдера и Семиена, Эфиопия. South West Journal of Anthropology 14: 386-406.
  • Унсет, Питер. 1985. Гумуз: отчет о диалектном исследовании. Journal of Ethiopian Studies 18: 91-114.
  • Унсет, Питер. 1989. Избранные аспекты фонологии Гумуз. Материалы 8-й Международной конференции по эфиопским исследованиям, Аддис-Абеба, 1984: 617-32.
  • Узар, Хеннинг. 1993. «Исследования в Гумузе: фонология Сесе и система ТМА». В «Темах нило-сахарской лингвистики» под редакцией М.Л. Бендер. Гамбург: Гельмут Буске: 347-383.
  • Уоллмарк, Питер. 1981. «Бега (Гумуз) Веллеги: сельское хозяйство и пропитание». В «Народах и культурах эфио-суданского пограничья» под редакцией М.Л. Бендер. Ист-Лансинг: Университет штата Мичиган, Центр африканских исследований: 79–116.
  • Занни, Леоне. 1939-40 гг. La Tribù dei Gumus. Обратите внимание на Etnografiche. La Nigrizia. Верона.
Последняя правка сделана 2021-05-22 13:21:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте