Gadaa

редактировать
Демократическая система, в которой доминируют люди оромо в Эфиопии и Северной Кении Профессор Асмером Легессе в ткани Abbaa Gadaa. Флаг Gadaa

Гада (старое написание: Гада ; буквально: эра) - это местная демократическая система управления, используемая оромос в Эфиопии и северной Кения. Его также практикуют консо и гедео южной Эфиопии. Система регулирует политическую, экономическую, социальную и религиозную деятельность общины.

При Гадаа каждые восемь лет оромо выбирает на основе консенсуса девять лидеров, известных как Салган я'ии Борана (девять собраний Борана). Лидер, избранный системой гадаа, остается у власти только в течение 8 лет, а выборы состоятся в конце этих 8 лет. Каждый раз, когда Аббаа Гадаа умирает при исполнении своих функций, бокку (символ власти) переходит к его жене, и она хранит бокку и провозглашает законы.

Система Гада внесена в список ЮНЕСКО as Нематериальное культурное наследие с 2016 года. Это детище Оромо из Мадда Валабу района в Оромия. Люди оромо считали систему своим общим наследием и одним из основных факторов, определяющих свою идентичность. Это система, с которой народ оромо управлял собой демократическим путем на протяжении веков.

Оромо управляли собой в соответствии с системой Гадаа задолго до 16 века, когда между ними и христианское королевство на севере и исламские султанаты на востоке и юге. В результате Оромо впитывает христианство и ислам религии. Группы Борана и Гуджи недалеко от эфиопско-кенийской границы могут практиковать Гадаа без перерыва. С созданием регионального государства Оромия в рамках новой системы этнического федерализма в Эфиопии, система Гадаа в Оромии начала ренессанс. В 2015 году был открыт центр Gadaa в Odaa Bultum, а в 2018 году Gadaa Center в Odaa Hullee был восстановлен после двухвекового перерыва. В 2019 году Университет Буле Хора запустил магистерскую программу по исследованиям Гадаа.

Содержание
  • 1 Характеристика
    • 1.1 Люба
    • 1.2 Баалли
    • 1.3 Партия Гадаа (Гогесса Гадаа)
  • 2 Исследования
  • 3 Текущий статус
  • 4 Критика
  • 5 Источники
  • 6 Библиография
Характеристика

Люба

Люба - это уровень Гадаа, в котором общество было структурировано как равное. группа по хронологическому возрасту или генеалогическому поколению. Каждая люба состоит из всех сыновей другого определенного класса. Вся оценка проходит через одиннадцать различных ступеней, каждая из которых основана на восьмилетнем цикле, и каждая имеет свой собственный набор прав и обязанностей.

Градации Гадаа
ДабаллеМладший ГааммиГлупецКуусааРааба ДоориГадааЮуба IЮуба II IIIGadaamoojjiiJaarsa
Возраст0-89-1617-2425-3233-4041-4849-5657-64 и 65-7273-80>80
ПерсонажиБез ответственностиСтудентВоенный стажерВоенныйВоинЛидерСоветникХранилище законаПроводит обрядыНет ответственности

Оценка переходит от одного стадии развития на следующий каждые восемь лет.

Баалли

Баалли - это процесс передачи власти от одной партии Гадаа к другой.

Партия Гадаа (Gogeessa Gadaa)

Существует пять партий Гадаа, известных как шанан Гадаа Оромоо. Эти партии следуют пяти мировоззрениям народа оромо. К власти планомерно приходят пять партий Гадаа. Партия приходит к власти раз в сорок лет. Следовательно, не будет прямой конкуренции между пятью партиями Гадаа, скорее конкуренция будет между отдельными лицами внутри партии. Пять партий Гадаа имеют разные названия: Бурана, Маккаа-Туулама, Арси, Гуджи и Итуу-Хумбанна.

