Пророк Мани | |
---|---|
مانی | |
Статуя Мани в храме Цаоань, Китай | |
Личное | |
Родился | c. Апрель 216 г. Ктесифон, Парфянская Вавилония (современный Ирак ) |
Умер | 2 марта 274 г. или 26 февраля 277 г. (57–58 или 60–61 лет) Гундешапур, Империя Сасанидов (современный Иран ) |
Причиной смерти | Мученичество по приказу Бахрама I. |
Религия | манихейство |
Родители | Патик, Мариам |
Известные работы | |
Основатель | манихейство |
Мани (в среднеперсидском : 𐭌𐭀𐭍𐭉 / 𐭬𐭠𐭭𐭩 / 𐮋𐮀𐮌𐮈 / 𐬨𐬁𐬥𐬌 / 𐫖𐫀𐫗𐫏 мани, Новый персидский : مانی мани, китайский :摩尼 Мони, сирийский мани, греческий Μάνης, латинские Гривы, также Μανιχαῖος, Latin Manichaeus, с сирийского ܡܐܢܝ ܚܝܐ мани Хайя «Живой Мани», ок. 216 апреля - 2 марта 274 г. или 26 февраля 277 г.), иранского происхождения, был пророком и основателем манихейства, религии поздней античности, находящейся под сильным влиянием гностицизма, который когда-то был широко распространен, но сейчас больше не преобладает по имени. Мани родился в Селевкии-Ктесифоне или недалеко от нее в Вавилонии, в то время еще входившей в состав Парфянской империи. Семь из его основных работ были написаны на сирийском языке, а восьмая, посвященная сасанидскому императору Шапуру I, была написана на среднеперсидском языке. Он умер в Гундешапуре.
Точное значение названия остается нерешенным. Возможно, это произошло от вавилонско-арамейского языка Mânâ [свечение]. Мандеи использовали термин mânâ rabba, означающий «Просветленный лорд / король». Древнегреческие интерпретации были « скевос» и « гомилия»,
Тот же слегка презрительный «некто» (Manes quidam) также появляется в Acta Archelai Гегемония (4 век), однако Гегемониус дает подробное описание внешности Мани. Имена Мани стали объектом возвышающей трансформации (греческое, коптское Mannichaios, латинское Mannichaeus, т. Е. Mannam fundens, «изливающая манну».
В 1969 году в Верхнем Египте был обнаружен греческий пергаментный кодекс ок.Было обнаружено 400 г. н.э. Теперь он обозначен как Codex Manichaicus Coloniensis, потому что хранится в Кельнском университете. Сочетание агиографического описания карьеры и духовного развития Мани с информацией о религиозных учениях Мани и фрагментов его сочинений в настоящее время считается самым надежным источником информации об историческом Мани.
Все другие средневековые и предварительно средневековые счета его жизни либо легендарные или агиографические, например, счет в фихрист по Ибн аль-Надым, якобы от аль-Бируните, или были анти-манихейская полемика, такие как 4-го век Acta Archelai. Среди этих средневековых рассказов рассказ Ибн ан-Надима о жизни и учениях Мани, вообще говоря, является наиболее надежным и исчерпывающим. Примечательно, что (в других отчетах видный) образ «Третьего посла» представлен только посредством краткого упоминания имени bašīr, «вестник благой вести», и топоса «Мани Художника» (который в других исламских отчетах почти полностью заменяет то, что «основатель религии») полностью отсутствует.
Эта работа и другие свидетельства, обнаруженные в 20 веке, устанавливают Мани как историческую личность.
Мани родился недалеко от Селевкии-Ктесифона, возможно, в городе Мардину в вавилонском районе Нахр Кута; по другим данным в городе Абрумья. Отец Мани Патик (среднеперсидский Pattūg ; греческий Koinē : Παττικιος, арабский : Futtuq), уроженец Экбатаны (ныне Хамадан, Иран), был членом иудейской христианской секты Эльцесайтов. Его мать была парфянского происхождения (от « семьи Армении Аршакидов из Камсаракана »); ее имя упоминается по-разному, в том числе Марьям.
Мани вырос в неортодоксальной среде Вавилона. Сообщество Элькесаитов было якобы иудейскими христианами, хотя и с некоторыми гностическими чертами из-за их эбионитского наследия, таких как вера в повторяющиеся воплощения небесных апостолов, один из которых был докетическим Христом. В возрасте 12 и 24 лет Мани в видениях видел своего «небесного близнеца» ( сизигоса), призывающего его оставить секту своего отца и проповедовать истинное послание Иисуса в новом Евангелии.
Затем Мани отправился в Индию ( саки в современном Афганистане ), где изучал индуизм и его различные дошедшие до нас философии, включая буддизм. Аль-Бируни говорит, что Мани отправился в Индию только после изгнания из Персии, но это могло быть ошибкой или вторым путешествием. Считается, что на его христианские корни повлияли Маркион и Бардайсан.
Вернувшись в 242 году, Мани представился Шапуру I, которому он посвятил свой единственный труд, написанный на персидском языке, известный как Шабухраган. Шапур не был обращен в манихейство и оставался зороастрийцем, но он поддерживал учение Мани, в котором смешались христианство, буддизм и зороастризм, и взял его в свой двор. Говорят, что Мани совершал чудеса, в том числе левитацию, телепортацию и исцеление, которые помогли ему получить новообращенных в иранской элите. Он также был известен как художник.
Преемник Шапура Хормизд I, правивший всего один год, продолжал покровительствовать Мани, но его преемник Бахрам I, последователь нетерпимого зороастрийского реформатора Картира, начал преследовать манихеев. Он заключил в тюрьму Мани, который умер в тюрьме в течение месяца, в 274 году. Согласно источникам, он провел свои последние дни, утешая посещающих его учеников, говоря, что его смерть не будет иметь никаких других последствий, кроме возвращения его души в царство света.
Последователи Мани изображали смерть Мани как распятие в сознательной аналогии с распятием Иисуса ; аль-Бируни говорит, что Бахрам приказал казнить Мани. Есть история, в которой утверждается, что с него содрали кожу и его труп повесили над главными воротами великого города Гундешапур; тем не менее, для этого рассказа нет никаких исторических оснований. Более вероятно, что его тело было изуродовано посмертным обезглавливанием, а его голова выставлена напоказ, что может быть первоначальным источником украшения.
Канон Мани включал шесть произведений, первоначально написанных на сирийском языке, и одно на персидском языке, Шапураган. Хотя ни одна из его книг не сохранилась в полной форме, существует множество их фрагментов и цитат, в том числе длинная сирийская цитата из одной из его работ, а также большой объем материала на среднеперсидском, коптском и многих других языках. Примеры сохранившихся частей его работ включают: Шабухраган (среднеперсидский), Книгу гигантов (многочисленные фрагменты на многих языках), Фундаментальное послание (подробно цитируемое святым Августином), ряд фрагментов его Живого Евангелия (или Великое Евангелие), сирийский отрывок, цитируемый Теодором Бар Конаи, и его Письмо в Эдессу, содержащееся в Кельнском мани-кодексе. Мани также написал книгу « Аржанг», священную книгу манихейства, уникальную тем, что она содержала множество рисунков и картин, отражающих и объясняющих манихейское творение и историю мира.
Учение Мани было направлено на то, чтобы преуспеть и превзойти учения христианства, зороастризма и буддизма. Он основан на жесткой дуализма от добра и зла, запертого в вечной борьбе.
Когда ему было за двадцать, Мани решил, что спасение возможно через образование, самоотречение, пост и целомудрие. По словам аль-Бируни, иранского ученого X века, Мани утверждал, что он Параклет, обещанный в Новом Завете, и Последний Пророк. Однако, согласно Лодевейку Дж. Р. Орту, термин «последний пророк, по всей вероятности, может быть заимствован из Корана Аль-Буруни, чтобы сформулировать претензии и религиозные претензии Мани». Поэтому Лодевийк Дж. Р. Орт заключает, что окончательное заявление о конечном характере внешности Мани не упоминается в манихейских писаниях.
В то время как его религия не была строго движением христианского гностицизма в более раннем виде, Мани действительно объявил себя «апостолом Иисуса Христа», а сохранившиеся до наших дней манихейские стихи часто превозносят Иисуса и его мать Марию с величайшим почтением. Также отмечается, что манихейская традиция утверждает, что Мани был реинкарнацией различных религиозных деятелей, включая Зороастра, исторического Будду, а также Иисуса.
Последователи Мани были организованы в церковную структуру, разделенную на класс «избранных» ( electi) и «одиторов» ( auditores). Только электы должны строго следовать законам, в то время как аудиторы заботятся о них, надеясь стать электами в свою очередь после реинкарнации.
Западная христианская традиция Мани основана на Сократе Константинопольском, историке V века. Согласно этому рассказу, один скиф, сарацин, муж египетской женщины, «ввел доктрину Эмпедокла и Пифагора в христианство»; что у него был ученик, «Будда, ранее звали Теребинт», который путешествовал по Персии, где он утверждал, что был рожден от девственницы, и впоследствии написал четыре книги, одну из мистерий, вторую - Евангелие, третью - «Сокровище»., и четвертый Heads. Во время выполнения некоторых мистических обрядов он был сброшен с пропасти даймоном и убит. Женщина, в доме которой он поселился, похоронила его, забрала его собственность и купила семилетнего мальчика по имени Кубрик. Этого мальчика она освободила и воспитала, оставив ему собственность и книги Будды-Теребинта. Затем Кубрик отправился в Персию, где взял имя Манес и изложил доктрины Будды Теребинта как свои собственные. Царь Персии, узнав, что он творит чудеса, послал за ним, чтобы исцелить его больного сына, а после смерти ребенка посадил Манеса в темницу. Оттуда он сбежал и полетел в Месопотамию, но по приказу персидского царя его выследили, схватили и содрали кожу живьем. Затем кожу набили соломой и повесили перед воротами города.
Согласно Иерониму, Архелай написал свой отчет о своем диспуте с «Манихеем» на сирийском языке, откуда он был переведен на греческий. Греческий утерян, и работа, помимо отрывков, существует только в латинском переводе с греческого сомнительного возраста и достоверности, вероятно, сделанном после V века. По Фотия говорится, что Гераклейский, епископ Халкидонский, в своей книге против манихеев, сказал Диспут Архелая была написана одним Хеджмониус, автор не иначе отслеживаемой, и дата неизвестна.
В латинском повествовании «Манес», как говорится, прибыл после своего бегства из двора из Аравиона, пограничной крепости, в Кашар или Каршар, город, который, как говорят, находился в римской Месопотамии, в надежде обратить там выдающегося христианина., по имени Марцелл, которому он послал письмо, начинающееся так: «Манихей, апостол Иисуса Христа, и все святые и девы со мной, пошли мир Марцеллу». В свой поезд он привел двадцать два (или двенадцать) юношей и девственниц. По просьбе Марцелла он спорил о религии с епископом Архелаем, которым был побежден; после чего он намеревался вернуться в Персию. По дороге он предложил поспорить со священником в городе Диодорид; но Архелай пришел занять место священника и снова победил его; после чего, опасаясь, что христиане выдадут его персам, он вернулся в Аравион.
На этом этапе Архелай представляет в беседе с людьми свою историю «этого Манеса», очень похожую на перепросмотр Сократа. Среди других подробностей следующие: что Скиф жил «во времена апостолов»; что Теребинт сказал, что ему навязали имя Будды; что в горах он был воспитан ангелом; что он был осужден за мошенничество персидским пророком по имени Паркус и Лабдаком, сыном Митры ; что в диспуте он учил о сфере, двух светилах, переселении душ и войне Начала против Бога; что «Корбициус» или Корбикус, около шестидесяти лет, перевел книги Теребинта; что он сделал трех главных учеников, Фому, Адда и Ерма, из которых послал первого в Египет, а второго в Скифию, а третьего оставил с собою; что двое первых возвратились, когда он был в тюрьме, и что он послал их добыть для него книги христиан, которые он затем изучал. Согласно латинскому повествованию, наконец, Манес по возвращении в Арабион был схвачен и доставлен персидскому царю, по приказу которого с него содрали кожу, его тело оставили птицам, а его кожу, наполненную воздухом, повесили в городе. ворота.
Мани описывается как художник, который основал сектантское движение против зороастризма. Он был преследован Шапуром I и бежал в Среднюю Азию, где он приобрел учеников и украсил картинами Чигил (или picturarum domus Chinensis) и другой храм, названный Галбита. Заранее подготовив пропитание в пещере, в которой был источник, он сказал своим ученикам, что собирается попасть на небеса и не вернется в течение года, после чего они должны были искать его в пещере, о которой идет речь. Затем они вернулись туда через год и нашли его, после чего он показал им иллюстрированную книгу, названную Эргенк, или Эстенк Аржанг, которую, по его словам, он принес с небес: после этого у него появилось много последователей, с которыми он вернулся в Персию в смерть Шапура. Новый король, Хормисдас, присоединился к секте и защитил ее; и построил Мани замок. Следующий царь, Бахрам или Варанес, сначала благоволил Мани; но, заставив его спорить с некоторыми зороастрийскими учителями, заставил содрать с него кожу живьем, а кожу набить и повесить. После этого большинство его последователей бежало в Индию и Китай.