The estampie (французский : estampie, окситанский и каталонский : estampida, итальянский : истанпитта) - средневековый танец и музыкальная форма, которая была популярной инструментальной и вокальной формой в XIII и XIV веках. Это имя также применялось к поэзии (Bellingham 2002).
Эстампи по форме похож на lai, состоящий из последовательности повторяющихся разделов (Bellingham 2002). Согласно Йоханнесу де Грошео, существовали вокальные и инструментальные эстампи (для которых он использовал латинскую кальку «stantipes»), которые несколько различались по форме тем, что вокальный эстампи начинался с припева, то есть повторяется в конце каждого стиха (Страница 2012) harv error: no target: CITEREFPage2012 (help ). Также, по словам Грохейо, повторяющиеся части как в вокальном, так и в инструментальном эстампи назывались puncta (единственное число) (Hiley 2001) в форме:
Два утверждения каждого punctus различаются только своими окончаниями, описанными как apertum («открытый») и clausum («закрытый») Grocheio, который считал, что шесть puncta были стандартными для stantipes (его термин для эстампи), хотя ему были известны слова с семью пунктами (Hiley 2001). Таким образом, структура может быть представлена как:
Иногда одни и те же два окончания используются для всех точек, создавая структуру
Подобная структура была характерна для сальтарелло, другого средневекового танцевать.
Самым ранним известным примером этой музыкальной формы является песня "Kalenda maya", написанная troubadour Раймбаутом де Вакейрасом (1180–1207) на мелодию эстампида, которую играют французские жонглеры (McGee 2012). «В двух поэтических трактатах эстампи описывается как поэтическая и музыкальная форма, а в музыкальном трактате подробно описывается как вокальная форма, так и инструментальный танец» (McGee 2012). Примеры XIV века включают эстампи с субтитрами, такими как «Изабелла» и «Tre fontane» (McGee 2014, 8–15). Танцы без эстампи, найденные в Br. Lib. Добавьте 29987, чтобы включить танцевальные пары, такие как «Lamento di Tristano» и «La Manfredina» (каждая в паре со следующей «rotta») и Dança amorosa (в паре со следующим «troto») (McGee 2014, 15).
Хотя эстампи, как правило, монофонический, существуют также двухголосные композиции в форме эстампи, например, три для клавишных в фрагменте Робертсбриджа.
Согласно Грохейо, скрипка была высшим инструментом того периода, а стантипы вместе с cantus coronatus и ductia были основными формами, которые играли на скрипке перед богатыми в их праздновании (стр. 2001).
Эстампи - первый известный жанр танцевальной музыки средневековой эпохи, который существует и сегодня. Эстампи может быть монофоническим (одна музыкальная линия) или полифоническим (воспроизведение множества звуков). Мелодия является монофонической и воспринимается как самая заметная мелодия. Однако мелодия становится полифонической, когда инструменталисты аккомпанируют ей вокруг одной написанной мелодии (Hoppin 1978,). Эстампи был исполнен в живом тройном метре, первичном делении на три доли такта. Во время полифонических аранжировок линии не пересекаются. Верхняя строка находится в диапазоне сопрано / альта с использованием такого инструмента, как блок-флейта. Итог - в теноровом диапазоне с использованием такого инструмента, как рупор (McGee 2001). По словам парижского музыкального теоретика Йоханнеса де Грошео, когда в эстампи играли как развлечение для богатых во время их пира, выступали только величайшие исполнители на вьеле. Grocheio объясняет разницу между вокальным и инструментальным эстампи в припеве (повторить). Припевания в инструментальном эстампи - это ноты, которые автоматически повторяются с каждым пунтумом (разделом). В вокальном эстампи слова содержат припев и не повторяются, поэтому последняя точка поется дважды (McGee 2001). Grocheio описал разную длину точек как нерегулярную и сложную. Далее он заявляет, что эта трудность привлекает внимание как игроков, так и слушателей и отвлекает умы богатых от злых мыслей (Стр. 2001). Эти различия в пунктах, то есть разной длине фраз, не имеют ударной меры, связанной с ритмическими звуками, общими для всех инструментов. Длина ударных тактов одинакова в дуктии, но неодинакова по длине в эстампи (McGee 2001).
Согласно OED, название происходит от провансальского estampida, женского рода от estampit, причастия прошедшего времени от estampir «звучать» (Oxford English Dictionary 2005).