Адам де ла Галле , также известный как Адам ле Босу (Адам Горбун ) (1240–1287) был французским трувером, поэт и музыкант. Среди литературных и музыкальных произведений Адама - шансоны и jeux-partis (поэтические дискуссии) в стиле труверов; полифонические рондель и мотеты в стиле ранней литургической полифонии; и музыкальная пьеса «Jeu de Robin et Marion » (ок. 1282–83), которая считается самой ранней из сохранившихся светских французских пьес с музыкой. Он был членом Confrérie des jongleurs et bourgeois d'Arras.
А, «Боссу д'Аррас» и «Адам д'Аррас», предполагают, что он происходил из Арраса, Франция. Прозвище «Горбун », вероятно, было фамилией; Сам Адам указывает, что он им не был. Его отец, Анри де ла Галле, был известным гражданином Арраса, и Адам изучал грамматику, теологию и музыку в цистерцианском аббатство из Vaucelles, около Cambrai. Отец и сын участвовали в гражданских раздорах в Аррасе, и на короткое время были предназначены для церкви, но отказались от этого намерения и женились на некой Мари, которая фигурирует во многих его песнях, rondeaux, мотеты и jeux-partis. Впоследствии он присоединился к семье Роберта II, графа Артуа ; а затем был прикреплен к Карлу Анжуйскому, брату Людовика IX, за состояниями которого он следил в Египте, Сирии, Палестине и Италии.
При дворе Чарльз, после того как Чарльз стал королем Неаполя, Адам написал свои Jeu de Robin et Marion, самые известные из его произведений. Более короткие пьесы Адама сопровождаются музыкой, расшифровка которой в современной нотации с оригинальной партитурой дана в издании Кусемейкера. Его Jeu de Robin et Marion считается самой ранней французской пьесой с музыкой на светскую тему. Пастораль, повествующая о том, как Марион сопротивлялась рыцарю и оставалась верной пастуху Роберту, основана на старинном шансоне «Робин м'эйм, Робин м'а». Он состоит из диалогов, разнообразных припевами, уже ходящими в популярной песне. Мелодии, на которые они установлены, имеют характер народной музыки и более спонтанны и мелодичны, чем более сложная музыка его песен и песнопений. Фетис считал Le Jeu de Robin et Marion и Le Jeu de la feuillée предшественниками комической оперы. Адаптация пьесы Жюльена Тьерсо «Le Jeu Robin et Marion» была сыграна в Аррасе труппой парижской Opéra-Comique по случаю фестиваля в 1896 году в честь Адама.
Другая его пьеса, Le jeu Adan или Le jeu de la Feuillee (ок. 1262), представляет собой сатирическую драму, в которой он представляет себя, своего отца и горожан Арраса с их особенностями. Его работы включают конже, или сатирическое прощание с городом Аррас, и незаконченный шансон де жест в честь Карла Анжуйского, Le roi de Sicile, начатый в 1282 году; ему иногда приписывают еще одну короткую пьесу, Le jeu du pelerin.
Его известные произведения включают тридцать шесть шансонов (буквально «песни»), сорок шесть rondets de carole, восемнадцать партизан, четырнадцать. rondeaux, пять motets, один rondeau-virelai, один балет, один dit d'amour и один congé.
На Викискладе есть материалы, связанные с Адамом де ла Галле. |