Общая численность населения | |
---|---|
2,700,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Эфиопия | 2,700,000 |
Языки | |
язык волайтта, амхарский | |
Религия | |
В основном христиане-протестанты со значительным меньшинством эфиопских православных христиан тевахедо | |
Родственные этнические группы | |
Гамо, Гофа и другие омотики и юго-западные эфиопские народы. |
велайта, волайта или волайтта (Геэз : ወላይታ Волайтта) - этническая группа и ее бывшее королевство, расположенное на юге Эфиопии. Согласно последним оценкам (2017 г.), только в зоне Велайта население Волайты насчитывало 2,4 миллиона человек, или 2,31 процента населения страны, из которых 289 707 человек - горожане. Язык народа волайта, также называемый волайтта, принадлежит к омотической ветви афроазиатской языковой семьи. Несмотря на свою небольшую численность населения, народ волайта оказал большое влияние на национальную музыку, танцы и кухню Эфиопии.
Народ Волайты на протяжении сотен лет имел собственное королевство с королями (называемыми «Каво») и монархической администрацией. Раннее название королевства якобы было «Дамот » - это, как говорят, включает юг, юго-восток, юго-запад и часть центрального региона нынешней Эфиопии. Правителем был царь (Каво) Мотоломи, который упоминается в религиозной книге «Гедле Теклехайманот» как захватчик севера и царь, которому была отдана мать эфиопского святого Текле Хайманот. Некоторые предполагают, что святой был сыном этого царя. После поражения, которое охватило северную часть его территории, королевство уменьшилось до нынешних размеров и получило название Королевство Волайта. Таким образом, он оставался независимым королевством в течение сотен лет до экспансии императора Менелика II в регионы к югу от Шева в начале 1890-х годов. Бахру Зевде описал завоевательную войну как «одну из самых кровопролитных кампаний за весь период экспансии», а устная традиция волайта утверждает, что в битвах погибли 118 000 велайтских и 90 000 шеванских солдат. Каво (король), последний король Велайта, был побежден, и Велайта был завоеван в 1896 году. Затем Велайта была включена в состав Эфиопской империи. Однако Велайта имела форму самоуправления и управлялась губернаторами, непосредственно подчиненными королю до падения императора Хайле Селассие в 1974 году. Дерг впоследствии реструктурировали страну и включал Велайту в состав провинции Сидамо. Welayta ранее были известны как "Wolamo", хотя теперь этот термин считается уничижительным.
В 1991 году Переходное правительство Эфиопии (TGE) преобразовало страну в основанную на этнической принадлежности Регионы, а Велайта стали центром Региона 9. Позже Велайта была включена в Южный регион Наций, национальностей и народов (SNNPR, состоящий из бывших регионов 7, 8, 9, 10). и 11) как часть Зоны Семьен Омо. Власти области утверждали, что велайты настолько тесно связаны с другими омотикоязычными народами этой зоны, что нет никакого оправдания для отдельной велайта зоны. Лидеры Велайта, однако, подчеркнули, что у их народа особый язык и культура, и потребовали создания зоны для себя. В 1998 году региональное правительство попыталось ввести искусственно созданный язык, основанный на различных местных северных омотических языках и диалектах, в качестве нового языка образования и управления для зоны Семьен Омо. Это вызвало бурные протесты студентов, учителей и государственных служащих Велайта, что привело к изъятию нового языка. В ноябре 2000 года была создана зона велайта.
велайта - это омотический язык, на котором говорят в зоне волайта и некоторых частях Южные народы, народности и народный регион Эфиопии. Число говорящих на этом языке оценивается в 1 800 000 человек (UBS 1991); это родной язык народа Велайта.
Существуют противоречивые утверждения о том, насколько широко говорят на велайте. «Этнолог» идентифицирует один меньший диалектный регион: Зала. Некоторые считают, что Melo, Oyda и Gamo-Gofa-Dawro также являются диалектами, но большинство авторитетных источников, в том числе Ethnologue и ISO 639-3 теперь перечисляет их как отдельные языки. Различные сообщества говорящих также признают их как отдельные языки.
Велайта существует в письменной форме с 1940-х годов, когда Внутренняя миссия Судана впервые разработала систему для ее написания. Позднее система письма была пересмотрена группой под руководством доктора Брюса Адамса. Они закончили Новый Завет в 1981 году и всю Библию в 2002 году. Это был один из первых языков, которые Дерг выбрали для своей кампании по обучению грамоте (1979–1991). Гордость Велайтта своим письменным языком вызвала яростную враждебную реакцию в 1998 году, когда правительство Эфиопии распространило учебники, написанные на искусственном языке, основанном на слиянии волайтта с несколькими родственными языками. В результате учебники из Вегагоды были отозваны, а учителя вернулись в Волайтта.
Люди Велайта используют много пословиц. Большая их коллекция была опубликована в 1987 году (эфиопский календарь ) Академией эфиопских языков. Магистерская диссертация Фикре Алемайеху в 2012 г. в Университете Аддис-Абебы содержит анализ пословиц волайтта и их функций.
Играет музыка Велайта. видная роль в национальных развлечениях Эфиопии. Уникальные и динамичные мелодии Велайта повлияли на несколько стилей и ритмов, продолжая формировать самобытность эфиопского музыкального разнообразия. Различные известные эфиопские исполнители из других этнических групп включили музыкальный стиль Велайта в свои песни, в том числе вокалисты Тибебу Воркай, Тедди Афро и Цехай Йоханнес. Не менее влиятельны традиционные формы танца Велайта, которые часто перенимаются музыкантами и широко используются в эфиопских музыкальных клипах.
Сырая говядина, широко известная как «Курт», является глубоко укоренившейся культурной едой народа Велайта. Мало что известно о происхождении привычки есть сырое мясо. Сырой говяжий фарш, называемый народом гураге и куртом «Китфо», в основном подается по особым случаям, таким как праздники, такие как праздник «Обретение истинного креста» или праздник «Мескель», который ежегодно отмечается 27 сентября в Эфиопии. Более того, продукты Enset традиционно включаются в культурные мероприятия, такие как рождение, смерть, свадьбы и обряды посадки, сбора урожая и очищения.