Партии Гадаа
БуранаМаккаа-ТууламаАрсиГуджиИтуу-Хумбанна
Меэльба / ХармуфаБирмаджииБирмаджииХармуфаХората
Муудана / РубалиМичили / МууданаРубалиРубалиДиббака
Киилоли / БирмаджииДуулу / ХалчиисаБахараМууданаДиббесса
Бийфоли / МулдхатаМеелбаа / ХамбиссааГоратаХалчиисаФадата
Мичили / ДуулуРобалиДараара
Исследование

Гадаа изучали несколько ученых. Legesse писал, что Гадаа - это «один из самых удивительных и поучительных поворотов в эволюции человеческого общества». В дополнение к своей докторской диссертации в Гарварде, Легесс опубликовал книгу, в которой Гадаа позиционируется как африканская демократия, которая может дать информацию для конституционных мыслителей. Покойный Дональд Левин сказал, что Гадаа - это «одна из самых сложных систем социальной организации, когда-либо изобретенных человеческим воображением». Для Джалаты Гадаа представляет собой «всю цивилизацию оромо».

Текущий статус

Принимая во внимание символическое значение Гадаа для оромо, а также его структурные новшества, исследователи в области права, коренных народов и панафриканизма изучают, как можно использовать эту систему в 21 веке. Например, в диссертации З. Сирны под названием «Эфиопия: когда правит демократия Гадаа в федеративном государстве» рассматривается вопрос о том, как система может быть интегрирована с современной федеральной структурой Эфиопии, выступая в качестве механизма управления региональным национальным государством Оромия. Сирна проанализировал систему Гадаа в связи с совещательными формами политического участия, используемыми в западных контекстах. Он приходит к выводу, что метод «консенсуса через диалог» в системе Гадаа уникален, но прочно укоренен в западных демократических нормах и, таким образом, хорошо подходит для внедрения в рамках федерально структурированной демократии Эфиопии. Политическая партия, известная как GSAP (Партия развития системы Гадаа), основывает свою идеологию на принципах Гадаа. Футуристический проект управления 2.0 под названием BitGadaa черпает вдохновение из принципов и структуры Gadaa.

Критика

Гадаа критиковали за патриархальность, поскольку он исключает женщин из политической жизни. В этом, по мнению Legesse, главный недостаток демократии оромо. Другие недостатки включают жесткость правил и вопрос о масштабировании Гадаа на миллионы людей.

Исторически Гадаа считался лучшим методом правления, чем другие формы правления в регионе. В регионах, куда вторглись и завоевывали оромо, в том числе вокруг Сидамы и Сомали, система Гадаа на практике была репрессивной, хотя и провозглашалась демократической и справедливой в устной традиции оромо. По словам этноисторика Ульриха Браукемпера, меньшинства и те, кто ассимилировался, например хадийя, «считались имеющими более низкий социальный статус, чем« чистые »оромо, и не обладали равными правами в системе Гадаа».

Ссылки
Библиография
  • Беквит, Кэрол ; Фишер, Анджела ; Хэнкок, Грэм. «Глава 9: Духовные миры». African Ark. Нью-Йорк : Henry N. Abrams, Inc., 1990. ISBN 0-8109-1902-8
  • Ульрих Браукемпер, Layers Islamic История и культура в Южной Эфиопии (2003)
  • Джозеф Ван де Лоо, «Культура Гуджи Оромо в Южной Эфиопии». Берлин: Реймер, 1991.
  • Асмаром Легессе, «Гадаа: три подхода к изучению африканского общества», 1973
  • Дональд Левин, «Великая Эфиопия: эволюция многонационального общества», 1974
  • Асмаром Легесс, «Демократия оромо: политическая система коренных народов Африки», 2006 г.
  • Асафа Джалата, Гадаа (демократия оромо): пример классической африканской цивилизации, Журнал панафриканских исследований (2012)
  • Тенна Дево. 2008. Концепция мира в системе Оромо Гадаа: ее механизмы и моральное измерение. Журнал исследований оромо 15.1: 139-180. Доступ в Интернет
  • Z. Сирна, «Эфиопия: когда в федеративном государстве правит демократия Гадаа», 2012
  • Участники, участвующие в программе, «Система Гадаа народа оромо», последнее изменение 7 сентября 2018 г. Получено с https: //participedia.xyz/method/4865
Последняя правка сделана 2021-05-21 10:01:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте