Изоритм

редактировать
См. Также: Изометр Транскрипция в современных обозначениях изоритмического тенора от открытия Кирия от Гийома де Мего «ов Мессы де Nostre Дадут (с. 1360). Цвет 28 смол выполнен с TALEA четырех длительностей, который повторяется семь раз (28 ÷ 4 = 7).

Изоритм (от греческого «один и тот же ритм») - это музыкальная техника, использующая повторяющийся ритмический паттерн, называемый талой, по крайней мере, в одной голосовой части на протяжении всей композиции. Taleae обычно применяется к одному или нескольким мелодическим паттернам высоты тона или цвета, которые могут быть одинаковой или отличной по длине от Talea.

История и развитие

Изоритмы впервые появляются во французских песнопениях 13 века, например, в Кодексе Монпелье. Хотя теоретики 14-го века использовали слова талея и цвет - последнее в различных смыслах, связанных с повторением и украшением, - термин «изоритм» не был введен до 1904 года музыковедом Фридрихом Людвигом (1872–1930), первоначально для описания практики. в полифонии 13 века. Позже Людвиг расширил его использование на музыку Гийома де Машо 14-го века. Впоследствии Генрих Бесселер и другие музыковеды расширили сферу его применения как организующий структурный элемент в композициях 14 и начала 15 веков, в частности, мотетов. Некоторые из самых ранних произведений, построенных на основе изоритмов, представляют собой мотеты начала XIV века различных композиторов в иллюминированной рукописи романа де Фовеля. Двумя наиболее известными авторами изоритмических мотетов той эпохи являются Филип де Витри (1291–1361) и Гийом де Машо (ок. 1300–1377). Мотет № 2 Махаут, De souspirant / Tous corps qui de bien amer / Suspiro, является примером типичного использования изоритма в XIV веке.

Изоритм является логическим продолжением ритмических режимов, которые управляли большинством позднесредневековой полифонии. Отбросив модально-ритмические ограничения, изоритм стал важным организующим принципом большей части французской полифонии 14-го века, распространив сказку начальной части на всю композицию в сочетании с вариациями соответствующего цвета. « Игривая сложность... [ сказок ], которая смешивает измерения и подвергается уменьшению вдвое - стала типичной, даже определяющей чертой мотетов в 14 веке и позже».

Структурная схема изоритмического тенора в Sub arturo plebs Иоганна Алана - Fons citharizantium - In omnem terram

Структурная схема справа показывает изоритмический тенор позднего песнопения четырнадцатого века, к югу от Arturo плебса - Fons citharizantium - В omnem terram по Иоганну Аланус (. С концом 14 века), показывая трехкратный изоритмическое умаление. Первый нотоносец: предсуществующая григорианская мелодия cantus firmus, от первого антифона для первого ноктюрна общин для апостолов, In omnem terram exivit sonus eorum («их голос разнесся по всему миру»). Фирменный кант песнопения на полную пятую часть выше оригинального песнопения; ноты, используемые для тенора, отмечены красным. Второй нотоносец: изоритмический тенор в нотной записи. Цифры 1–3 и скобки обозначают три ритмически идентичные последовательности ( талые). Три знака измерения в начале определяют характер уменьшения, указывая тем самым, tempus perfectum cum prolatio maior, tempus perfectum cum prolatio minor и tempus imperfectum cum prolatio minor, соответственно. (В рукописи эти знаки фактически находятся в конце строки вместе со знаком повторения.) Ставки 2–5: сокращенная транскрипция в современных обозначениях. Каждая строка представляет собой одно полное повторение мелодии ( цвета) тенора, включая по три сказки в каждой, в результате чего получается структура из девяти частей. (Внутри каждого цвета здесь отображаются только первые несколько нот каждой сказки.) Три знака измерения в строке выше соответствуют изменению размеров:9 8, 6 8, 4 8.

В последующие десятилетия и в 15 веке верхние голоса все больше вовлекались в изоритмическую организацию. Многие композиции стали изоритмичными во всех голосах - практика, известная как панисоритм. В таких композициях длина «цвета» и «талеи» часто бывает неравной, что приводит к повторению мелодии в различных ритмических образцах. Например, если «цвет» включает девять нот, а «сказка» - пять, «цвет» должен быть повторен пять раз, прежде чем две схемы снова перестроятся. Примеры можно найти в мотетах и ​​массовых движениях Джона Данстейбла, Йоханнеса Чиконии и Гийома Дю Фэя.

Месса 15-го века композитора, известного как Пикард, найденная в рукописи Старого зала (названной в честь английского города, в котором она была в конечном итоге обнаружена), демонстрирует высокую изощренность и сложность панизоритмических техник. Нижние части имеют повторяющийся цвет и складки, объединяющие композицию. В верхних частях есть четыре разных талея, по одной для каждой основной части композиции. Ритмические отношения между верхними и нижними партиями меняются по мере развития музыки. Каждая четвертная нота в нижней части равна 4½ четвертной ноты в верхней части, создавая неравномерное соотношение 4: 9, что приводит к потере синхронизации партий. Затем нижняя часть постепенно сжимается в серии пифагорейских пропорций (12: 9: 8: 6), пока части не вернутся в правильное положение.

Как аналитическая концепция, изоритм доказал свою ценность для понимания музыкальных практик в других культурах; например, песни о культуре пейота некоторых групп североамериканских индейцев и музыка Индии и Африки.

использованная литература

Источники

дальнейшее чтение

  • Апель, Вилли (1959). «Замечания об изоритмическом мотете». В Les Colloques de Wégimont II, 1955: L'Ars nova; recueil d'études sur la musique du XIVᵉ siècle, под редакцией Сюзанны Клеркс-Лежен, 139–148. Париж: Société d'Edition "Les Belles Lettres".
  • Бент, Маргарет (2008). "Что такое изоритм?" В Quomodo Cantabimus Canticum? Исследования в честь Эдварда Х. Рознера под редакцией Дэвида Батлера Канната, Габриэлы Ильнитчи Карри, Рены Чарнин Мюллер и Джона Луи Надаса, 121–143. Публикации Американского института музыковедения : Разное, № 7. Миддлтон, Висконсин: Американский институт музыковедения. ISBN   978-1-59551-496-7.
  • Бент, Маргарет и Эндрю Уоти (2001). "Витри, Филипп де [Витриако, Виттриако]". Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Макмиллан.
  • Камминг, Джули (2003). Мотет в эпоху дю Фэ, переработанное переиздание. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-54337-8.
  • Эрп, Лоуренс (2018). «Изоритм». В «Критическом компаньоне средневековых мотетов» под редакцией Джареда К. Хартта, 77–101. Вудбридж: Бойделл. ISBN   978-1-78327-307-2.
  • Харбинсон, Денис (1966). «Изоритмическая техника в ранних мотетах». Музыка и письма 47, № 2 (апрель): 100–109.
  • Хартт, Джаред С. (2010). «Тональные и структурные последствия изоритмического дизайна в тенорах Гийома де Машо». Теория и практика 35: 57–94.
  • Hoppin, Richard H. (1978). Средневековая музыка. Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN   0-393-09090-6.
  • Пиявка-Уилкинсон, Дэниел (1982–83). «Родственные мотеты из Франции четырнадцатого века». Труды Королевской музыкальной ассоциации 109: 1–22.
  • Пиявка-Уилкинсон, Дэниел (1989). Композиционный прием в четырехчастных изоритмических произведениях Филиппа де Витри и его современников, 2 тт. Выдающиеся диссертации британских университетов. Нью-Йорк и Лондон: издательство Гарлендского университета.
  • Людвиг, Фридрих (1903–04). "Die 50 Beispiele Coussemaker's aus der Handschrift von Montpellier". Sammelbände der Internationalen Musik-Gesellschaft 5: 177–224.
  • Планшар, Алехандро Энрике (2013). "Пропорции и символика в некоторых песнях Ars Antiqua". Musica Disciplina 58: 231–264.
  • Сандерс, Эрнест Х. (2001). «Талия». Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Макмиллан.
  • Заярузная, Анна (2015). Чудовищное новое искусство: разделенные формы в позднесредневековом мотете. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   9781316194652.
Последняя правка сделана 2024-01-12 03:53:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте