Общая численность населения | |
---|---|
218,000 | |
Регионы со значительным количеством населения | |
Эфиопия | 159,418 |
Судан | 67,000 |
Языки | |
Гумуз. Диалекты . Дисоха (Десуа), Дакунза (Дегоджа, Дукунза, Гунза, Ганза, Дукуна, Дугунза), Сай, Сесе (Сайсай), Декока, Девия, Кукуйя, Гомбо, Джемхва, Модеа:. 151,000 | |
Религия | |
Преимущественно традиционная вера ; меньшинство Христианство, Ислам | |
Родственные этнические группы | |
Гуле, Квама, Сита, Удук, Комо |
The Гумуз (также пишется Гумаз и Гумз ) являются особой этнической группой владение нило-сахарским языком, населяющее область Бенишангуль-Гумуз и квара вореда в западной Эфиопии, а также Фазогли регион в Судане. Они говорят на гумузском языке, который принадлежит к нило-сахарской семье. В Гумузе около 200 000 человек.
Гумузы традиционно объединялись с другими нильскими народами, живущими вдоль судано-эфиопской границы под собирательным названием Шанкелла (Панкхерст 1977). Как «Шанквелла», они уже упомянуты шотландским исследователем Джеймсом Брюсом в его «Путешествиях в поисках истока Нила», опубликованном в 1790 году. Он отмечает, что они охотились с луками и стрелами - обычай, сохранившийся до наших дней..
Большинство членов Гумуза живут в низменности кустарников и саванн. Согласно их традициям, в более ранние времена они населяли западные части провинции Годжам, но постепенно были изгнаны в негостеприимную область Голубого Нила и его притоков их более могущественными афроазиатские говорящие соседи, амхара и агав, которые также поработили их (Wolde-Selassie Abbute 2004). Рабство не исчезало в Эфиопии до 1940-х годов. Было обнаружено, что потомки гумузцев, взятых в рабство в местность к югу от Велкита, в 1984 году все еще говорили на этом языке (Unseth 1985).
Гумузы говорят на гумузском языке, который принадлежит к нило-сахарской семье (Бендер, 1979). Он подразделяется на несколько диалектов (Ahland 2004, Unseth 1985).
По состоянию на 2007 год в Эфиопии насчитывалось около 159 418 гумуз. Около 67 000 гумузов также проживали в Судане.
Практика Гумуз вахтовое земледелие, и их основная пища - сорго (Wallmark 1981). Зерновые культуры хранятся в закромах, украшенных глиняными глыбами, имитирующими женскую грудь. Сорго используется для приготовления каши (нга) и пивоварения пива (кеа). Все готовка и заваривание осуществляется в глиняных горшочках, которые делают женщины. Гумузы также охотятся на диких животных, таких как дуикеров и бородавочников, и собирают мед, дикие плоды, коренья и семена. Люди, живущие недалеко от границы с Суданом, обратились в ислам, и некоторые из них стали христианами, но большинство гумузов по-прежнему придерживаются традиционных религиозных обрядов. Духов называют мус'а, и считается, что они обитают в домах, зернохранилищах, полях, деревьях и горах. У них есть специалисты по ритуалам, называемые гафеа. Изначально все Гумузы украшали свои тела скарификациями, но этот обычай исчезает из-за давления и просвещения правительства. Все Гумузы организованы в кланы. Вражда между кланами - обычное дело, и обычно они разрешаются с помощью института разрешения конфликтов, называемого мангема или мичу в зависимости от региона. Как и раньше, у суданцев Удук брак заключался через сестринский обмен.
С 1980-х годов в гумузском народе произошло много изменений. Было переселение горцев на их территорию, особенно в связи с наличием земли и воды. Например, поселенцев привлекал крупный ирригационный проект вдоль реки Куса или реки Белес. Часто земли Гумуза были переданы транснациональным или местным инвесторам. В некоторых частях района Гумуз сейчас доминирует экономика поселенцев. Многие Гумузы стали вести оседлый образ жизни, но сохранили свою сельскохозяйственную систему. Хотя была построена транзитная дорога и построены коммерческие фермы в нижнем бассейне, следует рассматривать гумузов как «периферийных» по отношению к Эфиопскому нагорью, которые удерживают власть в стране.