Йоханнес Чикония (c.1370 - с 10 июня по 13 июля 1412 г.) был важным Фламандский композитор и теоретик музыки из музыки треченто конца средневековья. Он родился в Льеже, но большую часть своей взрослой жизни проработал в Италии, в частности, служил в папской часовне (-ах) в Риме, а затем и, что наиболее важно, в Падуанском соборе.
Он был сыном священник (также известный как Иоганнес Чикония) и женщина с высоким социальным статусом. Поскольку по крайней мере трое других мужчин в Льеже тоже носили это имя, это создало биографическую путаницу, впервые разрешенную Дэвидом Фаллоусом в 1975 году. Иоганнес Чикония, вероятно, отец композитора, работал в Авиньоне в 1350 г. в качестве клерка у жены племянника Папы Климента VI. Другой Иоганн Чикония записан в Льеже в 1385 году как двенадцатиперстная кишка, обычно идентифицируя человека молодого возраста; Ученые сходятся во мнении, что это сам композитор.
Папские записи предполагают, что Цикония состояла на службе у Папы Бонифация IX в Риме в 1391 году. Его местонахождение с начала 1390-х по 1401 год неизвестно. С 1401 года до своей смерти в 1412 году он был в некоторой степени связан с собором Падуи. Однако неясно, прибыл ли Чикония в Падую раньше 1401 года. Его жалоба Con lagrime bagnadome описана в одном источнике как написанная по поводу смерти Франческо Каррарского - если это относится к Франческо иль Нуово («Новый»), это будет датироваться после 1406 г.; если, однако, это было написано для смерти Франческо иль Веккьо («Старый»), как предполагали ученые, это поместило бы его в Падую уже в 1393 году. Существует также возможность промежуточного пребывания в Павия (по предположению ученых Джона Надаса и Агостино Зиино) на том основании, что именно здесь он соединился с домом Висконти и приобрел знания ars subtilior стиль и композиции Филиппа де Казерта, цитируемые в его Sus un fontayne («Под фонтаном») (см. Ниже).
Музыка Ciconia - это эклектичная смесь стилей. Типичные для северной Италии произведения, такие как его мадригал Una panthera, появляются вместе с произведениями, пропитанными французским ars nova. Более сложные поверхности стиля ars subtilior в Sus un fontayne. Хотя по стилю он остается поздним средневековьем, его письмо все чаще указывает на мелодические узоры Возрождения, например, в его сеттинге O rosa bella. Он писал музыку как светскую (французский virelais, итальянский баллат и мадригалы ), так и духовную (motets и Mass движения, некоторые из них изоритмичные ) по форме. Он также является автором двух трактатов о музыке, Nova Musica и De Proportionibus (которые развивают некоторые идеи в Nova Musica). Его теоретические идеи берут начало в более консервативной маркеттианской традиции, в отличие от его падуанского современника Prosdocimus de Beldemandis.
Хотя противоречия и более поздние рукописные источники его сочинений предполагают, что он был хорошо известен в Флоренция, его музыка почти не представлена в основных флорентийских источниках того периода; например, Кодекс Squarcialupi не содержит ничего от Ciconia. Но с другой стороны, многие из его песнопений и массовых движений включены в рукопись, известную как «Болонья MS Museo Internazionale e Biblioteca della Musica Q15».