Люди Гедео

редактировать
Этническая группа в Южной Эфиопии
Гедео
Общее население
986 977 (перепись 2007 г.)
Регионы с значительные группы населения
Эфиопия
Языки
язык гедео, амхарский
Религия
преимущественно протестантское христианство, традиционное, эфиопское православное христианство
Родственные этнические группы
Гуджи Оромо, Сидама, Велайта

Гедео - этническая группа на юге Эфиопии. Зона Гедео в Южном регионе народов, национальностей и народов (SNNPR) названа в честь этого народа. Они говорят на языке гедео, который является одним из кушитских языков.

Содержание
  • 1 Обзор
  • 2 Культура
  • 3 История
  • 4 Политика
    • 4.1 Столкновения между гедео и оромо
  • 5 Источники
Обзор

По данным национальной переписи населения Эфиопии 2007 года, эта этническая группа насчитывает 986 977 человек, из которых 75,05% проживают в СННПР, а 24,84% - в прилегающих частях Регион Оромия. Почти каждый шестнадцатый - 6,24% - проживает в городах.

Культура

Культура гедео отличается двумя особенностями. Первый - это баалле, традиция рангов и возрастных категорий, аналогичная системе Гада у народа оромо . Бекингем и Хантингфорд описывают систему как семь ступеней, охватывающих 10-летний период рождения, создавая 70-летний цикл. Асебе Регасса Дебело приводит устные предания, показывающие, что Гедео переняли эту практику от Гуджи Оромо, с которым у них исторически сложились близкие отношения. С другой стороны, их сельскохозяйственная экономика основана на выращивании ensete, как и их соседи, народ сидама, язык которых тесно связан с их языком. С геополитической точки зрения гедео - это рожки, а с этнической точки зрения - кушиты.

История

Происхождение гедео не очень хорошее. известный. Тадесс Киппи Канши упоминает одну историю, в которой гедео прослеживают свое происхождение от аборигенного племени Мургга-Госалло, возможно, самых первых людей, которые жили в этом районе. Другая традиция Гедео берет свое начало от некоего Дарасо, который был старшим братом Гудзё, предком Гуджи Оромо, и боро, предком Борана Оромо, двух пасторальных групп, живущих в восток Гедео; эта традиция, возможно, берет свое начало в практике оромо массового усыновления коренных этнических групп, известной как гуддифача. Сообщается, что у Дарасо было семь сыновей от двух жен, от которых произошли семь кланов Гедео: Дуббаа, Дарашша, Горггоршша, Ханума, Бакарро, Хенббаа и Логода. Они разделены на два класса или «домов»: shoole baxxe (старший), к которому принадлежат первые четыре, и sase baxee (младший), к которому принадлежат последние три. Shoole baxxee состоит из более чем двадцати пяти подплемен, в то время как sase baxxe состоит из десяти подплемен, все из которых экзогамны. Этим семи кланам были приписаны определенные роли, что означало, что только данный клан или подклан вносил членов из своих рядов на роль лидера, в то время как другие кланы или подкланы выполняли обязанности, связанные с ритуалами, традиционной медициной и т. Д. Аба Гада раньше выбирали из кланов Логода и Хенббаа.

Присоединение к расширяющейся Эфиопской империи в 1895 году привело к многочисленным социальным потрясениям. В тех областях, где Гедео «мирно подчинялась» местная администрация, не нарушалась, но там, где требовались военные действия, правили военные губернаторы, а иногда становились феодалами. Инкорпорация серьезно повлияла на их социально-экономическую, политическую и культурную автономию. Например, гедео было запрещено использовать свою традицию баалле в повседневной жизни, за исключением религиозных ритуалов, ведущих к социальной дезинтеграции и ослаблению социальных связей между различными племенами. У тех, кто сражался против Эфиопской империи, была конфискована их земля, и они были превращены в эфиопский эквивалент крепостных. Местные землевладельцы, известные как нафтанья и, имели право брать от одной трети (siso) до половины (gama) всего, что производили геббары. Помещики делали упор на производство кофе из-за его важности как товарной культуры - в интересах помещиков, а не крестьян Гедео. Вдобавок к этому от геббаров и их семей требовалось выполнять неоплачиваемую работу для домовладельцев. Геббары также должны были вносить асрат (одну десятую всей продукции) в эфиопскую церковь. Арендодатель также контролировал общественную жизнь габбара, требуя, чтобы они запрашивали его разрешение, прежде чем предлагать брак для его детей или отправить его детей в школу.

Однако один авторитет считает, что величайшее административное действие, которое изменило Жизнь Гедео пришлась на 1920-е годы, когда было введено измерение земли через каллад (веревку или кожаный ремешок длиной около 66–67 метров). В процессе измерения земли многие ранее незанятые земли и ранее покрытые лесом районы, которые находились под контролем традиционных властей, оказались в руках национальных властей. Это вынудило простых гедео отказаться от своих традиционных земель, на которых они росли ensete (как заявляли землевладельцы и мадерии, права на измеренные земли), и в сторону периферийных районов в поисках незанятых и лесных земель. Эта миграция привела к ассимиляции различных кланов, устранению традиционных нейтральных зон и стимулированию расчистки лесных массивов для выращивания смешанного кофе и ансета.

Протестантские миссионеры прибыли в начале 1950-х годов. Они основали две церкви: эфиопскую церковь Калехийуот и эфиопскую евангелическую церковь Меканейесус. Из них эфиопская церковь Калехийуот привлекла большую часть населения Гедео и имела далеко идущее влияние. Миссионеры нашли свою евангельскую работу довольно легкой, поскольку им оставалось только заменить Магено, Верховное Существо Гедео, христианским Богом. Более того, до прибытия христианских миссионеров у гедео практически не было формального образования. Горстка государственных школ находилась в городах. Миссионеры быстро определили этот пробел и использовали его в своих интересах, основав библейские и начальные школы. Гедео так стремились научиться читать и писать, что в начальных школах приходилось проводить вечерние уроки для взрослых при свете керосиновых ламп. Как пишет Тадесс Киппи Канши, «эти школы не только обучали религиозных кадров, но и кадров перемен».

Помещики, хорошо осознавая последствия, были категорически против любого образования Гедео и работали против усилия миссионеров, ограничивая их передвижение в сельской местности различными способами. В то время как миссионеры полагались на помощь своих новообращенных, чтобы обойти действие этих ограничений, местные элиты также нанесли удар по ним. Некоторые, такие как Муртти Обезе, один из первых новообращенных, евангелизировавших Гедео к югу от Дилы, потеряли свою жизнь в 1970 году в отдаленных районах Хагере Мариам Вореда и Тесфайе. Арго был убит во время аналогичной миссии в низинах.

С этим связана попытка Гедео вернуть утраченные права. В 1950-х годах были отобраны старейшины Гедео, которые подали петицию императору Хайле Селассие в Аддис-Абебе, но безрезультатно. Гедео вступил в схватку с эфиопской армией в 1960 году у холма Мишилле близ Диллы. С помощью традиционного оружия, такого как копья, против современного огнестрельного оружия, Гедео убил 68 правительственных войск и чиновников, в то время как последние убили 86 крестьян-гедео, «небольшое число, учитывая уровень военной мощи государства», - с некоторым удовлетворением отмечает Асебе Регасса Дебело. Тем не менее это поражение привело к преследованию местных протестантов властями. Руководителей церкви обвинили в подстрекательстве людей к феодальному правительству, церковные собрания были запрещены. Кроме того, правительственные власти насильственно переселили Гедео в Адола, Хагере Мариам (Буле Хора) и другие территории Гуджи Оромо, расположенные далеко от родины Гедео. Хотя падение императора Хайле Селассие сначала привело к улучшению условий, таких как земельная реформа, но эти улучшения длились недолго. Обман и обман стали «нормальными» способами, которыми пользуется большинство городских купцов в отношениях с крестьянами-гедео. Политические комиссары сказали им, когда собирать урожай, когда продавать и кому продавать, и эти чиновники в конечном итоге попытались добиться коллективизации сельского хозяйства на Гедео. В ответ фермеры вступили в столкновение с правительственными солдатами в 1981 году возле Раго-Кишши.

Политика

Помимо системы баалле, до их завоевания Эфиопской империей в 1890-х годах гедео жили в федерации. трех территорий, называемых Сассерого, или «три Рога». Эти Рога, Соббхо, Рибута и Рикута разделяли одну Аба Гада, которая была похожа на офис оромо, и каждые восемь лет переходила к новому должностному лицу в следующем возрасте, установленном на церемонии, также известной как балл. Согласно традиции Гедео, все руководящие должности от Аба Гады наверху до офиса Хиитича занимали на церемонии баалле, в то время как определенные роли выполнялись определенными кланами или подкланами.

Когда границы были установлены. Проведенная между новым SNNPR и административными единицами Оромия во время Переходного правительства Эфиопии, большая часть территории, первоначально принадлежавшая Гуджи Оромо, включая комплекс Каллу (галма) в Венаго, была передана СННПР. Местный Гуджи Оромо был недоволен такой договоренностью и безуспешно обжаловал решение в канцелярии тогдашнего премьер-министра. Это привело к ожесточенным столкновениям в Хагере Мариам вореда между Гуджи и Гедео в апреле – мае 1995 года. Федеральная армия попыталась вмешаться между ними, чтобы остановить боевые действия, но только преуспела в том, чтобы стать целью боевиков Гуджи.

Столкновения Гедео и Оромо

Конфликт между Гуджи Оромо и народом Гедео в Зоне Гедео с 2018 года привел к тому, что в Эфиопии больше всего людей покинуло свои дома в мире в 2018 году - 1,4 миллиона новых перемещенных лиц.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-21 13:46:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте