Ars subtilior

редактировать
Музыкальный стиль позднего средневековья Шансон о любви, Belle, bonne, sage, by Baude Кордье в форме сердца, с красными нотами, указывающими на ритмические изменения.

Ars subtilior (латинское для «тонкого искусства») - это музыкальный стиль, характеризующийся по ритмической и нотационной сложности с центром в Париже, Авиньоне на юге Франции, а также в северной Испании в конце четырнадцатого века. Этот стиль также присутствует в репертуаре французских киприотов. Часто этот термин используется в отличие от ars nova, который относится к музыкальному стилю предшествующего периода примерно с 1310 по 1370 год; хотя некоторые ученые предпочитают рассматривать ars subtilior как подкатегорию более раннего стиля. Основными источниками ars subtilior являются Кодекс Шантильи, Кодекс Модены (Mod A M 5.24) и (Torino J.II.9).

Содержание

  • 1 Обзор и история
  • 2 Условные обозначения
  • 3 Список композиторов
  • 4 Примеры
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Дополнительная литература

Обзор и история

В музыкальном плане произведения ars subtilior очень изысканные, сложные и трудные для исполнения, и, вероятно, были созданы, спеты и наслаждались небольшой аудиторией специалистов и ценителей. Музыковед Ричард Хоппин предлагает превосходную степень ars subtilissima, говоря, что «только в двадцатом веке музыка снова достигла самых тонких утонченностей и ритмических сложностей маньеристического стиля». Это почти исключительно светские песни, и их темой являются любовь, война, рыцарство и рассказы классической древности. Есть даже песни, восхваляющие общественных деятелей (например, Антипапа Климент VII ). Дэниел Олбрайт сравнивает авангард и модернистскую музыку 20 века с «акцентом на создание музыки посредством технического эксперимента» с прецедентом, созданным ars subtilior движение "автономное удовольствие расширять царство звука". Он цитирует вечный канон Бода Кордье (Я сочиняю все по компасу), записанный на круглом жезле.

Олбрайт противопоставляет эту мотивацию «выразительной срочности» и «подчинению правилам ремесла», и, действительно, «ars subtilior» было придумано музыковедом Урсулой Гюнтер в 1960 году, чтобы избежать негативных коннотаций. терминов маньеристический стиль и манерные обозначения. (Чеканка Гюнтера основана на ссылках в Tractatus de diversis figuris, приписываемых Филиппу де Казерта, на композиторов, переходящих к стилю «post modum subtiliorem comparantes» и разрабатывающих «artem magis subtiliter».)

Одним из центров активности стиля был Авиньон в конце вавилонского плена папства и во время Великого раскола (1378–1417), время в течение у Западной церкви был папа как в Риме, так и в Авиньоне. Город на Роне превратился в активный культурный центр и произвел на свет наиболее значительную сохранившуюся часть светской песни конца XIV века.

Стиль распространился на север Испании и так далее. как Кипр (который в то время был французским культурным форпостом). Этот стиль использовали французские, фламандские, испанские и итальянские композиторы.

Обозначения

Рукописи произведений в ars subtilior иногда сами по себе имели необычную и выразительную форму, как форму глаза музыка. Наряду с круговым каноном Бод Кордье и партитурой в форме сердца, показанной выше, Якоба Сенлеша La Harpe de melodie написан в форме арфа.

Список композиторов

Основными композиторами ars subtilior (тех, у кого известны как минимум три композиции в этом стиле) являются Антонелло де Казерта, Иоганн Кувелье, Эгидиус, Галиот, Маттео да Перуджа, Филипоктус де Казерта, Якоб Сенлечес и Требор. Другие композиторы, связанные с этим стилем, включают:

Примеры

Ссылки

Источники

  • Олбрайт, Дэниел. 2004. Модернизм и музыка: антология источников. Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-01267-0.
  • Апель, Вилли. 1973. "Развитие французской светской музыки в четырнадцатом веке". Musica Disciplina 27: 41–59.
  • Гюнтер, Урсула. 1960. "Die Anwendung der Diminution in der Handschrift Chantilly 1047". Archiv für Musikwissenschaft 17: 1–21.
  • Хоппин, Ричард Х. 1978. Средневековая музыка. Нью-Йорк, W.W. Norton Co., 1978. ISBN 0-393-09090-6.
  • Джозефсон, Норс С. 2001. "Ars Subtilior". Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Macmillan Publishers.

Дополнительная литература

  • Апель, Вилли. 1950. "Французская светская музыка конца четырнадцатого века". Средневековая академия Америки. текст онлайн
  • Фэллоуз, Дэвид. "Ars nova" в словаре музыки и музыкантов New Grove, изд. Стэнли Сэди. 20 т. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2.
  • Джозефсон, Нора С. "Ars subtilior" в словаре музыки и музыкантов New Grove, изд. Стэнли Сэди. 20 т. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2.
  • Бергер, Анна Мария Буссе. 2002. «Эволюция ритмической нотации». В Кембриджской истории теории западной музыки под редакцией Томаса Стрит Кристенсен, 628–56. Кембриджская история музыки. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-62371-5
  • Глисон, Гарольд и Уоррен Беккер, «Музыка в средние века и музыкальная литература эпохи Возрождения». Серии I. Блумингтон, Индиана. Frangipani Press, 1986. ISBN 0-89917-034-X.
  • Гюнтер, Урсула. 1963. "Das Ende der Ars Nova". Die Musikforschung 16: 105–120.
  • Гюнтер, Урсула. 1964. "Zur Biographie einiger Komponisten der Ars Subtilior". Archiv für Musikwissenschaft 21: 172–99.
  • Гюнтер, Урсула. 1965. Motets of the Manuscripts Chantilly, Musée condé, 564 (olim 1047) и Modena, Biblioteca estense, a. М. 5, 24 (олим лат. 568). Corpus Mensurabilis Musicae 39. Нойхаузен: Американский институт музыковедения. Переиздание без изменений, 1998.
  • Гюнтер, Урсула. 1991. "Die Ars subtilior". Hamburger Jahrbuch für Musikwissenschaft 11: 277–88.
  • Hentschel, Frank. 2001. "Der Streit um die Ars Nova: Nur ein Scherz?" Archiv für Musikwissenschaft 58: 110–30.
  • Хоппин, Ричард Х. 1960–1963. Кипрско-французский репертуар (15 в.) Рукописи Турина, Biblioteca Nazionale, J.II.9, 4 тт. Corpus Mensurabilis Musicae 21. Рим: Американский институт музыковедения.
  • Хоппин, Ричард Х. 1968. Кипрский равнина манускрипта Турин, Biblioteca Nazionale J. II. 9, факсимильное издание с комментариями. Музыковедение и документы 19. Рим: Американский институт музыковедения. ISBN 978-1-59551-256-7.
  • Келер, Лори. 1990. Pythagoreisch-platonische Proportionen в Werken der ars nova und ars subtilior. 2 тт. Göttinger musikwissenschaftliche Arbeiten 12. Кассель и Нью-Йорк: Bärenreiter. ISBN 3-7618-1014-8
  • Пиявка-Уилкинсон, Дэниел. 1990. "Ars Antiqua - Ars Nova - Ars Subtilior". В древности и средневековье: от Древней Греции до пятнадцатого века, под редакцией Джеймса Маккиннона, 218–40. Человек и музыка. Лондон: Макмиллан. ISBN 0-333-51040-2 (в корпусе) ISBN 0-333-53004-7 ( pbk)
  • Ньюс, Вирджиния Эрвин. 1977. "Имитация в Ars Nova и Ars Subtilior". Revue belge de musicologie / Belgisch tijdschrift voor muziekwetenschap. 31: 38–59.
  • Пирротта, Нино. 1966. "Ars Nova e stil novo". Rivista Italiana di Musicologia 1: 3–19
  • Пламли, Иоланда М. 1991. «Стиль и структура в шансоне конца 14 века». Кандидат наук. дисс., Эксетерский университет.
  • Пламли, Иоланда М. 1996. Грамматика мелодии четырнадцатого века: тональная организация и композиционный процесс в шансах Гийома де Машо и Ars Subtilior. Выдающиеся диссертации по музыке британских университетов. Нью-Йорк: Гарленд. ISBN 0-8153-2065-5
  • Пламли, Иоланда М. 1999. «Цитирование и аллюзия в поздней Арс Нова: случай« Эсперанс »и« Эн. сопутствующие песни ». История старинной музыки 18: 287–363.
  • Пламли, Иоланда и Энн Стоун. 2008. Codex Chantilly: Bibliothèque du Château de Chantilly Ms. 564 факсимильное издание с комментариями. Турнхаут, Бельгия: Brepols (распространяется Old Manuscripts Incunabula ). ISBN 978-2-503-52776-5.
  • Смит, Ф. Джозеф. 1964. «Ars Nova: новое определение? (Наблюдения в свете Speculum Musicae I Жака де Льежа» Часть 1. Musica Disciplina 18: 19–35.
  • Смит, Ф. Джозеф. 1965. «Ars Nova: новое определение?» Часть 2. Musica Disciplina 19: 83–97.
  • Смит, Ф. Джозеф. 1983. «Критика Жаком де Льежем новаторских обозначений Ars nova». The Journal of Musicological Research 4: 267–313
  • Stone, Anne. 1996. «Che cosa c'è di più sottile riguardo l'ars subtilior?» Rivista Italiana di Musicologia 31: 3–31.
  • Танай, Дорит. 1999. Отмечая музыку, создавая культуру: интеллектуальный контекст ритмической нотации, 1250–1400. Музыковедческие исследования и документы 46. Хольцгерлинген: Американский институт музыковедения и Hänssler-Verlag. ISBN 3-7751-3195-7

.

Последняя правка сделана 2021-06-11 20:19:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте